литики должно быть накопление и воспроизводство человеческого потенциала.
Подводя итоги, нужно отметить, что проблема человеческого потенциала играет существенную роль в экономике региона и требует более глубо-
кого исследования, так как, на наш взгляд, наиболее актуальна на данном этапе развития общества.
Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.8.10).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике [Текст] / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.
2. Колин, К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика [Текст] / К.К. Колин // Вестник Российской Академии естественных наук. - 2003. - № 4. - С. 3.
3. Мингалева, Ж.А. Научный и образовательный потенциал инновационного развития национальной экономики [Текст] / Ж.А. Минга-
лева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2008. - № 4 (61). - С. 21.
4. Мингалева, Ж.А. Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) [Текст] / Ж.А. Мингалева // Экономика региона. - 2007. - № 4. - С. 255.
5. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. -М., 1999.
Отраслевая экономика
УДК 336.77.067.32
А.А. Грачева
Адаптация к посткризисным условиям финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования
Реализация региональных программ ипотечного жилищного кредитования (ИЖК), направленных на государственную помощь гражданам, имеющим статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, тесно связана с явлениями, происходящими на рынке ипотечного жилищного кредитования, где под влиянием кризиса произошла переоценка рисков на финансовых рынках, что повлияло на изменение условий выдачи ипотечных кредитов.
По данным Банка России, в 2009 г. объем выданных ипотечных кредитов составил 152,5 млрд р. и сократился в 4,3 раза по сравнению с 2008 г. [2]. Снижение доходов населения, рост безработицы в совокупности с ростом процентных ставок по ипотечным кредитам и снижением курса рубля, а также участившиеся случаи невыполнения или ненадлежащего выполнения застройщиками своих обязательств привели к росту просроченной ссудной задолженности по ипотечным кредитам. По итогам 2009 г. объем такой задолженности увеличился в три раза и составил 31,031 млрд р., или 2,6 % от общего объема ипотечного портфеля российских банков [2].
В конце 2009 г. наметилась тенденция к снижению ставок по ипотечным кредитам (по итогам года средневзвешенная процентная ставка по кредитам в рублях составила 14,3 %, снизившись на 0,3 процентных пункта по отношению к 2008 г.) [2].
Комплекс мер по улучшению ликвидности банковского сектора, предпринятый Банком России, позволил ведущим участникам рынка наряду со снижением процентных ставок смягчить и другие параметры ипотечных кредитов. В частности, сумма первоначального взноса в Сбербанке и ВТБ 24 была уменьшена с 30 до 20 % стоимости квартиры. По программе Сбербанка «Молодая семья» (для семей с детьми) размер
первоначального взноса был снижен с 20 до 15 % [2]. Кроме того, Сбербанк отказался от комиссионных сборов за оформление кредитов, в том числе ипотечных.
По прогнозам аналитиков, к концу 2010 г. средневзвешенные ставки составят 12-13 % в рублях, общий объем выдачи ипотечных кредитов возрастет вдвое (до 280-320 млрд р.) по сравнению с аналогичными показателями 2009 г. [2].
Привходящие изменения актуализируют задачи адаптации финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям. Практическая значимость этого вопроса усиливается и тем, что срок действия Федеральной целевой программы «Жилище» и большинства региональных программ ипотечного жилищного кредитования ограничивается 2010 г. [3].
С экономической точки зрения в основе финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования лежат финансовые отношения, связанные с безвозмездным (односторонним) движением денег, и кредитные отношения, связанные с возвратным и платным движением денег [5].
Под финансовым механизмом реализации региональных программ ИЖК следует понимать совокупность элементов и связи между ними, обеспечивающие взаимодействие субъектов ИЖК, направленные на государственную помощь гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем оказания финансовой поддержки и обеспечения доступа к ипотечным кредитным продуктам коммерческих банков.
Считаем, что адаптацию финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям целесообразно проводить в соответствии с элементами механизма, представленными далее в таблице.
Элементы финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования
Элементы финансового механизма Содержание элементов финансового механизма
Внешнее регулирование и контроль Государственное регулирование: законодательное и финансовое осуществляемое на различных уровнях государственной власти (федеральном, региональных и местных). Рыночное регулирование: формируется в сегментах рынка недвижимости и кредитного рынка конкретного региона. Государственный контроль и надзор: регулирование, мониторинг и контроль деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ РФ; контроль эффективности расходования бюджетных средств со стороны Счетной палаты РФ. Независимый контроль: контроль со стороны аудиторских организаций
Источники финансовых ресурсов Бюджетные: средства бюджетов различных уровней. Внебюджетные источники: средства АИЖК; средства Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК); собственные средства потенциальных заемщиков; собственные и привлеченные средства коммерческих банков; средства Пенсионного фонда РФ (материнский капитал); средства страховых и инвестиционных фондов; средства строительных организаций и пр.
Методы финансового обеспечения формирования и реализации региональных программ ИЖК Формирование финансовых ресурсов для реализации региональных программ ИЖК. Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реализуемые через администрации регионов, региональных операторов АИЖК и АРИЖК. Кредитование (выбирается коммерческим банком исходя из категорий заемщиков, вида кредитуемого объекта недвижимости). Рефинансирование ипотечных кредитов, реализуемое ипотечными агентами АИЖК, банками с государственным участием (выпуск ипотечных облигаций, секьюритизация ипотечных активов, перекредитование заемщиков). Управление рисками - применяется всеми институциональными участниками. Сюда входит: оценка кредитоспособности заемщика; оценка предмета залога; государственная регистрация предметов залога; страхование; работа с просроченной задолженностью (предоставление отсрочки по уплате основного долга или процентов по нему, увеличение сроков кредитования и пр.); реструктуризация ипотечного долга. Предоставление государственных гарантий по возврату ипотечных кредитов через АИЖК и региональные органы власти. Контроль (применяется в зависимости от его вида). Оценка эффективности региональных программ ипотечного жилищного кредитования
Финансовые рычаги Формы государственной поддержки заемщиков - государственные субсидии, жилищные сертификаты, материнский (семейный) капитал, льготные проценты по ипотечным займам. Ипотечный кредит. Система ограничений, основанная на требованиях к потенциальным участникам региональных программ, требованиях к кредитоспособности потенциальных заемщиков, требованиях к предмету залога; штрафные санкции (пени, штрафы, неустойки). Налоговое стимулирование заемщиков. Формы государственной поддержки заемщиков, испытывающих дефицит платежеспособности
Финансовые инструменты Государственная поддержка участников региональных программ ипотечного жилищного кредитования - поручение о предоставлении государственной субсидии, жилищного сертификата; договор о предоставлении займа под льготный процент; свидетельство на право получения субсидии; сертификат на материнский (семейный) капитал. Кредит - договор ипотечного кредитования, договор залога имущества. Страхование - страховой полис. Инвестирование - договор купли-продажи жилой недвижимости, договор долевого участия. Рефинансирование основного долга по ипотечному кредиту - договор перекредитования заемщика. Рефинансирование коммерческих банков - эмиссия ипотечных ценных бумаг и облигаций. Реструктуризация ипотечной задолженности, используемая АРИЖК - договор стабилизационного займа, договор смешанного кредитования. Прочие виды финансовых инструментов - депозитные договоры
^траслевая^КОНОМИК^^^
Адаптация финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям ориентирована на повышение доступности ипотечных кредитов за счет следующего:
- повышения платежеспособного спроса сред-недоходного населения посредством снижения процентных ставок по ипотечным кредитам (к 2030 г. до 6 %) и снижения первоначального взноса за счет внедрения института страхования [1];
- помощи заемщикам, испытывающим финансовые затруднения вследствие потери работы либо существенного снижения заработной платы, посредством предоставления государственных гарантий по возврату ипотечных кредитов и создания регионального маневренного фонда;
- увеличения предложения жилой недвижимости путем наращивания объемов строительства (в первую очередь жилья эконом-класса)[2];
- усовершенствования правовой базы, ориентированной на поддержку работы финансовых институтов и обеспечение социальной защищенности заемщиков.
В основе методологического подхода к адаптации финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям лежит выделение принципов их разработки и реализации. Наиболее целесообразным представляется выделение общих принципов, характерных для всех регионов, и специфических, учитывающих особенности социально-экономического развития регионов.
К числу общих принципов разработки и реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования, по нашему мнению, могут быть отнесены:
- принцип законодательного обеспечения -основой разработки и реализации региональных программ ИЖК выступает единое законодательное поле;
- принцип использования единых критериев участия граждан в региональных программах ИЖК - в его основе лежат требования законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих статус граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение государственных субсидий и жилищных сертификатов;
- принцип рационального размещения и использования средств государственной поддержки
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - средства субсидий, жилищные сертификаты, а также средства ипотечного кредита расходуются на конкретные, строго определенные цели;
- принцип соблюдения прав и учета законных интересов участников региональных программ ИЖК - включает использование инструментов государственной поддержки (государственные гарантии по возврату ипотечных кредитов; реструктуризация ссудной задолженности по ипотечным кредитам; переселение граждан, оставшихся без жилья в результате перехода предмета залога в собственность банка, в маневренный фонд);
- принцип непрерывного контроля реализации региональных программ ИЖК - организация и осуществление государственного и независимого контроля целевого использования средств федерального, региональных и местных бюджетов, контроля привлечения внешнего финансирования, мониторинг результатов реализации региональных программ ИЖК, а также финансовое, организационное и консультационное сопровождение механизма реализации региональных программ ИЖК.
К числу специфических принципов отнесены:
- принцип соответствия основных параметров региональных программ ИЖК рынку и социальным программам государства - обеспечивает разработку региональных программ ИЖК с учетом финансовых возможностей регионов, особенностей демографической ситуации (с учетом половозрастной структуры населения, количества многодетных семей), ситуации на рынке труда, уровня доходов и уровня жизни населения, состояния строительного сектора, предложения ипотечных кредитных продуктов со стороны коммерческих банков;
- принцип достаточного информационного обеспечения - свободный доступ к достоверной и максимально полной информации о реализации региональных программ ИЖК, рассчитанной на широкий круг неподготовленных пользователей различных возрастных категорий.
В рамках предпринятого исследования нами предложены направления адаптации финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования к посткризисным условиям, позволяющие решить основные проблемы, существующие сегодня в России в области их реализации.
СПИСОК литературы
1. Долгосрочная стратегия развития ипотечного жилищного кредитования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ahml.ru/file.res?src=about/ conz/Strategiya_HML.pdf
2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Текст] : Фед. закон № 256-ФЗ от 29.12.06 г. (с изм. и доп. от 23.07.08 г., 25.12.08 г.) // КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
3. О государственной целевой программе «Жилище» [Текст] : Пост. Правительства РФ № 595 от
20.06.93 г. (ред. от 26.07.04 г.) // КонсультантПлюс: ВерсияПроф.
4. Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2009 года / Аналит. центр АИЖК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ahml.ru/common/img/ uploaded/files/agency/repoting/guarterly/report4g2010.pdf
5. Савинова, В.А. Региональные аспекты ипотечного кредитования: теория и практика [Текст] /
B.А. Савинова // Финансы и кредит. - 2008. - № 47. -
C. 32.
УДК 330+65.01
С.Г. Опарин, Е.В. Есипова, Ю.Е. Гурова
Оценка эффективности инвестиций в транспортное строительство
с учетом неопределенности и риска
Актуальной проблемой в экономике, ожидающей своего научного и практического решения, по-прежнему остается вероятностная оценка эффективности инвестиций с учетом количественных характеристик неопределенности и риска.
Неопределенность как неполнота, неточность или случайность данных порождает возможность наступления неблагоприятных ситуаций и последствий для участников реализации инвестиционного проекта и соотносится с понятием «риск».
Сегодня для учета неопределенности и риска используются разные подходы, отличающиеся способами описания данных об условиях реализации проекта, точностью и достоверностью получаемых оценок, среди них:
- проверка устойчивости результата оценки в наиболее вероятных и опасных для участников проекта условиях (влияние фактора риска на норму дисконта не учитывается);
- корректирование параметров проекта и применяемых экономических нормативов, замена их значений на ожидаемые значения с учетом неопределенности и риска. При таком подходе, например, сроки реализации проекта увеличиваются на среднюю величину возможных задержек, или учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное проектными ошиб-
ками в ходе выполнения работ. Здесь могут быть учтены задержки в поставках материалов, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, а также ожидаемые потери от возможной материализации риска, если не предусмотрено страхование риска или не установлена ответственность участников проекта;
- вероятностная оценка экономической эффективности реализации проекта по имеющимся статистическим данным или гистограммам распределения (предполагает формализованное описание неопределенности исходных данных, условий и риска реализации проекта). Значения показателей эффективности проекта, установленные с учетом неопределенности и риска, рассматриваются как ожидаемые значения.
Вероятностная оценка эффективности проекта с учетом количественных характеристик неопределенности и риска производится при наличии более детальной информации о различных сценариях реализации проекта, вероятностях их осуществления и о значениях основных показателей проекта в каждом из сценариев.
Риск нерезультативности проекта оценивается как суммарная вероятность сценариев, при которых нарушаются условия финансовой реализуемости проекта, а риск неэффективности проекта -как суммарная вероятность сценариев, при кото-