АДАПТАЦИЯ
ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ADAPTATION OF TOOLS TO INCREASE THE ECONOMIC SECURITY OF SMALL ENTERPRISES IN CONDITIONS OF UNSTABLE EXTERNAL ENVIRONMENT
УДК 330.101
ПОТЕРЯХИН Владимир Викторович
генеральный директор ООО «Холод» (г. Норильск), [email protected] POTERYAHIN, Vladimir Viktorovich
General Director of the OOO Kholod (Norilsk), [email protected]
Аннотация.
Развитие малого бизнеса выступает показателем качества экономических институтов, таких как развитие конкуренции, рынок, защита прав собственности. В большинстве развитых стран экономическая безопасность государства опирается, в том числе, на развитый малый бизнес. В России Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определяет меры по стимулированию развития малого бизнеса во всех сферах национальной экономики и формулирует основные принципы экономически безопасного функционирования предприятий. В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса в России с точки зрения обеспечения его экономической безопасности и возможности его адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Данный аспект основан на обеспечении экономической безопасности предприятия путем формирования оценочных категорий, учитывающих специфику деятельности на примере ООО «Холод». Предложены инструменты оценки экономической безопасности малого бизнеса с точки зрения обеспечения конкурентоспособности.
Ключевые слова: адаптация, малый бизнес, экономическая безопасность, нестабильность, оценка.
© Потеряхин В. В., 2017.
Abstract.
The development of small business is an indicator of the quality of economic institutions, such as the development of competition, the market, the protection of property rights. In most developed countries, the economic security of the state relies, among other things, on the developed small business. In Russia, the law "On State Support of Small Business" in the Russian Federation determines measures to stimulate the development of small businesses in all areas of the national economy and formulates the basic principles of economically sound functioning of enterprises. The article considers the problems of small business development in Russia from the point of view of ensuring its economic security and the possibility of its adaptation to the changing conditions of the external environment. This aspect is based on ensuring the economic security of the enterprise by forming valuation categories that take into account the specific activities of the OOO Kholod». The tools for assessing the economic security of small businesses in terms of ensuring competitiveness are proposed.
Key words: adaptation, small business, economic security, instability, assessment.
Развитие малого предпринимательства является важной экономической характеристикой, выступающей показателем качества экономических институтов, таких как развитие конкуренции, рынок, защита прав собственности. Оно также показывает степень экономической свободы в обществе; свидетельствует о качестве и предпринимательской инициативе человеческого капитала; отражает степень развития информационных технологий, позволяющих работать индивидуально и создавать удаленные предприятия и отдельные рабочие места. Важную роль в стимулировании развития малого предпринимательства играет институт развития малого бизнеса
Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. В Российской Федерации разработана целая система мероприятий по стимулированию развития малых предприятий, а также по обеспечению условий работы, которые направлены на обеспечение безопасности такого развития [1; 2].
Однако скорость принятия решений столь высока, что малым предприятия невольно приходится адаптироваться к изменившимся условиям, которые оказывают влияние как на внешнее, так и на внутреннее его окружение.
Понятие адаптации можно рассматривать в нескольких аспектах (таблица 1).
Большинство авторов придерживаются мнения, что адаптация - это процесс приспособления предприятия к изменениям разного характера.
Цель адаптации - удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, обеспечение расширенного воспроизводства, возможно и простого, и обеспечение стабильности и финансовой устойчивости предприятий в любых условиях по законам рыночных отношений. Исходя из определений и сформулированной нами цели адаптации, можно позиционировать две существенные проблемы, которые применимы к малым предприятиям.
В первую очередь возникает необходимость отслеживать в режиме мониторинга все изменения, происходящие во внешней экономической и политической среде.
Во-вторых, целесообразно с определенной периодичностью адаптировать хозяйственно-экономическую систему в то состояние, которое бы отвечало современным вызовам и положительно сказывалось на производстве товаров (работ, услуг). Это несомненно будет обеспечивать достаточную прибыль
Примечание: разработка автора на основе источников [3; 4; 5; 6; 7].
Таблица 1
Различные подходы к определению адаптации
Автор, источник Определение
Н. Н. Погостинская [3, с. 131] «Процесс приспособления экономической системы к любым изменениям»
А. С. Головачев [4,с.131] «Процесс приспособления предприятия, прежде всего к изменяющимся условиям рынка»
Ф. Е. Удалов [5, с. 18] «Свойство экономической системы приспосабливаться к потенциальным изменениям функционирования и развития»
Е. П. Карлина [6, с. 56] «Процесс приспособления экономической системы к различного рода изменениям»
Е. Л. Ющук [7, с. 138] «Метод, основанный на обработке поступающей информации для достижения некоторого критерия оптимизации»
и экономическую устойчивость, а как следствие, и экономическую безопасность предприятия.
Для достижения сформулированных целей адаптации малого предприятия к условиям внешней среды необходимо учитывать качество мер, созданных для эффективного функционирования рыночной экономики. Суть этих условий сводится к следующему.
1. Свобода экономического выбора и имущественная самостоятельность субъектов малого бизнеса.
2. Конкуренция разрешенных и законодательно закрепленных форм собственности.
3. Снижение влияния естественных монополий в различных областях.
4. Формирование адекватных цен, которые должны учитывать рыночные колебания спроса и предложения. В условиях отсутствия монополии рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности.
5. Обеспечение устойчивости финансово-бюджетной и денежной системы на государственном уровне.
6. Обеспечение и законодательное закрепление правил функционирования товарного, финансового и трудового рынков.
7. Развитие инфраструктуры для создания полноценных условий производства продукции и жизнедеятельности людей.
8. Обеспечение социальной защиты населения как на уровне государства, так и в отдельно взятом регионе и предприятии.
9. Общее и равнозначное регулирование рыночной экономики со стороны государственных структур.
В процессе адаптации предприятия к внешней среде постоянно возникает проблема выбора. Из-за ограниченности производственных ресурсов приходится постоянно выбирать альтернативные варианты, на что направлять, как использовать имеющиеся ресурсы, что и в каком количестве производить.
Следовательно, проблема адаптации малого предприятия в условиях ограниченных ресурсов сопряжена с решением следующих вопросов производственного характера:
• что производить?
• как производить?
• для кого производить ?
• куда вкладывать свободные средства?
Результативность адаптации малого предприятия к внешней среде зависит от реакции производителей-конкурентов на все изменения рыночного характера, где речь идет о скорости такого реагирования, вопросах по-
вышения качества товара и обеспечения конкурентоспособности. Чем выше их гибкость и скорость реакции, тем выше экономическая безопасность предприятия.
Для исследования внешней и внутренней среды в первую очередь необходимо провести SWOT-анализ предприятия ООО «ХОЛОД», результаты которого отражены в таблице 2.
По данным, приведенным в таблице, можно сделать выводы о потенциале развития компании ООО «ХОЛОД», заключающемся в устранении слабых сторон, умелом использовании возможностей и учете угроз.
По проведенному SWOT-анализу можно сделать вывод, что предприятие ООО «ХОЛОД» занимает стабильное место на местном
рынке, имеет сильные стороны и стремится устранить все виды угроз.
Влияние внешней среды включает в себя внешнюю среду как прямого, так и косвенного воздействий. Рассмотрим каждое влияние в отдельности.
Внешняя среда с учетом факторов прямого воздействия:
• поставщики - ООО «ХОЛОД» много лет работает с одними и теми же поставщиками без сбоев, поставки сырья и вспомогательных материалов осуществляются всегда вовремя и в полном объеме;
• трудовые ресурсы - предприятие имеет достаточно хорошо укомплектованные и квалифицированные трудовые ресурсы. Сред-
Таблица 2 SWOT-анализ
Сильные стороны Слабые стороны
Внутренняя среда 1. Долгосрочные контракты с основными поставщиками сырья и материалов. 2. Большой производственный опыт и высокая квалификация персонала. 3. Выгодное географическое положение. 4. Многопрофильность предприятия. 5. Монополист на внутреннем рынке 1. Высокий уровень износа основных фондов. 2. Отсутствие региональных торговых представителей, мерчендайзеров. 3. Разовый характер заказов цеха машиностроения. 4. Сезонный характер заготовки сырья для производства основного вида продукции. 5. Слабое взаимодействие между отделами. 6. Недостаточно широкий ассортимент
Возможности Угрозы
Внешняя среда 1. Увеличение расходов на маркетинг; регулярное проведение маркетинговых исследований для поддержания информационного паритета. 2. Сокращение издержек за счет проведения ряда мероприятий по энергосбережению и прочее. 3. Создание/внедрение энергосберегающей технологии для производства (изготовление оборудования, монтаж и ввод в эксплуатацию). 4. Приобретение технологического оборудования. 5. Увеличение производственных мощностей. 6. Снижение себестоимости продукции. 7. Выход цеха машиностроения на серийное производство оборудования. 8. Разработка и внедрение нового продукта 1. Агрессивная маркетинговая политика конкурентов. 2. Создание Таможенного союза (усиление конкуренции). 3. Информационный проигрыш. 4. Падение спроса на продукцию предприятия. 5. Низкие входные барьеры на рынок. 6. Нестабильный курс национальной валюты. 7. Низкая платежеспособность покупателей
Примечание: разработка автора на основе данных бизнес-плана.
негодовая выработка на одного человека с каждым годом возрастает - это является положительным моментом и отражает текущую производительность труда промышленно-производственного персонала;
• законы и государственные органы - в отрасли производства не наблюдается каких-то жестких ограничений или регулирования со стороны государства и законодательства;
• потребители - со стороны потребителей наблюдается стабильный спрос на продукцию ООО «ХОЛОД», однако не на все виды;
• конкуренты - основными конкурентами предприятия являются компании, работающие в условиях Крайнего Севера, однако ООО «ХОЛОД» достойно конкурирует на рынке.
Внешняя среда с учетом косвенного воздействия:
• технология - научно-технические достижения и новации не только оказывают влияние на экономическую эффективность процесса изготовления продукции, но и стимулируют быть в эпицентре всей новейшей информации, связанной с методами сбора, хранения, и распределения информации по ожиданиям потребителей;
• общее состояние экономики - на данный момент состояние экономики является недостаточно стабильным;
• социокультурные факторы включают в себя особенности региона, в частности Крайнего Севера: это и территориальная обособленность, и погодно-климатические условия.
Таким образом, в условиях Крайнего Севера возникает необходимость в анализе внешнего микроокружения, основанного на анализе так называемых «пяти сил» Портера.
Майкл Портер в своей модели пять конкурентных сил описывает три параметра, которые должны учитываться при анализе конкуренции на рынке:
1) уровень угрозы со стороны товаров-субститутов (или товаров-заменителей);
2) уровень внутри отраслевой конкуренции;
3) угроза появления новых игроков, способных запустить передел рынка.
Согласно Портеру, модель пяти сил нужно использовать на микроэкономическом уровне
для определения места компании в отрасли в целом. Модель не предназначена для использования относительно группы отраслей или какой-то части одной отрасли. Предприятие, которое функционирует в одной отрасли, должно провести минимум один анализ «пяти сил Портера» применительно к этой отрасли.
С целью выявления положения предприятия на внутреннем рынке страны специалистам из планово-экономического и маркетингового отделов было предложено принять участие в исследовании и выставить оценки по исследуемым параметрам. В исследовании принимали участие семь человек - главный бухгалтер, главный экономист, два специалиста планово-экономического отдела, начальник торгового отдела, два специалиста отдела маркетинга. Результаты исследования были усреднены и представлены в виде таблиц (таблицы 3-6).
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что для ООО «ХОЛОД» существуют угрозы со стороны товаров-заменителей, и они достаточно высоки, согласно оценкам экспертов-специалистов.
Специалисты ООО «ХОЛОД» провели оценку уровня конкуренции на внутриотраслевом рынке по таким параметрам, как количество предприятий-аналогов, темп роста доли рынка продукции, уровень диверсификации продукции, существующие ограничения на повышение цен (таблица 4).
Данные таблицы 4 свидетельствуют о конкурентоспособности и наличии перспектив ООО «ХОЛОД» на внутреннем рынке продукции.
Далее была проведена оценка таких угроз, как включение в конкуренцию новых предприятий с учетом входных барьеров (таблица 5).
Данные таблицы 5 свидетельствуют о высоком риске со стороны новых предприятий-конкурентов, связанном с достаточно низким уровнем входных барьеров и несущественных первоначальных инвестиций.
На следующем этапе анализа проведем оценку поставщиков организации с позиции их стабильности и надежности исполнения своих обязательств и возможности повышения цен (таблица 6).
Таблица 3
Позиционирование и определение угроз со стороны товаров-заменителей ООО «ХОЛОД»
Критерий оценки Оценка критерия
3 2 1
Товары-заменители «цена-качество» Существуют и занимают высокую долю на рынке Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала Не существуют
3
Итоговый балл 3
1 Низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей
2 Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей
3 Высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей
Таблица 4
Оценка возможного уровня внутриотраслевой конкуренции ООО «ХОЛОД»
Критерий оценки Оценка критерия
3 2 1
Количество предприятий Высокая доля рынка Средняя(3-10) Небольшая (1-3)
3
Темп роста рынка Стагнация или снижения объема рынка Замедляющийся, но растущий Высокий
2
Уровень диверсификации продукции Компании продают стандартизированный товар Товар на рынке стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам Продукты компаний значимо отличаются между собой
1
Ограничение в повышении цен Жесткая ценовая конкуренция на рынке Есть возможность к повышению цен только в рамках покрытия роста затрат Всегда есть возможность к повышению цены для покрытия роста затрат и повышения прибыли
2
Итоговый балл 8
4 Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции
5-8 Средний уровень внутриотраслевой конкуренции
9-12 Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции
Таблица 5
Оценка угроз со стороны новых предприятий для ООО «ХОЛОД»
Критерий оценки Оценка критерия
3 2 1
Экономия при производстве товара или услуги Отсутствует Существует у небольшого числа Значительная
2
Сильные марки с высоким уровнем знания и Отсутствуют 2-3 крупных формируют 50% рынка 2-3 формируют 80% рынка
лояльности 2
Диверсификация Низкая Микрониши Все возможные ниши
продукции заняты
2
Доступ к финансовым Открыт Требует Ограничен
ресурсам дополнительных Инвестиций
3
Ограничения Нет Низкий уровень Есть ограничения
законодательства 3
Возможность снижения Нет Только крупные Да
цен компании
3
Темп роста отрасли Высокий и растущий Замедляющийся Стагнация или падение
2
Итоговый балл 19
8 Низкий уровень
9-16 Средний уровень
16-24 Высокий уровень
Таблица 6
Таблица угроз потери поставщиков ООО «ХОЛОД»
Критерий оценки Оценка критерия
2 1
Количество поставщиков Незначительное Широкий выбор
1
Ограниченность ресурсов поставщиков Ограниченность Неограниченность
1
Издержки Высокие Низкие
1
Приоритетность направления для поставщика Низкая Высокая
1
Итоговый балл 4
4 Низкий уровень
5-6 Средний уровень
7-8 Высокий уровень
Данные таблицы 6 свидетельствуют о том, что для угрозы потери поставщиков нет, так как предприятие имеет стабильных поставщиков и проводит переговоры по снижению цен.
Естественно, что в эпоху цифровых технологий старыми методами проводить такого рода анализ не совсем эффективно, тем более, что существует возможность применять современные суперкомпьютерные технологии не только для простой оценки, но и для моделирования социально-экономических систем, к которым относятся и малые предприятия [8].
Таким образом, полученные результаты на основе проведенного анализа внешнего микроокружения ООО «ХОЛОД» позволяют получить информацию не только о сиюминутной текущей ситуации, такой как, например,когда предприятие имеет слабую конкурентоспособность и не обладает уникальным продуктом.
; Список литературы
Но и применяя адаптивные инструменты, дает возможность использовать их в перспективе, например, сделав вывод о том, что на рынке присутствует множество угроз для предприятия, вследствие чего необходимо провести мероприятия по улучшению адаптации предприятия к внешней среде.
С учетом дальнейшего развития заполярных территорий России стабильная работа малых предприятий в этих регионах может обеспечить энергетическую и экономическую безопасность нашего государства на ближайшие десятилетия, а оптимизация и устранение сдерживающих факторов обеспечат качественный скачок в экономическом развитии арктического шельфа, экономическую безопасность и конкурентные преимущества и России в целом, что также отмечают в своих исследованиях по данной проблематике и другие авторы [9; 10].
1. Власова М. С. Стратегическое направление обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 60-68.
2. Власова М. С. Вопросы формирования устойчивой среды развития для малых предприятий// Актуальные проблемы экономики и финансов в образовании (Смирновские чтения): материалы XVI международной научно-практической конференции 23 марта 2017 г. СПб.: Изд-во МБИ, 2017. С. 291-293.
3. Погостинская Н. Н. Координация, контроль, предвидение, адаптация в системе стратегического управления / Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Международный банковский институт». СПб., 2009.
4. Головачев А. С. Экономика предприятия: в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие / А. С. Головачев. Минск: Выш. шк., 2008. 447 с.
5. Удалов Ф. Е. Управленческие резервы роста эффективности на предприятиях // ЭКО. 2007. № 12. С. 138-144.
6. Карлина Е. П. Разработка стратегии адаптации организации в конкурентной среде / Е. П. Карлина, Р. И. Акмаева, О. Ю. Мичурина, С. Б. Жабина. Ростов н/Д: Фолиант, 2005. 251 с.
7. Ющук Е. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. М.: Издательство «Вершина«, 2006. 315 с.
8. Окрепилов В. В., Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Кузьмина С. Н. Применение суперкомпьютерных технологий для моделирования социально-экономических систем // Экономика региона. 2015. № 2 (42). С. 301-312.
9. Смирнова А. Т. Перспективы развития потенциала Арктической зоны России для обеспечения экономической безопасности региона // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 70-82.
10. Смирнова А. Т., Атлыгина В. А. Развитие арктических регионов для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 119-128.