Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов к МПГУ в фокусе социологических исследований'

Адаптация иностранных студентов к МПГУ в фокусе социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION / КУЛЬТУРНЫЙ ШОК / CULTURAL SHOCK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луцькая Е. Е., Леонтьев С. В.

В статье представлены результаты проведенных Центром социологических исследований Московского педагогического государственного университета (МПГУ) исследований мнений студентов-иностранцев качества образовательных услуг, психологическом климате, помощи, которую студентам-иностранцам оказывают различные субъекты образовательного процесса, а также удовлетворенности социальными и бытовыми условиями, предоставляемыми образовательной средой МПГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Луцькая Е. Е., Леонтьев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of foreign students to MSPU in focus of sociological research

The article presents the results of studies of the opinions of foreign students on the quality of educational services, the psychological climate, the help that foreign students receive from various subjects of the educational process, as well as the satisfaction with social and living conditions of the opportunities offered by the educational environment of the Moscow State University of Education (MSPU).

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов к МПГУ в фокусе социологических исследований»

УДК 316.4

Е. Е. Луцькая, С. В. Леонтьев

ЛуцькаяЕ. Е., кандидат философских наук; доцент кафедры теоретической и специальной социологии МПГУ; e-mail: [email protected] Леонтьев С. В., доктор технических наук; профессор кафедры теоретической и специальной социологии МПГУ; e-mail: [email protected]

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К МПГУ В ФОКУСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье представлены результаты проведенных Центром социологических исследований Московского педагогического государственного университета (МПГУ) исследований мнений студентов-иностранцев качества образовательных услуг, психологическом климате, помощи, которую студентам-иностранцам оказывают различные субъекты образовательного процесса, а также удовлетворенности социальными и бытовыми условиями, предоставляемыми образовательной средой МПГУ.

Ключевые слова: адаптация; иностранные студенты; удовлетворенность; культурный шок.

Lutskaya E. E.

Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of the Department of theoretical and special sociology of MSPU; e-mail: [email protected]

Leontiev S. V.

Doctor of Technical Science, Professor of the Department of theoretical and special sociology of MSPU; e-mail: [email protected]

ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO MSPU IN FOCUS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article presents the results of studies of the opinions of foreign students on the quality of educational services, the psychological climate, the help that foreign students receive from various subjects of the educational process, as well as the satisfaction with social and living conditions of the opportunities offered by the educational environment of the Moscow State University of Education (MSPU).

Key words: adaptation; foreign students; satisfaction; cultural shock.

Одним из важных направлений работы современного университета является обучение иностранных студентов. Начиная с 2015 г. численность иностранных студентов является одной из составляющих показателя «Международная деятельность» ежегодного

мониторинга Минобрнауки РФ. По состоянию на 2016 г. в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) обучалось 967 иностранных студентов, что составляло 4,46 % от общей численности студентов университета. Это превышает медианные значения показателей вузов московского региона, но отстает от показателей лидеров в этой области - Российского университета дружбы народов (РУДН) 23,2 % студентов-иностранцев от общей численности студентов или Российского государственного социального университета (РГСУ) - 7,66 % студентов-иностранцев [Мониторинг вузов Министерства... Электронный ресурс].

Обучение иностранных студентов сопряжено с разноплановыми проблемами: большинство их испытывает сложности при вхождении в иную культурную среду, что отрицательно сказывается на обучаемости. Поэтому столь важно уделить внимание проблеме удовлетворенности иностранных студентов качеством образовательной среды университета. В 2015-2016 гг. Центр социологических исследований (ЦСИ) МПГУ провел два исследования мнений и оценок образовательной среды МПГУ студентами-иностранцами, «Качество образования в МПГУ для иностранных студентов» (2016 г., N=206) и «Общежитие в фокусе мнений, оценок и суждений иностранных студентов» (2015 г., N=90), которые позволяют судить о процессе адаптации и помощи, оказываемой иностранным студентам различными структурами университета.

Качество образования иностранных студентов напрямую зависит от адаптации иностранных студентов к культурным и социальным особенностям страны обучения. В исследованиях специалистов РУДН отмечается, что при вхождении в новую культурную среду у целого ряда иностранных студентов возникают четко выраженный дискомфорт и дезориентация, получившие название «культурного шока» [Пугачёв 2012]. Среди условий, способных вызывать «культурный шок» и связанную с ним социальную и психологическую нестабильность, называются новый язык, незнакомые методы обучения и система оценивания, напряженный характер учебы, а также плохие взаимоотношения с однокурсниками и соседями по общежитию.

Согласно американскому исследователю Б. Холлу, «культурный шок - это ощущение потерянности и уныния, возникающее

в результате того, что накапливается груз несбывшихся ожиданий» [цит. по: Пугачёв 2012, с. 23]. Культурный шок может проявляться как напряжение из-за усилий по достижению психологической адаптации, как чувство потери из-за лишения своего привычного окружения из друзей и родственников, как чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, как нарушение ролевых ожиданий и предписаний, как неприятие культурных различий или как чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией. Данное понятие ввел в научный оборот в 1960 г. американский антрополог Калерво Оберг, который описал термином «культурный шок» ощущение собственной беспомощности, различные страхи, желание вернуться на родину, нервозность, ипохондрию, ощущение нездорового интереса к собственной персоне в новом социуме, фрустрацию, тревожность и ощущение полного одиночества [Боч-нер, Фернхэм 2001; Пугачёв 2012]. Многие исследователи, начиная с К. Оберга и С. Лисгаарда, рассматривают проблему культурного шока в контексте так называемой и-образной кривой процесса адаптации. С. Лисгаард первым описал криволинейную функцию, отражающую зависимость успешности адаптации от времени пребывания в чужой стране. С его точки зрения, период адаптации занимает в среднем около 20 месяцев, в ходе которых люди проходят через три фазы приспособления к чужим условиям: начальная адаптация, кризис и последующая адаптация. Этапы адаптации (и-кривая) могут быть охарактеризованы следующими определениями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо [Пугачёв 2012].

Степень выраженности культурного шока и последующая социальная, психологическая и культурная адаптация иностранных студентов к условиям жизни в чужой стране зависит и от того, насколько осознанно они принимали решение о выборе места получения высшего образования. По данным исследования 2016 г., самое большое число ответов респондентов (22 %) пришлось на высокую оценку качества образования МПГУ. На втором месте -рекомендация родителей и друзей, по этой причине МПГУ выбрали 19 % иностранных студентов, что может говорить о том, что кто-то из ближнего окружения закончил МПГУ и может его рекомендовать. Это косвенно подтверждают и 18 % респондентов, указавших, что на их выбор повлиял престиж вуза. Но есть и те, чей выбор места обучения случаен. Это заставляет задуматься о необходимости

проведения работы по профессиональной ориентации иностранных студентов - тестировании и собеседовании. Иначе с большой вероятностью такие студенты покинут университет при первых же неизбежных неудачах второго и третьего этапов адаптации.

Согласно точке зрения отечественного социолога Л. Корель, адаптация означает «приспособление к изменившейся среде, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения» [Корель 2005, с. 34]. Как известно, социальная адаптация имеет как объективную сторону (адаптация к климату и часовому поясу, экономическим, социальным и политическим условиям страны пребывания), так и субъективную сторону (потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, индивидуальные личностные особенности). Адаптироваться приходится любому индивиду, меняющему свой статус школьника на статус студента, который дает большую свободу выбора режима работы над учебным материалом, одновременно наделяя большей ответственностью за свою успеваемость. Меняется отношение к нему окружающих, ожидающих от студента поведения взрослого человека, который заботится о себе и принимает решения самостоятельно [Гребенникова 2011]. Иностранные студенты в дополнение к общим для всех трудностям приспособления к университету сталкиваются с необходимостью освоить статус иностранца, непростой для большинства русский язык и порой, к сожалению, с навешиванием ярлыков. У российского населения имеются не всегда позитивные этнические стереотипы восприятия африканцев, латиноамериканцев и азиатов, которые воспроизводятся в повседневных социальных взаимодействиях со студентами-иностранцами и могут осложнять им прохождение кризисного этапа адаптации [Луцькая, Рустамова, Рустамова... 2016].

Возможности, предоставляемые образовательной средой вуза, оказывают огромное влияние на удовлетворенность студента университетом и, как следствие, на скорость и позитивность адаптации. Их оценка производилась по пятибалльной шкале, где 1 - минимальный балл (плохо), 5 - максимальный балл (отлично); 0 -затрудняюсь ответить. В целом студенты-иностранцы удовлетворены возможностями образовательной среды МПГУ, средняя оценка составила 3,9 балла, что близко оценке «хорошо». Наивысшую оценку иностранных студентов получили такие возможности, как:

качество преподавания дисциплин по специальности, содержание лекционных занятий, общая оценка качества образования в институте / на факультете (соответственно по 4,2 балла). По 4 балла набрали доступ к информационным ресурсам и содержание практических занятий. Обеспеченность учебно-методическими материалами, качество преподавания естественно-научных дисциплин и организация культурных мероприятий получили положительную оценку в 3,9 балла. Несколько ниже средней респонденты оценили организацию научно-исследовательской работы иностранных студентов (3,7 балла), проведение занятий зарубежными преподавателями (3,7 балла), организацию вне учебной работы (3,7 балл). Обеспеченность образовательного процесса техническими средствами, открытие новых магистерских программ были оценены в 3,6 балла. Организацию международной деятельности вуза респонденты оценили на «удовлетворительно» (3,4 балла). Очевидно, у иностранных студентов в силу их особого статуса и опыта имеются широкие возможности для сравнения.

Ниже среднего оказалась оценка заинтересованности администрации института / факультета жизнью и бытом студентов (3,8 балла), что явно недостаточно для поддержки студента-иностранца, поскольку проживание в общежитии непросто дается даже российским студентам. Здесь есть два осложняющих повседневное существование момента:

1) у большинства студентов жилищные условия в общежитии ниже тех, к которым они привыкли, поскольку проживание с большой вероятностью будет совместным;

2) общежитие является не только местом ночлега и приема пищи, но и местом для самостоятельной работы.

Конечно, можно заниматься в библиотеках, но их режим работы редко устраивает студента. Поэтому на общежитие ложится еще и дополнительная нагрузка по обеспечению условий для самостоятельных занятий. Что подтверждает значимость этого фактора для успешной социальной адаптации студента к университету.

В ходе обоих исследований выявлялась удовлетворенность студентов-иностранцев социальными и бытовыми условиями, которые являются фактором успешной адаптации. Для этого в ходе опроса респондентам было предложено по 5-балльной шкале

оценить социально-бытовые условия в МПГУ: питание в столовой, работа деканата, работа охраны (безопасность) и др. Были рассчитаны средние баллы оценок социально-бытовых условий, где проживание в общежитии со средним баллом 3,4 заняло место в нижней половине таблицы, опередив работу медицинского пункта и организацию торговли.

Средний уровень удовлетворенности социальными и бытовыми условиями равен 3,6 балла, что составляет 72 % от максимального значения. Согласно представленному распределению оценок условий, предоставляемых МПГУ, высокие баллы получила работа деканатов и институтов - 4,2 балла. Работа охраны и работа гардероба оценивается приблизительно также - 4 балла. В определенной степени это дает основание говорить о том, что студенты чувствуют себя на территории университета достаточно комфортно и за-щищенно. Работа управления международных связей балансирует на среднем уровне в 3,7 балла из 5 возможных, что представляется нам недостаточным. По 3,5 балла получили столовая, буфеты и комнаты гигиены, а также работа администрации общежития.

Показатель «проживание в общежитии» получился меньше средней оценки по выборке, что является критичным для адаптации и может служить основанием для принятия управленческих решений, направленных на повышение комфортности проживания в общежитии. Несоответствие предоставляемых общежитием бытовых условий для проживания запросам иностранных студентов может провоцировать бытовые конфликты и обострять проблемы коммуникации с соседями и администрацией.

Как мы уже указывали выше, студенты, проживающие в общежитии, лишены многих дружеских и родственных связей, которые бы им помогли в трудной ситуации. Иногородние и иностранные студенты действительно сложнее адаптируются, так как они лишаются поддержки ближайшего социального окружения. Согласно теории американского социолога Т. Хирши, их «социальные обручи», связанные с ценностями и нормами поведения, воспринятыми от ближайшего социального окружения, ослабевают, а новые часто не успевают сформироваться. Как правило, в крупном городе и стоимость проживания высока, к этому следует прибавить скученность, большие транспортные расходы, дороговизну

сферы услуг, обезличенность отношений. Поэтому наличие определенных бытовых трудностей проживания в общежитии обостряет потребность в психологическом комфорте.

Отсюда вытекает необходимость оценки социально-психологического климата в университете, который безусловно влияет на психологический комфорт студента-иностранца. В ходе обоих рассматриваемых нами исследований студентов просили указать, насколько они удовлетворены составляющими социально-психологического климата. Оценка проводилась по 5-балльной шкале. Согласно результатам исследования 2016 г., респонденты вполне удовлетворены состоянием социально-психологического климата в самом университете и его структурных единицах. Средний показатель по выборке в целом - 4,2 балла (что соответствует оценке «хорошо»). При этом разброс оценок по исследуемым позициям небольшой. В определенной степени позитивные оценки являются следствием успешной организации взаимодействия структурных подразделений вуза (в частности, управления международных связей) с иностранными студентами.

Самые высокие оценки получили отношения с преподавателями и другими студентами, что весьма ценно, поскольку эти люди могут донести до студентов-иностранцев нормы и правила, принятые в университете, объяснить особенности российской культуры, рассказать об этических, эстетических и религиозных ценностях, дать возможность совершенствоваться в русском языке. Достаточно высоко респонденты оценивают социально-психологический климат в учебной группе, на факультете (в институте) и в университете в целом (оценка по данной позиции 4,2 балла). Всё это говорит о хорошем отношении к иностранным студентам и умении администрации факультетов / институтов МПГУ найти индивидуальный подход к каждому студенту-иностранцу.

Несколько хуже оценили студенты-иностранцы климат в общежитии (3,8 балла, что ниже средней величины по выборке). Это можно объяснить разрывом между потребностями студентов-иностранцев и возможностями, предоставляемыми общежитием. Во многом это связано и с тем, что многие иностранные студенты испытывают трудности в повседневной коммуникации с представителями иной бытовой культуры. Причиной тому, с нашей точки зрения, является наличие языкового барьера и обусловленной

им узости круга значимых отношений с российскими сверстниками, а также «обособлеяемость» выстраиваемых отношений в общежитии - большинство студентов-иностранцев живет либо с представителями своей страны, либо с другими студентами-иностранцами. Возможно, более существенная интеграция студентов-иностранцев в микрогруппы российских студентов во время учебы, самоподготовки и досуга решила бы проблему обособленности. В связи с этим можно выдвинуть предложение вернуться к практике совместного проживания иностранных и российских студентов в комнатах общежития.

По данным исследования 2015 г., подавляющее большинство иностранных студентов, проживающих в общежитии, испытывают трудности, связанные с наличием языкового барьера - его указали в анкетах 72 % респондентов. Языковой барьер заметно опережает такие проблемы, как необъективность преподавателей (16 %), недостаточная довузовская (школьная) подготовка (6 %) и наличие ограничений для досрочной сдачи экзаменов и зачетов (6 %). Что позволяет нам сделать вывод о том, что трудности освоения русского языка являются одной из ключевых проблем иностранного студента, которая препятствует его эффективной включенности в учебный процесс, общественную и научную деятельность, не дает возможности установить тесный эмоциональный контакт с однокурсниками и соседями по общежитию.

Судя по данным исследования 2016 г., возможности, предоставляемые МПГУ для изучения русского языка, студенты-иностранцы оценивают достаточно высоко. Качество преподавания русского языка в целом получило 4 балла, остальные позиции: общий уровень владения русским языком самого студента, преподавание русского языка на подготовительном факультете, преподавание русского языка на дополнительных занятиях получили одинаковую оценку, которая составила 3,8 балла. Это может говорить и о недостаточной мотивации студентов-иностранцев к изучению русского языка.

Успешность процесса социальной адаптации студентов к университету во многом зависит от той помощи, которую студент-иностранец, особенно первокурсник, получает от университетских структур, преподавателей, однокурсников и соседей по общежитию. Поэтому в ходе исследования 2015 г. была поставлена и задача оценивания помощи, которую студентам-иностранцам оказывают

различные субъекты образовательного процесса. Респондентам были заданы вопросы: «Если у Вас возникают затруднения в учебе и повседневной жизни, куда Вы предпочитаете обращаться?» и «Кто помогал Вам привыкать к условиям университетской жизни и насколько эффективно?»

Анализ результатов опроса показал, что в случае возникновения трудностей в учебе и в быту студенты-иностранцы предпочитают обращаться к своим друзьям (28 %). Реже всего респонденты обращаются за помощью в студенческий совет (7 %). Но больше всего студентов-иностранцев рассчитывает только на себя (17 %), что почти равно предпочитающим обращаться за помощью в деканат (16 %). 11 % опрошенных сообщили, что за помощью и поддержкой обращаются в администрацию университета, 1 % указал вариант «другое», а 20 % затруднились ответить на поставленные вопросы. Большинство респондентов лучше всего оценили помощь в адаптации к университетской жизни друзей и однокурсников (3,7 балла), а также преподавателей (3,5 балла). Несколько ниже были оценены (3,3 балла) кураторы учебных групп и администрация университета. Средняя оценка по выборке «удовлетворительно» - 3,1 балла. Это говорит о наличии возможностей для совершенствования и подтверждает вывод о необходимости улучшить качество работы, как представителям студенческого самоуправления, так и представителям административных структур факультетов / институтов (3,1 балла получили заместители деканов).

Довольно высокий процент рассчитывающих на самих себя говорит о том, что всё-таки, несмотря на трудности и наличие языкового барьера, многие проблемы студенты-иностранцы, проживающие в общежитии, решают самостоятельно с положительным результатом. Другой вопрос, за счет чего достигается такая самостоятельность: к сожалению, некоторые студенты-иностранцы не интересуются российской культурой, в освоении русского языка ограничиваются наборами бытовых фраз и профессиональных терминов, не развивают социальные отношения с представителями принимающей культуры. В то же время другие студенты-иностранцы последовательно приобретают социальные навыки, необходимые для российского общества, устанавливают и развивают контакты с его членами. Однако каждый десятый из данной группы оказался не удовлетворен тем, что проблемы адаптации

к студенческой жизни ему пришлось решать самостоятельно. И здесь есть над чем подумать администрации факультетов и университета.

Некоторые проживающие в общежитии студенты-иностранцы сталкиваются с жесткой необходимостью зарабатывать себе на жизнь. В небогатых странах далеко не все семьи могут обеспечить и денежными средствами, достаточными для оплаты еды и учебных нужд, отпрыска, уехавшего на учебу в российскую столицу. Правда, данные обоих исследований показывают, что большинство студентов-иностранцев только учится. Согласно исследованию 2015 г., большинство опрошенных студентов-иностранцев, а именно - 60 %, не совмещают работу с учебой. Из тех, кто совмещает работу с учебой (40 %), на постоянной основе работает 19 %, иногда совмещает работу с учебой 21 % опрошенных.

Из этих цифр можно понять, что в МПГУ студентов-иностранцев, систематически совмещающих работу с учебой, оказалось не так уж много. Для студентов-иностранцев в МПГУ вторичная занятость - важный, но далеко не единственный источник существования. Большую часть студентов содержат их родители, помощь которых весьма обширна и разнообразна, от нее зависит не только физическое существование студента, но и его жилищные условия, учеба и во многом будущая работа.

Рассмотрев по результатам социологических исследований состояние дел с социальной адаптацией студентов-иностранцев к образовательной среде МПГУ, можно утверждать, что администрации вуза и факультетов / институтов, группам студенческого самоуправления, кураторам и преподавателям есть над чем работать. Необходимо наращивать потенциал университета в области работы со студентами-иностранцами, разрабатывая соответствующую нормативную базу, повышая качество образовательной среды, совершенствуя структуры студенческого самоуправления, развивая социальную инфраструктуру, без которых сегодня невозможно успешно работать любому вузу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бочнер С., Фернхэм А. Психология длительного пребывания за рубежом: студенты // Развитие личности. 2001. № 2. С. 136-167.

Гребенникова И. А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 98-100.

Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск : Наука, 2005. 425 с.

Луцькая Е. Е., Рустамова А. А, Рустамова С. А. Адаптация иногородних и иностранных студентов к университету: сложности и пути их преодоления // Человек и образование: социологические очерки: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону : Медиа-Полис, 2016. С. 49-59.

Мониторинг вузов Министерства образования и науки РФ. URL: indica-tors.miccedu.ru/monitoring/_vpo/inst.php?id=160

Пугачёв И. А. Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2012. № 4. С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.