Научная статья на тему 'Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF)'

Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2036
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / AGGRESSION / THEORY OF SOCIAL TRAINING / RELIABILITY / VALIDITY / DISCRIMINATIVE POWER / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамшикова О. А., Белашина Т. В.

Представлена адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) (n = 300). Произведена оценка психометрических свойств: шкалы проверены на внутреннюю согласованность, устойчивость, проанализирована дискриминативная способность пунктов. Подтверждена конструктная (конвергентная) и факторная валидность опросника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DAPTATION OF FREIBURG INVENTORY OF FACTORS OF AGGRESSION RESEARCH (FAF)

Adaptation of Freiburg Inventory of factors of aggression research (FAF) (n=300) is presented. Evaluation of its psychometric characteristics was carried out: internal consistency and stability of scales were verified, items discriminative power was analyzed. Constructive and factor validity of the inventory were confirmed.

Текст научной работы на тему «Адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF)»

12...1т — номера относительно низкочастотных обертонов, Р

*1 — энергия ьтого относительно высокочастотного обер-

Р .

тона, 1 — энергия .-того относительно низкочастотного

Р Р ...Р

гармоники или обертона, м’ *2"' *т — высокочастотный

Р Р ...Р

набор, 11 12"' 1п — низкочастотный набор.

Для нормы и патологии эти коэффициенты достоверно отличаются. Поставлена задача использования кластерного анализа голосоречевых образцов с точки зрения темпоритмического анализа и более дифференцированной оценки дефектов.

В процессе выполнения данной задачи проведено массовое обследование школьников для создания базы данных голосоречевых образцов. База данных содержит репрезентативные выборки образцов голосоречеведения в норме и с наличием дефектов, для которых проводится диагностика. Записи голосоречевых образцов классифицируются с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступают специалисты высшей квалификации в области фонопедии, а также высококвалифицированные педиатры. Используются данные объективного лабораторного и функционального обследования испытуемых, как здоровых, так и с наличием верифицированного диагноза. После наполнения базы и классификации образцов производится кластерный анализ для выявления корреляции между видами дефектов и особенностями информационных характеристик голосоречевых образцов, относящихся к данному виду патологии. Результатом данной работы являются алгоритмы анализа информационных харак-

Bib1iography

теристик записанных образцов речи и формирование заключения по обследуемому ребёнку. По результатам исследований (проводились обследования 50 детей в возрасте 7 - 10 лет в средних школах № 47 и № 58 г. Новосибирска) было предложено выявлять патологии в частности, иммунного статуса и респираторной системы с помощью введённого авторами проекта расчета коэффициентов голосовой гармонизации. Этот коэффициент позволяет учитывать индивидуальные особенности голоса человека и, по сути, представляет отношения спектральной плотности голоса в ряде высокочастотных формант к спектральной плотности в ряде низкочастотных формант. Выявлены высокие значимые корреляции с верифицированными объективными нарушениями соматического статуса.

Аппаратно-программный диагностический комплекс в совокупности с методиками выявления нарушений голосоре-чеобразования у детей способствует раннему выявлению и своевременной коррекции психосоматической патологии, что обеспечивает контроль за здоровьем подрастающего поколения. Диагностический комплекс может применяться для скрининговых обследований детских коллективов с целью выявления нарушений иммунитета, заболеваний сердечнососудистой, дыхательной, выделительной и пищеварительной систем, а также психоэмоциональных нарушений. Применение предлагаемого решения позволит существенно сократить трудозатраты при обследовании и коррекции выявленных нарушений, повысить эффективность коррекционных мероприятий и, в конечном итоге, повысить уровень психосоматического и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.

1. Shevtsova, E.E. Technology of intonational aspects of speech / E.E. Shevtsova, L.V. Zabrodina. - M.: AST: Astel, 2009.

2. Interdisciplinary scientific and practical journal "Voice and Speech / ed. L.B. Rudin. - M.: OOO "Publishing Group" Border ", 2010. - Vol. 1.

3. Anikeeva, Z.I. Prospects for the development foniatricheskoy Service of Russia at the present stage / Z.I. Anikeeva, L.B. Rudin / Interdisciplinary

scientific and practical journal "Voice and Speech / ed. L.B. Rudin. - M.: OOO "Publishing Group" Border ". - 2010. - Vol. 1.

4. Anikeeva, Z.I. Enhancing the effectiveness of work processes ambulatory ENT admission in the OMC / Z.I. Anikeeva, S.N. Avdeev, V.A.

Vasilinenko / / Actual questions of Phoniatrics: Proceedings of the All-Russian Conference with international participation. - Samara, 2003.

5. Anikeeva, Z.I. The main directions of development foniatricheskoy Service of Russia / Z.I. Anikeeva, I.V. Pleshkov / Russian otorhinolaryngology. - 2003. - № 4 (7).

6. Vasilenko, Y.S. Voice. Foniatricheskie aspects. - M.: Energoizdat, 2002.

7. Ermolaev V.G. Guide Phoniatrics / V.G. Ermolaev, N.F. Lebedev, V.P. Morozov. - M.: Medicine, 1970.

8. Journal of the Voice and Speech "- 2010. - № 2 (2). - [WEB-document], - URL: [http://www.voiceacademy.ru/publishing/v_and_s2.html] (12.10.2010)

Article Submitted 19.12.10

УДК 159.96

О.А. Шамшикова, канд. психол. наук, доц., зав. каф. общей психологии и истории психологии НГПУ;

Т.В. Белашина, асп. каф. НГПУ, Новосибирск, E-mail: kafedra_psi@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ФРАЙБУРГСКОГО ОПРОСНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ АГРЕССИИ (FAF)

Представлена адаптация фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) (n = 300). Произведена оценка психометрических свойств: шкалы проверены на внутреннюю согласованность, устойчивость, проанализирована дискриминативная способность пунктов. Подтверждена конструктная (конвергентная) и факторная валидность опросника.

Ключевые слова: агрессия, теория социального научения, надежность, валидность, дискриминативность, фак торный анализ.

Анализ психологической и социально - философской литературы, посвященной проблеме человека, показывает, что вопросы, связанные с проявлением агрессии, рассматриваются в рамках многих исследований [1- 4]. Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», - в результате которой

другой организм получает болевые стимулы [4, с. 47], а Г. Кауфман как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [4, с. 49].

Сегодня в литературе существует несколько теоретических подходов, объясняющих агрессивное поведение. Это теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения.

Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, происхождят от теоретических представлений S - R-типа (прежде всего от К. Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Л. Берковитц и А. Бандура. Первоначально, Л. Берковитц стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационной теорией агрессии. Отказавшись от не выдерживающего критики постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая — к направленности поведения, а именно: гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражители, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной (например, установленной с помощью размышления) связи с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. Таким образом, основополагающей для Л. Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка, вписывающаяся в парадигму классического обусловливания. Сам он дает следующее определение: «Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком» [4, с. 67].

Более поздние теоретические подходы, базирующиеся на теории социального научения, в значительной мере объединяет их отказ от подчеркнутой простоты и строгости S - R-механизма за счет расширения роли когнитивных процессов в осмыслении ситуационной информации — тенденция эта восходит к Ф. Хайдеру. К этим процессам относятся атрибуция состояний эмоционального возбуждения, интерпретация намерений других людей, объяснение, как своего, так и чужого действия диспозициональными или ситуационными факторами, обозначение поведения как агрессии.

На сегодняшний день в практике психодиагностики представлено достаточно большое количество опросников, направленных на исследование различных аспектов агрессивного поведения. К ним можно отнести:

1. Опросники, направленные только на исследование агрессии: опросник А. Басса-А. Дарки, позволяющий дифференцировать проявления агрессии и враждебности; опросник Л.Г. Почебут на диагностику агрессивного поведения; опросник эмоциональности — EMI, позволяющий измерять агрессивное настроение; Ханд-тест; тест Ассингера.

2. Опросники, содержащие в своей структуре шкалы агрессии: опросник FPI содержит несколько шкал (спонтанная агрессия, реактивная агрессия), направленных на выявление агрессивных тенденций; Миннесотский многопрофильный личностный опросник — MMPI, направленный на измерение «враждебности; тест Розенцвейга, направленный на измерение тенденций реагирования на конфликтные и фрустрирующие ситуации: экстра-, интра- и импунитивные направления агрессии.

Таким образом, все представленные опросники направлены на исследование различных форм агрессии и агрессивности.

Материал, представленный в данной статье, отражает стандартизацию Фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF) - Hampel R., Selg H. [5], позволяющего измерять готовность к проявлениям агрессии.

Целью исследования является адаптация и стандартизация Фрайбургского опросника исследования факторов агрессии (FAF).

Проверялись исследовательские гипотезы:

1. Опросник FAF является гипотетическим конструктом, отражающим объективную шкалу агрессии испытуемых.

2. Пункты опросника FAF могут рассматриваться как вербальные стимулы, ответы на которые метрически анализируемы и могут считаться эмпирически проверенными индикаторами готовности испытуемых к проявлению агрессии.

3. Адаптация опросника FAF на российской выборке будет иметь свою специфику и возможно потребует модификации исходного варианта, представленного разработчиками теста.

МЕТОДИКА

Методика FAF (Hampel R., Selg H.) создана на основе результатов исследования личности, проведенного в г. Фрайбурге. Как отмечает П. Кутер, «она предоставляет возможность определить готовность к проявлению агрессии, наличествующей у испытуемого на момент исследования» [5, с. 14].

В методике FAF авторы выделяют следующие факторы:

1. Спонтанная агрессия

2. Реактивная агрессия

3. Возбудимость (с признаками раздражительности и ярости)

4. Депрессивность (самоагрессия)

5. Торможение агрессии, совестливость, сдержанность.

Первые три фактора сведены в общее значение «сумма

агрессии» и являются показателем готовности к проявлению агрессии.

Немецкоязычный вариант FAF состоит из 77 «Я-высказываний» с альтернативными ответами «да» и «нет», среди которых 10 относятся к шкале «открытости, лжи» и 1 (первый) вопрос нейтральный, вводный. Содержание вопросов отражает только агрессивное поведение и переживания. Испытуемому предлагается выразить свое мнение на основе самооценки [5].

Как особо подчеркивают Hampel R. и Selg H., «FAF является запрограммированным средством, с помощью которого испытуемый может проверить и детализировать свою готовность к проявлению агрессии. Утверждения FAF должны рассматриваться как вербальные стимулы, а ответы, как вербальные реакции» [5, с. 16].

FAF не рассматривается как средство, измеряющее фактическую агрессию (поведенческую). Скорее, ответы испытуемых могут рассматриваться как метрически анализируемые и эмпирически проверенные индикаторы размеров агрессии, значения которых могут быть подтверждены разными способами.

Экспериментальной базой исследования служили ВУЗы г. Новосибирска: Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Экспериментальная выборка составила 300 человек в возрасте от 17 до 26 лет, из них 200 женщин и 100 мужчин.

Структура опросника. Представленный к стандартизации опросник состоит из 77 «Я-высказываний» и содержит шесть шкал: спонтанная агрессия, реактивная агрессия, возбудимость, депрессивность, торможение агрессии, откровенность. Каждое утверждение оценивается по дихотомической шкале (Да - Нет).

Процедура адаптации и стандартизации проводилась в несколько этапов.

На первом этапе исследования был осуществлен прямой перевод текста опросника и инструкции к нему. Также, была проведена экспертная оценка соответствия переведённого материала оригиналу. На втором этапе оценивались психометрические свойства опросника: дискриминативность; надежность одномоментная и ретестовая (по шкалам и отдельно по утверждениям); валидность (конструкторная и факторная). На третьем этапе осуществлялась стандартизация методики. При переводе первичных оценок в стандартные была использована шкала стенайнов.

21З

В исследовании наряду с опросником, представленным к адаптации, использовались методики:

Опросник А.Басса-А.Дарки в адаптации А.К. Осницкого [7], предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Фрайбургский личностный опросник FPI (форма В) [7], направленный на диагностику состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник Г. Айзенка в адаптации В.М. Русалова [8], направленный на исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

16PF - Опросник Р. Кеттелла [9], предназначенный для измерения шестнадцати факторов личности и позволяющий провести многогранное исследование черт, которые называют конституционными факторами.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием SPSS 13.0 for Windows.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На первом этапе при составлении утверждений FAF мы ориентировались на требования к разработчикам тестов, представленным в работах А. Анастази, А.А. Бодалева, Л.Ф. Бур-лачука, П. Клайна и др.: утверждения не должны быть двусмысленными, излишне абстрактными, каждое должно обращаться к личному опыту респондентов и т.п. [10]. В результате было сформулировано 77 утверждений для проведения дальнейшего исследования.

Результаты второго этапа исследования позволили сделать вывод о том, что не все утверждения соответствуют требованиям дискриминативности. Так, 7, 29 и 57 пункты выходят за рамки критического значения коэффициента ф и не отвечают требованиям устойчивости. В связи с этим, данные пункты были исключены из русифицированной версии опросника. Поэтому модифицированная версия опросника FAF для русскоязычной выборки составила 74 пункта, образующих 6 шкал.

Таблица 1

Ретестовая надёжность отдельных пунктов опросника FAF

№ коэфф. знач. № коэфф. знач. № коэфф. знач.

1 0,58 ** 27 0,54 ** 5З 0,71 **

2 0,67 ** 28 0,71 ** 54 0,64 **

З 0,68 ** 29 0,91 55 0,62 **

4 0,6З ** З0 0,54 ** 56 0,67 **

5 0,56 ** З1 0,71 ** 57 0,91

6 0,68 ** З2 0,71 ** 58 0,З0 **

7 0,99 ЗЗ 0,69 ** 59 0,64 **

8 0,69 ** З4 0,71 ** 60 0,67 **

9 0,68 ** З5 0,65 ** 61 0,71 **

10 0,61 ** З6 0,56 ** 62 0,60 **

11 0,З1 ** З7 0,60 ** 6З 0,71 **

12 0,54 ** З8 0,70 ** 64 0,68 **

1З 0,71 ** З9 0,З4 ** 65 0,6З **

14 0,58 ** 40 0,5З ** 66 0,66 **

15 0,54 ** 41 0,69 ** 67 0,71 **

16 0,71 ** 42 0,69 ** 68 0,60 **

17 0,67 ** 4З 0,71 ** 69 0,64 **

18 0,71 ** 44 0,67 ** 70 0,67 **

19 0,71 ** 45 0,71 ** 71 0,58 **

20 0,71 ** 46 0,67 ** 72 0,67 **

21 0,68 ** 47 0,71 ** 7З 0,71 **

22 0,64 ** 48 0,65 ** 74 0,57 **

2З 0,71 ** 49 0,71 ** 75 0,71 **

24 0,6З ** 50 0,71 ** 76 0,65 **

25 0,71 ** 51 0,З1 ** 77 0,65 **

26 0,70 ** 52 0,71 **

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. **р<0,01.

Анализ внутренней согласованности и устойчивости шкал, произведенный на этом этапе, позволяет говорить о том, что все шкалы опросника обладают ретестовой устойчивостью (табл. 2), об этом свидетельствуют высокие показатели коэффициентов корреляции по всем шкалам (р < 0.001).

Таблица 2

________________________________________Показатели надежности опросника FAF_____________________________________________

Шкала а-Кронбаха r-Спирмена

Спонтанная агрессивность 0,61 0 791***

Реактивная агрессивность 0,62 0 84З***

Возбудимость 0,61 0 741***

Самоагрессия 0,62 0,824***

Торможение агрессии 0,60 081З***

Открытость 0,62 0,742***

Примечание. *** р<0,001.

Оценка конструктной валидности шкал проводилась с учетом сформулированных в результате теоретического анализа литературных источников по проблеме агрессивности [3, 5], предположений о том, что должна наблюдаться корреляция со шка-

лами методики FPI, факторами опросника Р. Кэттелла, диагностирующими агрессивные проявления. Ожидалось также, что шкалы FAF будут коррелировать со шкалами опросников Г. Айзенка и А.Басса-А.Дарки (табл. 3).

Таблица 3

Корреляционная связь между показателями по шкалам опросника FAF и методик, привлеченных

для оценки конструктной валидности

Шкалы опросника FAF Шкалы медодик, привлеченных для оценки конструктной валидности г-Спирмена

Спонтанная агрессия Косвенная агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Раздражение (Опросник А.Басс-А.Дарки) Спонтанная агрессия (Фрайбургский личностный Опросник FPI (форма В) Замкнутость-общительность (Опросник 16PF - Р. Кеттелла) 0.497** 0.450** 0.656*** -0.583***

Реактивная агрессия Физическая агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Вербальная агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Реактивная агрессия (Фрайбургский личностный Опросник FPI (форма В) Экстраверсия-интроверсия (Опросник Г. Айзенка) 0.611*** 0.360** 0.526*** 0.576***

Возбудимость Вербальная агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Косвенная агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Раздражительность (Фрайбургский личностный Опросник FPI (форма В) Замкнутость-общительность (Опросник 16PF - Р. Кеттелла) 0.550** 0.663*** 0.661*** -0.318**

Самоагрессия Обида (Опросник А.Басс-А.Дарки) Чувство вины (Опросник А.Басс-А.Дарки) Депрессивность (Фрайбургский личностный Опросник FPI (форма В) Нейротизм (Опросник Г. Айзенка) Доверчивость,подозрительность (Опросник 16PF - Р. Кеттелла) 0.398** 0.446** 0.572*** 0.413** -0.337**

Торможение агрессии Физическая агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Чувство вины (Опросник А.Басс-А.Дарки) Замкнутость-общительность (Опросник 16PF - Р. Кеттелла) -0.370** 0 494*** 0.342**

Сумма агрессии Физическая агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Вербальная агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Косвенная агрессия (Опросник А.Басс-А.Дарки) Нейротизм (Опросник Г. Айзенка) 0.617*** 0.422** 0.621*** 0.311**

Примечание. *** р<0,001, ** р<0,01.

При детальном рассмотрении, переменная спонтанная агрессия наиболее тесно коррелирует с параметрами косвенная агрессия, раздражение и спонтанная агрессия. Это может быть объяснено тем, что содержание шкалы «спонтанная агрессия» отражает уровень фантазируемой вербальной или физической агрессии по отношению к другим людям или животным и слабый самоконтроль собственных действий. Поэтому, чем выше уровень спонтанной агрессии, тем выше готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости, выражению зависти, ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева или недовольства, также возможно использование окольным путём направленных против других лиц неупорядоченных взрывов ярости (смещение агрессии).

Переменная реактивная агрессия значимо коррелирует с параметрами физическая агрессия, вербальная агрессия и реактивная агрессия. Это может быть связано с тем, что переменная реактивная агрессия отражает решительное стремление к реакции при нонконформистской установке. Это свидетельствует о том, что при возрастании реактивной агрессии наиболее полно проявляет себя оппозиционная форма поведения, которая чаще всего направлена против авторитета и руководства и может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

Переменная возбудимость наиболее плотно коррелирует с параметрами вербальная агрессия, косвенная агрессия и раздражение. Это может свидетельствовать о том, что повышенная возбудимость, ведёт к накалу эмоций, которые являют себя в виде гнева, ярости, невозможности управлять аффектом, низкой толерантности фрустрации и может проявляться как в использовании прямых физических действиях, так и окольным путём (например, в использовании сплетен, «злых» шуток, крике и др.).

Переменная самоагрессия показывает значимые связи с параметрами чувство вины, обида, депрессивность, нейро-

тизм. Это может говорить о том, что при возникновении чувства обиды, зависти или ненависти к окружающим появляется необходимость выплеска негативных эмоций (ярость, гнев), но это перекрывается чувством вины, проявляющемся в убеждении человека, что он является плохим, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно и способствует возникновению самоупрёков и депрессивных настроений (агрессии, направленной против себя).

Торможение агрессии напрямую связано с чувством вины

и, возможно, проявляется в убеждённости человека в том, что агрессивное поведение - это плохо и «хорошему» человеку необходимо сдерживать свои порывы. И это подтверждает обратная зависимость между переменными торможение агрессии и физическая агрессия.

Переменная сумма агрессии значимо коррелирует с параметрами физическая агрессия, спонтанная агрессия и косвенная агрессия. Анализ данных показывает, что сумма агрессии, как готовность к проявлению агрессивных действий по отношению к внешнему миру, может проявляться через непосредственное использование физической силы, различные вербальные реакции, через проявления вспыльчивости, резкости, грубости, а также через склонность к недоверию и ожиданию агрессивных действий со стороны других людей, проявление зависти, ненависти или недовольства.

При исследовании факторной валидности было выявлено два фактора, которые имеют собственные значения больше единицы и объясняют 63% дисперсии (Табл. 3). Данное факторное решение было предложено статистической программой БРББ и на наш взгляд оно является оптимальным, поскольку учитывает как высокие собственные значения факторов, так и высокий процент объясняемой ими дисперсии. Для оценки факторной модели был использован критерий Кайзе-ра-Мейера-Олкина (детерминант равен 0,715), критерий Бартлетта (СЫ2=180,407; df=0,0). В таблице 3 представлены зна-

чения суммарной дисперсии по результатам факторного анализа.

Таблица 4

Компоненты суммарной дисперсии

Фактор

1 2

Спонтанная агрессия 0,784 -0,039

Реактивная агрессия 0,559 -0,344

Возбудимость 0,723 -0,064

Самоагрессия 0,605 0,414

Торможение агрессии -0,053 0,753

Открытость 0,471 -0,021

Таблица 5

Факторные нагрузки по шкалам опросника FAF

Фактор Исходные собственные значения Суммы квадратов факторных нагрузок после вращения

Значения Процент от общей дисперсии % Накопленный процент % Значения Процент от общей дисперсии % Накопленный процент %

Спонтанная агрессия 2,542 42,363 42,363 2,040 34,005 34,005

Реактивная агрессия 1,212 20,193 62,556 0,602 10,038 44,044

Возбудимость 0,755 12,588 75,143

Самоагрессия 0,599 9,976 85,119

Торможение агрессии 0,478 7,961 93,080

Открытость 0,415 6,920 100,000

По результатам факторного анализа было получено следующее: в 1-й фактор вошли параметры спонтанная агрессия, реактивная агрессия, возбудимость, сумма агрессии. Второй фактор оказался представлен переменной торможение агрессии.

1-й фактор описывает 63% дисперсии и представлен переменными спонтанная агрессия, реактивная агрессия, возбудимость, сумма агрессии. Таким образом, 1-й фактор отражает полюс агрессии, и это подтверждают смысловые нагрузки шкал.

2-й фактор представлен переменной торможение агрессии, и вероятно, является противоположным по значению фактору 1 и отражает тенденцию к сдерживанию и подавлению агрессии.

Следующий этап работы по адаптации зарубежной методики на российской выборке связан со стандартизацией первичных оценок. В качестве процедуры использовалась нелинейная нормализация. Номер стенайна используется в качестве новой преобразованной тестовой оценки. Он показывает относительное положение испытуемого в нормативной выборке.

Перевод сырых баллов в стенайны осуществлялся с использованием программы БРББ и представлен в таблице 4.

Таблица 6

Результаты стандартизации опросника FAF (п=300)

2 1 4 4 4 4 3

3 2 5 5 5 5 4

4 2 6 6 6 6 5

5 3 7 6 6 7 6

6 3 7 7 7 7 7

7 5 8 7 7 8 7

8 6 8 8 8 8 8

9 6 9 8 8 9 9

10 7 9 9 8 9 9

11 7 9 9 9

12 8 9 9 9

13 8 9

14 9

15 9

16 9

17 9

Сырой балл Стандартная оценка по шкалам

1 2 3 4 5 6

0 1 1 1 1 1 1

1 1 3 3 3 3 2

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

При стандартизации опросника FAF ведущей являлась содержательная стратегия: подбирались утверждения, которые должны оценивать определенные психические состояния - готовность к проявлению агрессии.

После проведенного исследования мы можем утверждать, что все пункты опросника FAF соответствуют требованиям, предъявляемым к дискриминативности, подверждена надежность опросника, все шкалы обладают высокой устойчивостью (табл.1). Выявлена конструктная валидность опросника FAF. Методика включает пять шкал, позволяющих исследовать готовность к проявлению агрессивного поведения юношей в возрасте от 17.

Таблица 6

Расчет среднего и стандартного отклонения по шкалам опросника FAF

Спонтанная агрессия Реактивная агрессия Возбуди- мость Депрес- сивность Торможение агрессии Открытость Сумма агрессии

Среднее 7,4238 5,3974 5,9669 4,5099 6,1589 7,1987 5,3451

Стд. отклонение 3,52219 2,59250 3,11858 2,68047 2,15126 1,7282 2,55231

Спонтанная агрессия (п=17; М=7,42; ст=3,52) - детализирует спонтанную агрессию. Высокие показатели по шкале свидетельствуют, о том, что у испытуемого высокий уровень

фантазируемой вербальной или физической агрессии по отношению к другим людям или животным. Он относительно не владеет собой, чувствует себя «сильным» когда не один, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.