_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 364.04
Д.А. Добронос
Студентка 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ,
г. Шахты, РФ E-mail: [email protected] Д.Н. Комаревцева Студентка 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ,
г. Шахты, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.И. Родионова док. фил. наук, доцент ИСОиП (филиал) ДГТУ,
г. Шахты, РФ E-mail: [email protected]
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна, особенно в наше время. Ведь сегодня происходит увеличение численности детей-сирот. Большинство приемных родителей сталкиваются с различными трудностями. Это происходит из-за того, что родители не подготовлены к серьезным переменам, дополнительным трудностям. Ученые выделяют три основных процесса адаптации человека: физиологический, психологический и социальный. Под адаптацией ребенка к новой семье понимают включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Поэтому период адаптации ребенка считается важным этапом в становлении замещающей семьи.
Ключевые слова
Дети-сироты, адаптация, приемная семья, замещающая семья, родители, усыновление,
патронирование
Семья представляет собой динамичную систему, в которой происходят постоянные изменения. Так при появлении в семье приемного ребенка, начинается трансформация семейных отношений. Эти изменения касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов, что чревато последствиями.
Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна, особенно в наши дни. Так по данным Федеральной службы государственной статистики в России за 2015 год насчитывалось около 361 тыс. детей-сирот [1]. Немаловажен и тот факт, что по последним данным в России численность детей-сирот превосходит в 4 - 5 раз Европу и Америку. Поэтому, не зря, нашу страну называют третьим по величине источником приемных детей в США после Китая и Эфиопии [2].
В 2015 году по данным Росстат 71,3 тысячи российских детей-сирот были усыновлены. Но, к сожалению, не всем семьям удалось справиться с трудностями воспитания приемных детей и поэтому в детские социальные учреждения вернулись около 30 тысяч детей [1]. То есть сначала от таких детей отказались свои же родители, а потом они просто стали ненужными и приемной семье. Таким образом, ребенок после такой двойной потери и шока может стать замкнутым, закомплексованным. Психологи, называя такие действия «гуманитарным ударом», считают, что это может навредить ребенку и помешать его личностному развитию.
Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по различным причинам, в основном из-за того, что приемные родители просто не могут справиться с обязанностями, которые необходимо выполнять каждой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
семье, а также из-за их неподготовленности к серьезным переменам в своей жизни, к тем дополнительным трудностям, которых не избежать при создании семьи с ребенком. Поэтому в 2012 году был принят приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей [3], где говорится о необходимости создания в России новых технологий для оказания социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи детям, семьям и, конечно, тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Ведь от того, сможет ли приемная семья позаботиться о ребенке, будет зависеть будущее как семьи, так и ребенка.
Адаптация является одним из основных этапов вхождения ребенка в приемную семью. Ведь, если новые межличностные семейные отношения будут хорошо сформированы, то и развитие детской личности будет происходить правильно. Вообще адаптацию в приемной семье по другому можно назвать процессом привыкания или приспособления к новой семье, который сопровождается созданием новых взаимоотношений, в следствие чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейных отношений [4, с. 53]. А вот полноценная адаптация произойдет в том случае, если произойдет двусторонний процесс изменения, а именно изменение приемного ребенка и замещающей семьи.
Что касается процесса адаптации человека, то здесь ученые выделяют три уровня: физиологический, психологический и социальный [4, с. 167]. Они тесно связаны между собой и выступают в роли интегральной характеристики функционального состояния организма. Также выделяют подуровни, которые зависят от цели исследования: биохимический, психофизиологический, социально-психологический; следовательно различают и такие типы адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая и другие [4, с. 169]. Например, в новой семье приемный ребенок должен привыкнуть как к новым родителям, так и к новому образу жизни, а может даже и к новой культуре. Имеется ввиду, если ребенок попал в иностранную семью, то это может привести к культурному шоку. Другими словами, у ребенка, попавшего в приемную семью, происходит перестройка функциональных и адаптивных систем на всех уровнях.
Так А.В. Гаврилин, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова обращают внимание на то, что в таких семьях процесс взаимной адаптации имеет свои особенности. Можно отметить следующие периоды социально-психологической адаптации: начальный период адаптации, период регрессии, период прогресса. Их продолжительность может достигать как несколько недель, так и несколько месяцев или лет.
Л.Н. Большакова, М. Миллер, Л.В. Фимина [5] выявили множество важных моментов на каждом этапе адаптации: например, изменение социальных ролей при появлении нового члена семьи, миф о возникновении мгновенной привязанности приемных детей и родителей (феномен «отсутствие привязанности»), предупреждение у приемных родителей чувства неполноценности и вины за возникающие проблемы, перекладывание вины на ребенка и др. Когда появляется приемный ребенок, то в семье может возникнуть эмоциональное напряжение. Ведь ребенок, обидевшись на своих родных родителей, переносит всю злость на приемных родителей, вследствие приемные родители чувствуют себя виноватыми и разочарованными. Конечно, потом приемный ребенок начнет воспринимать нормы и стиль поведения определенной семьи. Но также и семья должна подстраиваться к особенностям ребенка, претерпевая какие-либо изменения.
Существенное влияние на адаптацию ребенка в приемной семье оказывают внешние факторы, к таковым можно отнести те случаи, когда общество очень сильно заостряет внимание на таких семьях, тем самым выделяя их. Также на адаптацию влияют пренебрежительное отношение людей к процессу усыновления и патронирования ребенка, обвинение замещающих родителей в корысти, высокая сензитивность профессиональных семей к проблемам взаимоотношений с социумом, плохие взаимоотношения родителей с кровными детьми.
Зачастую приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому ему сложно адаптироваться к новой семье. Это может проявляться в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности. Поэтому в семье и возникает, кризис, который переживают все члены приемной семьи на начальных этапах совместной жизни.
Дети-отказники пытаются отстоять собственную идентичность, приходя в замещающую семью. К
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
сожалению, они просто не знают ничего о своем прошлом и о причинах сиротства. При этом важнейшим условием развития идентичности ребенка является наличие заботливого взрослого и формирование привязанности у ребенка. В таких случаях у детей отмечается высокий темп развития уже в первые месяцы жизни в новой семье, улучшение речи, укрепление и развитие межличностных отношений. А также у детей появляется чувство уверенности, расширяется кругозор. По результатам исследования уже к подростковому возрасту развитие приемных детей, адаптация которых в замещающих семьях прошла успешно, ничем не отличается от развития детей в родных семьях [4, с. 205].
Следует отметить, что успешность адаптации ребенка в приемной семье зависит от возраста членов этой семьи, а именно, «солидный» возраст можно отнести к группе риска, влияющего на адаптацию. Также, если семья уже долгое время не имеет своих детей, либо же родителям не доносят информацию о психологических особенностях ребенка, то у родителей может возникнуть неадекватное представление о тех трудностях, с которыми они столкнуться при воспитании приемных детей. Все это может плохо сказаться на развитие личности приемного ребенка.
Таким образом, адаптация ребенка в приемной семье представляет собой двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении замещающей семьи. А приемная семья, в свою очередь, является малой психосоциальной группой, которая должна помочь государству в восстановлении «базового доверия к миру» у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их адаптации в социуме. Поэтому такая семья имеет особое значение в социально-психологической реабилитации детей. Список использованной литературы
1. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# ( дата обращения 02. 04. 2017).
2. URL: http://www.newsru.com ( дата обращения 02. 04. 2017).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета, 31 августа 2012.
4. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
5. Большакова, Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
© Добронос Д.А., Комаревцева Д.Н., Родионова В.И., 2017
УДК. 347.6
Д. С. Яркина
студентка 2 курса КубГАУ г. Краснодар, РФ К. Г. Забулова студентка 3 курса КубГАУ г. Краснодар, РФ
БРАЧНЫЕ ОТНОНЕШИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН
Аннотация
В каждом государстве имеются нормы, регулирующие брачные отношения. Указанные нормы