Научная статья на тему 'Адаптация агропродовольственного сектора к постпандемической реальности'

Адаптация агропродовольственного сектора к постпандемической реальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / PANDEMIC / AGRICULTURE / AGRI-FOOD MARKETS / STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петриков Александр Васильевич

В статье рассматриваются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты влияния пандемии, вызванной COVID-19, на сельское хозяйство и агропродовольственный сектор. Обобщаются меры по адаптации данной отрасли к пост-пандемической реальности, принятые в ряде зарубежных стран и России. Несмотря на то, что агропродовольственная экономика наиболее «мягко» отреагировала на экономический кризис, обусловленный пандемией, риски для продовольственной безопасности сохраняются. В этой связи в статье рассмотрен ряд мер по совершенствованию экономической политики с целью повышению устойчивости сельского хозяйства и агропродовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петриков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE AGRI-FOODSECTOR TO POST-PANDEMIC REALITY

The article examines the short -, medium-and long-term aspects of the impact of the COVID-19 pandemic on agriculture and the agri-food sector. The article summarizes the measures taken in a number of foreign countries and Russia to adapt this industry to the post-pandemic reality. Despite the fact that the agri-food economy has responded most "mildly" to the economic crisis caused by the pandemic, risks to food security remain. In this regard, the article considers a number of measures to improve economic policy in order to increase the sustainability of agriculture and the agri-food market.

Текст научной работы на тему «Адаптация агропродовольственного сектора к постпандемической реальности»

АДАПТАЦИЯ

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА К ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ADAPTATION OF THE AGRI-FOOD SECTOR TO POST-PANDEMIC REALITY

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-99-105

ПЕТРИКОВ Александр Васильевич

Член Президиума ВЭО России, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий», академик РАН, д.э.н., профессор Aleksander V. PETRIKOV

Member of the Presidium of VEO of Russia, Head of the All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after AA Nikonov - Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor

В статье рассматриваются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты влияния пандемии, вызванной COVID-19, на сельское хозяйство и агропродоволь-ственный сектор. Обобщаются меры по адаптации данной отрасли к постпандемической реальности, принятые в ряде зарубежных стран и России. Несмотря на то что агропродовольственная экономика наиболее «мягко» отреагировала на экономический кризис, обусловленный пандемией, риски для продовольственной безопасности сохраняются. В этой связи в статье рассмотрен ряд мер по совершенствованию экономической политики с целью повышению устойчивости сельского хозяйства и агропродовольственного рынка.

The article examines the short-, medium- and long-term aspects of the impact of the COVID-19 pandemic on agriculture and the agri-food sector. The article summarizes the measures taken in a number of foreign countries and Russia to adapt this industry to the post-pandemic reality. Despite the fact that the agri-food economy has responded most «mildly» to the economic crisis caused by the pandemic, risks to food security remain. In this regard, the article considers a number of measures to improve economic policy in order to increase the sustainability of agriculture and the agri-food market.

Аннотация

Abstract

Ключевые слова Пандемия, сельское хозяйство, агропродовольственные рынки, государственная поддержка сельскохозяйственных производителей.

Keywords Pandemic, agriculture, agri-food markets, state support for agricultural producers.

В настоящее время еще трудно дать всестороннюю оценку влияния пандемии на экономику, в том числе и на агропродовольственный сектор. Тем не менее можно, исходя из общих соображений, говорить о краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном влиянии, что необходимо учитывать при разработке как антикризисной аграрной политики, так и стратегии развития агропромышленного комплекса с целью обеспечить устойчивость агропродовольственных систем к разного рода шокам, а не только к пандемии.

Из теории и исторического опыта известно, что сельское хозяйство, в силу своей инерционности, более медленно, чем другие отрасли, входит в кризис, но выходит из него тоже медленно. В табл. 1 с известной долей условности перечислены краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия пандемического кризиса для сельского хозяйства и агропродовольственного рынка. Краткосрочное влияние к маю 2020 г. уже проявилось и обсуждалось на различного рода форумах, среднесрочное, да и долгосрочное, начинает проявляться.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) совместно с другими международными организациями опубликовала специальный доклад по рискам для продовольственной безопасности в связи с пандемией [1]. В зоне наибольшего риска находятся страны с низким уровнем ВВП на душу населения и дефицитом продовольствия (нетто-импортеры продовольствия). Статистический анализ ФАО по странам с низким и средним уровнем дохода за период 1995-2017 гг. показывает, что в среднем снижение темпов роста ВВП на один процентный пункт привело к сокращению предложения продовольствия в этих странах на 0,306%. Для сравнения - для группы со средним уровнем дохода, но также чистых импортеров продовольствия сокращение роста ВВП на один процентный пункт привело к сокращению предложения продовольствия на 0,154%. Для чистых стран - экспортеров продовольствия эта взаимосвязь не является статистически значимой (см. [1, с. 4]).

Согласно расчетам ФАО, если оправдается существующий в настоящее время прогноз о снижении мирового ВВП на 3 процента, численность голодающих в мире увеличится на 38 млн человек, а если на 10%, то на 80 млн человек (см. [1, с. 5]), т.е. нынешняя численность голодающих при самом неблагоприятном сценарии может возрасти примерно на 10%.

В этом же докладе сформулировано 5 направлений политики по снижению рисков продовольственной безопасности, связанных с пандемией: (1) удовлетворение неотложных потребностей в продовольствии уязвимых групп населения; (2) усиление программ социальной защиты; (3) продолжение мировой торговли продовольствием; (4) сохранение внутренних систем продовольственного снабжения; (5) поддержка сельскохозяйственных производителей, особенно малых и средних.

Анализ опыт ряда стран и экономических союзов по антипандемической аграрной и продовольственной политике свидетельствует, что она осуществляется в рам-

ках вышеуказанных направлений и зависит от степени самообеспечения продовольствием, уровня доходов населения и бюджетных возможностей государства.

В США реализуется специальная Программа продовольственной помощи в связи с коронавирусом [2], предусматривающая: прямые выплаты фермерам для компенсации потерь от сокращения рыночных доходов (16 млрд долл.), рассрочку фермерских кредитов, помощь региональным и местным дистрибьюторам в целях формирования продовольственных пакетов для нуждающихся (3 млрд долл.), компенсацию (в ряде штатов) стоимости школьного питания из-за закрытия школ, расширение программы дистанционного обучения и телемедицины и др.

Комиссия по сельскому хозяйству Европейского союза приняла решение о поддержке хранения молочной (сухое обезжиренное молоко, сливочное масло, сыр) и мясной (говядина, овца и козлятина) продукции (эта мера позволяет временно выводить продукцию с рынка и стабилизировать цены). Разрешено не соблюдать в течение полугода некоторые правила конкуренции ЕС на рынке молока, цветов и картофеля. Производители молока могут коллективно планировать производство,

Таблица 1. Влияние пандемии на сельское хозяйство и агропромышленный комплекс: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты.

п/п Факторы и направления влияния

Краткосрочное влияние

■ ажиотажный спрос на продукты питания в начале пандемии

■ снижение спроса на продовольствие со стороны гостиничного бизнеса, сферы туризма и общественного питания

■ сбои в поставках ресурсов и услуг для сельского хозяйства, а также в «продовольственных цепочках» из-за ограничений в работе транспорта, усложнения логистики, закрытия розничных рынков

■ закрытие ряда перерабатывающих предприятий с высокой концентрацией работников

■ дефицит сезонных рабочих из-за сокращения миграции

■ нарушение функционирования глобальных агропродовольственных рынков

_в связи с ограничениями экспорта_

II Среднесрочное влияние

■ уменьшение бюджетной поддержки сельского хозяйства и инвестиций в сектор в силу общеэкономического кризиса

■ снижение спроса на продовольствие в связи с сокращением реальных доходов населения

■ рост производственных издержек из-за роста цен на импортные средства производства

_и материалы_

III Долгосрочное влияние

■ усиление «зеленых трендов», биологизация земледелия и животноводства, использование ресурсо-и энергосберегающих технологий, в меньшей степени зависящих от внешних поставок ресурсов

и материалов

■ повышение роли региональных и локальных систем продовольственного обеспечения, работающих вне глобальных рынков и в связи с этим рост значения малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственной кооперации, малоформатной торговли, прямых связей между производителями и потребителями продовольствия

■ деурбанизация, более равномерное распределение населения по территории страны для снижения _рисков эпидемий и других чрезвычайных ситуаций_

а цветоводы и картофелеводы выводить продукцию с рынка. Странам ЕС предоставлено право осуществлять прямые платежи фермерам (до 5 тыс. евро) и малым агро-продовольственным предприятиям (до 50 тыс. евро) из остатков фонда развития сельских районов. Увеличены предельные размеры субсидий в рамках мер единой аграрной политики на одно фермерское хозяйство (до 100 тыс. евро) и перерабатывающее (сбытовое) предприятие (до 800 тыс. евро), а также лимиты кредитов фермерам из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (до 200 000 евро). Сокращаются контрольные мероприятия на фермах [3].

В Германии АПК признан «системообразующей инфраструктурой», что позволит фермерам получить однократные выплаты (от 9 тыс. до 15 тыс. евро, в зависимости от размера предприятия) в рамках помощи малому бизнесу в случае, если доказано, что экономические трудности возникли вследствие COVID-19.

В странах Евразийского экономического союза основные меры касаются регулирования агропродовольственных рынков. Комиссией союза с 1 апреля по 30 июня с. г. обнулены ввозные таможенные пошлины при импорте в государства ЕАЭС ряда некоторых видов продовольствия.

В Беларуси запрещен вывоз из страны некоторых продовольственных товаров, введено государственное регулирование цен на социально значимые продукты, сначала по расширенному списку, но затем по сокращенному. В Армении оказывается помощь компаниям-импортерам, расширена программа микрокредитования фермерских хозяйств.

Довольно широкий перечень мер принят в Казахстане. Как и в Беларуси, на ряд продуктов регулируются розничные цены. Не запрещен, но квотируется экспорт некоторых видов продовольствия. Выдаются продуктовые наборы нуждающимся. Расширена поддержка сельхозпроизводителей за счет отмены налога на сельскохозяйственные земли, предоставления льготного дизтоплива на весенний сев и др. [4].

В России в целом положение в отрасли стабильно: индексы производства как в сельском хозяйстве, так и в пищевой индустрии и в прошлом году, и в январе -апреле нынешнего года выше, чем в промышленности (табл. 2).

Таблица 2. Индексы производства в ряде отраслей экономики России в 2019-2020 гг., %

к соответствующему периоду предыдущего года"

2019 г. Январь - апрель 2020 г.

Промышленность 102,3 99,4

Производство пищевых продуктов 104,9 108,3

Сельское хозяйство 104,0 103,0

"https://gks.ru/bgd/free/B20_00/Main.htm

В 2019 году (табл. 3) несколько снизился экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья и увеличился импорт. Но в первые четыре месяцы 2020 года экспорт растет.

Таблица 3. Внешняя торговля продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, млрд долл. США*

2017 г. 2018 г. 2019 г. I квартал 2020 г.

млрд долл. США % к I кварталу 2019 г.

Экспорт 20,7 24,9 24,8 6,4 119,2

Импорт 28,8 29,6 29,8 7,5 103,7

Сальдо -8,1 -4,7 -5,0 -1,1 х

"https://gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/95.htm

Тем не менее правительство приняло ряд мер в области сельского хозяйства и агропродовольственного рынка. Это мониторинг цен, выделение кредитов для поддержания запасов в торговле. Введены временные квоты на экспорт зерна в страны вне Евразийского союза, хотя российский экспорт в I квартале 2020 г. по сравнению с 2019 годом, как мы видели, растет. В перечень системообразующих организаций, которые могут претендовать на дополнительную поддержку, включено 96 компаний АПК, головные организации которых находятся в 30 субъектах Российской Федерации. Это крупнейшие агрохолдинги и агрофирмы, от которых зависит продовольственное обеспечение крупных и крупнейших городских агломераций. Выделено дополнительное финансирование программ реализации сельскохозяйственной техники со скидкой - 4,5 млрд руб., программ Росагро-лизинга - 6 млрд руб. В субъектах Российской Федерации принимаются меры по восстановлению деятельности розничных рынков. Намечена поддержка контейнерных железнодорожных перевозок, доставки рыбной продукции по Северному морскому пути.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что риски как для агропродовольствен-ной экономики, так и для наших потребителей в связи с пандемией сохраняются. Это: (1) сокращение спроса на продовольствие из-за снижения реальных доходов населения; (2) увеличение издержек сельхозпроизводителей в силу роста цен на импортные средства производства и материалы; (3) уменьшение государственной поддержки и инвестиций вследствие бюджетных ограничений как государства, так и частных инвесторов; (4) ухудшение экономической доступности продовольствия для низкодоходных групп населения. Доля расходов на продукты питания и безалкогольные напитки в потребительских расходах домашних хозяйств у нас в среднем более 30%, в то время как в высокоразвитых странах - 10-15%, и любое повышение продовольственных цен для нас очень чувствительно.

Для снижения этих рисков необходимы как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные меры.

Возможной краткосрочной мерой может быть, по примеру других стран, поддержка малых предприятий и фермерских хозяйств, которые в большей степени, чем крупные предприятия, сократили объемы продаж и отличаются неустойчивым финансовым положением. Конкретные параметры поддержки целесообразно определить по результатам текущего сельскохозяйственного года.

В среднесрочном и долгосрочном плане для уменьшения рисков от нарушения функционирования глобальных рынков (как ресурсных, так и продовольственных) требуются меры по развитию I сферы АПК: сельскохозяйственного машиностроения, микробиологической промышленности, производства средств защиты растений, ветпрепаратов, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, племенного животноводства. Именно по этим позициям у нас велика зависимость от внешних поставок.

В собственно аграрной сфере основное внимание должно быть уделено производству качественной продукции как средства повышения иммунитета населения от неблагоприятных факторов внешней среды, а также отраслям, по которым у нас еще не достигнуты критерии продовольственной независимости, список которых расширен в принятой в январе текущего года второй редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Это производство говядины, молока, овощей и фруктов. По этим отраслям еще существенна доля импорта.

Кроме того, важно развивать конкуренцию на агропродовольственном рынке путем формирования кооперативной торговли и сбыта, чтобы повысить доступность для потребителя продукции малых предприятий и фермерских хозяйств. Необходимо обеспечить приоритетное развитие малого и среднего агробизнеса, формирование сектора малоформатной, кооперативной торговли с использованием цифровых платформ как альтернативы крупным торговым сетям.

Необходима биологизация сельского хозяйства, разработка и освоение ресурсосберегающих технологий, менее зависящих от поставок внешних ресурсов, использующих в первую очередь внутренние возможности агробиоценозов и поэтому более устойчивых к внешним стрессам. Все это требует новых усилий по развитию сельскохозяйственной науки и образования.

Пандемия со всей очевидностью показала опасность чрезмерной концентрации населения в крупных городских агломерациях. Жизненно необходимо более равномерно разместить население по территории страны. Следует пересмотреть недавно принятую Стратегию пространственного развития Российской Федерации, ориентированную на развитие крупных городов, расширить госпрограмму по комплексному развитию сельских территорий, создать в сельской местности и малых городах новые рабочие места.

Библиографический список

1. COVID-19 global economic recession: Avoiding hunger must be at the center of the economic stimulus. FAO. 2020. Rome. https://doi.org/10.4060/ca8800en

2. Программа продовольственной помощи в связи с коронавирусом Coronavirus Food Assistance Program (CFAP). https://www.usda.gov/media/press-releases/2020/05/19/usda-announces-details-direct-assistance-farmers-through

3. Коронавирус: Еврокомиссия принимает комплекс мер по дальнейшей поддержке агропродоволь-ственного сектора. https://europa.eu/european-union/topics/agriculture_de

4. Мониторинг принятых государствами - членами ЕАЭС мер, направленных на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (C0VID-2019). http://www. eurasiancommission.org/ru/covid-19/Documents/ М0НИТ0РИНГ%20на%201%2006.pdf

References

1. COVID-19 global economic recession: Avoiding hunger must be at the centre of the economic stimulus. FAO. 2020. Rome, https://doi.org/10.4060/ca8800en

2. Programma prodovol'stvennoj pomoshhi v svjazi s koronavirusom Coronavirus Food Assistance Program (CFAP). https://www.usda.gov/media/press-releases/2020/05/19/usda-announces-details-direct-assistance-farmers-through

3. Koronavirus: Evrokomissija prinimaet kompleks mer po dalnejshej podderzhke agroprodovol'stvennogo sektora.

4. https://europa.eu/european-union/topics/agriculture_de

5. Monitoring prinjatyh gosudarstvami-chlenami EAJeS mer, napravlennyh na preodolenie negativnyh posledstvij rasprostranenija koronavirusnoj infekcii (C0VID-2019). http://www.eurasiancommission.org/ ru/covid-19/Documents/ M0NIT0RING%20na%201%2006.pdf

Контактная информация / Contact information

ВИАПИ им. А.А. Никонова - филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, 107078, Москва, Большой

Харитоньевский пер., д. 21, стр. 1.

Nikonova All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics - branch of the Federal

State Budget Scientific Institution «Federal Scientific Center for Agrarian Economics and Social

Development of Rural Areas - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics», 21-1, Bolshoi

Kharitonyevsky per., Moscow, 107078, Russia

Петриков Александр Васильевич / Aleksander V. Petrikov

+7(495) 628-30-69, apetrikov@viapi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.