УДК 65.012.654
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ
© М.С. Старикова1
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.
Рассматриваются проблемы и перспективы взаимодействия промышленных корпораций и малых предприятий. Выявляются причины, по которым сотрудничество крупного и малого бизнеса в России не получило широкого распространения. Сделан вывод о необходимости развития подобных отношений, что обусловлено макроэкономическими причинами и развитием внутренних возможностей корпораций. Определено, что существующие формы сотрудничества оказывают различное влияние на адаптивные способности промышленных корпораций, в связи с чем проведена их классификация по уровню адаптационного потенциала взаимодействия. Исследовано текущее состояние ключевых с точки зрения заложенного в них адаптационного потенциала форм взаимодействия корпораций и малого бизнеса, а также выявлены перспективы их развития с учетом трансформации условий внешней среды.
Ключевые слова: взаимодействие; малый бизнес; промышленная корпорация; адаптационный потенциал; трансформации условий внешней среды.
ADAPTATION POTENTIAL OF INDUSTRIAL CORPORATIONS AND SMALL BUSINESSES INTERACTIONS IN RUSSIA M.S. Starikova
V.G. Shukhov Belgorod State Technological University, 46 Kostyukov St., Belgorod, 308012, Russia.
The article deals with the problems and prospects of interactions between industrial corporations and small companies. It reveals the reasons that hindered a widespread cooperation between large and small business in Russia. A conclusion is derived on the need to develop such relations that is determined by macroeconomic reasons and development of the internal capabilities of these corporations. Since existing forms of cooperation have different effects on the adaptive capacities of industrial corporations, they have been classified according to the level of interaction adaptation potential. The author studies the current status of the key forms (in terms of the imbedded adaptation potential) of interaction between the corporations and small businesses, as well as identifies their development prospects with regard to the transformation of external environment conditions.
Keywords: interaction; small business; industrial corporation; adaptation potential; transformation of external environment conditions.
Взаимодействие промышленных корпораций и малых предприятий в России не получило такого распространения, как в развитых экономиках, вследствие не до конца сформированной правовой среды в данной сфере, недостаточного развития инфраструктуры, невысокой культуры ведения бизнеса, непризнания принципа партнерства в отношениях фирм с разной конкурентной позицией, различия институциональной среды крупного и малого бизнеса. В результате крупные предприятия ориентированы на создание собственных филиалов, мелких подразделений, а не на сотрудничество с малым бизнесом, уровень конкуренции в котором высок, но не оказывает значимого влияния на положение промышленных корпораций. Вместе с тем эффективные взаимоотношения малых и крупных фирм являются приоритетным инструментом экономической политики в решении задач стимулирования инновационной деятельности, импортозамеще-ния, повышения доли высокотехнологичного экспорта, развития депрессивных территорий и моногородов [2,
3, 4]. Кроме того, в российской действительности зачастую существование малого предпринимательства не может быть эффективным, если оно не включено в общую сеть крупных предприятий. Иными словами, с макроэкономической точки зрения мотивация объединения усилий малых и крупных компаний связана с нейтрализацией «слабых» мест национальной экономической политики.
Промышленные корпорации концентрируют инновационную деятельность, поскольку они лучше обеспечены ресурсами, демонстрируют большую, по сравнению с малыми предприятиями, устойчивость к колебаниям внешней среды. Однако по мере увеличения размера у корпорации могут возникать проблемы управляемости, замедления инновационной активности и инерционности поведения, что, в свою очередь, актуализирует сотрудничество с малым бизнесом как носителем предпринимательского духа и новаторского потенциала. Взаимодействие крупных и малых предприятий может быть целесообразным не только в ин-
1Старикова Мария Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, тел.: (4722) 309901 #1771, e-mail: [email protected]
Starikova Maria, Candidate of Economics, Associate Professor of the Marketing Department, tel.: +7(4722) 309901#1771, e-mail: [email protected]
новационной сфере, но и в других секторах производственно-сбытовой деятельности, где корпорации могут использовать рыночную гибкость и инновационные возможности малых фирм, а малые предприятия повысить стабильность, предсказуемость внешней среды, улучшить доступ к ресурсам. Так, выстраивание партнерских связей часто происходит с целью аутсорсинга операционных функций, сопряженных с повышенными издержками. Малое предпринимательство выступает как источник факторов производства, как рынок сбыта готовой продукции и источник личной предпринимательской инициативы для крупных корпораций. На микроуровне взаимодействие строится на основе возможного достижения синергетического эффекта за счет взаимного использования конкурентных преимуществ контрагента.
Исходя из того, что сотрудничество с малыми предприятиями способствует повышению гибкости крупных субъектов рынка, можно предположить существование дифференциации разных форм взаимодействий по уровню влияния на адаптационные способности корпораций. В связи с этим предлагается ввести категорию «адаптационный потенциал взаимодействия» как характеристику возможной степени влияния сотрудничества с малым бизнесом на приспособляемость корпорации к изменяющимся условиям внешней среды.
Анализ существующих форм взаимодействия позволил структурировать их по степени влияния на адаптивные способности промышленных компаний (рис. 1).
Рассмотрим степень развития в России форм корпоративно-предпринимательской интеграции с высоким адаптационным потенциалом.
Одной из приоритетных форм взаимодействия крупных корпораций с малыми предприятиями является венчурное инвестирование и создание новых инновационных фирм путем приобретения акций новых компаний или предоставления им кредитов с дальнейшей конверсией в акции. Высокий адаптационный потенциал венчурных инвестиций связан с возможностью для промышленной корпорации занять лидирующие позиции на созданном ею рынке с помощью новых товарных категорий, а также с перспективой внедрения в крупную компанию инновационных методов управления.
Венчурная отрасль является контрцикличной к кризисам, образуя благоприятные условия для инвестирования. Число сделок в мире в 2013 г. уменьшилось по сравнению с 2007 г. на 13,5%, объем венчурных инвестиций упал на 16,3% (табл. 1).
Объем рынка снижается в среднем на 1-2% в год. По оценкам специалистов, отрицательная тенденция продолжится в последующие годы. Отметим, что в периоды уменьшения активности венчурного инвестирования увеличивается число мелких сделок, тогда как рост рынка происходит, главным образом, за счет укрупнения сделок. Крупнейшими рынками венчурного капитала по числу сделок являются США (с долей 60%) и Европа (с долей 25%). В России совершается до 5% (данный показатель был достигнут в 2012 г.) венчурных сделок. По объему инвестиций рынок венчурного капитала распределяется с еще большим перевесом в пользу США (69% стоимости сделок), тогда как на Европу приходится 14%, а на Россию - 3%. Сложившаяся страновая структура является относительно стабильной.
Показатель
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Число сделок, ед.
5797
5424
4732
5311
5756
5612
5014
Объем инвестиций, млрд долл.
49,6
50,7
35,1
46,1
54,2
46,8
41,5
Темп роста числа сделок, %
93,6
87,2
112,2
108,4
97,5
89,3
Темп роста объема инвестиций, %
102,2
69,2
131,3
117,6
86,3
88,7
Рис. 1. Классификация взаимодействий крупных фирм с малыми предприятиями по степени их влияния на адаптивные способности корпораций (составлено автором)
Таблица 1
_Динамика показателей объема глобального венчурного рынка [5, с. 9]_
Преобладающая часть инвестиционных сделок с высоким уровнем риска совершается в сфере услуг, тогда как на промышленность приходится не более 15% рынка (табл. 2).
Таблица 2
Отраслевая структура венчурного рынка
на 2013 год [5, с. 10
Сектора экономики Доля в количестве сделок, % Доля в объеме инвестиций, %
Информационные технологии 32 28
Здравоохранение 21 25
Потребительские услуги 19 18
Деловые и финансовые услуги 16 15
Энергетика и энергоносители 4 8
Промышленные товары и материалы 5 3
Потребительские товары 3 3
Качественные преобразования во взаимодействиях между корпорациями и венчурными фондами связаны со смещением заинтересованности инвесторов в сторону компаний, стабильно получающих выручку, а не находящихся только на стадии разработки продукта (рост доли таких взаимодействий составил более 10%). Происходит усиление роли крупных корпораций на рынке венчурных инвестиций. Отмечается сокращение выходов из бизнеса венчурных инвесторов через слияния и поглощения, максимальный уровень которых был достигнут в 2010 г. (856 сделок); к 2012 г. спад составил 19%, к 2013 г. - 40%.
Венчурный рынок в России получил заметное развитие с 2011 г. (табл. 3).
нологий (34%) и сфера производства и продаж потребительских товаров и услуг (53%). Венчурные инвестиции, как правило, осуществляются в новаторских промышленных направлениях и связаны с реализацией инновационной политики. Корпорации неактивно инвестируют в венчурные проекты, инфраструктура рынка развивается фрагментарно, уровень консолидации - недостаточный. Изменить такую ситуацию призвана, в том числе, Стратегия инновационного развития России до 2020 г., в соответствии с которой прогнозируется: 1) увеличение инновационности ВВП, доля высокотехнологичного сектора в котором вырастет на 29,6%; 2) повышение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2,6 раза при одновременном росте объема отгружаемой продукции, основанной на нано-технологиях, в 3,75 раз; 3) наращивание экспортоориентированности высокотехнологичного сектора с расширением доли инновационной продукции в экспорте в 1,8 раз; 4) оживление внутренней торговли лицензиями, число договоров на которые вырастет в 10 раз [8].
Еще одной формой взаимодействия малого и крупного бизнеса, в которой заложен значительный адаптационный потенциал, является франчайзинг. Его преимущества для малых предприятий связаны с минимизацией риска деятельности и отсутствием необходимости самостоятельно осваивать рынок и приобретать коммерческий опыт. Интерес крупных компаний к данной форме сотрудничества обусловлен возможностью расширения рынков сбыта без развития собственной сбытовой сети. Высокий рост адаптивных возможностей промышленной корпорации связан с близостью франчайзинговых подразделений к рынкам сбыта, что обеспечивает ее быструю реакцию на изменение запросов потребителей. Кроме того, функционирование на основе отлаженной технологии и системы брендинга стабилизирует работу фран-чайзинговых «подразделений», делает их более устойчивыми, что, в свою очередь, позитивно сказы-
Динамика показателей объема российского венчурного рынка [5, с. 43]
Таблица 3
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число сделок, ед. 34 67 48 81 199 267 186
Объем инвестиций, млн долл. 108,3 161,8 123,8 153,3 746,2 1213,2 786,5
Темп роста числа сделок, % 197,1 71,6 168,8 245,7 134,2 69,7
Темп роста объема инвестиций, % 149,4 76,5 123,8 486,8 162,6 64,8
Его объем вырос со 108,3 млн долл. в 2007 г. до 1,2 млрд долл. в 2012 г. В отличие от глобального рынка, на российском венчурном рынке происходил рост в среднем на 47,8% в год по количеству сделок и на 77,3% по объему инвестиций, что обусловило рост рынка в 5-7 раз к 2013 г. по сравнению с 2007 г. Имеет место увеличение количества бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-ангелов и их ассоциаций, старта-пов, числа сделок на ранних стадиях. Ключевыми секторами венчурного рынка в России, как и в мировой экономике, являются отрасль информационных тех-
вается на адаптивных возможностях промышленных корпораций-поставщиков товаров.
Стоимостный объем взаимодействий в сфере франчайзинга в России в 2013 г. достиг уровня 3,5% от ВВП (в США данный показатель составляет 10%). Государственный комитет статистики не ведет диагностики франчайзинга в России, поэтому динамические измерения основаны, главным образом, на экспертных оценках. Масштабное анкетирование, проведенное российским франчайзинговым порталом (табл. 4), показало, что по количеству франчайзинговых кон-
цепций Россия входит в число лидирующих стран.
Количество франчайзеров в России выросло в 3,25 раза за 2007-2013 г. На долю производственного франчайзинга в России приходится 3% рынка, основная доля рынка принадлежит торговле непродовольственными товарами (43%).
К позитивным факторам развития отношений в области франчайзинга относят не только появление новых международных франчайзинговых компаний, но и сокращение сроков регистрации договора концессии в Патентном ведомстве (с 12 до 4 месяцев), появление специальных программ банковского кредитования открытия бизнеса по франшизе, использование механизмов субсидирования франшиз местных производителей в регионах, активизацию конверсионного франчайзинга, привлекающего действующие однородные по профилю с франшизодателем субъекты бизнеса.
Выделение нами третьей формы взаимодействия крупного бизнеса с малым, характеризующейся высоким адаптационным потенциалом, связано с повышением наукоемкости современных технологий, сокращением доли человеческого труда в результате автоматизации производства, возрастанием роли таких производственных ресурсов, как информация и знания, что, в свою очередь, стимулирует спрос на работников с относительно высоким образовательным уровнем. Отсюда вытекает значимость такого источника конкурентных преимуществ, как знания, развитие которых на уровне промышленных корпораций возможно не только за счет наставничества, но и на ос-
Место России в мировой
нове выстраивания системы отношений с обучающими (тренинговыми) организациями. Поэтому мы предлагаем введение в научный оборот категории «НН кооперация», подразумевая под ним сотрудничество со специализированными образовательными организациями с целью развития человеческого капитала компаний. Влияние глобальных изменений на понимание сущности корпорации, по мнению П. Друкера [9], привело к трансформации роли работника: он превратился в партнера корпорации, а уровень его квалификации определяется способностью ориентироваться во множестве задач, поручений и обязанностей.
В России, по разным оценкам, объем рынка тре-нинговых услуг невелик и составляет 20-25 млн долл. в год (емкость этого рынка в мировом масштабе достигла 100 млрд долл.), а число профессионалов на нем составляет менее 10% [1].Основными тенденциями на рынке образовательных услуг для корпораций являются: 1) переход от индивидуального обучения к обучению команд; 2) повышение доли е-^т^; 3) активное региональное развитие (темпы роста рынка в регионах превышают показатели столичных рынков на 10-15%). Вместе с тем следует признать потенциал рынка передачи знаний для корпораций почти неиспользованным. Поэтому можно констатировать, что причиной слабого развития HR-кооперации в России является не столько нежелание руководителей корпораций обучать персонал, сколько количественная и качественная недостаточность предложения на рынке образовательных услуг (рис. 2).
Таблица4
системе франчайзинга [7]
Страна Количество франшиз на рынке, единиц Количество франчайзинговых точек, единиц
США 3500 757 438
Россия 1300 74 657
Великобритания 930 39 000
Турция 1450 51 000
Германия 985 72 700
Мексика 1500 78 000
Филиппины 1300 125 000
качество специализированных образовательных программ по развитию бизнеса
доступность специализированных образовательных программ по развитию бизнеса
доступность специалистов для непроизводственных подразделений
доступность квалифицированных рабочих
доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов
16
-80 -60 □ 2012 И2010
-40
-20
20
25,2 И 32
40
60
Рис. 2. Разница позитивных и негативных оценок основных факторов, препятствующих развитию кадрового потенциала российских корпораций (расчет на основе исследований [6])
Таким образом, несмотря на имеющий место вы- сокий адаптационный потенциал взаимодействия
0
крупного бизнеса с малым в области инноваций, промышленные корпорации в России не демонстрируют сильную заинтересованность в венчурных инвестициях. Причиной этого является не только неразвитость инфраструктуры, но и экономически меньшая целесообразность инвестирования российскими корпорациями в процесс разработки инновационных идей, чем использование готовых результатов НИОКР в виде импортируемых продуктов. Однако изменение экономических условий может способствовать развитию данной формы взаимодействий. Что касается сотрудничества в сбытовой сфере, то франчайзинг получил
достаточно широкое развитие в России в связи с возможностью получения эффекта от него в краткосрочном периоде. Следует отметить наличие потенциала роста системы франчайзинга и объема взаимодействий в данной сфере в условиях экономических трансформаций. Существующая потребность промышленных корпораций в HR-кооперации будет расти под влиянием глобальных факторов, однако развитие малых предприятий-поставщиков знаний еще больше затрудняется в кризисные периоды.
Статья поступила 27.05.2015 г.
Библиографический список
1. Викентьев И.Л., Соколов А.Б. Тенденции рынка тренинга и консалтинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.treko.ru/training-2010 (15 февр. 2015).
2. Гостяева Ю.Ю., Щетинина Е.Д. Принятие управленческих решений в условиях делового партнерства // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. № 6. С. 155-158.
3. Дорошенко Ю.А., Коноплянко О.И. Эффективность сотрудничества предприятий в экономических кластерах // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2008. № 1. С. 70-73.
4. Куприянов С.В., Борзенкова К.С. Потенциал промышленного предприятия малого бизнеса. Оценка и повышение эффективности использования. Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. 135 с.
5. Исследование российского и мирового венчурного рынка
за 2007-2013 годы / EY совместно с РВК. М.: РВК, 2014. 64 с.
6. Предпринимательский климат в России: индекс-опоры 2010-2011 и 2012. Отчет. URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/statistic/analytics/m,f,6421 16/ (15 фев. 2015).
7. Рождественская А. Семь факторов роста российского франчайзинга // Бизнес-журнал. 2014. № 2. С. 12-14.
8. Старикова М.С. Развитие инновационного сектора российской экономики // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. № 6. С. 122-127.
9. Drucker P., Maciariello J.A., Collins J. Management. N.Y.: Collins Publishers, 2008. 568 p.
УДК 65.2
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© Д.С. Тагавердиева1
Дагестанский государственный институт народного хозяйства (г. Махачкала), 367008, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.
Рассмотрены проблемы в области корпоративного управления и впервые на основе комплексного подхода продемонстрирована возможность повышения эффективности ее функционирования, проявляющаяся в стремлении в последнее время организовать комфортные и благоприятные условия для инвесторов.
Проведенный анализ позволил оценить деятельность промышленных организаций по инвестиционной, финансовой и социальной составляющей, что основано на ранжировании членов группы по степени их эффективности. Внедрена и реализована возможность достижения эффективности корпоративного управления на основе предложенных критериев привлекательности компании, которые являются не ограниченными, в том числе права акционеров и инвесторов, деятельность совета директоров, корпоративная социальная ответственность и др. Главное достоинство новой комплексной модели совершенствования корпоративного управления заключается в том, что ее применение на практике позволяет оценить текущий уровень предприятия и качество корпоративной этики, где учитываются интересы кредиторов, заемщиков, инвесторов и других различных групп участников. Ключевые слова: корпорации; акционерные общества; рейтинг; эталон; модель; инвестиции; акционеры.
AN INTEGRATED APPROACH TO INDUSTRIAL ENTERPRISE CORPORATE MANAGEMENT QUALITY
ASSESSMENT
D.S. Таgaverdieva
Dagestan State Institute of National Economy, 5 D. Atayev St., Makhachkala, Dagestan Republic, 367008, Russia.
Having discussed the challenges of corporate management, it is the first time when on the basis of the integrated approach the author demonstrates the possibility to improve the efficiency of its performance that is manifested lately in the urge of organizing comfortable and favorable conditions for investors. The conducted analysis allowed to evaluate the
1Тагавердиева Динара Сабировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, тел.: 89887970062, e-mail: [email protected]
Таgaverdieva Dinara, Candidate of Economics, Associate Professor of the Economy Department, tel.: 89887970062, e-mail: [email protected]