with increasing age adolescents surveyed, there was an increase in the occurrence of a satisfactory adaptation, and reduce the occurrence of tension of adaptation mechanisms, poor adaptation. The values of the index of functional changes pointed to the tension of mechanisms of adaptation and poor adaptation, indicating the existence of some compensatory mechanisms to maintain an optimal level of physical development and body functions of the examined children.
Key words: the cardiorespiratory system; physical development; students of rural areas.
About the authors: Olga Leonidovna Kovazina1, Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor, Department of Anatomy and Physiology Human and Animal Institute of Biology; Andrey Vasilyevich Elifanov2, Candidate of Biological Sciences (PhD), Professor, the Head of the Department for Anatomy and Phisiology of Human Body and Animals; Olga Nikolaevna Lepunova ', Candidate of Biological Sciences (PhD), Associate Professor, Department for Anatomy and Phisiology of Human Body and Animals.
Place of employment:12 ^Tyumen State University, Institute of Biology.
Ковязина О. Л., Елифанов А. В., Лепунова О. Н. Оценка уровня физического развития и функционального состояния организма школьников 11-13 лет сельской местности // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 1. С. 79-85.
Kovazina О. L., Elifanov А. V., Lepunova О. N. Assessment of level of physical development and functional state of the organism of schoolchildren 11-13 years the countiyside // Bulletin Of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 1. P. 79 -85.
УДК 57.017.4 А. А. Говорухина, О. А. Мальков, Л. Д. Благородова, А. А. Новоселова
Сургут, Россия
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЮГРЕ
Аннотация. Представлены результаты изучения функционального состояния и адаптационных возможностей организма студентов, проживающих на Севере. Для реализации исследования были использованы следующие методы: антропометрия (расчет индекса массы тела), динамометрия, спирометрия (определение должных значений жизненной емкости легких), регистрация параметров гемодинамики. Измерение адаптационного потенциала по формуле P.M. Баевского. Статистическая обработка результатов и систематизация материала проводилась с помощью программ MicrosoftExcel, 2007, «Биостатистика 4.03», корреляционный анализ выполняли по методу Ч.Э. Спирмена.
Установлено, что неблагоприятные факторы Севера, а также высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки вызывают нарушение морфо-функционального состояние организма студентов, которые чаще встречаются у юношей. Обнаружена избыточная масса тела у 7,5% юношей и 30% девушек, а также повышенное содержание жира у 20% юношей и 12,9% девушек. Выявлены функциональные перестройки в системе внешнего дыхания у студентов, проявляющиеся в отклонении значений жизненной емкости легких от должных величин более чем на 80% (у 18,5% девушек и 20% юношей). Также, необходимо отметить, что у 33,3% девушек и 26,6% юношей показатели ЖЕЛ превышали должное значение. Показатели артериального давления юношей превышали аналогичные у девушек, в группе юношей встречались лица с высоким нормальным артериальным давление (6,7%) и артериальной гипертензией 1 степени (6,7%).
Определено, что эффективным критерием выявления нарушений в состоянии здоровья является изучение адаптационных возможностей. Установлено, что адаптационные возможности девушек выше, чем у юношей. Девушки в большей степени характеризовались удовлетворительным уровнем адаптации (77,7%), тогда как у 53,3% юношей встречалось напряжение механизмов адаптации.
Полученные результаты позволяют расширить представления об особенностях функционального состояния и адаптационных возможностей организма в гипокомфортных климатических условиях ХМАО-Югры. Результаты исследования используются в процессе мониторирования состояния здоровья студентов Сургутского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: адаптация; морфо-функциональное состояние.
Сведения об авторах: Алена Анатольевна Говорухина1, доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности; Олег Алексеевич Мальков2, доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности; Лидия Дмитриевна Благородова3, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности; Анна Андреевна Новоселова4, младший научный сотрудник лаборатории «Основы безопасности образовательного пространства».
Место работы:1'"'3'4 Сургутский государственный педагогический университет.
Контактная информация: '628400, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 4/1, тел.: 89222582208, e-mail: [email protected]; 2628403, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60, тел.: 89226547717, e-mail: [email protected]; З628403, г. Сургут, простект Мира, д. 55, тел.: 89128164752, e-mail: [email protected]; 4628403, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60, тел.: 89227644767, e-mail: [email protected].
На сегодняшний день благоприятное состояние здоровья молодежи считается необходимым условием для эффективного развития общества, а также экономического и социально-политического благополучия страны. Ухудшение здоровья и рост заболеваемости среди студенческой молодежи отражается на успешности учебной деятельности, оказывает негативное влияние на качество усвоения ими знаний, умений и навыков приобретаемой профессии.
Адаптация к особенностям студенческого образа жизни, в том числе к постоянным нервно-эмоциональным перегрузкам, а также и условиям среды, требует выраженного напряжения адаптационных механизмов, что может приводить к ухудшению здоровья в период обучения в вузе (Бондарь и др. 2014). Особенно актуальна эта проблема для северных регионов нашей страны, где студенты наряду с традиционными учебными стрессами испытывают жесткий экологический прессинг. Известно, что от индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья. Поэтому не случайно в качестве интегрального критерия здоровья все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, которые отражают степень его динамического равновесия со средой (Ялаева и др. 2015).
Население Ханты-Мансийского автономного округа сформировано в основном мигрантами первого и второго поколений, поэтому студенты, обучающиеся в вузах Югры, не обладают генетически закрепленными адаптационными механизмами, даже если родились на территории ХМ АО.
Цель исследования: оценить адаптационные возможности и морфофункциональные особенности студентов, проживающих и обучающихся в Югре.
Материалы и методы
Исследование выполнено в 2015 г. в Сургутском государственном педагогическом университете при финансовой поддержке РГНФ (проект «Успешная адаптация пришлого населения ХМАО-Югры» № 15-16-86004/15). Всего было обследовано 84 студента (54 девушки и 30 юношей), средний возраст которых составил 19,5±0,24 лет. Все обследуемые студенты некоренной национальности, мигранты 1-2 поколения, со средней продолжительностью северного стажа 17,6±0,49 лет.
Антропометрические показатели определяли общепринятыми методами. Интерпретация значений индекса массы тела (ИМТ) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Интерпретация значений ИМТ, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения для людей старше 18 лет
Индекс массы тела Соответствие меяеду массой человека и его ростом
<16 Выраженный дефицит массы тела
16-18,5 Недостаточная (дефицит масса тела)
18,5-24,99 Норма
25-30 Избыточная масса тела (предожирение)
30-35 Ожирение первой степени
35-40 Ожирение второй степени
>40 Ожирение третьей степени (морбидное)
Для определения жизненной емкости легких использовали сухой портативный спирометр. Должную величину ЖЕЛ - ДЖЕЛ рассчитывали, используя уравнения Болдуина: юноши - ДЖЕЛ (л) = Р(27,63-0,112 А); девушки - ДЖЕЛ (л) = Р(21,78-0,101 А), где Р - рост (см), А - возраст (лет). Артериальное давление регистрировали по стандартной методике при помощи автоматического измерителя артериального давления (тонометра) фирмы «A@D Medical», Япония, модель UA-777. На основании регистрируемых показателей АД рассчитывали пульсовое давление (ПД). Для определения систолического объема применяли формулу Старра: С0=[(40+0,5*ПАД) (0,6*ДАД)]+3,2*А, мл, где СО - систолический объем (мл), ПАД - пульсовое давление (мм рт.ст.), ДАД - диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); А - возраст испытуемого (лет). Минутный объем крови рассчитывали по формуле: МОК = СО*ЧСС, мл/мин, где МОК -минутный объем крови (мл); ЧСС - частота сердечных сокращений (уд./мин). Сердечный индекс (СИ) рассчитывали по формулам: CH=MOK:S, мл/м2, где СИ - сердечный индекс (л/мин м2); МОК - минутный объем крови (мл/мин); S - площадь поверхности тела (м2) (Николаев 2011).
Об уровне адаптации судили по величине адаптационного потенциала (АП). Величина
Функциональное состояние
АП<2,1 свидетельствует об удовлетворительной адаптации, от 2,11 до 3,2 - о напряжении механизмов адаптации, от 3,21 до 4,3 - о неудовлетворительной адаптации. Адаптационный потенциал рассчитывали по формуле Р. М. Баевского (Баевский и др. 2001):
АП = 0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,014 (В) + 0,009 (МТ) - 0,009 (Р) -0,27, у .е., где ЧСС - частота сердечных сокращений (уд./мин); САД - систолическое артериальное давление (мм рт.ст.); ДАД - диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); В -возраст (лет); МТ - масса тела (кг); Р - рост (см).
Статистическая обработка результатов и систематизация материала проводилась с помощью программ Microsoft Excel 2007, «Биостатистика 4.03», корреляционный анализ выполняли по методу Ч. Э. Спирмена.
Результаты и обсуждение
Средние значения показателей функционального состояния организма студентов представлены в таблице 2.
Известно, что одним из показателей здоровья человека является соотношение массы и длины тела, поскольку как избыток, так и недостаток массы тела в равной степени опасны для здоровья, являясь причиной многих заболеваний (Ясько 2014).
Таблица 2
организма студентов, М±т
Показатель Значение
Девушки Юноши
Рост (см) 162,85±0,81 179,87±1,04***
Вес (кг) 54,16±0,86 77,87±2,05***
ИМТ (кг/м2) 20,41±0,31 24,2±0,79***
% жира 27,19±1,31 19,5±1,28***
ЖЕЛ (мл) 3400±432,1 4000,1±208,84
ДЖЕЛ (мл) 3225,92±16,74 4586,77±25,91***
ЖЕЛ/ДЖЕЛ,% 104,74±12,78 93,84±2,18
Примечание. Различия между группами юношей и р<0,005; *** -р<0,001.
Для более глубокого изучения мы определили частоту встречаемости нарушений массы тела среди студентов (рис. 1).
Установлено, что значения ИМТ большинства обследуемых студентов находились в пределах нормы, однако у 18,5% обследуемых девушек выявлена недостаточная масса тела, возможно, это объясняется стремлением девушек соответствовать общепринятым эталонам красоты или высокой активностью симпатической нервной системы, стимулирующей расще-
вушек статистически достоверны: * - р<0,05; ** -
пление жира. Обнаружено, что 7,5% девушек и 30% юношей имели избыточную массу тела. Кроме того, 3,3% юношей имели ожирение 2-й степени.
Установлено, что в целом среднее содержание процента жира в организме студентов соответствовало нормам, половым и возрастным особенностям: для девушек (19-20 лет) 0-18% - недостаточное содержание, 18-33% -норма, 33-38% - повышенное содержание, более 38% - полнота; для юношей (19-20 лет) 0—
9% - недостаточное содержание, 9-20% - норма, 21-25% - повышенное содержание, более 25% - полнота.
Распределение студентов в зависимости от содержания жира в организме представлено на рисунке 2.
Установлено, что у 20% юношей и 12,9% девушек выявлено повышенное содержание жира в организме, а также наличие полноты у 13,5% юношей. Таким образом, установлено, что частота встречаемости нарушений содержания жира в организме у юношей выше, чем у девушек. Высокий процент содержания жира может быть следствием как неправильного питания, так и развития психосоматических нарушений у студентов.
Показатели динамометрии соответствовали возрастным особенностям физического развития студентов (Борисов 2016). Средние значения силы кисти юношей превышали аналогичные значения у девушек, что вполне закономерно.
Известно, что высокая реактивность кар-диореспираторной системы позволяет обеспечить приспособление к различным факторам, влияющим на адаптационные реакции.
Многие исследователи отмечают, что у жителей Севера респираторная система работает в состоянии функционального напряжения. Система внешнего дыхания у северян испытывает морфологические и функциональные перестройки, которые регистрируются в виде различных отклонений от должных величин. Некоторые из них следует рассматривать как «плату за адаптацию» к суровым климатогео-графическим условиям Севера и как фактор пульмонологического риска возможного формирования хронической легочной патологии
Показатели гемодинамики
(Ефимова, Попова 2012). Средние значения ЖЕЛ представлены в таблице 2.
Для оценки дыхательной системы мы определили должные значения жизненной емкости легких (рис. 3).
Установлено, что 18,5% девушек и 20% юношей имели показатели ЖЕЛ, отклоняющиеся от нормы более чем на 80%. Также необходимо отметить, что у 33,3% девушек и 26,6% юношей показатели ЖЕЛ превышали должное значение. Увеличение ЖЕЛ является компенсаторной адаптивной реакцией, позволяющей улучшить параметры кондиционирования вдыхаемого воздуха (Попова 2009).
Таким образом, мы установили, что в процессе адаптации к средовым воздействиям северного региона в системе внешнего дыхания у студентов происходят функциональные перестройки, которые проявляются в виде различных отклонений от должных величин.
Основные гемодинамические параметры организма студентов представлены в таблице 3.
Установлено, что значения систолического (САД), диастолического (ДАД) артериального давления в группе юношей превышали аналогичные у девушек. В свою очередь, значения минутного объема крови (МОК) и систолического объема (СО) были выше в группе девушек. Это свидетельствует о там, что сердечнососудистая система девушек более пластична и лучше адаптирована к воздействию неблагоприятных факторов среды.
На основе регистрируемых параметров нами были определены уровни артериального давления (рис. 4) и типы кровообращения у студентов(рис. 5)
Таблица 3
организма студентов, М±т
Показатель Значение
Девушки Юноши
САД (мм рт.ст.) 106,91±1,28 115,6±3,66**
ДАД (мм рт.ст.) 64,19±0,97 72,47±2,47***
ЧСС (уд./мин) 80,28±1,82 78,4±4,06
ПД (мм рт.ст.) 42,72±1,16 43,13±5,25
СДД (мм рт.ст.) 82,42±0,95 90,88±1,58***
СО (мл) 85,31±1,08 78,88±3,81*
МОК (мл/мин) 6855,19±182,83 613 8,21±369,31 *
СИ (мл/м2) 2,65±0,08 1,86±0,11***
Примечание. Различия между группами юношей и девушек статистически достоверны: * - р<0,05; ** - р<0,005; *** -р<0,001.
Девушки
Юноши
□ Норма
□ Недостаток массы тела
■ Избыток массы тела (предожирение)
□ Норма
■ Ожирение 2 степени
■ Избыток массы тела
(предожирение)
Рис. 1. Индекс массы тела студентов, %
Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: норма - 2=0,457, р=0,647; избыток массы тела - 2=2,413, р=0,016.
6,7
Недостаток
р-0,005
83,3
53,
Норма
12,9
20 49
Превышение
р=0,0
13,5
1,9
Полнота
□ Девушки ■ Юноши
Рис. 2. Содержание жира в организме студентов, %
Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: недостаток - 2=0,548, р=0,584; норма - 2=2,664, р=0,005; превышение - 2=0,548, р=0,584; полнота - 2=1,899, р=0,049.
р=0,038
ЖЕЛ/ДЖЕЛ<80% ЖЕЛ/ДЖЕЛ 80-90%
Норма
□ Девушки ■ Юноши
33,3
26,6
1
ЖЕЛ/ДЖЕЛ >100%
Рис. 3. Отношение жизненной емкости легких к должному значению, %
Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: ЖЕЛ/ДЖЕЛ <80% - г=-0,122, р=0,903; ЖЕЛ/ДЖЕЛ 80-90% - 2=1,957, р=0,047; норма - 2=2,070, р=0,038; ЖЕЛ/ДЖЕЛ >100% - 2=0,390, р=0,696.
100%
80% -
60%
40% -
20%
0%
: АГ 1 ст.
ВНАД
□ Нормальное АД
I Оптимальное АД
Девушки
Юноши
Рис. 4. Распределение студентов по уровню артериального давления, %
Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: оптимальное АД - 2=5,024, р=0,000;
нормальное АД - 2=3,954, р=0,000.
Девушки
Гиперкинетический
Юноши
Рис. 5. Распределение студентов по типу кровообращения, %
Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: гипокинетический - 2=2,366, р=0,018; эукинетический - 2=1,560, р=0,119.
Установлено, что для наибольшего числа студентов характерен оптимальный уровень артериального давления, однако в группе юношей встречались лица с высоким нормальным артериальным давлением (ВНАД) и артериальной гипертензией 1-й степени (АГ 1 ст.). Возможно, высокая частота встречаемости нарушений артериального давления среди юношей объясняется распространенностью избыточной массы тела, а также низкой мощностью механизмов саморегуляции, и может служить благоприятным фоном для развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
По величине СИ, который является ведущим в характеристике кровообращения, мы выделили типы кровообращения (рис. 4). Различные типы кровообращения обладают своеобразием адаптационных возможностей. Сердечный индекс в среднем у взрослого человека составляет 2,20±0,30 л/мин м2.
Обнаружено преобладание гипокинетического типа кровообращения (СИ равен величине менее 2,75 л/мин/м2) у студентов обоего пола. При таком типе гемодинамики сердечнососудистая система обладает большим динамическим диапазоном и деятельность сердца наи-
более экономична, что можно рассматривать как результат адаптации к условиям Севера. Следует отметить, что в группе девушек процент лиц с эукинетическим типом кровообращения, при котором сердце работает в среднем режиме, выше, чем в группе юношей. Гиперкинетический тип кровообращения, который характеризуется наименее экономичным режимом работы сердца, наблюдался у 9,3% обследуемых девушек, что может быть связано с высоким вкладом симпатического отдела вегета-
тивной нервной системы в регуляцию сердечного ритма.
Изучение адаптационного потенциала позволяет оценить функциональное состояние организма и уровень его адаптационных возможностей в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболеваний (Мартынюк 2015).
Частота встречаемости различных уровней адаптации среди студентов представлена на рисунке 6.
% 100
80
60
40
20
р=0,004
р=0,008
53,3
46,7
I Неудовлетворительная адаптация
I Напряжение механизмов адаптации
I Удовлетворительная адаптация
Девушки
Юноши
Рис. 6. Распределение студентов по уровню адаптационного потенциала, %
Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: удовлетворительная адаптация - 2=2,646, р=0,008; напряжение механизмов адаптации - 2=2,850, р=0,004.
Установлено, что девушки в большей степени характеризовались удовлетворительным уровнем адаптации (77,7%), тогда как у 53,3% юношей встречалось напряжение механизмов адаптации, свидетельствущее о меньшей устойчивости организма юношей к умственным нагрузкам и неблагоприятным факторам среды.
Таким образом, выявлено, что морфо-функциональные нарушения чаще встречались среди юношей и проявлялись в нарушении содержания жира в организме, работы сердечнососудистой системы и снижении адаптационного потенциала. Изучение адаптационных возможностей может служить критерием выявления последующих нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
Баевский Р. М., Максимов А. Л., Берсенева А. П. 2001. Основы экологической валеологии человека. Магадан: СВНЦ ДВО РАН.
Бондарь Т. П., Губарева Л. И., Ермолова Л. С. 2014. Корреляционный анализ показателей липидного обмена, индекса массы тета, склонности к риску и стрессоустойчивости у студентов // Вестник Северо-Кавказкого федерального университета. 1 (40), 71-74.
Борисов А. С. Инструментальные методы диагностики. Динамометрия // Все о лечении нервной системы // http://neurosys.ru/diagnostika/instrumentalnie-metodi (2016 09 янв.).
Гапон Л. И., Шуркевич Н. П., Ветошкин А. С., Губин Д. Г. 2009. Артериальная гипертензия в условиях Тюменского Севера. Десинхроноз и гиперреактивность как факторы формирования болезни. М.: Медицинская книга.
Ефимова, Н. В., Попова О. П. 2012. Адаптивные реакции внешнего дыхания у здоровых студентов в годовом цикле на Европейском Севере // Экология человека. 3, 23-27.
Мартынюк О. В., Вилянский В. Н. 2015. Оценка уровня здоровья студенческой молодежи по показателям адаптационного потенциала, биологического возраста и по резервам биоэнергетики организма // Физическое воспитание студентов. 3, 20-28.
Николаев К. Ю., Николаева А. А., Отева Э. А., Гичева И. М. 2011. Проблемы артериальной гипертонии в условиях Сибирского региона. Обзор литературы // Сибирский медицинский журнал. Т. 26 3 (1), 14-18.
Попова О. П. 2009. Характеристика адаптивных реакций внешнего дыхания у молодых лиц трудоспособного возраста, жителей европейского севера: Автореф. дис. ... док. мед. наук. М.
Ялаева Э. Г., Зулькарнаева А. Т., Ахмадуллин У. 3. 2015. Гигиенические подходы к изучению адаптационного потенциала личности учащихся // Современные проблемы науки и образования. 1—1, 1289-1296.
Ясъко Л. В. 2014. Оценка индекса массы тела у студентов специальной медицинской группы в процессе физического воспитания // Слобожанский научно-спортивный вестник. 2 (40), 135-138.
REFERENCES
Baevsky R. М., Maksimov A. L., Berseneva А. P. Osnovy ehkologicheskoj valeologii cheloveka [Fundamentals of Environmental valeology person]. Magadan: SVNTS FEB RAS, 2001. (In Russian).
Bondar T. P., Gubarev L. I., Yermolov L. S. In: Vestnik Severo-Kavkazkogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the North Greater Caucasus Federal University], Vol. 1(40) (2014): 71-74. (In Russian).
Borisov A. S. Instrumental'nye metody diagnostiki. Dinamometriya // Vse о lechenii nervnoj sistemy [Instrumental methods of diagnosis. Dynamometry // All about the treatment of the nervous system]. Available at http://neurosys.ru/diagnostika/instrumentalnie-metodi (Accessed on Sept. 1, 2016). (In Russian).
Gapon L. I., Shurkevich N. P., Vetoshkin A. S., Gubin D.G. Arterial'naya gipertenziya v usloviyah Tyumenskogo Severa. Desinhronoz i giperreaktivnost' kak faktory formirovaniya bolezni [Hypertension in Tyumen North. Desyn-chronosis and hyperreactivity as the factors of the disease: Monograph]. Moscow: Medical Book Publ. House, 2009. (In Russian).
Eflmova N. V., Popova O. N. In: Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. Vol. 3 (2012): 23-27. (In Russian).
Martynyuk О. V., Vilyansky V. N. In: Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education students]. Vol. 3 (2015): 20-28. (In Russian).
Nikolaev K. Y., Nikolaeva A. A., Oteva E. A., Gicheva I. M. In: Sibirskij medicinskij zhurnal [Siberian Journal of Medicine ]. Vol. 26 3(1) (2011): 14-18. (In Russian).
Popova O. N. 2009. Kharakteristika adaptivnyh reakcij vneshnego dyhaniya u molodyh lie trudosposobnogo vo-zrasta, zhitelej evropejskogo severa: Diss. ... doc. med. nauk. [Characterization of adaptive reactions of external breathing in young people of working age population of the European North: Abstract of the Thesis for the degree of the Doctor of Medical Sciences]. Moscow, 2009. (In Russia).
Yalaeva E. Т., Zulkarnaeva А. Т., Akhmadullin U. Z . In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary problems of science and education]. Vol. 1(1) (2015): 1289-1296. (In Russian).
Jasko L. V . In: Slobozhanskij nauchno-sportivnyj vestnik [Slobozhanskiy scientific and sports bulletin]. Vol. 2(40) (2014): 135-138. (In Russian).
A. A. Govorukhina, O. A. Malkov, L. D. Blagorodova, A. A. Novoselova
Surgut, Russia
ADAPTIVE CAPACITY AND MORPHOFUNCTIONAL PECULIARITIES OF STUDENTS LIVING IN UGRA
Abstract. The results of the study of the functional state and the body's adaptive capabilities of students living in the North. To implement the study were used the following methods: anthropometry (body mass index), dynamometry, spirometry (should definitely vital capacity values), the registration of hemodynamic parameters. Measurement of adaptive capacity according to the Baevsky index. Statistical analysis and systematization of the material was carried out using MicrosoftExcel programs 2007 «Biostatistics 4.03», a correlation analysis was performed by the method of Charles E. Spearman.
It has been established that the unfavorable factors of the North, as well as the high intellectual and emotional stress cause the violation of the morpho-functional state of an organism of students who are found more often in boys. Overweight was detected in 7.5% of boys and 30% girls, as well as an increased fat content in 20% of boys and 12.9% girls. Revealed functional changes in the system of external breath at students, manifested in the rejection of the values of vital capacity of the proper values by more than 80% (18.5% of girls and 20% boys). Also, it should be noted that 33.3% of girls and 26.6% of boys VC performance exceeded due importance. Indicators boys blood pressure exceeded those girls in the group of young men meet people with high normal blood pressure (6.7%) and hypertension 1 degree (6.7%).
It was determined that an effective criterion for detecting violations in the state of health is the study of adaptation options. It was found that the adaptive capacity of girls is higher than boys. Girls are more characterized by a satisfactory level of adaptation (77.7%), whereas 53.3% of boys met strain of adaptation mechanisms.
The results allow to expand the understanding of the features of the functional state of the organism and adaptive capabilities not comfortable climates Khanty-Mansiysk Autonomous Area - Yugra. The research results are used in the process of monitoring the state of health of students of the Surgut State Pedagogical University.
Key words, adaptation; morpho-functional state.
About the authors: Alena Anatolevna Govoruhina1, Doctor of Biological Sciences (Grand PhD), Associate Professor, Head of the Department of Biomedical sciences and life safety; Oleg Alekseevich Malkov2, Doctor of Medical Sciences (Grand PhD), professor of medical and biological sciences and life safety; Lydia Dmitrievna. Blagoro-dova3, Candidate of Biological Sciences (PhD), assistant professor of medical and biological sciences and life safety; Anna Andreevna Novoselova4, Junior Research Associate, Laboratory for Biological Basis of the Security of the Educational Space.
Place of employment: 12 3'4 Surgut State Pedagogical University.
Говорухина А. А., Мальков О. А., Благородова Jl. Д., Новоселова А. А. Адаптационные возможности и мор-фо-функциональные особенности студентов, проживающих в югре // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 1. С. 85-93.
Govorukhina A. A., Malkov О. A., Blagorodova L. D., Novoselova A. A. Adaptive capacity and morphofunctional peculiarities of students living in Ugra // Bulletin Of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 1. P. 85-93.