Социологические науки
УДК 316.6
Романова Илона Валерьевна Ilona Romanova
Романова Нелли Петровна Nelli Romanova
Шарова Татьяна Владимировна Tatyana Sharova
АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЖЕНЩИН: СТРУКТУРА, ОБЪЕМ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
THE ADAPTATION RESOURCES OF WOMEN: STRUCTURE, RANGE AND DIFFERENTIATION
Приведены основные результаты адаптационного потенциала городских и сельских женщин Забайкальского края. Дана характеристика составляющих адаптационного потенциала женщин различных возрастных групп. Рассмотрены адаптационные ресурсы женщин и их влияние на процесс социально-экономической адаптации. Выявлено количество высокоразвитых ресурсов в структуре адаптационного потенциала женщин
Ключевые слова: адаптационные ресурсы женщин, адаптационный потенциал, возрастные группы, образовательный капитал, профессиональный капитал, капитал социальных связей
The articles reveals the basic results of adaptation capacity for women living in the urban and rural areas of Zabaikalsky krai. The work describes the characteristic of the fundamental —components for adaptation potential and capacity of women of different age groups. The authors examine the women adaptation resources and its influence on the process of socio-economic adaptation. The article analyzes and explores the amount of highly-developed resources in the structure of adaptation women capacity
Key words: adaptation resources of women, adaptation capacity, age groups, educational capital, professional capital, the capital of social relations
Под структурой адаптационных ресурсов в данном контексте мы понимаем названия и количество тех ресурсов, которые используются для расчета адаптационного показателя [1]. Объем того или
иного ресурса принимается равным тому значению в баллах, которое было отмечено в анкете при опросе. Основные результаты определения адаптационного показателя приведены в табл. 1 и 2.
73
Вестник ЧитГУ № 7 (86) 2012
Таблица 1
Распределение адаптационного потенциала по возрастным группам городских женщин Забайкальского края
Составляющие адаптационного потенциала, баллы (среднее для возрастной группы) Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
доля в выборке, %
20,5 16,5 19,9 18,5 24,9
Образовательный капитал (ОК) 3 3,5 3,5 3,2 3
Профессиональный капитал (ПК) 1,5 3,2 3,3 3,5 3,4
Информационно-культурный капитал (ИКК) 2,3 3,6 3,8 3,2 2,3
Капитал социальных связей (КСС) 2,1 2,4 2,4 2,7 1,2
Адаптационный потенциал 8,9 12,7 13 12,6 9,9
Таблица 2
Распределение адаптационного потенциала по возрастным группам сельских женщин Забайкальского края
Составляющие адаптационного потенциала, баллы (среднее для возрастной группы) Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
доля в выборке, %
26,4 19,6 21,1 17,1 15,8
Образовательный капитал (ОК) 2,1 2,5 2,7 1,8 1,1
Профессиональный капитал (ПК) 1,0 1,8 1,5 1,2 1,1
Информационно-культурный капитал (ИКК) 1,5 1,6 1,5 1,8 1,3
Капитал социальных связей (КСС) 2,1 2,2 2,3 2,2 1,2
Адаптационный потенциал 6,7 8,1 8 7 4,7
Для анализа адаптационного показателя повторим шкалу его дифференцирования [2]. К «слабому» ресурсному потенциалу относится сумма баллов, соответствующая значениям 1...7; к «среднему» — 8.12; к «сильному» 13.20 (максимальное значение).
Приведенные в таблицах данные позволяют установить, что в соответствии с этой шкалой 54,9 % всех городских женщин могут быть отнесены к среднему и незначительно выше среднего уровню ресурсного потенциала, в то время как только 40,7 % жительниц села по этому показате-
74
Социологические науки
лю лишь на один балл превышают отметку слабого показателя.
Средние значения по возрастным группам женщин позволяют ранжировать показатели их адаптационного потенциала, более глубокую оценку наличия и использования адаптационных ресурсов дает их анализ внутри возрастных групп.
Достаточно высоким уровнем образования и квалификации обладает четвертая часть городских женщин. Из сопоставления приведенных распределений видно, что явным образом выделяются социально дефицитные ресурсы. К ним в первую очередь относится социальный капитал, ресурс, который многими женщинами признается главным условием успешной адаптации, при этом развитыми социальными связями обладают менее 10 % женщин, причем наиболее эффективно его используют женщины третьей и четвертой возрастных групп.
Примерно 20 % женщин его используют эпизодически (помощь при устройстве на работу и лечении), а около 50 % опрошенных сообщают, что не рассчитывают ни на родственную, ни на дружескую помощь в материальных и бытовых проблемах. Из интервью «Бескорыстно могут помочь сейчас только самые близкие родственники, а чуть дальше степень родства или просто знакомые — требуется ответная услуга... А какая от меня ответная услуга, только деньги, но их всегда не хватает...».
Причины подобного лежат в неразвитости гражданского общества, проистекающей из особенностей псевдоколлективизма советской эпохи и последующей приватизации частной жизни, на деле превращающейся в социальную изоляцию. Отсюда же — массовые упования на государство как на главного и единственного помощника и защитника, что особенно проявляется в старших возрастных группах женщин, в большинстве указавших, что получают помощь только при взаимодействии с соответствующими социальными институтами.
Другим дефицитным ресурсом выступает культурно-информационный капитал, инновационные элементы которого, прежде всего, владение компьютером, рас-
сматриваются как безусловное преимущество на конкурентном рынке труда. Из всех составляющих ИКК большинство женщин отметило телевидение как основной культурно-информационный источник. В старших возрастных группах незначительная доля женщин ( около 10 %) отметила чтение книг, а в первых трех — значительная часть (более 30 %) — работу с компьютером и в сети Интернет. Освоение новых культурно-информационных каналов потребовало значительных затрат и денег, и энергии, к чему большинство женщин оказалось не готово.
Более удручающая картина по рассматриваемым составляющим адаптационного показателя выявилась у сельских женщин. При общей средней оценке образовательного капитала у женщин активного трудового возраста 2,3 балла он поднят до такого уровня только за счет небольшого числа женщин, имеющих высшее и среднее специальное образование, основная масса коренных сельских женщин имеет образование ниже среднего и общее среднее. То же следует из анализа ответов относительно профессионального капитала. Здесь очень показательна выдержка из интервью с сельской жительницей: «Я понимаю, что Вы хотите спросить. Поэтому в анкете отметила самый низкий балл. Работаем с мужем дома, тем и живем. Оба большие профессионалы ухаживать за скотом, косить, работать на огороде. В свое время не выучились, да и к чему, работать-то по умной специальности в деревне все равно негде. Оторви нас сейчас от нашей жизни, навряд ли где сможем приспособиться...»-.
Показанный в таблице уровень профессионального капитала сельских женщин поддерживается только за счет женщин-учителей, женщин-фельдшеров, работниц поселковой администрации.
Капитал социальных связей сельских женщин практически одинаков во всех возрастных группах, он основывается на более тесной родственной связи и взаимоподдержке.
Для дальнейших рассуждений приведем самооценку степени адаптированности городских женщин (табл. 3).
75
Вестник ЧитГУ № 7 (86) 2012
Таблица 3
Самооценка степени адаптированности городских женщин Забайкальского края
Возрастные группы женщин Самооценка степени адаптированности, % от выборки
хорошая слабая практически отсутствует
20-29 15,9 67,7 16,2
30-39 38,4 50,3 11,3
40-49 34,6 52,9 12,5
50-59 30,1 57,9 12,0
60 и старше 9,8 78,4 11,8
Совместный анализ табл. 1 и 3 говорит о том, что даже относительно высокая обеспеченность ресурсами автоматически не приводит к успешной адаптации. Невысокая доля успешно адаптированных ставит проблему капитализации ресурсов, т.е. наличия возможностей их эффективной реализации в сложившейся институциональной среде. О том, что такая проблема существует и стоит достаточно остро, свидетельствуют данные табл. 2.
Слабая адаптация 45 % женщин, обладающих низким ресурсным потенциалом, вполне понятна и объяснима. Но слабая адаптация более половины женщин, ресурсный потенциал которых оценен как средний, и тем более наличие среди них около 12 % женщин с практически отсутствующей адаптацией, превращается в серьезную проблему, нерешенность которой чревата постоянным латентным социальным напряжением.
Таблица 4
Характеристика составляющих адаптационного потенциала женщин Забайкальского края различных возрастных групп
Составляющие адаптационного потенциала, баллы (среднее для возрастной группы) Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50 и старше
характеристика составляющих адаптационного потенциала
Образовательный капитал (ОК) Ср. специальное, высшее (~ 32 %) Ср. специальное, высшее (~ 29 %) Ср. специальное, высшее (~ 23 %) Ср. специальное, высшее (~19 %)
С точки зрения перспектив адаптации нами предпринята попытка выяснить, насколько отличается современное молодое поколение женщин, формировавшееся после 1990 г., от тех, кто накапливал (или начал накапливать) ресурсы еще при советской власти. Кроме того, важно понять, насколько «ликвидны» ресурсы адаптации, существует ли прямая зависимость между их развитостью и результатами адаптации, ее материальным и социальным выражением. Для этого мы приняли следующие допущения: 1 группа (20...29 лет) приобретает полностью «новый» ресурсный капитал; 2 группа (30.39 лет) — преимущественно «старый» ресурсный капитал; 4 группа (50 лет и старше) — полностью старый ресурсный капитал.
Представление о межпоколенческих различиях ресурсов дает табл. 4.
76
Социологические науки
Окончание табл.4
Составляющие адаптационного потенциала, баллы (среднее для возрастной группы) Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50 и старше
характеристика составляющих адаптационного потенциала
Профессиональный капитал (ПК) Низкий, средний Средний, высокий Высокий, высококлассный Низкий, средний
Информационно-культурный капитал (ИКК) W, компьютер, БД, Интернет (~ 39 %) 7V, компьютер, БД, Интернет (~ 29 %) Театр, кино, музеи, 7V, компьютер (~ 12 %) Театр, кино, музеи, IV, чтение книг, журн.
Капитал социальных связей (КСС) 2 балла 3-4 балла 3-4 балла 1-2 балла
Качественные градации ресурсного потенциала «новый» «обновленный» преимущественно «старый» «старый»
Из этой таблицы следует, что «новый» ресурсный капитал по объему оказался значительно более развитым, нежели «старый». Из этого следует, что с точки зрения объема накопленных ресурсов возрастные группы изначально имеют неравные шансы адаптации. Структура образования самой старшей возрастной группы женщин качественно отличается: в ней самое низкое представительство людей с высшим образованием, при этом около 30 % ее представительниц не имеют законченного среднего образования. Во всех последующих поколениях этот образовательный предел перейден.
Каждая последующая возрастная группа содержит все большую долю людей с высшим образованием, а самая молодая группа отличается тем, что уже на треть является высокообразованной. Что касается профессионализма, то это, напротив, преимущество средних возрастов. И младшая, и старшая группы включают значительное число плохо профессионально подготовленных, но если в младшей возрастной группе этот недостаток может быть со временем устранен, то в старшей это заведомая неконкурентоспособность на рынке труда [3].
Сравнение значений культурно-информационного ресурса наиболее явно показывает разрыв между поколениями. Старшая возрастная группа пользуется пре-
имущественно традиционными культурными каналами (телевидение, чтение). Лишь единицы из этой группы смогли освоить новые информационные технологии. Не вполне удалось это и средним поколениям. На этом фоне поколение, формировавшееся в 90-е гг., действительно выглядит более ресурсовооруженным, хотя и содержит в себе четверть тех, чей низкий культурноинформационный капитал сближает их со старшими. И еще одно отличие «новых» ресурсов: социальные связи младшей возрастной группы значительно более плотные. Поскольку мы определяли предметность социальных связей, вряд ли более высокие показатели развития этого ресурса можно объяснить лишь этапом жизненного цикла, на котором дружеское общение играет наиболее значимую роль.
Оценим теперь шансы адаптации разных возрастных групп женщин исходя из наличия развитых адаптационных ресурсов.
В старшей возрастной группе женщин доля тех, кто не имеет ни одного высокоразвитого ресурса, на который можно было бы опереться и выстраивать сколько-нибудь успешную адаптационную стратегию, превышает 80 %; в средних группах таких около 50 %, а в младшей только 33 %, доля хотя и большая, но все же не критичная. Один развитый ресурс ( это, как правило,
77
Вестник ЧитГУ № 7 (86) 2012
либо образование, либо профессионализм) имеет примерно треть каждой возрастной группы, а комбинация ресурсов высокой степени развитости приоритет тех, кто формировался уже при новом режиме.
Если использование максимальной реализации адаптационного потенциала можно рассматривать как шанс или стратегию, позволяющую выстроить относительно успешную модель социально-экономического поведения, то надо признать, что обладатели «старого» ресурсного капитала практически не имеют шансов успешно адаптироваться в новых условиях. Отсюда массовые патерналистские ориентации старших возрастных групп, т.е. тех, кто в начале 90-х гг. только перешел 40-летний рубеж.
Немногим лучше ситуация средних возрастных групп, т.е. женщин в возрасте 40...59 лет. В отсутствии целенаправленной социальной политики, нацеленной на обновление ресурсного капитала среднего поколения, его ресоциализацию, пассивные патерналистские ожидания распространяются и на него.
Уровнем ресурсов, адекватным требованиям конкурентной среды, в массе обладают лишь молодые. Благодаря собственным усилиям, своим семьям, инвестирующим в образование, наконец, государственным структурам, обеспечивающим доступ к образованию и информации, молодежь, во всяком случае ее значительная часть, получила сравнительно неплохие шансы добиться успеха, измеряемого уровнем благосостояния, престижа и социального комфорта.
Но сформировавшиеся на сегодняшний день социально-экономические условия таковы, что даже высокоразвитые ресурсы часто оказываются длительное время нереализованными. Имея необходимые ресурсы для того, чтобы эффективно действовать в новых социально-экономических условиях, молодые женщины часто оказываются перед дилеммой: использовать их интенсивно для профессионального становления и карьерного роста, часто в ущерб обретению семьи и рождению ребенка или законсервировать их (с большой вероятностью морального износа) на неопределенный период, переключив все усилия на создание благополучной семьи. Совмещать эти два пути удается лишь единицам.
Кризисный характер социально-экономических преобразований 90-х гг., резкое обесценивание доходов и сбережений всех слоев населения определили высокую адаптационную значимость нематериальных ресурсов, т.е. таких ресурсов, которые неотделимы и неотчуждаемы от человека, притом, что возможности и условия их использования могут меняться в зависимости от условий внешней среды [4].
Эмпирические результаты, полученные в ходе исследования адаптационных ресурсов женщин Забайкальского края, требуют следующих комментариев. На рис. 1.4 приведены распределения, которыми характеризуется дифференциация нематериальных ресурсов социально-экономической адаптации женщин Забайкальского края.
60
50
40
30
20
10
0
у / У -7 У У у ^ s'
'Ь N <2°
□ городские женщины
□ сельские женщины
Рис. 1. Распределение значений образовательного ресурса
78
Социологические науки
□ городские женщины
□ сельские женщины
Рис. 2. Распределение значений профессионально-квалификационного ресурса
□ городские женщины
□ сельские женщины
Рис. 3. Распределение значений информационно-культурного ресурса
□ городские женщины
□ сельские женщины
Л4 * J’
К* У /
<V 'Ь N Л*
Рис. 4. Распределение значений ресурса социальных связей
Из сопоставления приведенных распределений видно, что в качестве наиболее дефицитного ресурса явным образом выделяются социальные связи: около половины опрошенных характеризуются его минимальным развитием, тогда как значения, превышающие 3 балла, отмечены немногим более чем в 10 % выборки. Характер распределения этого ресурса городских женщин показывает, что первые три
его градации (помощь при взаимодействии с социальными институтами, помощь от друзей, знакомых, родственников, получение одного любого вида помощи в решении важных проблем) используются примерно с равной интенсивностью, тогда как у сельских женщин заметно преобладают лишь две первые. Максимально развиты (5 баллов) социальные связи только у 3,5 % городских женщин, у сельских женщин
79
Вестник ЧитГУ № 7 (86) 2012
эта позиция в анкете не была отмечена ни разу.
Распределения по образовательному и профессиональному ресурсам показывают, что обеспеченность городских женщин ими достаточно высокая — около двух третей опрошенных имеют среднее и высшее профессиональное образование и средне-высокую профессиональную квалификацию. У 49 % сельских женщин общее среднее образование, тогда как среднеспециальное имеют лишь около 12 %. Профессиональная квалификация сельских женщин в основном низкая, лишь менее 10 % считают себя высококлассными специалистами.
Совместный анализ приведенных диаграмм и данных табл. 1 и 2 показывает, что преобладающая часть городских женщин в возрастном диапазоне активной трудовой деятельности обладает достаточным образованием и профессиональной квалификацией, чтобы быть востребованными
на рынке труда. В то же время около 80 % сельских женщин имеют незаконченное и законченное общее среднее образование и относят себя к работницам с низкой квалификацией.
Индивидуальный адаптационный потенциал характеризуется не только тем, какие значения имеет каждый из нематериальных ресурсов, но и тем, насколько развита система адаптационных ресурсов в целом. Важной характеристикой адаптационного потенциала является число ресурсов, относящихся к высокоразвитым и низкоразвитым. Понятно, что большее число высокоразвитых адаптационных ресурсов увеличивает адаптационные возможности населения, т.к. дает шанс построения адаптационных стратегий на основе таких ресурсов. При этом к высокоразвитым относятся ресурсы, значения которых равны 4 или 5 баллам; к низкоразвитыми — те, которые оцениваются 1 или 2 баллами (рис. 5 и 6).
о
а.
□ городские женщины
□ сельские женщины
количество высокоразвитых ресурсов
Рис. 5. Распределение опрошенных женщин по количеству высокоразвитых адаптационных ресурсов
□ городские женщины
□ сельские женщины
4 3 2 1 0
количество низкоразвитых ресурсов
Рис. 6. Распределение опрошенных женщин по количеству низкоразвитых адаптационных ресурсов
80
Социологические науки
Почти половина женщин не обладает ни одним развитым адаптационным ресурсом. Расширенная структура адаптационного потенциала (3...4 высокоразвитых ресурса) характерна лишь для 5 % выборки. Между тем, можно предположить, что именно они определяют преимущества в конкурентной среде и являются основой формирования эффективных адаптационных стратегий.
В то же время, структура адаптационного потенциала лишь каждой десятой из опрошенных исключает наличие низкоразвитых ресурсов (см. рис. 6). Посе-
ленческая дифференциация (город-село) женщин, приведенная на этих же рисунках, показывает существенные различия возможностей развития адаптационных ресурсов в зависимости от типа поселения. В селах отмечено их наименьшее развитие. Кроме поселенческого фактора, вполне закономерно влияющего на полученную картину, большое влияние в Забайкальском крае на выявленную ситуацию оказывает региональный аспект.
Рассмотрим возрастную дифференциацию женщин по количеству высокоразвитых ресурсов (табл. 5).
Таблица 5
Количество высокоразвитых ресурсов в структуре адаптационного потенциала городских женщин
Количество высокоразвитых ресурсов Возрастные группы женщин, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
доля в выборке, %
20,5 16,5 19,9 18,5 24,9
Ни одного 32,7 30,9 38,6 41,6 61,2
Один 31,8 33,8 33,3 33,5 24,4
Два 22,9 26,1 19,8 15,2 7,0
Три-четыре 12,6 9,2 8,3 9,7 7,4
Всего 100 100 100 100 100
В целом приведенные в табл. 5 распределения укладываются в общую картину наличия адаптационных ресурсов, следующую из наших предыдущих рассуждений. Вполне закономерно и объяснимо растет количество женщин в старших возрастных группах, не обладающих ни одним из высокоразвитых адаптационных ресурсов.
Также, на наш взгляд, объяснимы полученные данные, касающиеся женщин до 30 лет. Это возраст получения образования и приобретения профессиональных навыков. Различные достижения у женщин этой возрастной группы можно объяснить разницей в ценностных и целевых установках, способностях, проявленном усердии.
Один ресурс, оцениваемый 4.5 баллами, имеют около трети респондентов во всех группах, за исключением старшей; два ресурса — около четверти женщин до 40 лет, затем этот показатель заметно падает с возрастом. Более чем двумя высокоразвитыми нематериальными ресурсами обладают около 10 % опрошенных женщин в каждой из возрастных групп, за исключением тех, чей возраст превышает 60 лет.
На рис. 7 приведено распределение городских женщин по величине адаптационного потенциала. Модальными значениями являются 9.11 баллов — таков ресурсный потенциал 40 % городских женщин.
81
Вестник ЧитГУ № 7 (86) 2012
50 40 30 20 10 0
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Значение адаптационного потенциала, баллов
Рис. 7. Распределение городских женщин по величине накопленного адаптационного потенциала
На рис. 8 приведено распределение значения смещены в область заметно более сельских женщин по величине адаптаци- низких баллов — 5...7. Такой ресурсный по-онного потенциала. Здесь картина рас- тенциал имеют более 56 % сельских жен-пре деления совершенно иная. Модальные щин.
60 50 40 30 20 10 0
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 :
Г-1 1
б — : : —; П 1. П П о
Значения адаптационного потенциала, баллов
Рис. 8. Распределение сельских женщин по величине накопленного адаптационного потенциала
Обобщая сказанное, необходимо отметить значительный дефицит высокоразвитого адаптационного потенциала, особенно среди сельских жительниц Забайкальского края:
- средние значения развития каждого из выделенных ресурсов находятся в интервале 2,1...2,7 балла у городских женщин и в интервале 1,3.. .1,7 балла у сельских женщин;
— небольшая доля городских респон-денток обладает ресурсами высокой степени развития (4.5 баллов). По трем из выделенных ресурсов эта доля приближена к 20 % выборки, а по наиболее дефицитному элементу ресурсной структуры — ресурсу
социальных связей — не превышает 12 %. В сельской выборке эти значения соответственно равны 9,8 и 5,1 %.
— менее четверти опрошенных городских женщин обладают более чем одним ресурсом высокого уровня развития, а структура адаптационного потенциала почти 39 % женщин не включает ни одного такого ресурса. В выборке сельских жительниц одним ресурсом высокого уровня обладают около 18 %, более чем одним ресурсом высокого уровня развития обладают лишь около 10 %, а у 70 % нет ни одного такого ресурса;
— адаптационный потенциал лишь 20 % городских опрошенных женщин можно
82
Социологические науки
оценить как сильный; такое же число людей обладает слаборазвитым набором ресурсов.
Таким образом, развитие адаптационного потенциала характеризуется значительной дифференциацией. Особенно это
проявляется в разрезе поселенческих типов и возрастных различий женщин. Эта дифференциация характерна в целом для всей страны, однако региональный аспект делает ее более контрастной.
Литература
1. Романова И.В., Романова Н.П., Шарова Т.В. Адаптационные ресурсы женщин: науч. издание. Чита: ЧитГУ, 2008. 188 с.
2. Романова Н.П., Коновалова Г.В. Женщина и власть: науч. издание. Чита: ЧитГУ, 2007. 241 с.
3. Романова Н.П., Якимов М.А. Муниципальные служащие: профессиональный аспект. Чита: Поиск, 2009. 207 с.
4. Романова Н.П., Скворцова Л.А. Женщина и наука: науч. издание. Чита: Поиск, 2008. 163 с.
Коротко об авторах____________________________
Романова И.В., канд. социол. наук, помощник Уполномоченного по правам человека Забайкальского края
Научные интересы: философия одиночества, гендерные исследования, деловые коммуникации
Романова Н.П., д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры «Управление персоналом», Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: гендерология
Шарова Т.В. , канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального права (ГиМП), Забайкальский государственный университет (За-бГУ)
Служ. тел.: (3022) 35-99-71 Научные интересы: женское лидерство
_________________Briefly about the authors
I. Romanova, Doctor of Social sciences, the assistant of human rights commissioner in Zabaikalsky krai
Scientific interests: the philosophy of solitude, gender studies, and business communications
N. Romanova, Doctor of Sociological Sciences, the associate professor of the Human Resources Department in Zabaikalsky State University
Scientific interests: gender studies
T. Sharova, Doctor of Social sciences, the associate professor of State and Municipal Law Department in Zabaikalsky State University
Scientific interests: The women leadership
83