Научная статья на тему 'Адаптационные ресурсы представителей летной профессии'

Адаптационные ресурсы представителей летной профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ADAPTATION RESOURCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / PROFESSIONAL STRESS / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DECONDITIONING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финогенко Елена Ивановна

Рассматриваются различные концептуальные подходы к понятию «адаптационные ресурсы». Приведены результаты исследования подверженности стрессу пилотов гражданской авиации, а также состояния адаптационных ресурсов: психофизиологических, эмоционально-волевых, мотивационных, социально-психологических. Установлено, что в группе пилотов с низким уровнем стресса наличие адаптационных ресурсов выше, чем в группе пилотов с умеренным уровнем стресса. Снижение адаптационных ресурсов пилотов, подверженных стрессу, проявляется в эмоциональных сдвигах, уменьшении общей активности, нарушении цикла «сон бодрствование», в соматовегетативных нарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION RESOURCES OF PILOTS

The article deals with various conceptual approaches to the notion of "adaptation resources." It provides the results of studying stress susceptibility of airline pilots, as well as the state of their adaptation resources: psychophysiological, emo-tional and volitional, motivational, social and psychological. It is found that the group of pilots with low level of stress has higher adaptation resources than the group of pilots with a moderate level of stress. Lowering of adaptation resources of pilots susceptible to stress manifests itself in emotional shifts, reduction of overall activity, disturbance of "sleep wake-fulness" cycle and in somato-vegetative disorders.

Текст научной работы на тему «Адаптационные ресурсы представителей летной профессии»

УДК 159.9

АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЛЕТНОЙ ПРОФЕССИИ

л

© Е.И. Финогенко1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются различные концептуальные подходы к понятию «адаптационные ресурсы». Приведены результаты исследования подверженности стрессу пилотов гражданской авиации, а также состояния адаптационных ресурсов: психофизиологических, эмоционально-волевых, мотивационных, социально-психологических. Установлено, что в группе пилотов с низким уровнем стресса наличие адаптационных ресурсов выше, чем в группе пилотов с умеренным уровнем стресса. Снижение адаптационных ресурсов пилотов, подверженных стрессу, проявляется в эмоциональных сдвигах, уменьшении общей активности, нарушении цикла «сон - бодрствование», в соматовегетативных нарушениях. Ил. 2. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: адаптация; адаптационные ресурсы; профессиональный стресс; дезадаптация.

ADAPTATION RESOURCES OF PILOTS E.I. Finogenko

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with various conceptual approaches to the notion of "adaptation resources." It provides the results of studying stress susceptibility of airline pilots, as well as the state of their adaptation resources: psychophysiological, emotional and volitional, motivational, social and psychological. It is found that the group of pilots with low level of stress has higher adaptation resources than the group of pilots with a moderate level of stress. Lowering of adaptation resources of pilots susceptible to stress manifests itself in emotional shifts, reduction of overall activity, disturbance of "sleep - wakefulness" cycle and in somato-vegetative disorders. 2 figures. 14 sources.

Key words: adaptation; adaptation resources; professional stress; deconditioning.

В отечественной и западной психологической науке в последние десятилетия продолжается изучение процесса адаптации, его составляющих, критериев, совокупности механизмов, факторов, а также ресурсов адаптации.

Традиционно понятие «адаптация» рассматривают с различных позиций: а) адаптация как состояние равновесия, которое устанавливается между организмом и средой; б) адаптация как результат приспособительного процесса; в) адаптация как процесс, в результате которого организм приспосабливается к новой среде.

А.Г. Маклаков указывает на сложный механизм физиологической, психической и социальной адаптации. Он рассматривает их и как уровни единого процесса, и как отдельные виды [9].

Автор выделяет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации человека:

1) физиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению, и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса;

2) собственно психологическая адаптация (и уточняет в собственном примечании: или психическая), нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом;

3) психосоциальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.

Ф.Б. Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям. Ученый обозначил три комплекса показателей, отражающих эффективность психической адаптации человека: это выраженность эмоциональной напряженности и устойчивость к эмоциональному стрессу; особенности микросоциального взаимодействия; способность к логической оценке ситуации и энергетический потенциал, необходимый для реализации адаптивного поведения [3].

Как считает Ю.А. Александровский, комплекс дез-адаптивных нарушений, возникающих у человека под воздействием психогенного фактора, входит в понятие

1Финогенко Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89501265717, e-mail: [email protected]

Finogenko Elena, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89501265717, e-mail: [email protected]

«психический стресс». Психический стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей [1].

С позиций когнитивно-трансактного подхода к изучению психологического стресса, оценка стрессо-устойчивости должна включать в себя комплекс когнитивно-аффективных оценок стрессовой ситуации и доступных ресурсов по ее преодолению [4].

Понятие «адаптационные ресурсы» можно рассматривать с различных точек зрения: биологической, психофизиологической, психологической, социальной, экономической. Современные исследования адаптационных ресурсов отражены в работах таких авторов, как А.С. Дружилов (2010), А.Н. Осянин (2006), Т.А. Ивченко (2007), Т.В. Шарова (2007), Е.В. Михайленко (2007), Л.А. Александрова (2004), И.Е. Мельникова (2005) и др.

Физиологический аспект проблемы адаптационных ресурсов находит отражение в представлениях о здоровье человека. Понятием «здоровье» определяют способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности [12].

В.С. Казначеев (1988), рассматривая резервы здоровья человека, выделяет биологический резерв (нереализованные возможности генотипа), функциональный резерв (степень изношенности основных го-меостатических систем), психический резерв (определяемый интересами человека, его волевыми качествами, системой психический защит - в том числе на когнитивном уровне), а также социальный резерв (уровень социальной поддержки человека окружающими). Он подчеркивает, что, благодаря системному характеру регуляций, становится возможной компенсация дефицита ресурсов адаптации одного уровня за счет их перераспределения с других [5].

Ю.А. Александровский (1997) ввел понятие адаптационного барьера - функционально-динамического образования, который зависит от ресурсов эмоционального гомеостаза, состояния внутренних органов, адренергической и гипофизарно-адреналовой систем [1].

В.Д. Небылицин (1976) рассматривает физиологические ресурсы как факторы, от которых зависит устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта: состояние внутренних органов и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реактивность; динамика свойств нервной системы - сила и уравновешенность. К психологическим факторам (ресурсам) он относит характерологические особенности личности [10].

Д.А. Леонтьев, в свою очередь, вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности [8]. Личностный потенциал, согласно Д.А. Леонтьеву, выражается интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и

формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности.

Б.Г. Ананьев отмечает, что стресс-толерантность личности и выносливость по отношению к фрустрато-рам зависит от наличия поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы [2], которые, по сути, являются социальными ресурсами.

Поскольку адаптационные ресурсы личности актуализируются в сложных жизненных ситуациях, в стрессогенных условиях, их можно рассматривать в контексте понятия «ресурсы стрессоустойчивости».

Как пишет Н.Е. Водопьянова, под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрес-согенных ситуациях; это эмоциональные, мотиваци-онно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям [4].

В контексте ресурсной теории стресса (COR-теория С. Хобфолла) для сохранения стресс-резистентности важным является накопление («консервация») ресурсов до того, когда возникнет стресс-ситуация или действие отдельного стрессора [14]. Центральный принцип «консервации» ресурсов заключается в том, что люди стремятся получить и сохранить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. В COR-теории С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же время, когда имеет место потеря какого-либо ресурса, другие ресурсы призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря внешних (социальных) ресурсов и внутренних («душевных») влечет за собой потерю субъективного благополучия и переживается как состояние психологического стресса [14].

Понятие ресурсов как психологической категории разработано недостаточно. Ресурсы и резервы часто используют как синонимы. Л.В. Куликов, например, под ресурсами стрессоустойчивости личности понимает индивидуальные свойства и способности, обусловливающие психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях [7].

Среди личностных адаптационных ресурсов можно выделить: мотивационные, определяющие силу мотивов; эмоциональные - находят отражение в эмоциональной реактивности, уровне тревожности; волевые, выражающиеся в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; интеллектуальные, проявляющиеся в оценке и определении требований ситуации, прогнозе ее возможного изменения, принятии решений о способах действий; поведенческие - в стратегиях совладения с трудными ситуациями.

Наличие адаптационных ресурсов необходимо в любой профессии, но в наибольшей степени - там, где существует опасность возникновения экстремальных ситуаций.

Летная профессия имеет ряд особенностей, принципиально отличающих ее от всех других. Основными из них являются: осуществление деятельности на воздушном судне в отрыве от земли и при перемещении на разных высотах и больших скоростях; совмещенное выполнение нескольких задач; отличная от земной среда обитания; высокий темп деятельности с регулярным переключением от одной задачи к другой; постоянная готовность к действиям по парированию особых ситуаций полета; высокая социальная ответственность за сохранение жизней пассажиров, членов экипажа, людей на земле; постоянная адаптация организма к условиям деятельности [6].

Поскольку профессиональная деятельность летчиков протекает в стрессогенных условиях, любой полет, а тем более возникшая на борту неожиданная ситуация предъявляют особые требования к их адаптационным ресурсам [13].

В связи с этим, нами было проведено исследование адаптационных ресурсов, обусловливающих устойчивость к стрессу пилотов гражданской авиации (ГА). В нем приняли участие 34 профессионала, имеющие стаж работы более 10 лет. Использовались: «Опросник для оценки проявлений дезадаптации» М.А. Дмитриевой и опросник «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнер. Статистическая достоверность результатов определялась при помощи непараметрического критерия Фишера.

Результаты исследования состояния стресса позволили нам разделить испытуемых на две группы: 1 -группа умеренного состояния стресса (УСС); и 2 -группа низкого состояния стресса (НСС). Первую группу составили 16 испытуемых (47%). Эти люди, как правило, не обладают высокой эмоциональной устойчивостью, у них возможно наличие скрытой конфликтности и проявление вербальной агрессии.

Во вторую группу вошли 18 человек (53%). Они,

как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, адекватно ориентируются в сложной ситуации, быстро вырабатывают необходимую стратегию поведения.

Поскольку степень подверженности стрессу связана с наличием ресурсов его преодоления, мы провели исследование и сравнительный анализ их структуры у пилотов первой и второй групп с помощью опросника М.А. Дмитриевой.

Общий уровень дезадаптации может являться критерием наличия (или дефицита) адаптационных ресурсов представителей летной профессии.

Анализ результатов исследования показал, что в представленной выборке отсутствует высокий уровень дезадаптации, что свидетельствует о профессиональной пригодности всех обследуемых пилотов ГА и их готовности к действию в особых ситуациях полета (рис.1).

Низкий уровень дезадаптации, свидетельствующий об эффективно протекающем процессе адаптации, диагностируется у 18 испытуемых группы НСС и 8 испытуемых УСС. Умеренный уровень дезадаптации наблюдается у 8 испытуемых группы УСС. Данный уровень дезадаптации может проявляться в определенных трудностях освоения профессии, быстрой утомляемости, снижении интереса к работе в целом.

По мнению М.А. Дмитриевой, отсутствие признаков дезадаптации свидетельствует об адаптированно-сти испытуемых. В контексте проводимого нами исследования низкий уровень дезадаптации отражает наличие определенных адаптационных ресурсов представителей летной профессии. Методика М.А. Дмитриевой позволяет определить их наличие в эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной, поведенческой, а также в психофизиологической сфере, отражающей состояние здоровья испытуемых.

Рис. 1. Оценка уровня дезадаптации в группах

«Ухудшение самочувствия» - признак дезадаптации, выявляемый по методике М.А. Дмитриевой, представлен 4 симптомами: эмоциональные сдвиги (особенности эмоционального реагирования, настроение); особенности отдельных психических процессов (внимание, память); снижение общей активности; ощущение усталости. Данный комплекс признаков мы можем обозначить как «психоэмоциональные ресурсы» адаптации (рис. 2).

«Ухудшение самочувствия» преобладает в группе пилотов, подверженных стрессу. У испытуемых наблюдаются: эмоциональные нарушения в виде подавленного настроения, раздражительности; снижение общей активности; ощущение усталости; а также особенности отдельных психических процессов в виде снижения концентрации внимания, ухудшения процессов памяти.

У испытуемых группы НСС «ухудшение самочувствия» имеет схожую картину с группой УСС, но выражено в меньшей степени. Соответственно, адаптационные ресурсы и потенциал преодоления возможных трудностей во 2-й группе значительно выше.

По результатам сравнительного анализа были обнаружены статистически значимые различия между группами по показателям: «эмоциональные сдвиги» (р<0,01), «снижение общей активности» (р<0,01).

Таким образом, пилоты ГА с низким уровнем стресса имеют более высокие психоэмоциональные ресурсы адаптации.

«Соматовегетативные нарушения» являются, на наш взгляд, отражением психофизиологических ре-

сурсов адаптации и тесно связаны с состоянием здоровья испытуемых. По мнению В.И. Окладникова, нарушения вегетативной регуляции могут затрагивать сердечно-сосудистую, респираторную, гастроинтести-нальную, терморегуляционную системы и проявляться в таких симптомах, как онемение конечностей, повышенная потливость, ощущения сердцебиения, затруднения при дыхании, а также головные боли, кардиалгии и др. [11].

«Соматовегетативные нарушения» значительно выражены в первой группе обследуемых, с умеренным состоянием стресса (Хср=5,3), проявляются жалобами на функциональные расстройства и различные соматические нарушения (головные боли, сердцебиение, одышка и т.д.), что отражает состояние здоровья испытуемых. Нарушение вегетативной регуляции является симптомом различных психосоматических расстройств, развивающихся под воздействием стрессогенных факторов, свидетельствует о снижении физиологических ресурсов пилотов. В группе с низким состоянием стресса вегетативные дисфункции выражены менее значительно (Хср=3,7). Таким образом, испытуемые 1-й группы имеют более высокие психофизиологические ресурсы адаптации, резервы здоровья по сравнению со 2-й группой.

Нарушение цикла сон-бодрствование, проявляющееся в трудностях засыпания, частых ночных пробуждениях, чувстве вялости и усталости при пробуждении, наблюдается в группе УСС (Хср=5,7). Эти нарушения достоверно (р<0,01) менее выражены у испытуемых группы НСС (Хср=3,5).

5

К

s

S 4

т

я

X

п 3

о s

X

О 2

а О

1

5,7

У 4 5,3 ± 4,3

37 „ 111 1 1 2,3

Группа УСС Группа НСС

7

6

0

1

2

3

4

5

Рис. 2. Сравнительный анализ признаков дезадаптации в разных группах испытуемых: 1 - «ухудшение самочувствия»; 2 - «соматовегетативные нарушения»; 3 - нарушение цикла «сон-бодрствование»; 4 - «особенности социального взаимодействия»; 5 - «снижение мотивации к деятельности»

Необходимо отметить, что нарушение сна является важным диагностическим признаком различных нервно-психических расстройств пограничного уровня, свидетельствует о снижении ресурсов адаптации человека.

Социально-психологические ресурсы пилотов ГА находят отражение в такой характеристике, как «особенности социального взаимодействия», которая выявляет особенности отношений с близкими людьми, знакомыми, коллегами, общительность, развитие коммуникативных качеств. Нарушения социального взаимодействия в большей степени проявляются среди испытуемых первой группы ( Хср=4,3). Во второй группе (Хср=2,3) они выражены значительно меньше. Таким образом, социально-психологические ресурсы пилотов, испытывающих умеренное состояние стресса, ниже, чем у пилотов с низким состоянием стресса.

Снижение мотивации к деятельности, отражающее отношение испытуемых к работе, наблюдается в основном в группе испытуемых с умеренным состоянием стресса (Хср=3,6), и менее выражено в группе с низким состоянием стресса (Хср=2). Этот показатель характеризует мотивационно-волевые ресурсы адаптации пилотов, их увлеченность работой, интерес к профессиональной деятельности. Недостаточность мотивационно-волевых ресурсов в 1-й группе испытуемых, возможно, связано со снижением функциональ-

ных резервов, ухудшением состояния здоровья пилотов, испытывающих стресс.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Пилоты ГА, работа которых протекает в особых условиях деятельности, подвержены воздействию профессионального стресса. 47% из них испытывают умеренное состояние стресса, у 53% - низкий уровень стресса.

2. У испытуемых группы УСС по сравнению с группой НСС в большей степени проявляются признаки дезадаптации, такие как: эмоциональные сдвиги (р<0,01), снижение общей активности (р<0,01), нарушение цикла сон-бодрствование (р<0,01), а также соматовегетативные нарушения, особенности социального взаимодействия, снижение мотивации к деятельности. Эти нарушения отражают снижение адаптационных ресурсов пилотов, подверженных стрессу.

3. В группе пилотов с низким уровнем стресса наличие адаптационных ресурсов (психофизиологических, социально-психологических, эмоционально-волевых, мотивационных) выше, чем в группе пилотов с умеренным уровнем стресса.

Таким образом, пилоты ГА, испытывающие умеренное состояние стресса, характеризуются снижением адаптационных ресурсов.

Статья поступила 04. 04. 2014 г.

Библиографический список

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 720 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1980. 462 с.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2007. 320 с.

5. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козлов В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации. М.: Полиграф, 2001. 280 с.

7. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности. СПб.: Питер, 1995. 390 с.

8. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. М.: Смысл, 2002. 640 с.

9. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. С. 27-35.

10. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

11. Окладников В.И. Типология и адаптационные состояния личности, Иркутск: ИГУ, 2001. 218 с.

12. Никифоров Г.С., Ананьев В.А., Гуревич И.Н. и др. Психология здоровья. СПб.: Изд-во СПБУ, 2000. 504 с.

13. Финогенко Е.И. Возрастные изменения профессионально важных качеств и адаптации представителей летной профессии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чита: ОАО «Читинская типография», 2011. С. 319-323.

14. Hobfoll S. Personal relationships, personal attitudes, and stress resistance: mother's reactions to the child's illness // American Journal of Community Psychology. 1989. V. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.