Tashkent Medical Academy Volume 3 | TMA Conference | 2022
The significance of the scientific, cultural Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy
heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in merosining ahamiyati va uning fan
АБУ РАЙХАН БЕРУНИ
Н. Б. Мусаева, З. Исламова
Ташкентская медицинская академия Кафедра Гематологии, трансфузиологии и лабораторное дело
Беруни - великий ученый энциклопедист, автор многочисленных великолепных. трудов. Результаты и достижения Беруни во всех областях оставались непревзойдёнными. Великий ученый родился 4 сентября 973 году в Хорезме в городе Кат ( ныне город Каракалпакстан). Беруни вышел из ремесленнических кругов, но не смотря на это получил широкое математическое и философское образование. Учителем Беруни в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак.
Беруни владел почти всеми науками своего времени: история, филология, география, математика, минералогия, фармакология и другие. Свои научные работы Беруни писал на персидском и арабском языках. Беруни ставил арабский язык выше персидского, когда он писал: «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски... этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок»
Аль-Беруний - автор более 150 работ. Около 30 из них сохранились до наших дней. Большинство его работ - о математике и астрономии.
Наш великий предок считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а постигнуть эти законы можно только с помощью науки. Его работы, посвященные математике и астрономии, имели огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма, в том числе для поливного земледелия и торгового обмена.
Аль-Беруни очень заинтересовался трудами Аристотеля и позднее, познакомившись с Авиценой, обсуждал значение этих исследований с ним, а также в своей переписке учёные обсуждали естествознание. Как ученый-энцеклопедист Аль-Бируни в первых же своих трудах систематизировал различные методы и варианты календарных исчислении. Позднее описал и дал характеристики более пятидесяти минералам и металлам, позднее попавшим в Менделеевскую таблицу.
В 997 году Ибн Сина(Авиценна) переезжает в Хорезм, где он ведет переписку с Беруни по различным вопросам. Здесь стоит отметить, что основу двух трудов Ибн
December 16
Tashkent Medical Academy The significance of the scientific, cultural heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in the development of science
Volume 3 | TMA Conference | 2022 Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy merosining ahamiyati va uning fan
taraqqiyotidagi o'rni
'qqtyonmg
Сино в медицине составил Беруни. Этими работами являются «Канон врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книга исцеления» (Китаб аш-шифа), которые составили славу Ибн Сины. В Ургенче Ибн Сина и Беруни работали в Академии Мамуна.
На ряду с другими науками Беруни сделал большой вклад и в развитие медицины. Самой большой его работой в медицине является трактат «Фармакогнозия» (« Сайдана»), которая и по сей день имеет большую значимость в науке. Этой работой в настоящее время пользуются ученые для расшифровки древних медицинских трактатов. В работе дана детальное описание свойств и строение 880 растительных лекарственных средств, которые применялись и были рекомендованы Беруни при различных заболеваниях. Врачи имеют наибольшие права на уважение за усилия в совершенствовании своей науки, за то, что они не только поднимают её на крыльях теории, но и применяют на практике» - писал учёный.
Аль-Беруни был «одним из величайших исламских ученых и, по общему признанию, одним из крупнейших ученых всех времен». Аль-Беруни считался на западе «одним из величайших ученых гениев на протяжении всей истории» Беруни был «одним из величайших исламских ученых и, по общему признанию, одним из крупнейших ученых всех времен». Аль-Беруни считался на западе «одним из величайших ученых гениев на протяжении всей истории»
Современников исследователя всегда поражало его стремление к постоянному самообразованию и расширению своих знаний во всех сферах, а не в одной конкретной. До последних дней жизни Аль-Беруни сохранил ясность ума, вёл беседы со своими учениками. Говорят, что даже когда 75-летний учёный почувствовал приближение конца, то поинтересовался у одного из друзей о системе подсчёта нечестных прибылей, которую тот разрабатывал. И когда друг сказал, что не об этом нужно думать в такие моменты, умирающий учёный ответил, что не хотел уйти из жизни невеждой. Официальной датой кончины считается 9 декабря 1048-го года.
На сегодняшний день 31 труд аль-Беруни переведен на немецкий, английский, русский и узбекский языки, исследованы 24 сочинения, изданы в арабском оригинале 3 произведения.
Американский историк Джордж Сартон сказал следующее об этом выдающемся ученом-энциклопедисте: «История астрономии и математики, астрологии и географии, антропологии и
December 16
Tashkent Medical Academy The significance of the scientific, cultural heritage of Abu Rayhon Beruni and its role in the development of science
Volume 3 | TMA Conference | 2022 Abu Rayhon Beruniy ilmiy-madaniy merosining ahamiyati va uning fan
taraqqiyotidagi o'rni
'.qqtyottüa^
этнографии, археологии и философии, ботаники и минералогии осиротела бы без его великого имени».
Так же хотим отметить, что мы всегда помним наших великих ученных, в честь великого Беруни в Узбекистане построено много памятных мест такие как :
• Родной город аль-Бируни назван в его честь Беруни в 1957 году.
• Институт востоковедения имени Абу Райхана Беруни в Ташкенте
• Станция метро имени Беруни в Ташкенте.
• Памятники в Хорезме и в Ташкенте.
• Имя Беруни носил Ташкентский политехнический институт REFERENCES
Berggren J.L., Jonathan Borwein, Peter Borwein. Pi: A Source Book. Springer (2014).
1. Gotthard Strohmaier, «Bimni» in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach, Medieval Islamic Civilization: A-K, index: Vol. 1 of Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia, Taylor & Francis, 2006. excerpt from page 112: «Although his native Khwarezmian was also an Iranian language, he rejected the emerging neo-Persian literature of his time (Firdawsi), preferring Arabic instead as the only adequate medium of science.»
2. Richard Frye: «The contribution of Iranians to Islamic mathematics is overwhelming. ..The name of Abu Raihan Al-Biruni, from Khwarazm, must be mentioned since he was one of the greatest scientists in World History»(R.N. Frye, «The Golden age of Persia», 2000, Phoenix Press. pg 162)
3. Strohmaier 2006, p. 112: Although his native Khwarezmian was also an Iranian language, he rejected the emerging neo-Persian literature of his time (Firdawsi), preferring Arabic instead as the only adequate medium of science.
4. Е. А. Фролова. Бируни // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. —
5. Садыков Х. У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М.: ГТТИ, 1953. 152 с.
6. Шарипов А. Великий мыслитель Абу Рейхан Бируни. Ташкент, Фан, 1972.
2816 с.
December 16