10.3. АБОНЕНТСКИЙ ДОГОВОР: НОВЫЙ ДОГОВОР ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА?1
Иванова Светлана Георгиевна, канд. юрид. наук, доцент кафедры «Юриспруденция» Место работы: Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы
Аннотация: в статье анализируются нормы, регулирующие договор с исполнением по требованию (абонентский договор), его особенности, соотношение с публичным договором, договором присоединения, рамочным и организационным. Ключевые слова: договор с исполнением по требованию (абонентский договор), абонентская плата, договор возмездного оказания услуг, публичный договор, договор присоединения, рамочный договор, организационный договор.
SUBSCRIPTION AGREEMENT: NEW AGREEMENT CIVIL RIGHTS?
Ivanova Svetlana G., PhD in law, Associate Professor of chair of jurisprudence Work place: Moscow City Government University of Management
Annotation: the article analyzes the rules governing the contract execution (contract) its features, relationship with the public contract as a contract of adhesion, and organizational framework.
Keywords: The contract with the execution on demand (subscription agreement), subscription fee, the contract of compensated rendering of services, public contract, adhesion contract, framework agreement, organizational contract.
Одним из важнейших документов, определяющих в настоящее время основные направления совершенствования гражданского права, является «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации», одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 (далее - Концепция), которая была подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». В Концепции, в частности говорилось о том, что в условиях демократического правового государства, многовариантность и свобода экономического поведения участников гражданского оборота предопределили в новом гражданском законодательстве России многообразие опосредующих этот оборот правовых норм и используемых в нем правовых средств. Также в Концепции отмечалось, что в последующие годы обширная практика применения судами гражданского законодательства показала, что многие общие положения Гражданского кодекса (далее ГК РФ) нуждаются в дополнениях и детализации и отсутствие этих положений не может быть восполнено судебным толкованием. Таким образом, важным представлялось внесение ряда новаций именно в ГК РФ, являющийся ядром гражданского законодательства.
В связи с этим, рядом федеральных законов были внесены дополнения и изменения в ГК РФ. Существенные и принципиальные изменения претерпели нормы об обязательствах в части определения обязательств, оснований их возникновения, а также реализации принципа добросовестности при установлении, исполнении и прекращении обязательств. Важно отметить, что принцип добросовестности впервые был включен в федеральный закон в 2012 году и его дальнейшее развитие нашло отражение в судебной практике. В ГК РФ была внесена новая статья 307.1 о применении общих положений об обязательствах, а именно: к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров и
1 При подготовке данной статьи была использована информационно-правовая система «КонсультантПлюс»
иных законов, а при отсутствии таких правил - общими положениями о договоре.
Законотворческая деятельность в сфере гражданского законодательства в последние годы развивалась более широко, чем даже это было обозначено в Концепции. Так, например, некоторые виды договоров, к которым относится и договор с исполнением по требованию (абонентский договор) вообще не были предусмотрены в Концепции. Однако, федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» была включена новая статья 429.4. Договор с исполнением по требованию (абонентский договор). Очевидно, что на практике, в современной предпринимательской деятельности абонентский договор не являлся новым в договорных отношениях и широко применялся. Когда субъекты гражданского права, заключали такого рода договоры, они тем самым реализовывали принцип свободы заключения договоров, воспользовавшись своим правом заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Важным в данном случае представляется положение о том, что в таких ситуациях законодатель оставляет возможность применить правила, касающиеся аналогии закона. Если такие отношения законом непосредственно не урегулированы, а также не урегулированы соглашением сторон и отсутствует соответствующий обычай, применяется аналогия закона. Как уже отмечалось, подобные договоры широко применялись, и поэтому в положениях ст. 429.4 обобщена существующая практика заключения подобного рода договоров. Нормы ст. 429.4, в настоящее время также привели к единообразной судебной практике в сфере абонентских договоров.
Статья 429.4 определяет абонентский договор, как договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления, предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом. Данный договор нашел применение в таких областях деятельности
как консультационные услуги, услуги кабельного телевидения и связи, медицинские услуги, услуги, оказываемые в области физической культуры и спорта. Конструкция абонентского договора, как и ряда других договоров, представляет собой общие признаки, являющиеся обязательными для конкретных видов договоров.
В литературе отмечалось, что в качестве абонентского договора может выступать любой договор гражданского права. Но на наш взгляд, нормы статьи 429.4 ГК РФ сформулированы таким образом, что регулируют различные виды договоров именно возмездного оказания услуг. По нашему мнению, трудно представить себе, например, абонентский договор купли-продажи (такая позиция излагается некоторыми авторами). Даже если рассматривать в качестве примера договор энергоснабжения, абонент по договору оплачивает энергию только за фактически принятое ее количество на основании данных учета (абонент может и не воспользоваться какими-то видами энергии в определенный период), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Что же касается абонентского договора, то внесение абонентской платы является всегда обязательным. Кроме того, договор энергоснабжения относится к одной из разновидностей купли-продажи, и получатель покупает определенное количество энергии. Предметом договора является энергия, которая понимается как особый вид товара. Абонентский договор по нашему мнению относится к категории договоров возмездного оказания услуг. При оказании услуг всегда отсутствует материальный результат. Услуги не являются имуществом, а их значение связано непосредственно с деятельностью исполнителя. Сомнительным представляется встречающаяся точка зрения о том, что договор подряда также может быть абонентским договором. Объектом договора подряда является определенная работа, облеченная в вещественную форму, это изготовление или переработка вещи. В договоре подряда необходимо достичь конкретного, заранее оговоренного результата. Предмет договора подряда это непосредственная деятельность исполнителя, связанная с изготовлением или воздействием на вещь. В договоре подряда, в отличие от абонентского договора, устанавливается цена работы или способ ее определения, составляется смета, могут быть предусмотрены дополнительные работы и порядок их оплаты. Оплата, как правило, производится после выполнения работ. Даже если оплата производится в промежуточные сроки, важным является проведение порядка приемки, отражение недостатков работы, их исправление в установленные сроки. Все эти элементы отсутствуют в абонентском договоре. Кроме того, сдача результата работ всегда предполагает физическую передачу имущества, отсюда и дальнейшая передача прав на это имущество. Также договор подряда не обусловлен личностью подрядчика, в связи с этим возможен договор субподряда. Кроме указанных выше отличий, представляется, что для абонента в абонентском договоре принципиальное значение имеет исполнитель (например, юридическая компания, оказывающая услуги, оператор мобильной связи, конкретный медицинский центр и т.д.). Нами проанализированы договоры по ремонту оборудования, которые названы абонентскими договорами, но по своему содержанию, безусловно, являются договорами подряда. В таких договорах абонент подает исполнителю заявки на ремонт, вносит авансовые платежи, причем стоимость работ может быть увеличена в случае дополнительных расходов, необходимости покупки нового оборудования,
замены оборудования и дополнительных технических средств, проведения дополнительных профилактических работ. Из данных положений следует, что речь идет собственно не об абонентской плате, а о цене работ и способах ее пересмотра. Также в данных договорах, каждый вид работы принимается по акту. Исполнитель также вправе привлекать к работам третьих лиц и отвечает за их действия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что абонентский договор - это договор возмездного оказания услуг, а не договор купли-продажи или подряда и их разновидности.
Пункт 2 ст. 429.4 содержит важные нормы, определяющие внесение платежей по договору, а именно: абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли им затребовано соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором. Абонент имеет право потребовать исполнения обязательства в обмен на обязанность по внесению платежей или иного предоставления. Особенность абонентской платы заключается в том, что она не возвращается, если даже абонент не воспользовался услугой, в отличие от договора купли-продажи, в котором абонент не вносит оплату, если, например, не пользовался электроэнергией. Как справедливо отмечается в литературе, деньги платятся не за конкретный товар, работу или услугу, а за право абонента их затребовать при необходимости в нужном объеме [Степанов, 2015 с. 4]. Также верно указывалось на ту особенность абонентского договора, что в нем цена не зависит от количества. Некоторые авторы отмечают, что абонент в определенный договором промежуток времени может затребовать концептуально не ограниченный объем услуг (речь идет о так называемых безлимитных договорах) [Цокур, Швырев, 2015 с. 2]. По нашему мнению такая ситуация складывается далеко не во всех видах абонентских договоров. Так, например, при договорах с некоторыми телекоммуникационными компаниями абоненты оплачивают только определенный лимитированный контент и должны оплачивать дополнительные услуги по мере (и в случае) их затребования, заключая при этом другой договор и только после внесения определенной платы дополнительная услуга разово предоставляется.
Логика законодателя относительно абонентской платы при построении абонентского договора была неоднократно отмечена в научной литературе. Так, было указано, что потребности в услугах у абонента может и не возникнуть, но абонент все же должен вносить плату [Гонгало, 2016 с. 81].
В связи с содержанием норм п. 2 ст. 429.5 ГК РФ, в литературе ставится на наш взгляд интересный вопрос о том, что если исполнение не было востребовано абонентом, не являются ли денежные средства, им уплаченные неосновательным обогащением. И в связи с этим, предлагается предусмотреть в законе хотя бы частичный возврат абоненту денежных средств, который так и не воспользовался своим правом требовать исполнения [Василевская, 2016 с. 32]. В данном случае можно понять стремление автора защитить абонента-потребителя, но согласно ст. 1102 ГК РФ, только лицо, которое без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, которое и будет являться неосновательным обогащением. В данном случае, во-первых, имеется правовое основание - договор, а во-вторых - отсутствуют факты сбере-
жения или приобретения имущества за счет другого лица, опять-таки без правового основания. Был заключен договор, устанавливающий лишь право затребовать исполнение (абонент своим правом не воспользовался), а платежи или иное исполнение абонент обязан вносить независимо от того, было ли им затребовано соответствующее исполнение. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что положения п. 2 ст. 429.4 ГК РФ являются диспозитивными, то есть в законе или договоре может быть предусмотрено иное. Но, по нашему мнению, в современных условиях предпринимательской деятельности и соответственно цели - получения прибыли, трудно представить, чтобы исполнитель, как более сильная сторона в абонентском договоре, допустил бы в договоре возможность возврата платежей (даже частично) в том случае, если по каким-либо причинам абоненту не потребовалось исполнение.
Данная позиция может быть проиллюстрирована материалами судебной практики. При наличии у клиента уважительных причин, препятствующих посещениям клуба (фитнес-клуба), он не вправе требовать предоставления ему дополнительного времени или снижения общей платы, если только иное прямо не предусмотрено соглашением с клубом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.11.2008 № Ф04-6905/2008 (15747-А03-16)), поскольку закон такой возможности ему не предоставляет [Бычков, 2017 с. 119].
Вместе с тем, следует отметить, что в некоторых договорах, заключаемых с телекоммуникационными организациями, исполнитель указывает, что если договор заключен на длительный срок и абонентская плата уже внесена вперед, при расторжении договора по инициативе абонента, абонентские платежи возвращаются.
Как справедливо указывалось, природа абонентской платы смешанная. Отчасти, она является встречным предоставлением за то, что абонент получает в качестве исполнения от гарантирующей стороны, а отчасти платой за предоставление абоненту своего рода секундарного права востребовать исполнения по своему разумению и компенсацией за поддержание гарантирующей стороной своей готовности исполнять по первому требованию [Карапетов, 2015 с. 2].
По нашему мнению абонентский договор следует рассматривать как договор реальный. Абонентский договор заключается совершенно в различных областях. Это и медицинское оказание услуг, услуги фитнес-клубов, детских творческих центров. Большое количество договоров также традиционно заключается с организациями, предоставляющими интернет, телекоммуникационные, а также услуги мобильной связи. Все эти договоры объединяет то обстоятельство, что право абонента на получение услуги возникает только с момента внесения абонентской платы. В некоторых договорах специально оговаривается, что сумма денежных средств должна быть достаточной для оплаты услуг. А что касается договоров с телекоммуникационными компаниями, оказывающими услуги доступа в интернет и телевещания, то в таких договорах прямо указывается на то, что договор считается заключенным с момента совершения первого платежа за услуги. Кроме того, для таких договоров необходимо выполнение и иных условий. К таким условиям относятся: нахождение в помещении абонента специальной распределительной системы (то есть техническая возможность получать услуги), а также наличие необходимого исправного оборудования и аппаратуры. Данные условия сходны с условиями при заключении договора энергоснабжения, который заключается с абонентом только при наличии у
него энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования, отвечающего техническим требованиям.
Как было отмечено ранее, абонентские договоры распространены в различных сферах, в том числе при перевозках пассажиров на городском пассажирском транспорте общего пользования. Высказывается точка зрения, о том, что проездной билет на транспорте, также относится к абонентскому договору, в связи с тем, что гражданин, купив билет, может и не воспользоваться услугами общественного транспорта или воспользоваться ими не в полном объеме. На наш взгляд, безусловно, в данном случае есть элементы абонентского договора. Потребители широко используют проездные билеты, а также электронные карты в качестве удобного и современного средства оплаты проезда в общественном транспорте города Москвы. Пользователь вправе выбрать любой тариф и использовать билет. Договор считается заключенным и приобретает силу с момента совершения физическим лицом определенных конклюдентных действий на условиях присоединения.
Актуальным представляется вопрос о расторжении исполнителем договора при просрочке внесения абонентской платы. Поскольку регулирование в законе данной ситуации отсутствует, заключаемые в настоящее время абонентские договоры содержат различные положения на этот счет. Наше предложение заключается в необходимости расширения статьи, посвященной абонентскому договору и внесению в нее нормы следующего содержания: «По требованию исполнителя абонентский договор может быть расторгнут в том случае, если абонент более двух раз подряд по истечении срока, установленного в договоре не вносит абонентскую плату. Исполнитель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления абоненту письменного предупреждения о необходимости исполнения обязательства в разумный срок». Возможно сформулировать данную норму и как диспозитивную. Нетрудно заметить, что предложенная нами норма алогична норме о досрочном расторжении договора аренды.
При реализации абонентского договора, на наш взгляд, важной является проблема ненадлежащего исполнения своих обязательств со стороны исполнителя. По договорам возмездного оказания услуг (не охватывающих конструкцию абонентского договора) заказчику, по нашему мнению, гораздо проще проконтролировать качество оказываемых услуг, особенно если услуга оказывается разово или если услуги оказываются систематически, но каждая услуга принимается заказчиком. В случаях заключения абонентского договора, например с операторами связи, предоставляющими телекоммуникационные услуги, в ситуации ненадлежащего исполнения обязательства, которое может быть выражено в перебоях связи от нескольких часов до суток, абоненту достаточно сложно бывает реализовать свои права. В одних договорах содержится положение о том, что внесенные платежи за месяц, в котором произошло приостановление или прекращение оказания услуги, не компенсируются. А в других - исполнитель либо не включает в договор условия о снижении абонентской платы на данный период, либо соглашается ее снизить в результате переговоров, но суммы, предлагаемые в этом случае столь незначительны, что не восполняют убытков абонентов, не говоря уже о моральном вреде (это может быть невыполненная в срок работа при отсутствии связи в сети «Интернет», невозможность получения заказов при работе на дому, невозможность осуществить платежи и т.д.). В проанализированных нами абонентских договорах телекоммуникационных компаний указывается, что исполнитель несет ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих обязательств только при наличии вины. Представляется, что это положение договора ставит абонента-физическое лицо в затруднительное положение. Так, например, известен случай, когда на несколько праздничных дней компания, оказывающая интернет услуги и услуги кабельного телевидения прекратила свою работу, объяснив абонентам, что из-за морозов поврежден кабель и вины компании в этом нет. Только проведение экспертизы может подтвердить или опровергнуть заявление компании, абонентам же было предложено снижение абонентской платы лишь на сто рублей. На наш взгляд, стоит руководствоваться в данных случаях положениями ст. 15 ГК РФ, о том что, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками также упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Если абонентом является гражданин - потребитель, что достаточно часто в таких договорах, моральный вред должен быть возмещен независимо от понесенных убытков.
Необходимо отметить, что в подзаконных нормативных актах содержались важные нормы, посвященные урегулированию данных отношений еще задолго до 2015 года. Так, в Постановлении Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных», было установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг связи по передаче данных, абонент и (или) пользователь до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. В том случае, если оператором связи требования абонента о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а равно о возврате уплаченных за оказание услуг связи и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от предоставления услуг связи были признаны обоснованными, эти требования подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии. Если проанализировать содержание современных абонентских договоров, то в некоторых из них обнаруживается отсутствие положений об обязательном предъявлении претензий.
Как верно указывалось в научной литературе, закрепление в Кодексе абонентского договора имеет исключительно важное значение, прежде всего для регулирования договорных отношений с участием потребителя [Санникова, 2016 с. 219]. Кроме того, в Информации Роспотребнадзора от 05.05.2015 «О вступающих в силу 1 июня 2015 года изменениях в Гражданский кодекс Российской Федерации» указывалось, что к числу других изменений, внесенных в ГК РФ Законом № 42-ФЗ, имеющих непосредственное отношение к правовому регулированию отношений с участием потребителей, относится его дополнение новой статьей 429.4, определяющей содержание и правовой смысл договора с исполнением по требованию (абонентского договора), получившего широкое распространение в сфере предоставления различных видов услуг. Таким образом, если абонентом является физическое лицо, которое имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары, работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то кроме норм ГК РФ об абонентском договоре применяются и нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей».
По нашему мнению, абонентский договор является публичным договором, поскольку, во-первых, исполнитель осуществляет предпринимательскую или иную деятельность приносящую доход, во-вторых, устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Таким образом, цена товаров, работ или услуг (абонентская плата) должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия абонентского договора, как публичного, не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Данные нормы, тем не менее, не исключают возможности предложения со стороны исполнителей нескольких видов тарифов, которые выбирают потребители услуг.
Основы регулирования абонентского договора частично уже были заложены в нормах ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Было введено понятие абонент, которое приравнивалось к понятию пользователь услуг связи, с которым заключен договор. Абоненту при этом выделяется либо абонентский номер, либо уникальный код идентификации. Указывались в законе и другие условия заключения подобного рода договоров - у абонента должно быть специальное пользовательское оборудование, то есть технические средства для передачи или приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов. В других видах договоров - услуги связи предоставляются, как правило, в помещении оператора и обязательное условие при этом - использование его оборудования.
Необходимо отметить, что приняты нормативные правовые акты обязательные для сторон, при заключении публичных договоров, к ним, например, относятся Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32, Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342. Также важно подчеркнуть, что указанные акты были приняты еще до внесения в ГК РФ статьи об абонентском договоре, в связи с его широким распространением в практической деятельности.
Анализ ряда абонентских договоров показывает, что по общему правилу, условия, на которых заключаются абонентские договоры, включая плату и объем исполнения, определяются в стандартных проформах. Из этого следует, что такие соглашения чаще всего являются и договорами присоединения [Хохлов, 2015 с. 63]. В абонентском договоре, исполнитель определяет его условия в формулярах или иных стандартных формах и они могут быть приняты абонентом только путем присоединения к предложенному договору в целом. В связи с этим, важной представляется норма о том, что абонент вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает абонента прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для абонента условия, которые абонент, исходя из своих разумно понимае-
мых интересов, не принял бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий договора. По нашему мнению, исходя из ст. 428 ГК РФ, если абонентский договор лишает абонента прав, обычно предоставляемых по подобным договорам, а также исключает или ограничивает ответственность исполнителя, при его расторжении абонентская плата должна быть возвращена.
Нормы об абонентском договоре, также вызвали дискуссию по поводу сроков его действия. В научной литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, могут ли быть абонентские договоры бессрочными. Позиция некоторых авторов заключается в том, что по своему характеру данный договор не может быть бессрочным. В подтверждение такого мнения приводится ситуация с заключением договора с онлайн фитнес-школами, которые предлагают бессрочный вид абонемента [Кушнаренко, 2017 с.1]. Далее автор говорит о том, что онлайн фитнес-школа может закрыться, если не будет сотрудников, оказывающих консультации, записывающих примеры тренировок и т.д., делая вывод о том, что факт возможности прекращения деятельности исполнителя говорит о невозможности существования бессрочных абонентских договоров. На наш взгляд, автор здесь смешивает такие понятия как неисполнение, ненадлежащее исполнение и невозможность исполнения обязательств, почему-то связывая их со сроком договора. В приведенном автором примере речь идет о неисполнении или ненадлежащим исполнении абонентского договора. Кроме того, в этом примере не может идти речь о невозможности исполнения, поскольку законодатель четко установил, что невозможность исполнения всегда связана с обстоятельствами, появившимися уже после возникновения обязательства, а также невозможность исполнения всегда связана с такими обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. В приведенном выше примере работы онлайн фитнес-центра ни отсутствие работников, ни проблемы с записью и выкладыванием на сайте тренировок не будут квалифицироваться в качестве невозможности исполнения. А если и далее рассматривать эту категорию, то у исполнителя совершенно по различным причинам может действительно возникнуть невозможность исполнения обязательства, но независимо от срока договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, исполнитель будет нести гражданско-правовую ответственность на основании одностороннего расторжения договора независимо от его срока. Вопрос о возможности заключения бессрочных абонентских договоров ставился также Карапетовым А.Г., который считает, что в таком случае должна применяться по аналогии ст.610 ГК РФ о бессрочной аренде, дающая в этом случае каждой из сторон право на немотивированный отказ от договора. Справедливо точка зрения автора о том, что нет оснований для императивного ограничения срока абонентского договора, особенно, если речь идет о договоре между двумя коммерсантами. На наш взгляд, нет препятствий для заключения бессрочных абонентских договоров, очевидно, имеет значение в какой области такой договор заключается. Например, трудно себе представить заключение бессрочного абонентского договора физического лица с медицинским центром, оказывающим услуги по медицинскому обследованию пациентов по мере необходимости. Что касается совершенно другой сферы деятельности-оказанию телекоммуникационных услуг, практика показывает, что такие договоры, как правило, бессрочные.
Также интересным представляется вопрос об установлении в абонентском договоре условия о праве исполнителя приоста-
навливать исполнение своих обязательств до получения предоплаты от абонента (в сфере услуг телефонной связи, «Интернета» и других услуг). Следует согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что в этом случае исполнитель не вправе претендовать на получение оплаты за время приостановления [Бычков, 2014 с. 4]. Вместе с тем, в настоящее время широко применяются договоры, например, в области услуг телефонной мобильной связи, в которых исполнитель не приостанавливает оказание услуг даже при возникновении задолженности абонента, предлагая абоненту воспользоваться мобильной связью в пределах определенного лимита денежных средств, предоставляемого оператором мобильной связи. В некоторых договорах содержатся положения о том, что абонент вправе заявить о приостановлении оказании ему услуг, и если далее оказание этих услуг ему не понадобится, неизрасходованные денежные средства исполнителем возвращаются.
Что касается формы абонентского договора, то по общим правилам, связи с тем, что одной из сторон является юридическое лицо, договор должен быть заключен в простой письменной форме. Но следует обратить внимание на возрастающее количество договоров, заключаемых онлайн, что отвечает современному гражданскому обороту, в котором субъекты предпринимательской деятельности все больше переходят на электронный документооборот, заключая сделки в электронной форме. Тем более, это характерно для телекоммуникационных компаний и операторов мобильной связи. Некоторые компании используют комбинированную форму - основной договор, также изменения его условий со стороны абонента заключается в электронном виде, а, например, в случае замены стороны (абонента) в договоре необходимо заключить письменный договор на бумажном носителе при личном присутствии абонента. Закон содержит требования к письменной форме - документ должен выражать содержание сделки и обязательно должен быть подписан лицом либо непосредственно совершающим сделку, либо уполномоченным лицом. ГК РФ допускает при заключении договоров факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронной подписи, либо иного аналога собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, закон ставит знак равенства между собственноручной подписью, факсимильным воспроизведением подписи и электронной цифровой подписью. Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, исходя из современных реалий, статья 434 ГК РФ обрела более современное содержание. Кроме традиционных способов заключения договоров, а именно: путем составления одного документа, путем обмена письмами, телеграммами, телексами и иными документами, были добавлены электронные документы, которые передаются по каналам связи и позволяющие достоверно установить, что данный документ исходит от стороны договора. Вместе с тем, письменная форма договора будет считаться соблюденной, если лицо совершает действия по выполнению условий договора. В случаях, рассматриваемых нами ранее, телекоммуникационные компании размещают на своих сайтах договоры, правила оказания услуг, указывают способы регистрации абонента на сайте, а абоненты соглашаются (присоединяются) выполнять условия данного договора, например путем перечисления абонентской платы, то есть конклюдентными действия. Сам порядок заключения подобного рода договоров вызывает на практике множество вопросов, в частности, может ли считаться электронный адрес простой электронной подпи-
сью и при каких условиях? Безусловно, данные вопросы являются актуальными, требующими детального рассмотрения, но в данном случае выходящими за рамки настоящей статьи.
В научной литературе часто проводится сравнение абонентского договора с другими договорными конструкциями, например с рамочным договором (договором с открытыми условиями). На наш взгляд, квалификация этих договоров не вызывает споров в цивилистической науке. Рамочный договор определяет общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон на основании или во исполнение рамочного договора. Как справедливо было отмечено, природа рамочного договора и природа абонентского договора существенным образом различаются, рамочные договоры -неимущественные, а абонентские договоры - имущественные [Василевская, 2016 с. 32]. По замечанию А.Е. Кирпичева - разница между рамочным и абонентским договором состоит в следующем: в первом случае законодатель разделяет рамочный договор и каждый договор, заключаемый на его основании его сторонами, как юридически самостоятельные связи, а во втором случае все долгосрочные отношения сторон объединяются в один договор [Кирпичев, 2016 с. 7]. Что же касается практики применения этих двух договоров, иногда встречается их смешение. Так, например, широко распространен абонентский договор юридических услуг, согласно которому оказывается юридическое обслуживание: подготовка документов, консультации, ведение преддоговорных споров, налоговое консультирование, составление проектов договоров, представительство в суде, представительство в различных органах власти. Наш анализ таких абонентских договоров показывает, что их существует два вида. В первом случае абонент периодически вносит абонентскую плату за право обращения к исполнителю, при этом, в договоре указано, что плата производится независимо от фактического объема услуг исполнителя (даже если абонент в данный период за услугами не обратился). Во втором виде договоров, договор заключается на определенный срок, в рамках которого, абонент обращается к исполнителю с заявками. По результатам оказания каждой услуги, составляется отчет, а также акт принятия. В случае необходимости, по заявлению абонента, исполнитель устраняет недостатки и, соответственно, согласно каждой заявке и акту, производится оплата за фактическое оказание услуги. И хотя такой договор также называется абонентским, по всем приведенным признакам, по нашему мнению, он является рамочным. Также можно привести пример договора оказания консалтинговых услуг. Кроме консультационных услуг, исполнитель по договору берет на себя обязанность организации обучения, семинаров, тренингов. По рассматриваемому договору, заказчик (называемый абонентом) в каждом конкретном случае делает заявки и описывает необходимую услугу. Также необходимо обратить внимание на форму вознаграждения (она даже не называется абонентской платой), которая представляет собой твердую сумму платежей, а также компенсацию расходов, в случае увеличения объема заказа, и возможность дальнейшего перерасчета оплаты. В договоре также предусмотрена возможность исполнителя заключать договоры с третьими лицами, по которым ответственным остается исполнитель. Такого рода договоры следует также относить не к абонентским договорам, а к рамочным.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,06%.
Список литературы:
1. Степанов С.Н. Предварительный договор и новые виды договорных конструкций в ГК РФ // Руководитель бюджетной организации. 2015. № 9. С. 23-28.
2. Цокур Е.Ф., Швырев Г.С. Договор с исполнением по требованию (абонентский договор): отдельные аспекты гражданско-правового регулирования // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 4 (61). - С. 2.
3. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 2. 528 с.
4. Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.Ю. Василевской. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 192 с.
5. Бычков А.И. Индустрия гостеприимства в России. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 420 с.
6. Карапетов А.Г. Новые договорные конструкции в ГК РФ: абонентский договор и опционы. Научный круглый стол юридического института «М-Логос» по теме: «Новые договорные конструкции согласно редакции ГК РФ, вступающей в силу с 1 июня 2015». 6 с.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу III «Общая часть обязательного права» / А.В. Барков, А.В. Габов, М.Н. Илюшина и др.; под ред. Л.В. Санниковой. М.: Статут, 2016. 622 с.
8. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: учебное пособие. М.: Статут, 2015. - С. 63.
9. Кушнаренко Д. Абонентский договор: особенности и проблематика // Zakon.ru.
10. Бычков А.И. Встречное исполнение обязательств//ЭЖ-Юрист. 2014. № 47. - С.4.
11. Кирпичев А.Е. Неклассические теории договора (договор-обещание, дискретные, реляционные и сетевые договоры) в контексте новой редакции ГК России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 2. С. 51 - 58.
12. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. - С.100.
13. Тихенко Т.Ю. Договор об организации перевозок и рамочный договор: соотношение понятий // Власть Закона. 2015. № 4. - С. 204.
14. Ситдикова Л.Б. Специальные договорные конструкции, применяемые субъектами гражданских правоотношений, применительно к отдельным видам договоров. // Бизнес в законе. 2016. № 5. - С.196-199.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная работа написана на актуальную тему в связи с тем, что Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» была внесена новая статья 429.4 «Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)». Автор указывает на то обстоятельство, что данный договор широко применялся между различными субъектами гражданского права и ранее в таких сферах как консультационные услуги, услуги кабельного телевидения и связи, медицинские услуги, услуги, оказываемые в области физической культуры и спорта. Построение абонентского договора, как и ряда других договоров, представляет собой общие признаки, являющиеся обязательными для конкретных видов договоров.
В работе исследуются нормы, посвященные абонентскому договору, как самостоятельной договорной конструкции, проводится сравнительный анализ абонентского договора с иными договорами.
Автор также останавливается на вопросах, связанных с особенностью внесения абонентской платы, комментируя различные точки зрения, существующие в научной литературе относительно правовой природы абонентской платы, возможности возврата абоненту денежных платежей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом своих обязательств по договору.
На наш взгляд, справедливым является тезис автора о необходимости применения норм Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей» к таким договорам, в которых абонентом является физическое лицо.
В статье рассматриваются различные точки зрения, существующие в научной литературе, относительно правовой природы абонентского договора.
В работе также отражены позиции ряда авторов, относительно соотношения абонентского договора, рамочного договора, публичного и договора присоединения.
Статья написана на высоком профессиональном уровне и может быть использована при изучении гражданского права.
Данная статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент:
канд. юрид. наук, доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «РХТУ им. Д.И. Менделеева»
И.В. Новоженина