Научная статья на тему 'АБИТУРИЕНТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) - 2009. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

АБИТУРИЕНТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) - 2009. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО АБИТУРИЕНТА / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ВУЗА / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быданов Виктор Евгеньевич, Кутыкова Ирина Валентиновна

Представлен философско-социологический анализ «портрета» абитуриента новейшего периода модернизации России и начального этапа реформирования высшей школы. Полученные результаты предпринятого исследования отражают основные тенденции мотивации выбора вуза абитуриентами и их ожиданий, проблемы преемственности и прерывности школьного и вузовского образования, особенности современной социализации и становления мировоззрения личности, профориентационной деятельности школьной поры. Содержатся практические рекомендации для эффективного осуществления учебно-методической и организационной деятельности вуза, преимущественно, на стадии работы с абитуриентами в условиях реформирования высшего образования и в системе «новации-традиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быданов Виктор Евгеньевич, Кутыкова Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АБИТУРИЕНТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) - 2009. ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 316.344.3+101.1:316+371.212:374.3

В.Е.Быданов1,. И.В.Кутыкова2

В настоящее время сфера образования в Российской Федерации, деятельность которой генерирует основу и направляющий вектор качественных изменений человеческого потенциала, стала органической частью народохозяйственной системы и определяющим фактором в стратегии социально-экономического и цивилизационного развития страны. [1, с. 9-11]

Картина будущего сферы образования, которую можно себе представить сегодня, может быть развитием тех явлений (как положительных, так и отрицательных), которые уже существуют. Глубинным основанием, определяющим современную и будущую значимость сферы образования, является смена экономических парадигм, которая в лидирующих странах мира завершается на текущей стадии их исторического развития. Обострение глобальных экономических проблем в конце первого десятилетия XXI века может стать сигналом к всеобщему пересмотру народнохозяйственных приоритетов в пользу усилий по развитию человеческого потенциала. Этот поворот может оказаться не менее масштабным, чем переход от индустриальной к постиндустриальной стадии цивилизационного развития [2].

Разработка проблем развития сферы образования в России должна ориентироваться на системные рамки антропоцентричной парадигмы совре-

АБИТУРИЕНТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) - 2009.

ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Представлен философско-социологический анализ «портрета» абитуриента новейшего периода модернизации России и начального этапа реформирования высшей школы. Полученные результаты предпринятого исследования отражают основные тенденции мотивации выбора вуза абитуриентами и их ожиданий, проблемы преемственности и прерывности школьного и вузовского образования, особенности современной социализации и становления мировоззрения личности, профориентационной деятельности школьной поры. Содержатся практические рекомендации для эффективного осуществления учебно-методической и организационной деятельности вуза, преимущественно, на стадии работы с абитуриентами в условиях реформирования высшего образования и в системе «новации-традиции».

Ключевые слова: мировоззрение современного абитуриента, мотивация выбора вуза, единый государственный экзамен, преемственность в системе образования.

менного социально-экономического развития в разных ее аспектах: от традиционного экономического до цивилизационного. Суть этой парадигмы развития состоит в том, что исходной и конечной инстанцией общественного богатства и прогресса является накапливаемый поколениями уровень общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, цивилизационного самоопределения. Экономические функции системы образования являются осуществлением базовой части инвестиций в духовное богатство страны, в развитие качественных характеристик человеческого потенциала. В этом плане она представляет собой неотъемлемую и стратегически лидирующую часть народохозяйственного воспроизводственного процесса в стране. [3]

Для самого образовательного процесса это означает сигнал о необходимости наиболее совершенных методов стимулирования собственной деятельности учащихся/студентов по индивидуальному формированию у них активных свойств личности, т.е. разумных и развитых материальных и духовных потребностей и норм поведения, с одной стороны, осознанию и развитию собственных дифференцированных способностей, с другой. Необходимо исследовать базовые свойства человека, в первую очередь его потребности. Это позволяет выделить ключевые точки воздействия образовательной сферы на

1 Быданов Виктор Евгеньевич, канд. филос. наук, доцент каф. философии, е-

2 Кутыкова Ирина Валентиновна, канд. филос. наук, доцент каф. философии

шэН: [email protected] , е-ш^!: [email protected]

Дата поступления - 29 октября 2010 года

формирование личности учащихся и тем самым может служить инструментом повышения результативности образовательных процессов. С другой стороны, данное фундаментальное направление исследования человека, как источника инновационного развития, дает системное представление о путях и возможностях повышения эффективности социально-экономического развития страны.

Образование - процесс, в котором создаются самостоятельные общественные блага, равнозначные производству продукции и материальных услуг. С этой точки зрения результатом образования является разница всего спектра личных качеств учащегося/студента в социальном, профессиональном, нравственном и других возможных измерениях на входе в систему и на выходе из нее. Критерием социально-экономической результативности сферы образования на практике выступает ее социальная востребованность, т.е. соответствие потребностям секторов экономики, человеческим притязаниям, роли в развитии инновационного потенциала страны. Величина ущерба от низкого образовательного и культурного уровня населения, от примитивизма сознания в целом до непрофессионализма, моральной и гражданской неполноценности в частности на всех уровнях и во всех аспектах экономической и общественной жизни страны представляется безгранично масштабной. [1, с. 26-27; 4, с. 8-9.]

Многофакторные социально-экономические изменения в стране, в последние годы, охватывают все области жизни общества, интересы, ценности и потребности каждого человека, наконец, систему среднего и высшего специального образования, пребывающих ныне в состоянии противоречивых реформ. В условиях социально-экономического и демографического кризиса в Российской Федерации возрастает конкуренция среди высших образовательных учреждений и в том числе борьба за привлечение ими абитуриентов, повышение качества довузовской подготовки, осуществление профориентации, модернизации учебного процесса и подготовки профессиональных, конкурентоспособных специалистов, востребованных рынком и работодателями. При этом вуз выполняет не только функцию высшей профессиональной подготовки, но и важную культурную и социализирующую, адаптивно-воспитательную функцию для молодежи. [5]

Насколько все эти задачи выполнимы и выполняются сегодня, чем руководствуется абитуриент, выбирая конкретный вуз, в чем вуз может помочь студентам в жизни, какие им предлагаются и какие открываются перед ними возможности и перспективы, что необходимо для успешной учебы, как организован учебный процесс и насколько он отвечает потребностям времени и ожиданиям молодежи, в чем недостатки и особенности вузовского учебного процесса, - ответы на эти, и другие актуальные вопросы являются теоретической основой сохранения самостоятельности и эффективного функционирования вуза в современной российской действительности. Его эмпирическую часть составляет диагностика состояния сознания молодежи, в частности студенческой молодежи, от абитуриента и студента до выпускника и специалиста, с целью выявления возможностей и перспектив модернизации учебного процесса в вузе, комплектования состава его абитуриентов. [4, с. 179-183]

Объект предпринятого первого эмпирического исследования (анкетирования) на тему «Социально-философский портрет абитуриента СПбГТИ(ТУ) - 2009. Мотивация выбора вуза» составляет абитуриент СПбГТИ(ТУ) и процесс его

профориентации; предмет - информированность и представления абитуриентов-2009 о СПбГТИ(ТУ), мотивация выбора вуза, уровень и качество профориентации школьной поры, субъективная оценка качества школьной подготовки абитуриента, направления работы вуза с потенциальными абитуриентами. В соответствии с целью предпринятого исследования были определены следующие задачи:

1. Создание теоретического «портрета» абитуриента СПбГТИ(ТУ) 2009 года. Выявление представлений, ожиданий и планов абитуриентов как потенциальных студентов СПбГТИ(ТУ), с целью определения динамики их изменений в ходе обучения в вузе.

2. Выявление субъективной оценки уровня подготовленности и компетентности абитуриента для обучения в вузе, владения им навыками самостоятельной учебной работы.

3. Выявление оценки информированности о вузе в различных источниках информации.

4. Выявление мотивов предпочтений и выбора вуза абитуриентами.

5. Выявление научных интересов.

6. Выявление оценки абитуриентом системы ЕГЭ.

7. Определение способов помощи абитуриенту в процессе подготовки к поступлению в вуз.

8. Демографический и региональный состав абитуриентов.

9. Участие в олимпиадах и их необходимость для школьников.

10. Оптимизация условий адаптации первокурсников к вузовской жизни.

11. Рекомендации для приемной комиссии, подготовительных курсов и деканатов в работе с абитуриентами и студентами в контексте выработки научно обоснованных решений по организации и модернизации учебного процесса.

Региональный, мировоззренческим и культурно-исторический аспекты

Год молодежи, которым был объявлен 2009 год, отмечен пристальным вниманием к молодежи как активной социальной группе, с ее особенностями, проблемами, жизненными смыслами и социально-историческими значениями. Текущий учебный год уже вошел в историю России как год практической реализации реформы высшей школы начала XXI века. Проблемы современной молодежи и государственные преобразования ее бытия в контексте глобально-локального исторического развития как две центростремительные силы вызвали мощный гносеологический и мировоззренческий эффект. В числе множества тем для исследования - теоретический «портрет» абитуриента - 2009. Актуальность данной темы сопряжена с вопросами аксиологического и историософского содержания. Во-первых, абитуриенты-2009 - представители постсоветского поколения (1991, 1992 гг. рождения), первого поколения, детство и юность которого прошли в условиях периода несформировавшихся ценностей новой России, во-вторых, в условиях фундаментальных исторических перемен, сопряженных с трансформациями межпоколенных отношений, основанных на принципе преемственности, а также процесс социализации и адаптации молодежи приобретают характер проблемный. Вместе с тем, как показывают результаты опроса представителей среднего класса в России, первыми среди самых главных направлений в воспитании детей в современных условиях являются: хорошее образование (75%), развитие умст-

венных способностей (34%), организованность, самодисциплина, трудолюбие (33%). [6, с. 305]

В период компании «поступления в вуз» и в связи с предпринятым философско-социологическим исследованием указанной темы было проведено анкетирование абитуриентов СПбГТИ(ТУ). На вопросы анкеты ответили 1,6 тыс. респондентов из более, чем 4тыс. абитуриентов СПбГТИ(ТУ), подавших заявления. Вопросы, предложенные вниманию респондентов, объединены в несколько смысловых блоков, позволяющих подвергнуть анализу ценности, интересы, потребности, состояние культурной идентичности и исторического сознания, особенности социализации представителей молодого поколения начала 90-х гг. XX в., наконец, обратиться к актуальному вопросу о проблемах, задачах, перспективах и направлениях развития российской высшей школы, в частности СПбГТИ(тУ), в современный пореформенный период.

Абитуриент СПбГТИ(ТУ) - 2009 года - это, преимущественно, выпускник среднего учебного заведения, главным образом - общеобразовательной школы обычного типа (63,6%), а также школы с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин и иностранного языка (19,8%), гимназии (9,2%), лицея (7,3%) из Санкт-Петербурга (53,7%), из многочисленных регионов России (46,3%), среди которых Северо-Западный регион (65,1%), Центральная Россия (19%), Черноземье России (7%), Западная и Восточная Сибирь (7%), Дальний Восток (1,2%), из стран СНГ (1,7%) - Беларуси, Молдовы, Армении, Узбекистана, Казахстана; женского (60,5%) и мужского (39,5%) пола; в возрасте «17-18 лет» (71,1%), «18-19 лет» (8,8%), «19-20 лет» (1,8%), «16 лет» (11,4%), поступающий в вуз в подавляющем большинстве впервые (98,4%). (См. приложения 1-4)

Представленные данные показывают, что абитуриент/студент-первокурсник - девушки и юноши со становящимися мировоззренческими, гражданскими, морально-нравственными принципами. В связи с этим возрастает роль вуза как института социализации, корректирующего деформации первичной социализации. Отсюда в современном вузе все более актуальной становится задача выработки у студентов гражданской и патриотической позиции, формирования способности к социальной мобильности и адаптации в обществе.

Для абитуриента СПбГТИ(ТУ)-2009 года наиболее значимым источником информации о избранном вузе явился традиционный для многих поколений абитуриентов советского времени справочник для поступающих в вузы (38,8%); «слово» друзей и знакомых (23%), добрый совет родителей (17,8%) обладают по-прежнему достаточно высокой степенью доверия, на долю Интернета приходится 11% голосов в пользу источника, позволившего получить информацию о СПбГТИ(ТУ). Признавая роль СМИ в информированности поступающих, представители информационной цивилизации предпочли получить сведения о вузе одновременно из нескольких информационных источников, при этом наиболее значимыми рассматривались: совет родителей, рекомендации друзей и знакомых; СМИ, а «печатное слово», или справочник для поступающих - обязательно. Будущие абитуриенты Санкт-Петербурга из многочисленных регионов России, стран СНГ узнают о вузе, преимущественно, из справочника для поступающих, иногда из Интернета. Примечательно, что СМИ не оказывается в числе источников информации, к которым есть безоговорочное доверие абитуриентов в таком жизненно-важном вопросе, как

выбор профессионального пути. В вопросе о наилучшем способе информирования абитуриентов о вузе на долю Интернета пришлось 28,2% голосов. (См. приложения 5-7)

Обращает на себя внимание согласие подавляющего большинства респондентов (87,4%) с тезисом о том, что при подготовке реферата (33%), доклада (32,3%), сообщения с места (24,4%), выступления на конференции (10,3%) необходимо привлекать дополнительную литературу по теме, информацию (в печатной и электронной формах), а также требуется самостоятельная ее обработка и владение основами ораторского мастерства, нельзя довольствоваться только чтением текста, на основании данных, полученных из Интернет-ресурсов, без их анализа, систематизации и дополнения, без особого внимания к представлению избранной темы аудитории слушателей и участников учебного процесса (такой подход приемлют 12,6% респондентов). (См. приложение 18)

Реклама, как наилучший способ информирования абитуриентов, рассматривается лишь 6,6% респондентов. Информированность по принципу «из первых уст» (информация о вузе получена от друзей, знакомых, родителей, учителя) и «лучше один раз увидеть» (проведение в школах встреч с представителями вуза, преподавателями, студентами; посещение вуза в дни открытых дверей; организация школьных экскурсий в вуз - наилучшие способы информирования о вузе) предпочтительнее соответственно для 46% и 47,6% респондентов. Статус СПбГТИ(ТУ) в индивидуальном и общественном сознании по-прежнему высок (!), что сообщает о престиже вуза и заслуживает внимания в процессе организации учебно-воспитательной работы со студентами. Примечательно, что данный аспект становится ведущим, как показывают, в том числе исследования вопроса мотивации поступающих в вуз и динамики влияния источников информации на выбор абитуриентов вузов при производстве. Так, в работе круглого стола по проблемам мотивации на «IV Ковалевских чтениях» представители социологической службы КАМАЗа сообщили об одном из направлений своей деятельности, о работе по профориентации выпускников школ и учебных заведений города, а в дискуссионной части заседания познакомили с результатами сравнительного анализа опроса студентов машиностроительного образовательного кластера «КАМАЗ-КГТУ» (КАИ) двух наборов 2008 и 2009 года. Влиятельным фактором для абитуриентов КГТУ-2009 оказался фактор престижа вуза (7% - 2008г.; 45% - 2009г.). Основными источниками информации о вузе явились работники КАМАЗа и представители КАМАЗа /КГТУ (24% -2008г., 26% - 2009г.); Интернет (2% - 2008г., 14% - 2009г.); влияние семьи (18% - 2008г., 26% -2009г.). Новый источник информации в 2009 г. -студенты МОК. У школьников, доверяющих студентам вуза как первоисточнику, он занял второе место в иерархии источников информации о вузе (13%). [7 с. 21-22]

Наилучший способ получения информации о СПбГТИ(ТУ), согласно точке зрения респондентов, объединяет в себе Интернет-сайт университета (28,2%) и проведение в школах встреч с представителями вуза, преподавателями, выпускниками школ, являющихся студентами вуза (27,3%), кроме того, посещение вуза в дни открытых дверей (11,1%) и организация школьных экскурсий в вуз (9,2%). Обращают на себя внимание два факта: 1) личность учителя, его профессиональные ориентиры, воспитание «через предмет», в феноменальном

аспекте, не столь значимы для старшеклассников (5,2%) и вместе с тем, в сущностном, экзистенциальном аспекте, очень влиятельны и ценны при наличии глубокого уважения к учителю и межличностного диалога «учитель-ученик» доверительного типа, признания респондента в том, что, «у нас сильный преподавательский состав лицея», например; 2) занятия по профориентации очень редки и посредственны (в числе нескольких способов получения информации о вузе они знакомы 2,5% респондентов). На долю СМИ, в частности радио, телевидения, газет и журналов, как наилучшего способа информирования абитуриентов, приходится в целом 14,6% голосов респондентов. Является ли информация о СПбГТИ(ТУ) достаточной? Согласно абитуриентам, информация: а) «вполне достаточна» (35%), б) «да», т.е. достаточна (30,5%), в) «недостаточна» (24,8%); 9,8% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Недостаточность информации о вузе в первую очередь отмечают абитуриенты из других регионов Российской Федерации. Итак, в качестве наиболее эффективного способа информирования абитуриентов о вузе является непосредственная работа с потенциальными абитуриентами в школе посредством активного человеческого общения, несмотря на столь же активное присутствие Интернета в жизни «поколения next».

Принятое решение поступать в СПбГТИ(ТУ) обусловлено возможностью получить: а)избранную профессию (55,9%), что указывает на наличие профессиональной мотивации респондентов; б)фундаментальное и универсальное образование (16,2%) - гуманистическая мотивация; в) иметь перспективы в условиях рынка по избранной специальности (11,1%) - социально-прагматическая мотивация. Приоритетное значение в контексте принятия решения о поступлении в вуз имеет семья и ближайшее окружение с личностным, экзистенциальным посылом, обращенным к сознанию «взрослеющего ума», по словам А.С.Пушкина. Потребно доверие к человеку, имевшему непосредственное отношение к будущей alma mater, который «из первых уст» поведает и о «социально-нравственной, гражданской позиции вуза» (1,2%), и о его «историко-культурных традициях» (1,8%), «разнообразии культурной и спортивной жизни» (2,2%), и окажет содействие «продолжению семейной династии» (2,3%). Для 3,6% абитуриентов было важно «наличие научных школ и перспективность научных направлений»; для равного количества респондентов (3,5%) оказался близок ответ «я мало, что знаю о вузе»; 2,3% поступающих обращали внимание на «наличие общежития». (См. приложение 9)

Что ожидают абитуриенты от обучения в СПбГТИ(ТУ)? Какими они хотят себя видеть? Во-первых, респонденты ориентированы на достижение «жизненного успеха» в связи с получением образования, открывающего широкие возможности (41,1%), во-вторых, на «решение задач и проблем данных областей науки и отраслей промышленности» (25,2%), при этом подавляющее большинство абитуриентов (79,6%) интересуются проблемами науки, несмотря на то, что в школьный период обучения большинству из них (55%) не довелось стать участником Олимпиады по какому-либо профильному для вуза предмету, в-третьих, на духовное совершенствование, или «быть образованным и воспитанным человеком (15,2%). (См. приложение 8, 10-11)

На достижение жизненного успеха (ценность культуры западного типа) уповают петербургские абитуриенты, на желание решать задачи и пробле-

мы областей науки и производства, сообразных профилю вуза, на занятие наукой (традиционные ценности) - из многочисленных регионов России, а вот духовная потребность «быть образованным и воспитанным человеком» - универсальна и данный ценностный ориентир абитуриентов СПбГТИ(ТУ)-2009 согласуется с главной задачей высшей школы пореформенного периода - гуманистическому образованию и воспитанию, что в целом соответствует фундаментальным духовным потребностям и чаяниям в условиях нынешней модернизации России (в том числе см. далее вопрос об особенностях формирования мировоззрения и проблемах социализации личности). Об этом говорят и сами респонденты, сетуя на то, что система тестирования не способствует развитию творческого и научного мышления человека, раскрытию его личностного потенциала. В связи с этим особенно возрастает роль и значение дисциплин гуманитарного блока знаний, функционально и непосредственно подчиненных реализации этой задачи, а также удовлетворению ожиданий и надежд абитуриентов и студентов; значение гуманистически ориентированного профессионального обучения. Значение роли вуза в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи отмечают и сами студенты, независимо от профиля вуза [8 с. 30-34, 56-59]. Учитывая эффект «раздвоения личности», выявленный в ходе исследования студенческой молодежи, и связанный с тем, что в студенческом сознании имеет место желание следовать высоким нравственным принципам и нормам, а в реальной действительности - следование «действующим требованиям» предприимчивости, обмана, нечестности и т.п. [9 с. 55.].

В ожиданиях абитуриентов есть как место пониманию того, что «моя самореализация возможна лишь в рамках будущей избранной профессии» (13,9%), так и решению о поступлении в вуз, самоожиданию на исходе обучения, обусловленным тем, что «сейчас принято иметь высшее образование» (3%) или тем, что «так захотели родители» (0,8%), чтобы «не идти в армию» (0,8%); «за компанию с друзьями и подругами» (0,2%), наконец, «мне все равно, где учиться» (0,2%). Принимая во внимание представленные предпочтения и ценностные ориентации абитуриентов, в процессе последующего обучения студентов в вузе следует: а) всемерно поддерживать и развивать имеющийся интерес к науке, б) признать реалии современной реформирующейся школы и явление «случайного студента» в вузе, а также проблемное состояние формирования мировоззрения личности на пороге вторичной социализации.

Формирование мировоззрения в процессе социализации личности абитуриента-2009 затруднено вследствие произошедшего социально-

исторического раскола и его отражения в сознании субъекта истории. Самооценка знаний отечественной истории оказалась весьма невысокой: а) «знаю историю посредственно и испытываю фрагментарный интерес» (61,6%); б) «знаю достаточно хорошо и интересуюсь историей» (33%); в) «знаю плохо и не интересуюсь» (5,1%). Жизнь современного общества, его политическая и экономическая жизнь, в целом не безразлична для респондентов и они испытывают к ней интерес, как всегда (52,4%), так и периодически (40,7%). Не интересна жизнь соответствующих сфер общественной жизни для 6% респондентов. Культура общества привлекательна и заслуживает большого интереса и внимания для 42% абитуриентов, интересна, но не всегда - для 37,2%. (См. приложения 12-14)

Данное соотношение указывает на политико-экономическую доминанту сознания абитуриентов, его утилитарные и прагматические жизненные ориентиры, кроме того, на наличие чувства незащищенности перед современными социальными процессами. При этом сознание абитуриентов содержит желания, связанные с тем, чтобы «уделять больше внимания собственному приобщению к культуре общества (10,4%), а 5,7% респондентов указали самостоятельно на свои интересы в области культуры, ограниченные одной сферой, в частности музыкой, спортом, кино; не интересующимися остались 4,7% респондентов.

Наиболее заметными тенденциями молодежного сознания в условиях глобализации, или «системного мегакризиса», по определению исследователей данного явления и проблемы, и социально-экономического, духовно-нравственного кризиса в России является прагматический и космополитический мировоззренческий выбор. Имеет место сложная тенденция - тенденция распада связи времен и поколений. Идейно-политическое самоопределение молодежи получило в науке определение «идеологический романтизм». [6, с. 418]

В связи с этим ряд гуманитарных и социогу-манитарных дисциплин, особенно, история, философия, русский язык нуждаются сегодня в пересмотре учебных программ в контексте увеличения учебных часов и расширения методик преподавания, изучения и понимания содержания дисциплин, имеющих первейшее значение для становления личности, ее мировоззрения и патриотического воспитания. Совокупность тенденций отражает проблему отчуждения «абитуриента СПбГТИ(ТУ)-2009» от культурных традиций (выражается это и в допущенных грубых грамматических и стилистических ошибках в ответах на вопросы открытого типа), от исторического опыта страны и обнаруживает наличие таких состояний, как растерянность, ориентация на краткосрочные жизненные цели и смыслы, на прагматический характер достижения успешности и, главное - неявленную и первостепенную по значимости духовную потребность благополучного гуманистического становления личности, профессионала, в выработке самосознания его необходимости для общества и определенности.

Единый государственный экзамен как критерий довузовской подготовки (взгляд абитуриента)

Одной из наиболее заметных реформ в сфере образования последнего десятилетия стало введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), вызвавшего общественный резонанс и затронувшего все аспекты деятельности высшей школы: дидактические, экономические и психологические. Для анализа и прогнозирования социальных последствий введения ЕГЭ, его совершенствования важно изучение всех уровней и форм образовательного процесса, его субъектов, в частности психологии и философии современной молодежи, потенциальных абитуриентов. [10, с. 66-68]

Как показали результаты предпринятого исследования, у абитуриентов-2009 еще не сформировалось единого мнения по вопросу о том, кто должен сдавать ЕГЭ, является ли он адекватной формой проверки школьных знаний, соответствует ли требованиям школьной программы. (См. приложения 19; 19.1; 19.2; 19.3; 22; 22.1).

Так, 31,1% респондентов указали, что ЕГЭ есть адекватная форма оценки знания, а большинство указывает на то, что форму сдачи выпускного и

вступительного экзамена каждый должен выбрать самостоятельно. (См. приложение 19)

Основными трудностями, возникающими у выпускников при сдаче ЕГЭ, по мнению абитуриентов, являются следующие: материалы ЕГЭ не соответствуют школьной программе - 32%; нет реальной оценки знаний, не учитываются индивидуальные качества человека - 25%; некорректно сформулированы вопросы - 17%; ЕГЭ - это лотерея, «угадайка» - 16%. (См. приложение 20)

На основании приведенных данных и ряда экспертных оценок специалистов в области образования, следует отметить, что при дальнейшем реформировании современной российской школы необходимо учитывать, в том числе как духовную потребность абитуриентов и студенческой молодежи, развитие навыков самостоятельного, ассоциативного, творческого мышления, анализа, абстрагирования и других видов интеллектуальной деятельности. [11]

Заслуживает особого внимания вопрос образовательной преемственности. Основная подготовка к поступлению в высшую школу должна осуществляться на уровне школьного образования, преимущественно, старших классов. Однако в этой связи показателен ответ на вопрос: «Считаете ли вы, что обучение в школе обеспечивает достаточный уровень подготовки для поступления в вуз?». Из числа опрошенных абитуриентов 15,2% ответили «нет», а 32,8% подчеркнули необходимость дополнительных занятий. (См. приложение 15) Наиболее распространенной формой учебной деятельности в школе, по признанию абитуриентов, является реферат. Самооценка же умения его подготовить весьма высока: «хорошо» - 68,2%, «отлично» - 25,4%. (См. приложение 16-17)

Для большинства абитуриентов мероприятиями, помогающими выпускникам более успешно сдать ЕГЭ, являются следующие: подготовительные курсы - 32,8%, увеличение тестовых заданий в школе - 22,7%; пробный экзамен - 21%; наличие хороших учебников и учебных пособий - 9,1%. (См. приложение 23)

Основными достоинствами ЕГЭ, по мнению абитуриентов, является как отсутствие повторных экзаменов в вуз - 55%, так и возможность поступать сразу в несколько вузов - 25%, кроме того, можно просто угадать ответы - 18%. (См. приложение 21)

Динамика внедрения, освоения ЕГЭ в системе современного российского образования требует дальнейшего мониторинга, что очевидно, но уже сегодня можно сделать некоторые выводы: 1. Положительные последствия единого государственного экзамена:

- большая доступность высшего образования школьников из разных регионов вследствие объективной оценки знаний;

- снижение учебной нагрузки на выпускников (один экзамен, вместо двух);

- резкое снижение коррупции при поступлении в вуз;

- выявление недостатков школьного образования, для дальнейшего их преодоления;

- ограничение применения ЕГЭ по различным предметам.

2. Отрицательные последствия ЕГЭ, ставшие предметом широкого обсуждения общественности и, согласно результатам предпринятого исследования, собственно, абитуриентов:

- снижение доступности высшего образования по причине невозможности пересдачи экзаменов;

- возникновение коррупции в школах и пунктах сдачи ЕГЭ;

- усиление психологической нагрузки в связи с особенностями ЕГЭ;

- снижение объективности оценки знаний в соответствии с особенностями тестовых заданий;

- низкая степень защиты, возможность несанкционированного доступа в компьютерные сети, обслуживающие ЕГЭ;

- снижение качества образования и уровня личностного становления молодежи, относящейся, в первую очередь, к национальной культуре и российской истории.

В дальнейшем осуществлении реформирования российской школы следует: исключить поспешность в организационном, методологическом и социально-психологическом аспектах; обратить внимание на дидактическую и содержательную разработку качества тестовых материалов, как контрольно-измерительных материалов; усовершенствовать систему подготовки школьников к ЕГЭ с сохранением всего содержания общего среднего образования; целесообразно рассмотреть вопрос правомочности выбора выпускниками, абитуриентами форм итоговой аттестации и вступительных экзаменов в вузы и, соответственно, наделения вузов полномочиями применимости различных форм проверки знаний; предпринимать социологический мониторинг социальных и образовательных на всех этапах реформирования с целью совершенствования результатов. [10, с. 192-207]

Практические рекомендации, основанные на результатах предпринятого исследования:

1. Введение должности проректора либо помощника ректора, заместителя отделения или декана по стратегическому планированию развития вуза.

2. Разработка долгосрочного и среднесрочного плана развития вуза с учетом динамики социально-экономического развития РФ и усиливающейся конкуренции вузов.

3. Проведение конференции о перспективах развития вуза и организации учебного процесса в новых социально-экономических и культурных условиях.

4. Необходимы:

а) исчерпывающий очерк(-и) об университете в справочниках о поступающих в вуз, в сборниках типа «вузы России» или «наука современной России (Северо-Западный регион)»;

б) популяризация вуза в учебной и методической литературе для абитуриентов и школьников, включающая исторические справки об исследованиях, открытиях и достижениях вуза, в том числе современных.

5. В связи с наличием недостаточно исчерпывающей информации о вузе в регионах России, а также потребностью абитуриентов в общении «человек-человек» следует усилить работу со средними учебными заведениями Северо-Западного и других регионов России.

6. Важно, необходимое и эффективное налаживание связей со школами, гимназиями, лицеями Санкт-Петербурга и других регионов России. Необходимо осуществление комплексных мероприятий по информированию потенциального абитуриента СпбГТИ(ТУ): Интернет (периодическое обновление сайта, проведение виртуальных встреч с вузом в системе on-lain, виртуальных экскурсий); традиционные

дни открытых дверей, реклама, радио, телевидение, газеты и журналы, но большее внимание должно уделить организации школьных встреч с представителями вуза, преподавателями, студентами, например, окончивших петербургские школы, соответственно, на базе школы ее выпускника; приглашению школ к сотрудничеству посредством расширения профессионального ориентирования, курирования, посещения школьниками вуза с экскурсиями. В связи с последним, следует активизировать имеющуюся практику проведения экскурсий для школьников в музей университета, а также разработать, прежде всего, силами деканатов и отделений соответствующие экскурсионные «маршруты», ознакомительные циклы встреч, проводить мероприятия, обеспечивающие преемственность школы-вуза в подготовке к обучению в СПбГТИ(ТУ), например, «юный химик». Следует обратить пристальное внимание на региональный аспект деятельности вуза на стадии выбора абитуриентом будущей alma mater (!). Основной ориентир - подготовка кадров и воспитание молодежи из многочисленных регионов России, прежде всего, СевероЗападного региона. Абитуриенты из регионов России нацелены на получение образования, следовательно, потенциально на успешную учебу, т.к. ориентированы на решение задач и проблем областей науки и отраслей производства, соответствующих профилю вуза, желание быть образованным и воспитанным человеком, для которого годы обучения в СПбГТИ(ТУ) станут самыми лучшими, счастливыми (в основном для абитуриентов-жен.), важными, запоминающимися, интересными (в основном для абитуриентов-муж.) .

7. Значимыми информационными источниками, а главное, пользующимися доверием, кроме лидирующего «печатного слова» (справочника для поступающих), для абитуриентов СПбГТИ(ТУ) - 2009 является ближайшее окружение (семья, знакомые, друзья, учитель). Доверие к человеку, имевшему и имеющему непосредственное отношение к СПбГТИ(тУ) необходимо поддерживать! Статус вуза в общественном и индивидуальном мнении высок, что отражают ответы респондентов.

8. Для поступающих в СПбГТИ(ТУ), как показали результаты анкетирования, важно наличие научных школ и к проблемам науки абитуриенты испытывают интерес, особенно приезжающие из других городов и регионов. Требуется в связи с этим создание организации «ассоциация выпускников СПбГТИ(ТУ)» с ее многочисленными региональными (зарубежными) отделениями для обеспечения доступа информации о вузе «из первых уст», успешной профориентации школьника и участия в функционировании необходимого «фонда финансовой поддержки» (выплаты стипендий, грантов и т.п.) научных исследований студентов, аспирантов, преподавателей СПбГТИ(ТУ), а также расширения системы стажирования (в России, странах СНГ, зарубежья) и трудоустройства выпускников СпбГТИ(ТУ).

9. В организации учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности следует учитывать желания, интересы и духовные потребности студентов, связанные с осознанием сопричастности вузу с его богатым историко-

культурным наследием, и направлять усилия на установление экзистенциальной, аксиологической, мировоззренческой связи с вузом как с alma mater и только ей присущими, узнаваемыми и трепетно-хранимыми в памяти чертами, а не только лишь учебным заведением. Это позволит создать вдохновенную духовную атмосферу обучения, основанного на принципах диалога «студент-преподаватель», «студент-студент», «традиции-новации», «Я-другие», «локальное-глобальное» и, обязательно, найдет положительный и творческий отклик в сознании студентов, выпускников-специалистов, магистрантов и аспирантов. Современный человек нуждается в благополучии культурной идентичности.

Литература:

1 Осипов, Г.В. Экономика и социология знания = Economics and sociology of knowledge: практическое пособие / Г.В.Осипов, С.В.Степашин - М.: Наука, 2009. 220 с.

2 Ракитов, А.И. Наука и образование: интеллектуальные ресурсы России в эпоху глобальных трансформаций / А.И.Ракитов - М.: Наука, 2009. С. 10-35.

3 Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л.Шпаковская СПб.: Норма, 2007. С. 204-208. 460 с.

4 Осипов, А.М. Социология образования: Очерки теории / А.М.Осипов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 500 с.

5 Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю.Ломакина М.: Наука, 2006. 218 с.

6 Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России. М.: ИИ К «Российская газета», 2007. 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Четвертые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 года в 2-х частях. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. 490 с.

8 Вызовы нового времени: Молодежь. Общество. Мораль. Культура: Материалы международной научно-практической конференции ученых, студентов, общественности (12-13 декабря 2008 г.). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 328 с.

9 Адаптационные возможности молодежи в современном российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (17 ноября 2009 г.) СПб.: СПГУТД, 2009. См. с. 55. 371 с.

10 Оконь, В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.

11 Андреев, А.Л. Российское образование: социально-исторические контексты / А.Л.Андреев -М.: Наука, 2008. 360 с.

Приложения.

Юноши Девушки

39,5% 60,5%

16 лет 17-18 лет 18-19 лет 19-20 лет

11,4% 71,1% 8,8% 1,8%

Из Санкт-Петербурга Из других регионов России

53,7% 46,3%

1 Северо-Западный регионы РФ 65,1%

2 Центральные регионы РФ 19%

3 Восточная и Западная Сибирь 7%

4 Южные регионы РФ 7%

5 Дальний Восток РФ 1,2%

1 Ленинградская область: Всеволожск, Луга, Кириши, Тихвин, Кировск, Сланцы, Волосова, Гатчина, Тосно, Подпорожье, Лодейное поле, Волхов, Выборг 37,6%

2 Новгородская область: Великий Новгород, Малая Вишера, Старая Русса, Боровичи 13,1%

3 Мурманская область: гг.Мурманск, Мончегорск, Полярные Зори, Печенга, пос. Заполярный, Видяево и др. 11,3%

4 Псковская область: гг.Псков, Великие Луки и др. 8,9%

5 Республика Коми: гг.Сыктывкар, Ухта, Печора, Инта 8,4%

6 Архангельская область: гг.Архангельск, Вилюйск, Северодвинск 6,6%

7 Вологодская область: гг.Вологда, Череповец 5,2%

8 Республика Карелия: гг.Петрозаводск, Апатиты 4,2%

9 Калининградская обл. и др. 2,8%

1 Тверская область 32,7%

2 Республика Башкортостан: гг. Нефтекамск, Салават, Белебей 21,1%

3 Костромская область 7,7%

4 Ульяновская область 7,7%

5 Саратовская область 7,7%

6 Брянская область 7,7%

7 Республика Татарстан 5,8%

8 Ростовская, Московская, Белгородская, Курская, Ярославская, Смоленская 19,1%

9 Тюменская область 26%

10 Иркутская область 21,7%

11 Магаданская область 13%

12 Новосибирская, Тамбовская, Тюменская области, Пермский край, республика Саха (Якутия) 39,1%

13 Кабардино-Балкария 21,7%

13 Ставропольский край 17,4%

14 Краснодарский край 13%

15 Оренбугская область 13%

16 Республика Калмыкия, Адыгея, Коми, Астраханская, Амурская, Волгоградская области 30,4%

17 Удмуртская республика 1,4%

3.4 Страны СНГ:

Белорусь 4 человека

Молдова 2 человека

Армения 1 человек

Узбекистан 1 человек

Казахстан 1 человек

4. Учебное заведение, которое закончил^ абитуриент

1 Общеобразовательную школу 63,6%

2 Школу с углубленным изучением предметов: химии, математики и др. 19,8%

3 Гимназию 9,2%

4 Лицей 7,3%

5 Колледж 1,1%

6 Частную школу 0,3%

7 Кадетский корпус 0,2%

8 Домашнее обучение 0,2%

9 Вуз (незаконченное высшее образование) 0,1%

5. Источник инфо рмации о вузе

1. Справочник для поступающих в вузы 38,8%

2 Друзья и знакомые 23%%

3 Родители 17,8%

4 Интернет 11%

5 Учитель 5,2%

6 Занятия по профориентации 2,5%

1 Вполне достаточной 35%

2 Да 30,5%

3 Недостаточной 24,8%

4 Затруднились с ответом 9,8%

7. Наилучший способ информирования потенциальных

1 Интернет-сайт вуза 28,2%

2 Проведение в школах встреч с представителями вуза, преподавателями, выпускниками вуза, студентами вуза 27,3%

3 Посещение вуза в дни открытых дверей 11,1%

4 Организация школьных экскурсий в вуз 9,2%

5 Реклама 6,6%

6 Радио 5,8%

7 Телевидение 5%

8 Газеты и журналы 3,8%

8. Участие абитуриентов в предметных олимпиадах,

Да Нет

45% 55%

9. Мотивы выбора вуза для поступления

1 Возможность получения избранной профессии 55,9%

2 Фундаментальность и универсальность образования 16,2%

3 Перспективы в условиях рынка по избранной специальности 11,1%

4 Наличие научных школ и перспективность научных направлений 3,6%

5 Наличие общежития 2,3%

6 Продолжение семейной династии 2,3%

7 Разнообразие культурной и спортивной жизни вуза 2,2%

8 Историко- культурныетрадиции вуза 1,8%

9 Социально-нравственная и гражданская позиции университета 1,2%

10 Я мало, что знаю о вузе 3,5%

10. Надежды и ожидания абитуриентов

1 Надежда на то, что данное образование откроет передо мной широкие возможности на пути к жизненному успеху 41,1%

2 Желание решать задачи и проблемы данных областей науки и производства 25,2%

3 Желание быть образованным и воспитанным человеком 15,2%

4 Призвание, понимание того, что моя самореализация возможна лишь в рамках будущей избранной профессии 13,9%

5 Мысль о том, что сейчас принято иметь высшее образование 3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Чтобы не идти в армию 0,8%

7 Так захотели родители 0,8%

8 Мне все равно где учиться 0,2%

9 За компанию с друзьями и подругами 0,2%

11. Проявляемый интерес к каким-либо проблемам науки

Да Нет

79,6% 20,4%

12. Интерес абитуриентов к политической и экономиче-

1 Да 52,4%

2 Не всегда 40,7

3 Нет 6%

13. Степень внимания абитуриента

1 Отношусь с большим интересом и вниманием к культурной жизни, стараюсь не пропускать никаких крупных событий 42%

2 Интересуюсь культурной жизнью общества, но делаю это не регулярно 37,2%

3 Хотелось бы уделять больше внимания собственному приобщению к культуре общества 10,4%

4 Мои интересы в области культуры ограничены одной сферой (укажите ее) 5,7%

5 Мне это не очень интересно 4,7%

14. Самооценка знания отечественной истории

1 Знаю посредственно и испытываю фрагментарный интерес 61,6%

2 Знаю достаточно хорошо и интересуюсь отечественной историей 33%

3 Знаю плохо и не интересуюсь 5,1%

15.Соответствие школьной подготовки

1 Необходимы дополнительные занятия 32,8%

2 Все зависит от отношения самого школьника к занятиям 26,5%

3 Да 25,4%

4 Нет 15,2%

16. Формы учебной деятельности, наиболее

Реферат 33%

Доклад 32,3%

Сообщение с места 24,4%

Выступление на конференции 10,3%

17. Самооценка умений по ^ подготовке данных работ

Хорошо 68,2%

Отлично 25,4%

Удовлетворительно 6,1

Неудовлетворительно 0,2%

18. Предпочтения абитуриентов в решении задач, необходимых для подготовки доклада

Для того, чтобы подготовить доклад (реферат, сообщение, выступление^ необходимо привлечение дополнительной литературы по теме, информации (в печатной и электронной формах), самостоятельная ее обработка и владение основами ораторского мастерства (риторики) 87,4%

Для того, чтобы подготовить доклад (реферат, сообщение, выступление) достаточно использовать Интернет-ресурсы без их дальнейшего анализа, систематизации, дополнения и без особого внимания к представлению избранной темы вниманию слушателей; достаточно прочитать текст 12,6%

19. Оценка абитуриентами степени адекватности ЕГЭ, как

1 Не совсем 35,2%

2 Нет 32,6%

3 Да 32,1%

19.1 ЕГЭ - адекватная форма проверки знаний:

1 Независимая оценка уровня знаний 31%

2 Не надо сдавать еще раз экзамены в вуз 30%

3 Оптимальная форма проверки знаний школьника 24%

4 Очень удобно, так легче сдавать экзамены 8%

5 Все школьники равны друг перед другом 4%

6 Охватывает все темы школьных курсов 3%

19.2

ЕГЭ не является адекватной формой проверки

знаний:

1 Не дает точной оценки знаний человека, не объективно 41%

2 Задания ЕГЭ превышают объем школьных курсов 19%

3 ЕГЭ можно списать или купить 12%

4 Много некорректных вопросов 10%

5 ЕГЭ - это лотерея 10%

6 ЕГЭ не раскрывает творческие способности человека 8%

19.3

ЕГЭ - не совсем адекватная форма

1 ЭГЭ - это проверка школьников на везение, удачу, как игра в лотерею 43%

2 ЕГЭ не проверяет знания, это не показатель знаний 20%

3 ЕГЭ не соответствует школьной программе, а ее превышает 17%

4 ЕГЭ - это большой стресс 8%

5 Можно купить ЕГЭ 7%

6 Гуманитарные предметы не полностью проверяются ЕГЭ 5%

20. Абитуриенты о главных недостатках ЕГЭ

Материалы ЕГЭ не соответствуют школьной программе 32%

Нет реальной оценки знаний, не учитываются индивидуальные качества человека 25%

Не корректно сформулированные вопросы в ЕГЭ 17%

ЕГЭ - это лотерея, «угадайка» 16%

Стресс во время ЕГЭ 3%

Мало времени на заполнение бланков ЕГЭ 3%

Плохая организация проведения ЕГЭ 2%

Трудность заполнения бланков ЕГЭ 2%

21. Абитуриенты о положительных характеристиках ЕГЭ

Отсутствие повторных экзаменов для поступления в вуз 55%

Возможность поступать сразу в несколько вузов 25%

Можно угадать ответы 18%

Быстрая и легкая проверка знаний 4%

Все ученики равны, уравнивание шансов 3%

Объективная оценка знаний 2%

Невозможность списать, честность 2%

Стало меньше коррупции 1%

22. Соответствие требований ЕГЭ школьным программам

1 Нет 40,9%

2 Не совсем 40,6%

3 Да 18,5%

22.1. «Нет» и «не совсем соответствуют»:

1. Уровень ЕГЭ завышен, не соответствует школьным программам

2. Слабое преподавание в школе, где многое из ЕГЭ не проходят

3. Часть «С» в школе вообще не рассматривается

23. Вспомогательные формы подготовки

1 Подготовительные курсы 32,8%

2 Увеличение тестовых заданий в школе 22,7%

3 Пробный экзамен 21%

4 Наличие хороших учебников и учебных пособий 9,1%

5 Эффективная организации уроков в школе 8,7%

6 Малый факультет 3,6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Репетиторство 2,1%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.