ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2008. № 4
Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). Махачкала, 2007. 767 с.
Рецензируемое исследование фактически является продолжением одноименной работы, которая вышла в свет еще в 1963 г. Её выход был встречен далеко неоднозначно. Последовала достаточно жесткая реакция со стороны официальных властей и значительной части научной общественности. Автора обвинили в идеализации мусульманской культуры, духовенства, которое будто является носителем клерикальной реакции, мистики и невежества. По признанию самого М.А. Абдуллаева, в предыдущем издании имели место недостаточно обоснованные и даже неверные положения, связанные в том числе и со сложностью и неизученностью проблемы, но осуждали его не за это, а за признание арабской письменности своей, а носителей «реакции и мистики» возвел до уровня ученых и мыслителей. Между тем арабо-мусульманская культура еще в XVII в. стала для Дагестана своей, многие дагестанцы овладели её компонентами и в новых исторических и социальных условиях развивали их.
В своей новой работе М.А. Абдуллаев проявил присущие ему как ученому качества: стремление к познанию нового, огромную трудоспособность, большой исследовательский талант, неуемную энергию и завидное упорство в достижении цели.
Видимо поэтому данная монография отличается от других его трудов. Имея достаточно большой объем, она чрезвычайно сложная, трудоемкая и многогранная. В ней собраны очерки о 80 ученых и мыслителей досоветского Дагестана, из которых около половины напечатаны впервые, немало сведений о тех, чьи имена не были известны даже ученым-обществоведам. Эти возрожденные имена, их письменное наследие или записи необходимо перевести на русский язык (использованы источники на 13 языках) и научно осмыслить собранное. Нелегко было организовать переводы, ведь у нас нет подготовленных научных переводчиков.
Книга состоит из 4 глав. В первой части работы рассмотрены исторические условия развития культурно-философской мысли в досоветском Дагестане. Во второй главе коротко прослеживается борьба автора в советский период за объективное освещение этого наследия.
Глава III посвящена мыслителям Дагестана арабо-мусульман-ского направления, начиная с XI в. Она содержит 66 очерков, из них в том числе о 12 шейхах, четверо из которых жили в Турции.
Глава IV повествует о мыслителях светского направления. Дагестанцы много лет мечтали о такой энциклопедической книге, так как в ней есть материал о выдающихся представителях этого народа, как оставивших определенные следы в духовной культуре, так и сыгравших большую роль в её развитии. Охвачены все направления -от религиозных до марксистских, материалистических. Это свидетельствует о том, что в Дагестане развивались все течения научной и общественной мысли.
В работе показано, что еще в досоветский период в Дагестане возникла национальная письменность и письменная литература на основе арабской графики (аджамская), достигшая для условий того времени значительных результатов. Но этот вывод более обстоятельно и убедительно прослеживается в его многочисленных монографических исследованиях, посвященных отдельным периодам.
Рецензируемая монография имеет и свои особенности. Она не посвящена какой-либо проблеме, а только деятельности и воззрениям ученых и мыслителей Дагестана досоветского периода. Поэтому рассматриваются все аспекты их творчества, которое было очень многогранным. Вплоть до утверждения советской власти здесь существовали своего рода натурфилософские традиции, ученые исследовали и предметы многих других наук, в то время от философии еще не отделившихся. Это объяснялось не столько невысоким уровнем их развития, сколько арабо-мусульманскими образовательными и научными традициями. Энциклопедичность последних выражалась не в глубине научных знаний, а в широте охвата наук. Отсюда понятно, что М.А. Абдуллаеву приходилось анализировать не только культурно-философские аспекты творческого наследия ученых. Укажем в порядке констатации уровень и направленность философии и некоторых конкретных наук.
Передовые представители научной мысли того времени развивали свою философию в форме деизма и теории «двойственной»
истины, что позволяло им оставаться на позиции компромисса с религией, которая тогда господствовала в духовной жизни. В социально-политической сфере они открыто выступали против социального гнета и утверждения крестьянского общинного социализма. Среди мыслителей Дагестана были настоящие ученые, у которых имелось четко выраженное философское мышление. Так, суфийские философы Абу-Бакр ад-Дарбанди (XI в.) и Шабан из Обода (умер в 1667 г.), Мухаммад из Кудутли (XVII в.) - рационалист мутазилит-ского толка, Махти Мухаммад из Согратля (конец XVIII - нач. XIX в.), знаток и пропагандист греческой философии Зейд из Куркли (умер в 1882 г.), - приверженец принципа свободомыслия в науке, деист Гасан Алкадари, дуалист Али Каяев, непоследовательный материалист Гасан Гузунов (XIX - нач. ХХ в.) и др.
Гузунов сам называет себя философом. В своих работах он прослеживает историю всемирной философии и делает вывод, что это история борьбы материализма и идеализма. При этом он утверждал, что мир не возник из ничего, а создан из неживой материи и после своего сотворения развивается по своим естественным законам. Как отмечает автор монографии, философские и естественнонаучные воззрения Гузунова не последовательны, так как в другом месте своей работы он соглашается с идеей естественного происхождения мира.
В социальной философии дагестанские мыслители более последовательны, хотя в целом по вопросу бытия придерживаются объективно и субъективно идеалистических позиций. Одни из них осторожно, другие решительно выступают против социального, а после присоединения к России - колониального гнета. Многие носители арабо-мусульманских традиций и почти все получившие светское образование были недовольны существующим социальным положением в стране и в той или иной форме выступали за изменение его.
Логика пользовалась среди местных арабо-мусульманских ученых Дагестана большой популярностью. Критические замечания Курбана Али из Ахалчи к известному во всем мусульманском мире трактату Муххамеда Амина «джихат ал-вахдат» вызвали дискуссию, продолжавшуюся много лет, она привела к образованию двух направлений - за и против пользы логики для религии и мышления.
В XVII - XVIII вв. дагестанские математики пользовались достижениями арабо-мусульманского средневековья. Обнаружена работа Дамадана, в которой дается решение квадратных уравнений, рассматриваются задачи, приводящие к уравнениям третьей, четвертой и пятой степеней. В тригонометрических вычислениях автор применяет более упрощенные методы, а вместо хорд - синусы.
В астрономии отличились Дамадан-Эфенди из Мегеба (XVII в.), Исмаил-Эфенди из Шиназа (XVII в.), Махад из Чоха (XVIII в.), Шайтан Абдулла (нач. XIX в.), Али Каяев и Гасан Гузунов (XIX -нач. ХХ в.). Последний оставил рукопись в четырех частях по истории мировой астрономии и связанных с ней наук на арабском языке «Джевахируль-Бухур» (Драгоценности морей), которая оценивается в местных научных кругах как энциклопедия естественных наук.
В медицине дагестанские медики (Дамадан из Мегеба, Юсуп-Хаджи из Губдена и другие) исходили из трудов арабо-мусульманских ученых-медиков Ибн Сины, А. Захрави, Ибн-Байтара и др. В местной арабо-мусульманской архитектуре наблюдаются открытые геометрические формы, перекрещивающиеся многоугольники, дуги разного радиуса. Важное значение придается арабеске. У мусульман есть и искусства, использующие краски. Они применяются на коврах, гербах и миниатюрах.
Сложность исследования М.А. Абдуллаева заключалась и в том, что в ней приходилось осмысливать вопросы не только философии и культурологии, но и естественных наук (в частности, астрономии, географии, медицины), истории, литературоведения, языкознания, этики, эстетики, религиоведения. Поскольку воззрения очень многих мыслителей носили противоречивый характер, а источниковая база их была слабой, автору пришлось приложить много усилий для определения их социальной и идейной сущности. В такой сложной работе, изданной впервые, неизбежны определенные недостатки, но они нисколько не влияют на её высокий научный уровень и общественную значимость.
Ю.Н. Абдулкадыров