Научная статья на тему 'Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). Махачкала, 2007. 767 с.'

Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). Махачкала, 2007. 767 с. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
426
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). Махачкала, 2007. 767 с.»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2008. № 4

Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). Махачкала, 2007. 767 с.

Рецензируемое исследование фактически является продолжением одноименной работы, которая вышла в свет еще в 1963 г. Её выход был встречен далеко неоднозначно. Последовала достаточно жесткая реакция со стороны официальных властей и значительной части научной общественности. Автора обвинили в идеализации мусульманской культуры, духовенства, которое будто является носителем клерикальной реакции, мистики и невежества. По признанию самого М.А. Абдуллаева, в предыдущем издании имели место недостаточно обоснованные и даже неверные положения, связанные в том числе и со сложностью и неизученностью проблемы, но осуждали его не за это, а за признание арабской письменности своей, а носителей «реакции и мистики» возвел до уровня ученых и мыслителей. Между тем арабо-мусульманская культура еще в XVII в. стала для Дагестана своей, многие дагестанцы овладели её компонентами и в новых исторических и социальных условиях развивали их.

В своей новой работе М.А. Абдуллаев проявил присущие ему как ученому качества: стремление к познанию нового, огромную трудоспособность, большой исследовательский талант, неуемную энергию и завидное упорство в достижении цели.

Видимо поэтому данная монография отличается от других его трудов. Имея достаточно большой объем, она чрезвычайно сложная, трудоемкая и многогранная. В ней собраны очерки о 80 ученых и мыслителей досоветского Дагестана, из которых около половины напечатаны впервые, немало сведений о тех, чьи имена не были известны даже ученым-обществоведам. Эти возрожденные имена, их письменное наследие или записи необходимо перевести на русский язык (использованы источники на 13 языках) и научно осмыслить собранное. Нелегко было организовать переводы, ведь у нас нет подготовленных научных переводчиков.

Книга состоит из 4 глав. В первой части работы рассмотрены исторические условия развития культурно-философской мысли в досоветском Дагестане. Во второй главе коротко прослеживается борьба автора в советский период за объективное освещение этого наследия.

Глава III посвящена мыслителям Дагестана арабо-мусульман-ского направления, начиная с XI в. Она содержит 66 очерков, из них в том числе о 12 шейхах, четверо из которых жили в Турции.

Глава IV повествует о мыслителях светского направления. Дагестанцы много лет мечтали о такой энциклопедической книге, так как в ней есть материал о выдающихся представителях этого народа, как оставивших определенные следы в духовной культуре, так и сыгравших большую роль в её развитии. Охвачены все направления -от религиозных до марксистских, материалистических. Это свидетельствует о том, что в Дагестане развивались все течения научной и общественной мысли.

В работе показано, что еще в досоветский период в Дагестане возникла национальная письменность и письменная литература на основе арабской графики (аджамская), достигшая для условий того времени значительных результатов. Но этот вывод более обстоятельно и убедительно прослеживается в его многочисленных монографических исследованиях, посвященных отдельным периодам.

Рецензируемая монография имеет и свои особенности. Она не посвящена какой-либо проблеме, а только деятельности и воззрениям ученых и мыслителей Дагестана досоветского периода. Поэтому рассматриваются все аспекты их творчества, которое было очень многогранным. Вплоть до утверждения советской власти здесь существовали своего рода натурфилософские традиции, ученые исследовали и предметы многих других наук, в то время от философии еще не отделившихся. Это объяснялось не столько невысоким уровнем их развития, сколько арабо-мусульманскими образовательными и научными традициями. Энциклопедичность последних выражалась не в глубине научных знаний, а в широте охвата наук. Отсюда понятно, что М.А. Абдуллаеву приходилось анализировать не только культурно-философские аспекты творческого наследия ученых. Укажем в порядке констатации уровень и направленность философии и некоторых конкретных наук.

Передовые представители научной мысли того времени развивали свою философию в форме деизма и теории «двойственной»

истины, что позволяло им оставаться на позиции компромисса с религией, которая тогда господствовала в духовной жизни. В социально-политической сфере они открыто выступали против социального гнета и утверждения крестьянского общинного социализма. Среди мыслителей Дагестана были настоящие ученые, у которых имелось четко выраженное философское мышление. Так, суфийские философы Абу-Бакр ад-Дарбанди (XI в.) и Шабан из Обода (умер в 1667 г.), Мухаммад из Кудутли (XVII в.) - рационалист мутазилит-ского толка, Махти Мухаммад из Согратля (конец XVIII - нач. XIX в.), знаток и пропагандист греческой философии Зейд из Куркли (умер в 1882 г.), - приверженец принципа свободомыслия в науке, деист Гасан Алкадари, дуалист Али Каяев, непоследовательный материалист Гасан Гузунов (XIX - нач. ХХ в.) и др.

Гузунов сам называет себя философом. В своих работах он прослеживает историю всемирной философии и делает вывод, что это история борьбы материализма и идеализма. При этом он утверждал, что мир не возник из ничего, а создан из неживой материи и после своего сотворения развивается по своим естественным законам. Как отмечает автор монографии, философские и естественнонаучные воззрения Гузунова не последовательны, так как в другом месте своей работы он соглашается с идеей естественного происхождения мира.

В социальной философии дагестанские мыслители более последовательны, хотя в целом по вопросу бытия придерживаются объективно и субъективно идеалистических позиций. Одни из них осторожно, другие решительно выступают против социального, а после присоединения к России - колониального гнета. Многие носители арабо-мусульманских традиций и почти все получившие светское образование были недовольны существующим социальным положением в стране и в той или иной форме выступали за изменение его.

Логика пользовалась среди местных арабо-мусульманских ученых Дагестана большой популярностью. Критические замечания Курбана Али из Ахалчи к известному во всем мусульманском мире трактату Муххамеда Амина «джихат ал-вахдат» вызвали дискуссию, продолжавшуюся много лет, она привела к образованию двух направлений - за и против пользы логики для религии и мышления.

В XVII - XVIII вв. дагестанские математики пользовались достижениями арабо-мусульманского средневековья. Обнаружена работа Дамадана, в которой дается решение квадратных уравнений, рассматриваются задачи, приводящие к уравнениям третьей, четвертой и пятой степеней. В тригонометрических вычислениях автор применяет более упрощенные методы, а вместо хорд - синусы.

В астрономии отличились Дамадан-Эфенди из Мегеба (XVII в.), Исмаил-Эфенди из Шиназа (XVII в.), Махад из Чоха (XVIII в.), Шайтан Абдулла (нач. XIX в.), Али Каяев и Гасан Гузунов (XIX -нач. ХХ в.). Последний оставил рукопись в четырех частях по истории мировой астрономии и связанных с ней наук на арабском языке «Джевахируль-Бухур» (Драгоценности морей), которая оценивается в местных научных кругах как энциклопедия естественных наук.

В медицине дагестанские медики (Дамадан из Мегеба, Юсуп-Хаджи из Губдена и другие) исходили из трудов арабо-мусульманских ученых-медиков Ибн Сины, А. Захрави, Ибн-Байтара и др. В местной арабо-мусульманской архитектуре наблюдаются открытые геометрические формы, перекрещивающиеся многоугольники, дуги разного радиуса. Важное значение придается арабеске. У мусульман есть и искусства, использующие краски. Они применяются на коврах, гербах и миниатюрах.

Сложность исследования М.А. Абдуллаева заключалась и в том, что в ней приходилось осмысливать вопросы не только философии и культурологии, но и естественных наук (в частности, астрономии, географии, медицины), истории, литературоведения, языкознания, этики, эстетики, религиоведения. Поскольку воззрения очень многих мыслителей носили противоречивый характер, а источниковая база их была слабой, автору пришлось приложить много усилий для определения их социальной и идейной сущности. В такой сложной работе, изданной впервые, неизбежны определенные недостатки, но они нисколько не влияют на её высокий научный уровень и общественную значимость.

Ю.Н. Абдулкадыров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.