А.В. Ильин
АНГЛИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРЕРАФАЭЛИТОВ КАК «КОНТРКУЛЬТУРНОЕ» ЯВЛЕНИЕ*
В Викторианскую эпоху нормативную основу творчества профессиональных британских художников продолжала определять Королевская академия художеств, основанная еще в 1768 г. Академия ориентировалась в своей деятельности на нормы художественного творчества, характерные для классицистской традиции в искусстве.
Наряду с сохранением классицистской традиции особую популярность в викторианском искусстве приобрела жанровая живопись, которая носила морализаторский характер и была призвана проповедовать ценности «официальной» викторианской этики. Закрепление этих тенденций в развитии викторианской живописи в качестве доминантных значительно препятствовало ее дальнейшему качественному обновлению.
Первыми английскими художниками, предпринявшими попытку преодоления в своем творчестве нормативных условностей викторианской живописи, стали участники так называемого Братства прерафаэлитов. В истории движения прерафаэлитов можно выделить два периода: с 1848 по 1853 г. - период, связанный с Братством прерафаэлитов, и с 1856 по 1898 г. - период, связанный с творчеством «младшего поколения» прерафаэлитов.
* Ильин А.В. Английское движение прерафаэлитов как «контркультурное» явление // Исторические философские политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 9, ч. 1. - С. 51-56.
А.В. Ильин
Изначально в состав Братства вошли семь человек: художники Джон Эверетт Милле (Миллес), Уильям Хольман Хант, Данте Габриэль Россетти, Джеймс Коллинсон, Фредерик Джордж Стивенс, скульптор Томас Вулнер и художественный критик Уильям Майкл Россетти.
Прерафаэлиты, отказавшись подчиняться канонам академического искусства, обратились в своем творчестве к художественному наследию Проторенессанса и Раннего Возрождения в противовес искусству Высокого Ренессанса, представители которого оставались непререкаемыми авторитетами для Королевской академии художеств. В отечественном и зарубежном искусствоведении распространена точка зрения, согласно которой своим эстетическим идеалом прерафаэлиты объявили искусство, предшествовавшее творчеству Рафаэля. Отсюда якобы и происходит самоназвание Братства - «прерафаэлиты» - т.е. «те, что до Рафаэля». Однако данная точка зрения является ошибочной, что подтверждается, во-первых, морфологическим анализом самоназвания Братства, а во-вторых, свидетельствами У.М. Россетти и У.Х. Ханта, которые опровергли подобную трактовку творчества прерафаэлитов. Термин «пре-рафаэлиты» означает дословно «те, что до рафаэлитов», т.е. последователей Рафаэля, а не «те, что до Рафаэля». У.М. Россетти отмечал ошибочность выводов о том, что прерафаэлиты не любили произведений Рафаэля, в связи с чем выбрали для своего художественного объединения соответствующее самоназвание. В действительности, согласно замечаниям У.М. Россетти, прерафаэлиты не любили произведения, созданные невоодушевленными приверженцами Рафаэля. У.Ф. Хант, член Братства прерафаэлитов и первый историограф движения, отмечал, что прерафаэлитизм - это не прерафаэлизм. Большой объем работы и необходимость обучения многочисленных помощников заставили Рафаэля установить определенные правила и методы выполнения работ, а последователи художника еще при его жизни возвели характерные для его произведений позы до уровня застывших состояний. Этими художниками, которые так рабски искажали манеру письма, были рафаэлиты.
Творчество прерафаэлитов имело «контркультурный» характер. Прерафаэлиты, среди которых были не только художники, но также поэты и писатели, проповедовали идею синхронности живописи и поэзии. Попыткой воплощения данной идеи на практике стал печат-
Английское движение прерафаэлитов
ный орган Братства, журнал «The Germ», где были объяснены причины обращения прерафаэлитов к искусству Раннего Возрождения. Прерафаэлитизм - это попытка направить вкус публики в новое русло посредством создания чистых отображений и результатов достоверного изучения природы в противовес условностям и ничтожным реминисценциям из Старых Мастеров; цельный поиск оригинальности в более простой манере, чем та, которая практикуется, начиная с упадка итальянского искусства в Средние века.
В качестве художественно-эстетического идеала выдвигается итальянское искусство Раннего Возрождения за его верность природе, свободу, правдивость и естественность. Выбор в качестве идеала искусства Раннего Возрождения обусловлен не только исключительно художественно-эстетическими предпочтениями, но также существованием качественной связи между искусством и моральным состоянием нации.
Прерафаэлиты одновременно боролись против отвлеченности академического искусства и сентиментальности викторианского жанризма. Внимательное вглядывание в реальность было для них одним из средств размежевания с обоими флангами официального английского искусства.
Творчество прерафаэлитов невозможно отнести к какой-либо конкретной художественно-стилистической традиции в европейском искусстве: в их произведениях нашли отражение черты романтизма, реализма, символизма, эстетизма. Для большинства их работ, написанных в том числе на религиозные и литературные сюжеты, было характерно сочетание реализма и символизма. Реализм заключался в стремлении художников к детальному воспроизведению природы, изображении сюжетов с наибольшей «жизненной» достоверностью. Символы же, использовавшиеся прерафаэлитами, были призваны создать скорее не зашифрованный текст, но, напротив, помочь зрителю понять смысл произведения.
В своих произведениях прерафаэлиты неоднократно обращались к различного рода социальным проблемам викторианской Англии, способствуя, таким образом, расширению тематики современной им английской живописи.
Необычной для академического искусства Х1Х в. была также техника прерафаэлитов. В противовес «бурым» академическим крас-
А. В. Ильин
кам прерафаэлиты, подобно итальянским мастерам Х1У-ХУ вв., писали чистыми красками на белой грунтовой основе, что привносило в их произведения особую эмоциональную составляющую.
Братство прерафаэлитов распалось в 1853 г., что было связано с постепенным выходом из его состава ряда художников, каждый из которых выбрал собственный дальнейший путь в искусстве.
Второй этап прерафаэлитского движения берет свое начало с 1856 г., когда было создано практически новое «братство», ядро которого составили художники Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис и Данте Габриэль Россетти. Они позиционировали себя как последователи и защитники идей первого поколения прерафаэлитов. Однако отличительной чертой второго этапа движения стал его больший уклон в сторону эстетизма, что, однако, не противоречило проповедовавшейся прерафаэлитами идее Правды в искусстве.
Временем формального окончания второго этапа прерафаэлитского движения считают 1898 год. Окончание данного этапа было связано не с исчерпанностью художественно-эстетических идей пре-рафаэлитизма как такового, но с уходом из жизни его основных идеологов.
Как «контркультурное» явление движение прерафаэлитов имело дуальный характер: с одной стороны, прерафаэлиты предприняли активную попытку привнесения качественно новых художественно-эстетических доминант в современное им викторианское искусство, а с другой стороны, в интересе прерафаэлитов к Средневековью сказались черты эскапизма, представлявшего собой побег от социальных проблем и других негативных реалий викторианской повседневности.
Т.А. Фетисова