А. В. Гура
ОБ ОДНОМ АСПЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛИНАРНОГО КОДА В СВАДЬБЕ: СУДЬБА, ДОЛЯ*
Понятие земной судьбы или доли как отпущенного объема жизненной силы, счастья и благополучия реализуется в свадьбе в предметных и поэтических символах, которые могут относиться как к главным персонажам обряда, так и к большим группам лиц -холостым и женатым людям, обоим участвующим в свадьбе родам, сельскому сообществу в целом. Помимо доли, полученной человеком при рождении, на свадьбе возникает необходимость обретения новой доли. Символическое наделение долей приурочено обычно к важнейшим моментам свадьбы, связанным со сведением жениха с невестой, их бракосочетанием, переездом невесты к жениху и свадебным пиром.
В песне из Черниговской губернии, исполняемой при выведении невесты к жениху, Бог с Богородицей, встречающие невесту, - залог их счастливой доли.
В белорусских и украинских песнях, сопровождающих обряд посада, невеста просит доли у Бога. Счастливой долей одаряют ее или обоих молодых Бог или родители; судьбу новобрачных определяют ангелы вместе с Божьей Матерью или с Богом. По представлениям черногорцев, по пути к венчанию Бог наделяет долей счастья участников свадьбы. В черногорском Приморье свадебный сват жениха на обеде в доме невесты подавал хозяину дома яблоко
* Гура А.В. Об одном аспекте использования кулинарного кода в свадьбе: Судьба, доля // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. -СПб.: Алетейя, 2011. - С. 58-69. 160
и обращался к родне невесты со словами: «Будем с вами друзьями... будем гордиться вашей невестой так же, как поле гордится шириной, море глубиной, заяц быстротой, а лисица хитростью. Над домом стоит стог, на нем Господь Бог раздает (деля удачу) одним шапкой, другим пригоршней, а тебе, хозяин, дает и целую шапку, и пригоршню, и всякую удачу!» (цит. по: с. 58-59). Участникам свадебной процессии жениха желают встретить удачу по дороге к венчанию.
Для жениха и невесты родительское благословение - один из источников их новой доли. Свадебный сват на обручении спрашивал согласия родителей невесты на брак молодых, призывая их выпить за богатство и долю молодых. Желая молодым счастливой доли, родители осыпали жениха или невесту житом.
Понятие индивидуальной доли следует рассматривать отдельно для жениха и невесты, дочь - временный член семьи, она уходит из родительского дома в новую семью. Важно было соблюдать в семье очередность выхода дочек замуж. Если младшая сестра выходила замуж раньше, она забирала себе счастье старшей сестры, которая уже вряд ли сможет выйти замуж. У украинцев Луганской области уже в период сватовства для невесты пекли специальный хлеб доля, его невеста разрезала на четыре части. Для невесты ее личная доля связана и с ее приданым. В некоторых славянских традициях с понятием доли может ассоциироваться также плата родителей невесты родителям жениха за то, что невеста будет жить в их семье.
Содержание понятия доли применительно к невесте определяется не только ее уходом в новую семью, но также исключением ее из социально-возрастной группы холостых. Такие символы девичества невесты, как красота и воля, близки к понятию доли как общего достояния группы, в данном случае молодежной, девичьей. В канун свадьбы у русских невеста передавала группе подруг предметы, символизирующие ее девичество, например, разрезанную на кусочки ленту или различные девичьи украшения (ленты, кольцо, бусы и др.). Каждая из девушек получала часть ее девичьей доли, а сама невеста этой доли лишалась, ее свободная девичья жизнь заканчивалась, «потухала»: «Разрежут девичью красоту по кусочку и подружкам раздадут, значит, она потухла» (цит. по: с. 60). Накануне свадьбы, в момент обрядового «перехода», невеста
оставалась без доли; девичью долю сменяла бабья доля, о чем было сложено немало песен.
Для воли, красоты и доли характерны одни и те же поэтические мотивы, например, сеяние воли или доли в свадебных песнях западной зоны восточнославянского ареала. Преемственность девичьей и женской доли подчеркивается в украинских свадебно-поэтических текстах мотивом прорастания и сбора посеянной девичьей красы в случае доброй доли невесты в новой семье. Представления, сходные с передачей красоты, можно наблюдать у чехов, где воплощением добрачной доли служил хлебец, куски с углов которого раздавали перед свадьбой девушкам, а иногда и парням, чтобы они скорее вступили в брак. Бывало также, что каждая девушка и другие гости, приглашаемые на свадьбу, получали от невесты и жениха уже готовый маленький хлебец.
У чехов Моравии невеста, покидающая родной дом, получала на свадьбу от родителей или крестной (посаженой матери) каравай. Он воспринимался как божий дар от родителей и символически объединял в себе все заслуги и добродетели невесты за прожитый отрезок жизни: был вознаграждением за труд, доброту и послушание родителям, а в новой семье служил свидетельством ее нравственной чистоты. Жених резал каравай до половины, начиная с середины, а потом невеста. Одну половину получали гости жениха, а вторую - невесты. Потом эти половины делили на куски между всеми гостями. При этом произносилась речь, в которой о ветках, воткнутых в каравай, говорилось, что в них отражена вся вольная, честная и беспорочная жизнь молодых и вся их освященная родителями будущая жизнь. Мотив передачи невестой своей доли семье жениха присутствует также в западнополесских свадебных песнях, исполняемых матерью жениха при встрече молодых.
Уход невесты из родительского дома создавал угрозу для благополучия ее собственной семьи, т.е. мог нарушить «долевое» равновесие между семьями новобрачных в пользу семьи жениха. Поэтому в северо-западной Болгарии перед отъездом к венчанию невеста со свечой в руках шла открывать ворота амбара, хлева, загона для скота, чтобы вместе с ней из дома ее родителей не ушло плодородие и счастье.
Для предотвращения подобного «дисбаланса» стороны обменивались караваями, свадебными знаменами, подарками и т.д. В Смоленской губернии с этой целью совершали специальный ри-
туал перепивания яловицы. Стороны разрезали пополам продолговатый хлебец яловицу из каравайного теста или поводок для коровы, тоже называемый яловицей, и оставляли одну часть в доме невесты, а вторую передавали дружке жениха при вручении невесты молодому; при этом дружка невесты бросал половину хлебца дружке жениха, после чего первый предлагал второму водки как выкуп за пойманную половинку хлеба. Две равные доли хлебца или поводка символизировали равновесие счастья и благополучия между семьями новобрачных. У болгар Херсонской губернии родственники жениха и невесты при заключении сторонами договоренности о браке делили между собой три яблока, которые им бросала невеста.
Символами общей нераздельной доли молодых, их совместной судьбы в браке выступают в свадебном обряде хлеб, яблоко, яйцо, курица и т.д., которыми жених с невестой делятся друг с другом и съедают вместе, сообща. С дележом этих предметов были связаны предсказания их будущей судьбы. Например, у словаков по тому, кто из молодых первым разломит хлеб или пирог или кому из них достанется больший кусок, судили, кто из них в семье будет иметь власть, а давая молодым съесть разрезанное пополам яблоко, желали им, чтобы их любовь была неделима. У болгар хлеб ломали над головой мальчика, чтобы первенцем в семье был сын. У черногорцев при преломлении хлеба просили Бога о том, чтобы у молодых хорошо родился хлеб и плодились овцы. С целью повлиять на будущую судьбу новобрачных в Волынском Полесье хлеб им пекли целиком из одной дежи теста, чтобы они были неразлучны, не разводились друг с другом. У русских Среднего Поволжья молодым перед брачной ночью давали испеченное куриное яйцо, которое они должны были разделить между собой. В центральной Словакии невеста сразу после венчания делила яйцо, которое взяла из дома и несла за пазухой, половину давала жениху, а половину съедала сама. В восточной Словакии молодых отдельно кормили курицей, и по тому, кому из них достанется сердце, судили, чей век продлится дольше. В Брянской области между молодыми делили лады (или ладыга) - коровью лодыжку. Разрубая ее пополам жениху и невесте, стороны соглашались, что свадьба будет: ладами, не бедная. Смысл наделения жениха с невестой их общей долей имеет также одаривание новобрачных на свадебном пиру.
Обретение молодыми их новой общей доли затрагивает членов их семей и, шире, членов сельского сообщества в целом. Переход невесты в новую семью и в новую социально-возрастную группу требует ритуального механизма восстановления нарушенного жизненного баланса. Показательно, что продукты для приготовления обрядового хлеба собираются представителями новой возрастной группы или их «заместителями», они же участвуют в его приготовлении и между ними он делится. В результате не только главные герои ритуала, но и каждый из членов прежней и новой возрастной группы получает новую часть общей доли после очередного перераспределения. Главный свадебный хлеб, каравай, воплощает собой новую коллективную долю, заново распределяемую между всеми участниками свадьбы и односельчанами, а кусок каравая, получаемый каждым при его дележе, символизирует его индивидуальную долю совокупной судьбы. Мать невесты приступала к замешиванию теста для каравая со словами: «На счастливую долю». В свадебной песне пелось, что в каравай замешивали воду с трех речек, пшеницу из трех бочек, два кусочка масла и две «порции» счастья. Удачно испеченный каравай сулил невесте добрую долю. По величине куска каравая судили, кому досталось больше счастья или более долгая жизнь. Молодым при дележе каравая часто доставалась его середина или верхушка. При этом им желали счастливой доли. В украинском Прикарпатье и в Замой-ском воеводстве Польши свадебный каравай назывался «долей». Каждый участник свадьбы должен был отведать «доли». Гости съедали кусок и кричали, что «доля» горькая, чтобы молодые поцеловались и усладили долю, сделали ее счастливой. «Долей» назывались также крошки свадебного хлеба, которыми, обмакивая их в мед, угощали присутствующих; предварительно на ломтях этого хлеба плели из руты (обеспечивавшей, по поверью, долгую жизнь молодым) два маленьких венка, которые жених и невеста клали себе в карман. Куски каравая или испеченные из каравайно-го теста хлебцы давали нищим, зрителям-односельчанам, детям, встречным по пути свадебного поезда. Если при раздаче каравая кто-либо украдет кусок каравая, считали, что у новобрачных не будут рождаться дети, а если кусок каравая унесет собака, то не будет плодиться скот. Подобную же символику имел в некоторых районах России дележ свадебного пряника или пирога, в центральной Далмации - фигурного изделия из топленого сахара (на-
пример, в виде дворца). Другим распространенным символом общей доли, распределяемой между всеми участниками свадьбы, является каша. В Поволжье известен обычай устраивать сырный стол, во время которого родственников с обеих сторон угощали сырами, за что дружка просил символически оделить молодых -положить на сыры:
От кошки - котеночка, От овцы - ягненочка, От коровы - теленочка, От лошади - жеребеночка.
Смысл перераспределения общей доли имел также дележ жаркого в середине свадебного пира у русских, печеной курицы или петуха у македонцев, поляков, словаков и чехов, а также раздача каждому гостю на свадьбе по ветке со свадебного деревца у моравских чехов, расхватывание гостями на свадебном пиру яблок со свадебного деревца у болгар и разбирание гостями с собой по домам еды со свадебного стола у лужичан и моравских чехов. В итоге ритуального дележа каждый гость на свадьбе получал свою долю счастья и жизненной силы. В Черногории гостей, покидающих свадебный пир, молодежь провожала песней: С вами пошла удача и Господь Бог! Кто вам хотел навредить, тому не дал Бог.
Символику обретения молодой парой своей общей доли внутри доли коллективной передает следующий новгородский обычай: на свадьбе молодым следовало попробовать (почерпнуть) еды из трех тарелок, иначе счастья молодым не будет. О том, как соотносится индивидуальная или совместная доля молодых с коллективной, какую часть она занимает в составе совокупной доли, можно судить по тому, что при дележе каравая молодые получали часто лучший кусок (его середину или верхушку). В Витебской губернии из остатков каравайного теста пекли для невесты хлебец долю, который во время венчания она держала за пазухой. Тесто, оставшееся от каравая, составляет объем личной доли невесты по сравнению с общей. Хлебец долю невеста ела потом с женихом за столом в его доме - разделяла с ним свою будущую судьбу. У чехов для характеристики объема частной, семейной доли молодых в составе общей используется еще одна метафора - кусочек неба.
В юго-западной Чехии жених, приведя невесту в свой дом, первым делом вел ее к дымоходу и показывал сквозь трубу кусочек неба со словами: «Такого маленького кусочка счастья должно тебе хватить для нашего довольства, если ты любишь меня!» Невеста обычно на это с плачем давала обещание: «До самой смерти» («на всю жизнь»).
Итак, в разных славянских традициях в качестве индивидуальной и коллективной доли на свадьбе в основном выступают кулинарные символы (хлеб, пирог, пряник, яйцо, сыр, жаркое, печеная курица), а также некоторые предметы (ветка со свадебного деревца, лента, поводок для коровы и т.д.). Основными механизмами распределения доли являются обмен (хлебами, дарами) и дележ.
С.А. Гудимова