Научная статья на тему 'А. С. Панарин о категории «Цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций'

А. С. Панарин о категории «Цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2890
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ / ДИАЛОГ / ЗАПАД / ВОСТОК / ЦЕННОСТНОЕ ЕДИНСТВО / CIVILIZATION / RUSSIA / DIALOG / WEST / EAST / VALUE UNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якунин Владимир Иванович

В статье рассматривается цивилизационный подход А.С.Панарина применительно к современным российским и международным реалиям, анализируется место России в диалоге цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S.Panarin about a category of "civilization", about Russia as a civilization and about a place of Russia into the dialog of civilizations

An article deals with a civilization approach of A.S.Panarin with regard to contemporary russian and international realities, analyzes a place of Russia in the dialog of civilizations.

Текст научной работы на тему «А. С. Панарин о категории «Цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 1

ПАНАРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

В.И.Якунин

А.С. ПАНАРИН О КАТЕГОРИИ "ЦИВИЛИЗАЦИЯ",

РОССИИ КАК ЦИВИЛИЗАЦИИ И МЕСТЕ РОССИИ В

ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В статье рассматривается цивилизационный подход А.С.Панарина применительно к современным российским и международным реалиям, анализируется место России в диалоге цивилизаций.

Ключевые слова: цивилизация, Россия, диалог, Запад, Восток, ценностное единство.

Определение термина "цивилизация" и общие цивилизационные закономерности

В учебном пособии "Философия истории" под редакцией А.С. Па-нарина цивилизации определяются как "большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства"1. С точки зрения Панарина, цивилизация, с одной стороны, исходит из того, что есть свод неких надго-сударственных норм, которые делают эту цивилизацию предсказуемой2; с другой стороны, цивилизация — это не жесткий и неизменяемый код, а "некоторые предпосылки, установки и партитуры, достаточно неясно написанные, чтобы не стеснять нашу моральную и творческую свободу и в то же время не давать вечных гарантий, которые человеку противопоказаны "3.

Панарин исходит из того, что цивилизации — многосоставное явление, в котором соседствуют разные религии и этносы. Существенно, что Панарин отвергает теорию Хантингтона о противостоянии цивилизаций по вероисповедному или этническому признаку. Известный политолог, не отвергая конфликтный потенциал различных религий и конфессий, указывает, что их историческая связь, в которой было место и диалогу, и

1 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 351.

2 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры. URL: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/1996/9/panarin.html

3 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 536.

конфликту, и создает уникальный облик цивилизации: так, взаимосвязь католичества и протестантизма определяет Запад, православия и ислама — Россию, буддизма и конфуцианства — Тихоокеанский регион4. То же самое касается и взаимосвязи этносов в цивилизациях, где межэтнические конфликты — показатели кризиса5. Но кризисы как цивилизационных скреп, так и цивилизационного самосознания (цивилизационная критика6) полезны для цивилизации, так как ведут к поиску новых видов синтеза7. Вообще "повальное" увлечение гуманитариев теорией Хантингтона слишком напоминает информационную ловушку по направлению мысли в ложную сторону. А сама "теория" — это скорее проект США по форматированию мира, чем футурологическая теория.

В любой цивилизации должны присутствовать и взаимодействовать три ветви власти: политическая, духовная, экономическая. Особое внимание Панарин уделяет духовной власти, указывая, что в мирные годы цивилизация держится именно ориентацией на идеал, терпит поражение прежде всего в духовной сфере, а в кризисный период цивилизация воссоздает себя благодаря усилению духовного измерения8. Насколько это провидчески — можно оценить на примере современной России.

Политолог особо отмечает, что необходима независимость духовной власти от политической. Когда политическая власть заставляет духовную служить своим целям и задачам, цивилизационный кризис неизбежен, как это произошло в царской России перед революцией9. Подлинная духовная власть — на стороне изгоев, а не на стороне сильных мира сего10.

Есть ли в цивилизационном развитии какой-то высший смысл? Панарин отвечает утвердительно, считая, что "осевой идеей мировой истории является универсализм — логика становления общечеловеческой цивилизации"11, но не в линейном, а в цикличном времени, когда возникшие цивилизационные синтезы "раскрепощают человеческую энергию, стимулируют созидательные процессы, способствуют повышению уровня мотивации ", потом они ветшают и сменяются другими, более масштабными и продуктивными12.

4 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 357.

5 Там же. С. 355.

6 Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 97.

7 Там же. С. 114.

8 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 73, 89, 49, 85-69.

9 Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 113.

10 Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002. С. 404.

11 ПанаринА.С. Вызов (геополитический пессимизм против цивилизационного оптимизма). URL: http://www.politology.vuzlib.net/book_o236_page_5.html

12 Там же.

В историческом мегавремени это проявляется через так называемую биполушарность: циклическую череду Востока и Запада. Сначала обще-цивилизационный эпицентр находился на Востоке (цивилизации Египта и Междуречья), потом он переместился на Запад (Древняя Греция и Рим), затем вновь вернулся на Восток (европейское Средневековье Па-нарин считает восточной парадигмой), затем вновь передвинулся на Запад (эпоха Нового времени). В нынешнюю эпоху вновь происходит реванш Востока13. Панарин отмечает, что Восток и Запад не абсолютно отличаются и не совершенно независимы друг от друга, а содержат одинаковые импульсы, "различаясь лишь соответствующими доминантами". Единство мировой истории видно и в том, что в каждой из этих фаз "соответствующая доминанта захватывает и противоположную сторону — в ней резко усиливаются позиции адептов «чужого» принципа"14.

Россия как цивилизация

У цивилизаций есть свойство географической локализации, но могут быть и государства-цивилизации. Панарин прямо называет Россию государством-цивилизацией15, точнее — православной цивилизацией,

Третьим Римом16. У этой цивилизации есть ряд особенностей.

Во-первых, для России характерно сложное взаимодействие между архетипами Кочевника (не привязанного к земле пассионария) и Пахаря (хранителя традиций). В победе над монголами-кочевниками Панарин видит связанную с православием доминанту смиренного Пахаря, который, как кроткие по евангельской заповеди, "наследует землю"17.

Во-вторых, для России характерно особое отношение к Космосу и к взаимосвязям людей в нем. Природа воспринимается как дар Неба, а не как мастерская для потребностей человека18. Тварный мир видится преображенным энергией Бога19, и разные его элементы взаимодействуют на основе синергийности — согласования, сопряженности разнокачественных начал20. Поэтому для России характерна взаимосвязь "космос—человек—социум", где космос как мироздание и воплощение божественных энергий первичен, человек — это его органическая и активная часть, и из таких частей созидается социум21. Отсюда и русская

13 Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 42—48.

14 Там же. С. 55.

15 ПанаринА.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С.146.

16 Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 107.

11ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 11, 249

18 Там же. С. 90.

19 Там же. С. 132.

20 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры/ URL: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/1996/9/panarin.html

21 ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 141, 143, 145.

соборность — свободное единство стремящихся ко спасению личностей, и этим оно сильно отличается от авторитарного коллективизма, навязанного сверху22.

Поэтому для России характерен примат духовных, а не национальных или прагматических связей между людьми: русские определяются скорее как духовная общность23. Власть духовная, самая основополагающая для цивилизации, также космоцентрична: человек ощущает призыв Бога через его энергии, которые, согласно учению св. Григория Паламы, пронизывают мир. Святой уходит из социума, стремясь ответить на этот призыв, и через какое-то время вокруг этого человека начинает строиться новый социум — духовная общность. Связь русских в единое государство тоже воспринимается как духовная связь: это не просто царство, а царство православное, которое строится не как могущественный Рим, а как Новый Иерусалим24. И оттого, что реальное государство не соответствует этому идеалу, для русских характерны недоверие к общественным институтам и перманентный бунт против сильного государства (Отца), который слишком стесняет свободу, вкупе с осуждением слабого государства, которое самим фактом своей слабости заключает союз с грехом25.

В-третьих, для России характерна западно-восточная гетерогенность. Как отмечает Панарин, "Россия — восточная страна по своей структуре, в ней преобладает не индивидно-номиналистическое, а соборное начало. Но в мотивационном отношении она приобщена к западному прометеизму, ее увлекают вселенские проекты фаустовской культуры. На Востоке ее воспринимают "полпредом" Запада, на Западе — носителем восточных начал. Эта неусыновленность России ни в одной из цивилизационных ниш делает ее существование рисковым, а историческую судьбу драматичной"26. Альтернатива между Западом ("западничество") и Востоком ("почвенничество") навязана, поскольку на самом деле предназначение русской цивилизации — находить равновесие между этими двумя полюсами27.

В-четвертых, поскольку Россия никогда не была этноцентричной и моногенной28, для нее характерна религиозная и этническая терпимость, связанная с приматом общей созидательной деятельности при уважении к этнической и религиозной специфике29.

22 Там же. С. 174.

23 Философия истории:Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 124.

24ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 286, 197.

25 Там же. С. 285, 218, 241.

26 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 56.

27 Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М.. 1995. С. 36.

28 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 6.

29 ПанаринА.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 140.

В-пятых, Россия всегда отличалась приматом особой ценностной мотивации, которую Панарин называет "ценностной пассионарностью"30.

Основной пафос этой мотивации заключается в милосердии и сострадании к человеческой слабости, который выражает любимый русским народом образ прощающей и принимающей всех Богоматери31, а исходя из этого — в принципиальной защите всех слабых и неустроен-ных32 и страстном требовании общественного равенства и общего слу-жения33.

В-шестых, Россия — не обособленный культурно-исторический тип, замкнутый на самом себе, а цивилизация, имеющая прямое отношение к общим для человечества историческим проблемам34. Для России всегда была характерна обращенность к целому миру и озабоченность его спасением, что лежит в основе христианства, в частности православия, которое, как подчеркивает Панарин, нельзя сводить только к этническому маркеру35. Россия всегда видела свою миссию в объединении человечества при сохранении цивилизационного многообразия культур, в православном глобализме времени (т.е. общих целей и задач на определенном временном промежутке), а не в глобализме пространства, которое предлагает западная цивилизация36.

У каждой цивилизации есть свои "слабые места" и изъяны, которые либо сложились исторически, либо появились относительно недавно. Россия не исключение. Среди давних исторических проблем российской цивилизации Панарин называет следующие.

Во-первых, в России так и не состоялся синтез лучших языческих (радость бытия) и христианских (аскеза) черт, что постоянно порождает то взрывы безудержной темной стихии, то чрезмерный аскетизм37.

Во-вторых, так и не состоялся синтез между национальной идеей и претензиями на влияние на мировую историю38, между универсальным и чисто этническим — отсюда и традиционный для русской культуры конфликт между западниками и славянофилами39, и конфликт между так называемым большим священным текстом (например, сочинениями Маркса) и малой народной культурой, которая все время сопротивляется попыткам ее переделать по отвлеченным универсальным прин-

30 Там же. С. 145.

31 ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 500.

32 ПанаринА.С. Политическое положение России: взгляд в будущее. М., 2003. С. 8.

33 Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиции. Учебное пособие. М., 2000. С. 283.

34 Там же. С. 210.

35 Там же. С. 292.

36 Там же. С. 20, 443.

37 Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 5—6.

38 Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999. С. 275.

39 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 10.

ципам40, и конфликт между инерционным народом, живущим национальными традициями, и пассионарной элитой — конструктивистами-мечтателями41. Любопытно, что Панарин, в целом критикуя советский период за отход от цивилизационного кода (см. ниже), отмечает, что в это время русский человек преодолел "доморощенность" и смог быть принят рядом представителей интеллектуальных элит как на Западе, так и на Востоке как носитель универсальной идеи равенства и свободы бедных42.

В-третьих, в российской цивилизации постоянно нагнетался разрыв между "верхами" и "низами" общества: первые приобщались к достижениям Запада и отходили от своей традиции, для вторых это приобщение выливалось в еще большее усугубление своего бесправия43.

К цивилизационным проблемам, порожденным в советское время, Панарин относит, во-первых, плагиаторский характер советского коммунизма, его списанность с западных образцов44. Соответственно и советский тоталитаризм, и тоталитарный коллективизм Панарин считает не порождением "азиатчины", а прямым результатом европейского Просвещения с его культом разума и прогресса45. Во-вторых, большевики нарушили изначальный космизм русского бытия, породив во многом идентичную Западу механистическую цивилизацию46. Отсюда и разрушение деревни большевиками, и разрушение цивилизационного сознания в городе, и устремленность ставшего экзистенциально "бездомным" советского человека "либо в европейский дом, либо в светлое будущее"47. В-третьих, как считает Панарин, большевики подменили всеобщее спасение классовым, сделав духовную идею России из универсалистской — по сути дела сектантской (спасение только для избранных), а спасение в Царстве Небесном — построением Царства Божьего на земле48.

К проблемам, порожденным современным пореформенным периодом, Панарин относит захват духовной власти в России зарубежной эли-той49 и неумелое заимствование достижений западной культуры без той аскезы, которая их породила50.

Несмотря на критическое состояние российской цивилизации,

40 Панарин А.С. Соблазн западничества и аскеза евразийства // Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. М., 1993. С. 8.

41 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 247.

42 Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006. С. 140.

43 Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 8.

44 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 109.

45 Там же. С. 50, 108.

46 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 105.

47 Там же. С. 300, 236.

48 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 114.

49 Там же. С. 97.

50 Панарин А.С. Соблазн западничества и аскеза евразийства // Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. М., 1993. С. 13.

Панарин оптимист: по его мнению, самая сильная ценностная мотивация приходит тогда, когда отдельный человек, общество или цивилизация находятся на дне51.

Политолог считает, что для возрождения России как цивилизации необходимы, во-первых, возрождение духовной власти52, когда церковь и государство53, церковь и культура54 строят гармоничные и взаимоуважительные отношения, во-вторых, не изоляция от Запада, а содержательный диалог с ним55, в-третьих, принципиальный отказ играть по правилам, навязываемым так называемым глобальным миром56.

Россия в диалоге цивилизаций

Прежде всего следует отметить, что Панарин считает, что взаимодействие цивилизаций отнюдь не сводится к конфликту, как писал Хантингтон, а "ведет к резкому усложнению траектории развития человечества"57. Таким образом, диалог и взаимодействие — естественный и нужный процесс.

Для того чтобы определить место России в этом диалоге, необходимо представлять, как выглядит нынешнее взаимодействие цивилизаций. Сейчас в этом диалоге стремится доминировать Запад, которому, как отмечает Панарин, больше, чем какой-либо цивилизации, свойственен провинциализм — самоуверенная убежденность, что цивилизация — это только Запад, что все его достижения — "общечело-вечны" (отсюда и стремление объединить мир на основе западных ценностей), и все страны и культуры, которые не вписываются в западные стереотипы, относятся к "варварским"58. При этом такое понимание существует на уровне политическом, т.е. на уровне принятия решений, а не на уровне культурологическом, т.е. на уровне интеллектуальном, где давно уже признано существование равноправных цивилизаций59.

Россия для Запада остается "священным изгоем"60. Впрочем, замечает Панарин, русская культура Серебряного века уже находила альтернативу западному мироустройству. Во-первых, деятели русской культуры ввели в научный дискурс космизм в противоположность "со-циоцентризму, отрывающему человека от природы и проповедующему

51 ПанаринА.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 152.

52 ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 269.

53 ПанаринА.С. Стратегическая нестабильность в XXI в. М., 2009. С. 565.

54 ПанаринА.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995. С. 237.

55 Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 99.

56 ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 538.

57 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 42—48.

58 Там же. С. 87.

59 ПанаринА.С. Политология: Учебное пособие. М., 2003. С. 175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 ПанаринА.С. Россия в цивилизационном процессе. М.. 1995. С. 27.

независимость социума от космоса. При этом русский космизм отличается от восточных мировоззренческих постулатов, отводящих человеку роль песчинки мироздания и обрекающих его на пассивность, утверждением человека как активного полноценного соработника". Во-вторых, концепция всеединства избегла как крайностей принципиальной мозаичности мира, так и тотального "экологического нигилизма технической цивилизации". В-третьих, русская культура создала "своеобразный натурфилософский органицизм. Если для классической западной науки универсальной моделью мира и источником исследовательских установок является неживая природа, то у нас доминирующим оказывается теллургический образ живой матери-Земли и живого Космоса". Все эти процессы были прерваны большевистской революцией, вновь повернувшей Россию на путь подражательства61.

СССР воспринимался большей частью западной и российской интеллигенции как главное препятствие подлинной цивилизации. Во-первых, за свой "сектантский" (см. выше) настрой в противоположность христианскому универсализму, во-вторых, за свою секулярную идеологичность и милитаризм, в-третьих, за стихию "революционного скифства"62. Однако СССР рухнул, а отношение к России лучше не стало. Ей позволяют быть просто "этнической диковиной", а не государством-цивилизацией. Панарин замечает: "...То, в чем нам по-настоящему отказывают сегодня, — это наличие особой цивилизационной идентичности. Нашу специфику пытаются подать в сугубо отрицательных терминах — как традиционализм, отсталость, нецивилизованность"63.

Что приобрела Россия в своей попытке стать "цивилизованной" по-западному? Панарин замечает, что Россия одинока как никогда: ее не приняли на Западе, потому что она так и не стала богатой, ее отвергли на Востоке, потому что она предала бедных64. Что касается собственно Востока, то из-за цивилизационного проигрыша в России архаизируется евразийское пространство65, а перед лицом крепнущего Китая российская цивилизация идеологически безоружна66.

Отрицая другие цивилизации и культуры, Запад никак не оправдывает своих претензий быть нравственным гегемоном человечества. Им утрачиваются обретенная христианством ценность труда, нематериальные ценности67, изживает себя попытка "прометеева человека"

61 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры. URL: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/1996/9/panarin.html

62 Панарин А. С. Вызов (геополитический пессимизм против цивилизационного оптимизма). URL: http://www.politology.vuzlib.net/book_o236_page_5.html.

63 http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=179

64 Панарин А.С. Политическое положение России: взгляд в будущее. М., 2003. С. 10.

65 Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М.. 1995. С. 239.

66 Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002. С. 125.

67 Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 35, 37.

покорить мир68, и следовательно — угасание пассионарной энергии69. Налицо широкомасштабный цивилизационный кризис, который может привести к новому "осевому времени"70. Возникает закономерный вопрос: кто будет агентом этих перемен? Запад больше не в состоянии порождать новые идеологии71, стало быть, дело за другими цивилизациями. Панарин отмечает, что при всей критике западной цивилизации не следует забывать об общецивилизационной ценности ряда его достижений, которые, однако, следует не слепо копировать, а воспринимать в процессе диалоге культур72, как это делают Китай и Япония73.

С точки зрения Панарина, агентами альтернативной Западу траектории развития могут служить принципы буддийской и конфуциан-ско-даосистской культур (Индия, Япония, Китай), которые уравнивают элементы живого мира, не допуская потребительского и насильственного к ним отношения со стороны человека, и указывают на воздержание от произвольных действий в отношении космического порядка. Достойной альтернативой Западу выглядят также африканская и латиноамериканская цивилизации, которые прагматичному западному демиургу противопоставляют деятельность художника-творца74.

Поэтому, как отмечает Панарин, Западу жизненно необходим диалог с Востоком. Более того, с 1950-х гг. такой диалог активно ведется на уровне увлеченности восточными религиями и незападными тради-циями75. При этом не все участники диалога могут реально вывести мир из кризиса: по мнению Панарина, Япония играет по правилам западного мира, а Китай — слишком закрытая и самодостаточная циви-лизация76.

Политолог замечает, что в мире не осталось иных пассионарных сил планетарного масштаба, кроме мессианизма русских и евреев77. Эти два

народа связывают особые отношения, поскольку, по мнению Пана-рина, именно евреи и русские воплощают общечеловеческое изгнанничество в мире: евреи — изгнанники в пространстве, русские — во времени. И те и другие считаются "другими" народами и цивилизациями,

68 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры. URL: http://magazines.russ.rn/ novyi_mi/1996/9/panarin.html.

69 Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 40.

70 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры. URL: http://magazines.russ.ru /novyi_mi/1996/9/panarin.html

71 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 375.

72ПанаринА.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 22.

73 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 353.

74 Там же. С.53-54.

75 Там же. С. 41, 103.

76 ПанаринА.С. Правда железного занавеса. М., 2006. С. 193.

77 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 148-149.

бунтовщиками и смутьянами. Однако, если мессианизм евреев — хи-лиастический, предполагающий построение Царства Божьего на земле здесь и сейчас, то мессианизм русских — эсхатологический, отодвигающий земные перспективы для служения подлинному и вечному78, и поэтому именно русская пассионарность может реально вывести мир из кризиса, не повергнув его в бездну очередной утопии.

Кроме того, как отмечает Панарин, "циклы российской истории — то же чередование западно-восточных фаз, только, в отличие от цивилизаций Востока, это чередование является внутренней судьбой России, продуцируясь изнутри". Россия в силу этих особенностей — "центральное место планеты не только в геополитическом смысле, но и в историософском".

Именно Россия, в силу гетерогенности своей структуры, в кризисные моменты "берет на себя задачу сращивания разошедшихся мировых структур. В ней, таким образом, заложен механизм восстановления единства мировой истории"79. В связи с этим политолог предостерегает от двух крайностей, свойственных многим "почвенникам": от тотального отвержения Запада80 и от попытки построить православную теократию, отвергнув народы исламской культуры81, потому что тогда Россия станет изоляционистским государством, а не всемирно значимой цивилизацией.

Россия может с одинаковым правом говорить как с буддийским Востоком и мусульманским Югом потому, что сходна с ними по своему мироощущению82, так и с Западом, поскольку напоминает ему об отвергнутом им греческо-византийском ядре и, не отвергая западную рациональность, наполняет ее ценностным содержанием83.

Россия может достичь этих целей, участвуя как в проекте "Средняя Европа", объединяющем восточно- и южнославянские народы, так и в славяно-тюркском синтезе84. Как отмечает Панарин, необходимо, чтобы Россия была центром не только славянской, но и мусульманской пись-менности85. Что касается Средней Азии, то ее можно интегрировать так же, как Россия интегрировала Финляндию (сохранение независимости во всем, кроме внешней политики) или как Китай — Тайвань (одно государство — две разные экономические и политические системы)86.

78 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 447.

79 Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М., 1999. С. 56.

80 Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006. С. 291.

81 Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 116, 118.

82 Панарин А.С. Политология. Учебное пособие. М., 2003. С. 186.

83 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 482, 502.

84 Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996. С. 116, 118.

85 Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М, 1995. С. 252.

86 Панарин А.С. Реванш истории. Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 2005. С. 406.

Достижение же общецивилизационного ценностного единства, по мнению Панарина, будет реваншем не Востока или России, а истории в целом87.

* * *

Идеи и концептуальные теоретические представления А.С.Пана-рина выдвигают ученого в ряд выдающихся мыслителей мира. Проверяет эти идеи история. Александр Сергеевич ушел уже несколько лет назад, но даже эти годы только ярче высветили его талант и провидческий ум, подтверждая выдвинутые им теоретические проекты и модели развития мира.

Если теория верна, то со временем ее позиции будут только укрепляться. Думаю, что творческая судьба А.С.Панарина далеко не закончилась, а только начинается в поколениях его учеников, его последователей, в течении научной мысли, мощным генератором которой он был и остается для всех нас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим"? Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.

2. Панарин А.С. Вызов (геополитический пессимизм против цивилизацион-ного оптимизма). URL: http://www.politology.vuzlib.net/book_o236_page_5.html.

3. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002.

4. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002.

5. Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006.

6. Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры. URL: http://ma-gazines .russ.ru/novyi_mi/1996/9/panarin.html

7. Панарин А.С. Политическое положение России: взгляд в будущее. М., 2003.

8. Панарин А.С. Политология: Учебное пособие. М., 2003.

9. Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиции: Учебное пособие. М., 2000.

10. Панарин А.С. Правда железного занавеса. М., 2006.

11. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003.

12. Панарин А.С. Реванш истории. Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 2005.

13. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995.

14. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999.

15. Панарин А.С. Соблазн западничества и аскеза евразийства // Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. М., 1993.

16. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI в. М, 2009.

17. Философия истории: Учебное пособие / Под ред. А.С. Панарина. М., 1999.

87 Там же. С. 414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.