Махкамова Ш.Ю.
руководитель проекта Института социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан
зарубежный опыт определения среднего
класса
Углубление процессов реформирования национальной экономики и укрепление устойчивого экономического развития является важной задачей на современном этапе развития Республики Узбекистан. Одной из важных предпосылок для решения вышеуказанной стратегической цели является формирование и развитие среднего класса. Эффективное решение данной задачи можно рассматривать в качестве важной предпосылки для оценки эффективности реформ, которая указывает на устойчивость всей системы экономических, социальных и политических институтов.
Один из основателей германского экономического чуда Л. Эрхард писал: «Я не могу себе представить средние классы населения иначе, как слой населения, заключающий в себе или стремящийся объединить людей, которые из чувства собственной ответственности и на основе собственной трудовой деятельности хотят обеспечить свое существование. Качества, которые должны составлять высшую ценность для средних классов: чувство личной ответственности за свою судьбу, независимое существование, решимость обеспечить себе существование собственной трудовой деятельностью и желание самоутверждения в свободном обществе, в свободном мире»1. Как подчеркнул глава нашей страны И. Каримов, формирование среднего класса собственников станет основой и опорой общественно-политической жизни страны2.
1Эрхард Л., Благосостояние для всех/Л. Эрхард. - М.: Начала-Пресс, 1991. - С.348.
2Каримов И.А. «Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества». Доклад на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан.
Нужно подчеркнуть, что с учетом мирового финансового кризиса в большинстве стран мира развитие и укрепление среднего класса рассматривается как одно из важных мер обеспечения социальной стабильности и устойчивого развития. В этой связи, анализ и обобщение зарубежного опыта представляет определенный практический интерес для развития и укрепления среднего класса в Узбекистане.
В США устойчиво присутствует трехуровневая система модели классов: богатые, средний класс и бедные. При этом принадлежность индивида или группы людей какому-либо классу определяется по таким критериям как богатство, ежегодный доход, уровень образования, вид занятости, принадлежность к определенной субкультуре.
Ведущие американские ученые (Д. Гилберт, У. Томпсон, Дж. Хикки и Дж. Хенслин и др.) предложили трехуровневую модель среднего класса. Это верхний средний класс (upper middle), состоящий из высоко образованных топ менеджеров компаний, средний средний класс (middle middle), состоящий из т.н. белых воротничков, с образованием на
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
уровне колледжа и работающих в промышленности, низкий средний класс (low middle), состоящий из т.н. синих воротничков1.
Согласно оценки американских социологов, верхний средний класс включает в себя около 23 миллион семей - 55 миллион человек, 20% населения страны. Потребительскую модель этой группе чаще всего диктует окружение: корпоративные стандарты, соседи, клубы, СМИ. Жилищные условия этой группы являются достаточно благоприятными.
В эту категорию входят профессионалы с высшим образованием, имеющие степень МВА, кандидаты и доктора наук, врачи, инженеры, юристы, банкиры высшего и среднего звена, руководители компаний, директора школ, преподаватели вузов, ученые, осуществляющие свои исследования по грантам, фармацевты, пилоты, высшие гражданские и военнослужащие, архитекторы, известные художники, писатели, поэты, музыканты.
Представители среднего среднего класса включают 29 миллион семей - 69 миллион человек. Имеют доходы от 50 до 100 тысяч долларов в год на семью или 1,75-3,5 тысяч долларов в месяц на человека. В США понятия «средний класс» и «статистическая середина по доходу» практически совпадают.
Нижний средний класс включает 20% населения. Семьи получают доход в интервале 32,5-50 тысяч долларов США в год. Уровень жизни и получаемые доходы напрямую зависят от штата проживания, состава семьи, жилищных условий. Имеют квартиры площадью менее 100 кв. м. или дома в 100-150 кв. м. Доходы представителей этого сегмента не позволяют рассчитывать на ипотеку.
Данная категория включает низкооплачиваемых государственных и муниципальных служащих, полицейских, пожарных, учителей начальных школ, бухгалтеров, медицинских сестер, работников супермаркетов, сотрудников духовенства, владельцев предприятий
1См. Сайт: Wikipedia Foundation, Inc (USA). http:// en.wikipedia.org/wiki/Social_class
и учреждений малого бизнеса2. Лица данной категории имеют образование на уровне бакалавра.
В целом, по вышеуказанным показателям, на сегодняшний день численность среднего класса в США составляет 180 миллион человек (65% населения), 75 миллион семей.
В США доход является одним из наиболее характерных особенностей социального класса, однако он не является единственной из его причин.
Не менее важным критерием отнесения индивида или группы людей к среднему классу является уровень образования. На рынке труда США наличие высшего образования требуется для большинства профессий.
В странах BRIC3 (Бразилия, Россия, Индия, Китай) также уделяется внимание укреплению и развитию среднего класса собственников.
Оценивая перспективы стремительно развивающейся экономики Бразилии, эксперты прогнозируют, что к 2050г. она войдет в пятерку наиболее развитых стран мира4. В этой связи отмечается, что данный прогноз учитывает факторы, способствующие быстрому росту среднего класса собственников. В стране с населением 188 миллион человек и девятой в мире по уровню потребления сейчас стремительно формируется средний класс. Сейчас 52% бразильцев (около 97 миллион) является средним классом. Стратегической целью страны является обеспечение роста к 2014г. доли среднего класса собственников до 60%5.
2Archer, Louise et al., «Higher Education and Social Class: Issues of Exclusion and Inclusion» (RoutledgeFalmer, 2003) ( ISBN 0-4152-7644-6 ); Aronowitz, Stanley, «How Class Works: Power and Social Movement» , Yale, University Press, 2003. ISBN 0300105045; Barbrook, Richard (2006), «The Class of the New», London: OpenMute ISBN 0-9550664-7-6.
3Аббревиатурой BRIC принято объединять Бразилию, Россию, Индию и Китай - четверку стран, лидирующих по темпам экономического роста.
4Источник: http://www.homesoverseas.ru/issue/18/6/ Latinskoe_trio
5См.: Сампера М., Соуза-Круз Валерия, «Бразилия: это будущее», Бразильский электронный информационно-аналитический бюллетень «http://www.as-coa.org/ article» от 18.05.2010 г.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
Нужно подчеркнуть, в Бразилии предпосылки для развития и укрепления среднего класса были связаны с резким экономическим подъемом с конца 1960-х и начала 1970-х гг. При этом состав среднего класса стал расти. Если в указанные периоды средний класс состоял преимущественно из числа представителей средних ремесленников, лавочников, средних и мелких фермеров, то в настоящий момент состав среднего класса расширяется за счет служащих фирм и корпораций, высокообразованных технических специалистов, учителей ВУЗов и коммерческих колледжей, продавцов крупных торговых точек, государственных служащих и высококвалифицированных рабочих. При этом на учет берется владение имуществом и навыками, а также современными знаниями и общественная мобильность1.
В «Государственной стратегии экономической безопасности России» в разделе II отмечается, что увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей, ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.
С учетом результатов исследований института социологии РАН, ожидается, что к концу 2010 г. будут созданы необходимые предпосылки для формирования в России среднего класса2. На основе доходов этой категории населения будет формироваться основной потребительский спрос населения, определяющий темпы промышленного производства, развития сферы услуг и других отраслей экономики. Среди основных критериев отнесения российских граждан к среднему классу выделяются уровень доходов человека, наличие собственности и сбережений, его профессионально-квалификационные харак-
1Рапопорт Н., Сэл Дж. «Социальные классы Бразилии», Библиотека Конгресса США. Сайт: http://countrystudies. us/brazil
2Информационно-аналитический бюллетень №5 от 2008 г. Института социологии РАН. Сайт: www.isras.ru
теристики, участие в формировании гражданского общества.
Большинство российских ученых и экспертов при определении представителей среднего класса используют трех уровневую методику (верхний средний класс, средний класс, низкий средний класс), отработанную в США.
Верхний средний класс составляет 5% населения страны (около 7,5 миллион человек или 2,7 миллион семей). Доходы данного сегмента составляют в год от 33 до 80 тысяч долларов США для домохозяйства или 1 - 2,5 тысяч долларов в месяц на члена семьи. Жилищные условия данной группы являются приемлемыми. Уровень образования представителей этого сегмента очень высок.
Средний средний класс включает семьи с доходом от 500 до 1000 долларов США в месяц на члена семьи, или 16-32 тысяч долларов в год на всю семью. Этот сегмент составляет менее 20% семей, 10 миллион домохо-зяйств. Жилищные условия представителей данного сегмента нормальные.
Доходы нижнего среднего класса составляют приблизительно в эквиваленте 300-500 долларов США в месяц на одного члена семьи или 10-15 тысяч долларов США в год на всю семью. Это примерно 10 миллион семей. Жилищные условия данной группы можно назвать удовлетворительными3. Согласно данным известной аудиторской компании «Merrill Lynch» в структуре российского среднего класса 54% составляют лица, работающие на государство. У 69% представителей этого сегмента имеется вузовский диплом4. В рамках инновационного сценария развития экономики России доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов,
3Данные полученные по результатам социологического обследования, проведенного маркетинговой компанией «Комкон» совместно с журналом «Эксперт». Источник: http://www.expert.ru
4Источник: The Merrill Lynch & Co., Inc. group of companies. См: http://www.ml.com/index, Березин И, «Средний класс как проводник» инновационных процессов общества», www.marketologi.ru/.../middle_crysis. html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
а также имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) будет повышаться с 30% населения в 2010 году до 50-52% в 2020 году.
Как отмечают ученые, формирование массового среднего класса в России изменит структуру потребления. Так, расходы на оплату услуг медицины и образования в структуре конечного потребления в долгосрочной перспективе будут приближаться к европейскому уровню, их доля увеличится к 2020 году до 3,3% с 2,9% в 2007 году. Для сравнения, в Великобритании они составляют 3%, во Франции - 4,1%, в Германии - 5,2%.
В Индии по данным экспертов к 2025 году ожидается 12 кратное увеличение размеров среднего класса, с 50 миллион человек на сегодняшний день до 583 миллион человек (около 41% населения)1. При этом бурный рост среднего класса будет сопровождаться ростом потребительского рынка, который в суммарном выражении будет составлять около 1,5 триллион долларов США. По данному показателю Индия займет 5 место в мире2.
По критерию наличия имущества, количество среднего класса в Индии составляет 30% населения3. В Индии на сегодняшний день отсутствует единая методология выделения, определения потенциала и поведенческой стратегии среднего класса. Такая ситуация возникает из-за стремления некоторых ученых и экспертов преумножить результаты роста макроэкономических показателей Индии и не учитывать важные проблемы населения, особенно в сельских районах, связанные с безработицей, отсутствием должного образовательного уровня, медицинской страховки и т.д.
1Beinhocker E., Farell D., Zainuldhai A. Tracking the growth of India s middle class // The McKinsey Quarterly. August 2007 (http:// www.mcki-nseyquaterly.com.
2Сингх Авантика, «Рост среднего класса в Индии, последствия развития туризма», 01.01.2009 г. Информационно-аналитический сайт http://www.hvs. com/article
3Upadhyay Ashoak, «Миф об индийском среднем классе». The Hindu 2010 08 30.
По мнению индийских экспертов, в целом в Индии к среднему классу можно отнести следующих: 1. Мелкие собственники, которые в значительной степени имеют собственные средства производства, средние фермеры, купцы, торговцы крупных торговых точек, владельцы малых предприятий; 2. Технические специалисты с высоким образовательным уровнем, менеджеры и высококвалифицированные рабочие крупных частных предприятий, большинство работников государственного сектора4.
В КНР проводится политика по устойчивому формированию среднего класса. Согласно исследованиям института социологии Китайской академии общественных наук, нынешний масштаб среднего класса в Китае составляет около 23% (305,9 миллион человек) от общей численности населения. Китайские ученые определили наличие шести важных критериев для идентификации среднего класса: 1) вид работы - интеллектуальный труд в безопасной и чистой окружающей среде; 2) умение говорить, вносить предложения и управлять; 3) наличие доходов (не менее 25-30 тысяч юаней на человек в год) и привилегий, наследственные активы; 4) наличие навыков, высокой профессиональной подготовленности и опыта, образования выше начального уровня; 5) должный образ жизни и устойчивые привычки потребления; 6) моральное и гражданское сознание5.
Подчеркивается, что в связи с возросшей социальной стратификацией, структурные изменения социальных слоев китайского общества проявляют некоторую неопределенность и сложность6. В частности, подчеркивается, что в стране имеется потенциал развития социальных конфликтов, связанных с:
4Басу Дипанкар, Департамент экономики, Университет Массачусетса, «Анализ классов в Индии: записка о промышленной буржуазии и среднем классе, аналитический журнал «Sanhati» (India) от 24.01.2009 г. Сайт http://sanhati.com/excerpted
5Lu, X (ed.). 2002. Research Report on Contemporary China's Social Stratification , Beijing. P.252-253.
6«Средний класс в КНР составляет 23% населения». Газета «Женьминь жибао» от 02.02.2010 г.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013
региональными диспропорциями, обусловленными с неравномерностью роста; - усилением разрыва в доходах между сельским и городским населением: на него приходится от 26% до 40% общего уровня неравенства, что является самым большим показателем в мире.
В докладе Азиатского банка развития «Ключевые индикаторы для стран Азии и Тихого океана на 2010 г.» (Key Indicators for Asia
and the Pacific 2010), определены пороги для обозначения среднего класса. В частности, определены уровень ежедневного потребления на душу населения для верхнего среднего класса в размере от 10-20 долларов США, среднего среднего класса до 4-10 долларов США и нижнего среднего класса от 2 до 4 долларов США1. По этой методике страны могут внести свои коррективы и уточнения.
Литературы:
1. Каримов И.А. «Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества». Доклад на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан.
2. Эрхард Л., Благосостояние для всех/Л. Эркард. — М.: Начала-Пресс, 1991, С.348.
3. Archer, Louise et al., «Higher Education and Social Class: Issues of Exclusion and Inclusion» (RoutledgeFalmer, 2003) ( ISBN 0-4152-7644-6 ); Aronowitz, Stanley , «How Class Works: Power and Social Movement» , Yale, University Press, 2003. ISBN 0300105045; Barbrook, Richard (2006), «The Class of the New», London: OpenMute ISBN 0-95506647-6.
4. Lu , X (ed.). 2002. Research Report on Contemporary China's Social Stratification , Beijing. P.252-253.
5. «Средний класс в КНР составляет 23% населения». Газета «Женьминь жибао» от 02.02.2010 г.
6. http://countrystudies.us/brazil Рапопорт Н., Сэл Дж. «Социальные классы Бразилии», Библиотека Конгресса США.
7. http://en.wikipedia.org/wiki/Social_class
8. http://www.expert.ru Данные полученные по результатам социологического обследования, проведенного маркетинговой компанией «Комкон» совместно с журналом « «Эксперт».
9. http://www.ml.com/index, Березин И, «Средний класс как проводник» инновационных процессов общества», The Merrill Lynch & Co., Inc. group of companies.
10. http://www.as-coa.org/article» от 18.05.2010 г. Сампера М, Соуза-Круз Валерия, «Бразилия: это будущее», Бразильский электронный информационно-аналитический бюллетень
11. http:// www.mcki-nseyquaterly.com. Beinhocker E., Farell D., Zainuldhai A. Tracking the growth of India s middle class // The McKinsey Quarterly. August 2007
12. http://www.hvs.com/article Сингх Авантика, «Рост среднего класса в Индии, последствия развития туризма», 01.01.2009г. Информационно-аналитический сайт
13. http://sanhati.com/excerpted Басу Дипанкар, Департамент экономики, Университет Массачусетса, «Анализ классов в Индии: записка о промышленной буржуазии и среднем классе, аналитический журнал «Sanhati» (India) от 24.01.2009 г.
14. Сайт: www.isras.ru Информационно-аналитический бюллетень №5 от 2008 г. Института социологии РАН
15. www.adb.org/Documents/Books/Key_Indicators/2010/Country. Asian Development Bank
1См. Asian Development Bank: www.adb.org/Documents/ Books/Key_ Indicators/2010/ Country.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013