Научная статья на тему 'Аҳоли ўрта синфини аниқлашнинг чет Эл тажрибаси'

Аҳоли ўрта синфини аниқлашнинг чет Эл тажрибаси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махкамова Ш. Й.

Мақолада аҳолининг ўрта синфини аниқлаш мезонлари ва уларни алоҳида мамлакат шароитида қўллаш масалалари кўриб чиқилади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF MIDDLE CLASS DEFINITION

In article criteria of definition of middle class in foreign countries and possibility of their application in the conditions of the separate countries are considered.

Текст научной работы на тему «Аҳоли ўрта синфини аниқлашнинг чет Эл тажрибаси»

Махкамова Ш.Ю.

руководитель проекта Института социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан

зарубежный опыт определения среднего

класса

Углубление процессов реформирования национальной экономики и укрепление устойчивого экономического развития является важной задачей на современном этапе развития Республики Узбекистан. Одной из важных предпосылок для решения вышеуказанной стратегической цели является формирование и развитие среднего класса. Эффективное решение данной задачи можно рассматривать в качестве важной предпосылки для оценки эффективности реформ, которая указывает на устойчивость всей системы экономических, социальных и политических институтов.

Один из основателей германского экономического чуда Л. Эрхард писал: «Я не могу себе представить средние классы населения иначе, как слой населения, заключающий в себе или стремящийся объединить людей, которые из чувства собственной ответственности и на основе собственной трудовой деятельности хотят обеспечить свое существование. Качества, которые должны составлять высшую ценность для средних классов: чувство личной ответственности за свою судьбу, независимое существование, решимость обеспечить себе существование собственной трудовой деятельностью и желание самоутверждения в свободном обществе, в свободном мире»1. Как подчеркнул глава нашей страны И. Каримов, формирование среднего класса собственников станет основой и опорой общественно-политической жизни страны2.

1Эрхард Л., Благосостояние для всех/Л. Эрхард. - М.: Начала-Пресс, 1991. - С.348.

2Каримов И.А. «Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества». Доклад на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан.

Нужно подчеркнуть, что с учетом мирового финансового кризиса в большинстве стран мира развитие и укрепление среднего класса рассматривается как одно из важных мер обеспечения социальной стабильности и устойчивого развития. В этой связи, анализ и обобщение зарубежного опыта представляет определенный практический интерес для развития и укрепления среднего класса в Узбекистане.

В США устойчиво присутствует трехуровневая система модели классов: богатые, средний класс и бедные. При этом принадлежность индивида или группы людей какому-либо классу определяется по таким критериям как богатство, ежегодный доход, уровень образования, вид занятости, принадлежность к определенной субкультуре.

Ведущие американские ученые (Д. Гилберт, У. Томпсон, Дж. Хикки и Дж. Хенслин и др.) предложили трехуровневую модель среднего класса. Это верхний средний класс (upper middle), состоящий из высоко образованных топ менеджеров компаний, средний средний класс (middle middle), состоящий из т.н. белых воротничков, с образованием на

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013

уровне колледжа и работающих в промышленности, низкий средний класс (low middle), состоящий из т.н. синих воротничков1.

Согласно оценки американских социологов, верхний средний класс включает в себя около 23 миллион семей - 55 миллион человек, 20% населения страны. Потребительскую модель этой группе чаще всего диктует окружение: корпоративные стандарты, соседи, клубы, СМИ. Жилищные условия этой группы являются достаточно благоприятными.

В эту категорию входят профессионалы с высшим образованием, имеющие степень МВА, кандидаты и доктора наук, врачи, инженеры, юристы, банкиры высшего и среднего звена, руководители компаний, директора школ, преподаватели вузов, ученые, осуществляющие свои исследования по грантам, фармацевты, пилоты, высшие гражданские и военнослужащие, архитекторы, известные художники, писатели, поэты, музыканты.

Представители среднего среднего класса включают 29 миллион семей - 69 миллион человек. Имеют доходы от 50 до 100 тысяч долларов в год на семью или 1,75-3,5 тысяч долларов в месяц на человека. В США понятия «средний класс» и «статистическая середина по доходу» практически совпадают.

Нижний средний класс включает 20% населения. Семьи получают доход в интервале 32,5-50 тысяч долларов США в год. Уровень жизни и получаемые доходы напрямую зависят от штата проживания, состава семьи, жилищных условий. Имеют квартиры площадью менее 100 кв. м. или дома в 100-150 кв. м. Доходы представителей этого сегмента не позволяют рассчитывать на ипотеку.

Данная категория включает низкооплачиваемых государственных и муниципальных служащих, полицейских, пожарных, учителей начальных школ, бухгалтеров, медицинских сестер, работников супермаркетов, сотрудников духовенства, владельцев предприятий

1См. Сайт: Wikipedia Foundation, Inc (USA). http:// en.wikipedia.org/wiki/Social_class

и учреждений малого бизнеса2. Лица данной категории имеют образование на уровне бакалавра.

В целом, по вышеуказанным показателям, на сегодняшний день численность среднего класса в США составляет 180 миллион человек (65% населения), 75 миллион семей.

В США доход является одним из наиболее характерных особенностей социального класса, однако он не является единственной из его причин.

Не менее важным критерием отнесения индивида или группы людей к среднему классу является уровень образования. На рынке труда США наличие высшего образования требуется для большинства профессий.

В странах BRIC3 (Бразилия, Россия, Индия, Китай) также уделяется внимание укреплению и развитию среднего класса собственников.

Оценивая перспективы стремительно развивающейся экономики Бразилии, эксперты прогнозируют, что к 2050г. она войдет в пятерку наиболее развитых стран мира4. В этой связи отмечается, что данный прогноз учитывает факторы, способствующие быстрому росту среднего класса собственников. В стране с населением 188 миллион человек и девятой в мире по уровню потребления сейчас стремительно формируется средний класс. Сейчас 52% бразильцев (около 97 миллион) является средним классом. Стратегической целью страны является обеспечение роста к 2014г. доли среднего класса собственников до 60%5.

2Archer, Louise et al., «Higher Education and Social Class: Issues of Exclusion and Inclusion» (RoutledgeFalmer, 2003) ( ISBN 0-4152-7644-6 ); Aronowitz, Stanley, «How Class Works: Power and Social Movement» , Yale, University Press, 2003. ISBN 0300105045; Barbrook, Richard (2006), «The Class of the New», London: OpenMute ISBN 0-9550664-7-6.

3Аббревиатурой BRIC принято объединять Бразилию, Россию, Индию и Китай - четверку стран, лидирующих по темпам экономического роста.

4Источник: http://www.homesoverseas.ru/issue/18/6/ Latinskoe_trio

5См.: Сампера М., Соуза-Круз Валерия, «Бразилия: это будущее», Бразильский электронный информационно-аналитический бюллетень «http://www.as-coa.org/ article» от 18.05.2010 г.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013

Нужно подчеркнуть, в Бразилии предпосылки для развития и укрепления среднего класса были связаны с резким экономическим подъемом с конца 1960-х и начала 1970-х гг. При этом состав среднего класса стал расти. Если в указанные периоды средний класс состоял преимущественно из числа представителей средних ремесленников, лавочников, средних и мелких фермеров, то в настоящий момент состав среднего класса расширяется за счет служащих фирм и корпораций, высокообразованных технических специалистов, учителей ВУЗов и коммерческих колледжей, продавцов крупных торговых точек, государственных служащих и высококвалифицированных рабочих. При этом на учет берется владение имуществом и навыками, а также современными знаниями и общественная мобильность1.

В «Государственной стратегии экономической безопасности России» в разделе II отмечается, что увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей, ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

С учетом результатов исследований института социологии РАН, ожидается, что к концу 2010 г. будут созданы необходимые предпосылки для формирования в России среднего класса2. На основе доходов этой категории населения будет формироваться основной потребительский спрос населения, определяющий темпы промышленного производства, развития сферы услуг и других отраслей экономики. Среди основных критериев отнесения российских граждан к среднему классу выделяются уровень доходов человека, наличие собственности и сбережений, его профессионально-квалификационные харак-

1Рапопорт Н., Сэл Дж. «Социальные классы Бразилии», Библиотека Конгресса США. Сайт: http://countrystudies. us/brazil

2Информационно-аналитический бюллетень №5 от 2008 г. Института социологии РАН. Сайт: www.isras.ru

теристики, участие в формировании гражданского общества.

Большинство российских ученых и экспертов при определении представителей среднего класса используют трех уровневую методику (верхний средний класс, средний класс, низкий средний класс), отработанную в США.

Верхний средний класс составляет 5% населения страны (около 7,5 миллион человек или 2,7 миллион семей). Доходы данного сегмента составляют в год от 33 до 80 тысяч долларов США для домохозяйства или 1 - 2,5 тысяч долларов в месяц на члена семьи. Жилищные условия данной группы являются приемлемыми. Уровень образования представителей этого сегмента очень высок.

Средний средний класс включает семьи с доходом от 500 до 1000 долларов США в месяц на члена семьи, или 16-32 тысяч долларов в год на всю семью. Этот сегмент составляет менее 20% семей, 10 миллион домохо-зяйств. Жилищные условия представителей данного сегмента нормальные.

Доходы нижнего среднего класса составляют приблизительно в эквиваленте 300-500 долларов США в месяц на одного члена семьи или 10-15 тысяч долларов США в год на всю семью. Это примерно 10 миллион семей. Жилищные условия данной группы можно назвать удовлетворительными3. Согласно данным известной аудиторской компании «Merrill Lynch» в структуре российского среднего класса 54% составляют лица, работающие на государство. У 69% представителей этого сегмента имеется вузовский диплом4. В рамках инновационного сценария развития экономики России доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов,

3Данные полученные по результатам социологического обследования, проведенного маркетинговой компанией «Комкон» совместно с журналом «Эксперт». Источник: http://www.expert.ru

4Источник: The Merrill Lynch & Co., Inc. group of companies. См: http://www.ml.com/index, Березин И, «Средний класс как проводник» инновационных процессов общества», www.marketologi.ru/.../middle_crysis. html

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013

а также имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) будет повышаться с 30% населения в 2010 году до 50-52% в 2020 году.

Как отмечают ученые, формирование массового среднего класса в России изменит структуру потребления. Так, расходы на оплату услуг медицины и образования в структуре конечного потребления в долгосрочной перспективе будут приближаться к европейскому уровню, их доля увеличится к 2020 году до 3,3% с 2,9% в 2007 году. Для сравнения, в Великобритании они составляют 3%, во Франции - 4,1%, в Германии - 5,2%.

В Индии по данным экспертов к 2025 году ожидается 12 кратное увеличение размеров среднего класса, с 50 миллион человек на сегодняшний день до 583 миллион человек (около 41% населения)1. При этом бурный рост среднего класса будет сопровождаться ростом потребительского рынка, который в суммарном выражении будет составлять около 1,5 триллион долларов США. По данному показателю Индия займет 5 место в мире2.

По критерию наличия имущества, количество среднего класса в Индии составляет 30% населения3. В Индии на сегодняшний день отсутствует единая методология выделения, определения потенциала и поведенческой стратегии среднего класса. Такая ситуация возникает из-за стремления некоторых ученых и экспертов преумножить результаты роста макроэкономических показателей Индии и не учитывать важные проблемы населения, особенно в сельских районах, связанные с безработицей, отсутствием должного образовательного уровня, медицинской страховки и т.д.

1Beinhocker E., Farell D., Zainuldhai A. Tracking the growth of India s middle class // The McKinsey Quarterly. August 2007 (http:// www.mcki-nseyquaterly.com.

2Сингх Авантика, «Рост среднего класса в Индии, последствия развития туризма», 01.01.2009 г. Информационно-аналитический сайт http://www.hvs. com/article

3Upadhyay Ashoak, «Миф об индийском среднем классе». The Hindu 2010 08 30.

По мнению индийских экспертов, в целом в Индии к среднему классу можно отнести следующих: 1. Мелкие собственники, которые в значительной степени имеют собственные средства производства, средние фермеры, купцы, торговцы крупных торговых точек, владельцы малых предприятий; 2. Технические специалисты с высоким образовательным уровнем, менеджеры и высококвалифицированные рабочие крупных частных предприятий, большинство работников государственного сектора4.

В КНР проводится политика по устойчивому формированию среднего класса. Согласно исследованиям института социологии Китайской академии общественных наук, нынешний масштаб среднего класса в Китае составляет около 23% (305,9 миллион человек) от общей численности населения. Китайские ученые определили наличие шести важных критериев для идентификации среднего класса: 1) вид работы - интеллектуальный труд в безопасной и чистой окружающей среде; 2) умение говорить, вносить предложения и управлять; 3) наличие доходов (не менее 25-30 тысяч юаней на человек в год) и привилегий, наследственные активы; 4) наличие навыков, высокой профессиональной подготовленности и опыта, образования выше начального уровня; 5) должный образ жизни и устойчивые привычки потребления; 6) моральное и гражданское сознание5.

Подчеркивается, что в связи с возросшей социальной стратификацией, структурные изменения социальных слоев китайского общества проявляют некоторую неопределенность и сложность6. В частности, подчеркивается, что в стране имеется потенциал развития социальных конфликтов, связанных с:

4Басу Дипанкар, Департамент экономики, Университет Массачусетса, «Анализ классов в Индии: записка о промышленной буржуазии и среднем классе, аналитический журнал «Sanhati» (India) от 24.01.2009 г. Сайт http://sanhati.com/excerpted

5Lu, X (ed.). 2002. Research Report on Contemporary China's Social Stratification , Beijing. P.252-253.

6«Средний класс в КНР составляет 23% населения». Газета «Женьминь жибао» от 02.02.2010 г.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013

региональными диспропорциями, обусловленными с неравномерностью роста; - усилением разрыва в доходах между сельским и городским населением: на него приходится от 26% до 40% общего уровня неравенства, что является самым большим показателем в мире.

В докладе Азиатского банка развития «Ключевые индикаторы для стран Азии и Тихого океана на 2010 г.» (Key Indicators for Asia

and the Pacific 2010), определены пороги для обозначения среднего класса. В частности, определены уровень ежедневного потребления на душу населения для верхнего среднего класса в размере от 10-20 долларов США, среднего среднего класса до 4-10 долларов США и нижнего среднего класса от 2 до 4 долларов США1. По этой методике страны могут внести свои коррективы и уточнения.

Литературы:

1. Каримов И.А. «Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества». Доклад на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан.

2. Эрхард Л., Благосостояние для всех/Л. Эркард. — М.: Начала-Пресс, 1991, С.348.

3. Archer, Louise et al., «Higher Education and Social Class: Issues of Exclusion and Inclusion» (RoutledgeFalmer, 2003) ( ISBN 0-4152-7644-6 ); Aronowitz, Stanley , «How Class Works: Power and Social Movement» , Yale, University Press, 2003. ISBN 0300105045; Barbrook, Richard (2006), «The Class of the New», London: OpenMute ISBN 0-95506647-6.

4. Lu , X (ed.). 2002. Research Report on Contemporary China's Social Stratification , Beijing. P.252-253.

5. «Средний класс в КНР составляет 23% населения». Газета «Женьминь жибао» от 02.02.2010 г.

6. http://countrystudies.us/brazil Рапопорт Н., Сэл Дж. «Социальные классы Бразилии», Библиотека Конгресса США.

7. http://en.wikipedia.org/wiki/Social_class

8. http://www.expert.ru Данные полученные по результатам социологического обследования, проведенного маркетинговой компанией «Комкон» совместно с журналом « «Эксперт».

9. http://www.ml.com/index, Березин И, «Средний класс как проводник» инновационных процессов общества», The Merrill Lynch & Co., Inc. group of companies.

10. http://www.as-coa.org/article» от 18.05.2010 г. Сампера М, Соуза-Круз Валерия, «Бразилия: это будущее», Бразильский электронный информационно-аналитический бюллетень

11. http:// www.mcki-nseyquaterly.com. Beinhocker E., Farell D., Zainuldhai A. Tracking the growth of India s middle class // The McKinsey Quarterly. August 2007

12. http://www.hvs.com/article Сингх Авантика, «Рост среднего класса в Индии, последствия развития туризма», 01.01.2009г. Информационно-аналитический сайт

13. http://sanhati.com/excerpted Басу Дипанкар, Департамент экономики, Университет Массачусетса, «Анализ классов в Индии: записка о промышленной буржуазии и среднем классе, аналитический журнал «Sanhati» (India) от 24.01.2009 г.

14. Сайт: www.isras.ru Информационно-аналитический бюллетень №5 от 2008 г. Института социологии РАН

15. www.adb.org/Documents/Books/Key_Indicators/2010/Country. Asian Development Bank

1См. Asian Development Bank: www.adb.org/Documents/ Books/Key_ Indicators/2010/ Country.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.