Научная статья на тему 'А.И. Герцен в Ницце: переломный этап в идеологическом, политическом и личном измерениях'

А.И. Герцен в Ницце: переломный этап в идеологическом, политическом и личном измерениях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
А.И. Герцен / эмиграция / Ниццкий период / европейская революция / идеология / русская община / русский социализм / Alexander Herzen / emigration / Nice period / European revolution / ideology / Russian rural community / Russian socialism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Е. Э.

В статье рассматривается Ниццкий этап эмигрантского периода жизни русского писателя и мыслителя А.И. Герцена. Анализируется влияние западноевропейского революционного движения 1848-1849 х гг. (его актуальное состояние, развитие и поражение, усиление реакции) на трансформацию идеологии Герцена. В контексте разочарования писателя в западноевропейской общественности подчеркнута идея самобытного пути России, исключительная вера в русскую общину как основу глобального социалистического движения. В статье также показана связь общественного и личного в жизни Герцена; анализируется роль семейной драмы, произошедшей в Ницце, в вопросе пересмотра мировоззренческой позиции мыслителя. Рассматриваются предпосылки принятия писателем окончательного решения о своем невозвращении в Россию и продолжении общественной деятельности вне границ материнского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Herzen in Nice: a turning point in ideological, political and personal dimensions

The article examines the Nice stage of the emigrant period in the life Alexander Herzen, a famous Russian writer and philosopher. The study analyses the influence of the Western European revolutionary movement of 1848-1849 (its current state, development and defeat, strengthening of the reaction) on transformation of Herzen’s ideology. In the context of the writer’s disillusion in the Western European society, the article emphasizes the idea of Russia’s unique path and exceptional faith in the Russian rural community as the basis of the global socialist movement. The study also shows the connection between public and personal spheres in Herzen’s life; the role of the family drama that took place in Nice is analyzed in the issue of transforming the worldview of the thinker. The research also considers the reasons that lead to the writer’s decision not to return to Russia and to continue his socio-political work outside the motherland.

Текст научной работы на тему «А.И. Герцен в Ницце: переломный этап в идеологическом, политическом и личном измерениях»

Егорова Е.Э.

Аспирантка факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет.

А.И. Герцен в Ницце: переломный этап в идеологическом, политическом и личном измерениях

Александр Иванович Герцен - известная личность как для отечественных, так и для зарубежных исследователей и простых читателей. Большое количество научных статей и монографий посвящено его личности и идеологии; все основные труды писателя изданы на русском и многих иностранных языках. Биография Герцена детально изучена учеными и поделена ими на два основных периода - российский (детство, университет, ссылка) и эмигрантский (Франция, Швейцария, Великобритания). Отдельно стоит отметить фундаментальные труды В.С. Семенова [9], И.А. Желваковой [5] и А.И. Володина [1], давших развернутое представление об истории жизни русского революционера и эволюции его взглядов на будущее России. Однако среди большого количества аналитического материала, написанного об этом знаменитом мыслителе, непростительно мало внимания уделено периоду его проживания в Ницце. А ведь именно в этом небольшом средиземноморском городе, который на момент пребывания там Герцена входил в состав Сардинского Королевства, произошли события и были приняты решения, определившие дальнейший вектор жизненного пути писателя.

Итак, цель данной статьи заключается в исследовании Ниццко-го этапа эмиграции А.И. Герцена и демонстрации значимости произошедших в рассматриваемый период событий для дальнейшего жизненного пути писателя. Основными методами, позволившими провести данное исследование, стали общенаучные методы анализа и синтеза информации, а также специально-исторический метод ретроспективного анализа. Основными источниками, позволившими раскрыть поставленную задачу, стали труды самого А.И. Герцена: его письма, произведения мемуарного и публицистического характера. Отдельно необходимо отметить значимость для исследования таких произведений, как «Былое и думы» и «Письма из Франции и Италии», так как они содержат большое количество фактической ин-

формации, позволяющей установить специфику общественно-политического климата в Европе того периода, а также проследить хронологию и особенности личной жизни автора.

Впервые А.И. Герцен оказывается в Ницце в 1847 году проездом из Парижа в Рим. Упоминание этого факта и описание самой Ниццы (с точки зрения ее значимости в политическом и социокультурном измерении и привлекательности для иностранных путешественников) содержится в пятом письме цикла статей-впечатлений писателя - «Письма из Франции и Италии». Итак, в декабре 1847 года, уже будучи в Риме, Герцен вспоминает: «Об Ницце говорить нечего, все хорошо вне ее, т.е. в ее окрестностях. Ницца даже вовсе не итальянский город, а скорее провинциальный французский. Ницца живет и процветает больными, туристами. <...> Словом, для того чтоб жить в Ницце, надобно иссушить свое тело излишним воздержанием или излишней невоздержностью.» [2, с. 75]. Герцен подчеркивает крайнюю скудность в наличии достойных политических газет в Ницце, что было для него особенно противоестественно после пребывания в Париже. Более того, Александр Иванович прямо заявляет о том, что этот провинциальный город не представляет собой никакого интереса ни с политической, ни с научной, ни с культурной точки зрения. Таким образом, писатель делает вывод, что Ницца представляет собой малопривлекательный город для людей деятельных и думающих и отвечает запросам лишь тех людей, кто отличается слабым здоровьем или невысокой нравственностью (что было характерно, по его мнению, для английских путешественников, которые и составляли большую часть подвижного населения города в тот период). По вышеуказанной причине Герцен не рассматривал этот небольшой средиземноморский городок для длительного пребывания и стремился скорее оказаться в Риме, где надеялся оказаться среди живого и энергичного общества, преисполненного национально-освободительными идеями.

Однако даже это беглое и непродолжительное знакомство с Ниццей позволило А.И. Герцену по-новому взглянуть на будущее России и начать процесс значительной трансформации своей идеологии. Импульсом к такому изменению стала поездка по окрестностям Ниццы, во время которой мыслитель четко обозначил для себя разницу в положении русских и европейских крестьян. Несмотря на внешнюю привлекательность «западной» сельской местности («От Эстреля до Ниццы - не дорога, а аллея в роскошном парке.» [2, с. 74]), Герцен подчеркивает, что славянскому человеку чужды повсеместные высо-

■ кие каменные ограды, разделяющие соседние сады и огороды, ярко

демонстрирующие исключительное право того или иного владельца на свою собственность. Писатель заключает: «Русского села в Европе нет. Смысл деревенской коммуны в Европе - только полицейский; что общего между этими разбросанными домами, огороживающими-ся друг от друга? <...> Да здравствует, господа, русское село - будущность его велика» [2, с. 74]. Таким образом, именно с этого момента у Герцена намечается явный поворот в сторону славянофильства, а в его произведениях начинает особенно отчетливо звучать идея о самобытности России и исключительности пути русского народа, для которого слепое копирование западноевропейских тенденций и общественно-политических форм жизни противоестественно.

Во второй раз А.И. Герцен оказывается в Ницце в июле 1850 года, полностью изменив свое отношение к этому городу. Писатель объясняет эту перемену своим разочарованием в европейском революционном движении и резком усилении реакции во Франции и Италии. «N01 1о Ье - решила судьба. Революция была побеждена», - подводит итог Герцен. Воспитанный на идеях Великой французской революции и возлагавший большие надежды на европейские государства в вопросе совершенствования существующего миропорядка, русский мыслитель теперь желает лишь уединения и максимального отстранения от главных политических центров Европы; Ницца видится писателю самым подходящим вариантом. В этом контексте Герцен пишет: «Наконец я опять в Ницце <...> Два года с половиной тому назад я едва обратил внимание на нее. Тогда я еще искал людей, большие центры движения <...> я рвался в Рим. А теперь я прихожу в Ниццу с потупленной головой «голубя-путешественника», прося одного покоя в ее безмятежной пустоте» [2, с. 190]. Отныне этот средиземноморский город, где на пороге своего дома Герцен начертил пентаграмм, становится для мыслителя символом душевного отдыха и местом, защищающим от общественных и политических невзгод.

Практически ровно через год - 1 июня 1851 года - в Ницце появляется тринадцатое письмо из цикла «Письма из Франции и Италии». Несмотря на то, что большая часть письма посвящена анализу актуального состояния революционного движения в Европе и России, первые его абзацы носят исключительно личный характер и описывают семейную драму Герцена, развернувшуюся в Ницце. Писатель подводит своеобразный итог периода 1850-1851 гг.:

«Напрасно радовался я моему тихому удаленью, напрасно чертил _

я пентаграмм, я не нашел желанного мира, ни покойной гавани. Пентаграммы защищают от нечистых духов; от нечистых людей не спасет никакой многоугольник - разве только квадрат селюлярной тюрьмы» [2, с. 201]. Под «нечистыми людьми» Александр Иванович подразумевает, прежде всего, немецкого поэта Георга Гервега и его жену Эмму, с которыми семья Герценов сблизилась еще в Париже на фоне краха революционного движения 1848 года. Неудачи на общественном поприще демократически настроенного Гервега, призывавшего у себя на родине к объединению Германии и установлению республики, растрогали сердце супруги Герцена Натальи Александровны. Ее сочувствие, а также дружеское расположение самого Герцена привели к созданию своеобразной коммуны двух семей и их совместному проживанию в Ницце. Подобный социальный эксперимент закончился установлением интимной связи между супругой Герцена и Гервегом, громким скандалом после обнародования немецким поэтом этого факта, тяжелой болезнью Натальи Александровны и ее смертью после преждевременных родов 2 мая 1852 года [9, с. 179-212]. В период пребывания четы Герценов в Ницце случается еще одна трагедия - 16 ноября 1851 года в кораблекрушении у Йер-ских островов погибают мать Герцена Луиза Гааг и его сын Николай. Этот драматичный этап жизни Герцена станет основой создания автобиографической хроники Герцена «Былое и думы», на страницах которой не только описаны детали личной жизни русского мыслителя-революционера, но и дана обширная характеристика российского и европейского общества середины XIX века.

Произошедший в Ницце крах семейной жизни А.И. Герцена укоренил в сознании писателя мысль о непреодолимом эгоизме и коварстве «западного человека», не способного стать примером для человека славянского. Отныне все надежды Герцена основаны исключительно на вере в самобытную русскую общину, которая «спасла русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии» [4, с. 318] и в будущем сможет стать двигателем революционного движения. При этом, признав и проанализировав поражение революции 1848-1849 гг. в ряде европейских стран, Герцен высказывает мысль о глобальном характере грядущего народного восстания, которое будет иметь ярко-выраженный коммунистический вектор [2, с. 205, 211]. Подобная трансформация, произошедшая в мировоззрении Герцена в Ницце, будет окончательно сформулирована в его философской концепции русского социализма (органично

сочетавшего в себе идеи западничества и славянофильства) во время его пребывания в Лондоне. А пока мыслитель активно работает над статьей «Русский народ и социализм», которая была впервые опубликована в Ницце в конце 1851 года.

Необходимо подчеркнуть, что именно в Ницце А.И. Герцен принял окончательное решение не возвращаться в Россию и посвятить себя революционной деятельности вне границ материнского государства. В пятой части «Былого и дум», «Париж - Италия - Париж (1847-1852)», Герцен вспоминает свою встречу с русским консулом в Ницце А.И. Гривом, которого он иронично назвал «официальной, германски-канцелярской фигурой второго порядка» [3, с. 156]. Добавим, что подобное саркастичное и резко критическое отношение к русской дипломатической миссии, государственным служащим и самому императору было характерно для эмигрантских произведений Герцена. Мыслитель утверждал, что российское правительство не имеет ничего общего с русской крестьянской общиной, а самодержавие, в своем стремлении включить Россию в пространство западной цивилизации, окончательно отреклось от своего народа. В Николае I Герцен видел лишь «жандарма вселенной, опору всех реакций, всех гонений» [4, с. 319], по приказу которого был наложен секвестр на имение Герцена в России, задержаны высланные ему из Москвы деньги, изъяты деловые бумаги, находившиеся в руках частных лиц. Поэтому на приказ императора о его немедленном возвращении в Россию, Герцен ответил решительным отказом. На призыв консула не отрезать себе все пути на Родину и предложение в качестве причины отказа от срочного возвращения указать сильную болезнь, Герцен парировал: «Это уж слишком старо, да и на что же без нужды говорить неправду <...> я не шучу этим шагом и вздорных причин писать не стану.» [3, с. 157]. В итоге, дело разрешилось тем, что Герцен объяснил причины своего решения в письме графу А.Ф. Орлову, которое и было передано русским консулом в Ницце канцлеру Российской Империи - К.В. Нессельроде. Параллельно Александр Иванович искал способы получения гражданства в Швейцарии, а в итоге 25 августа 1852 года оказался в Лондоне, где основал свою знаменитую «Вольную русскую типографию».

Однако связь А.И. Герцена с Ниццей на этом не закончилась; он посещал ее еще несколько раз (в 1865 и 1869 годах) и каждый раз подолгу размышлял над могилой своей супруги Натальи Александровны о разрушении своих общественно-политических надежд и крахе семейной жизни, которые настигли его в этом сре-

диземноморском городке. Именно здесь, на ниццком кладбище ■

Шато, Герцен завещал похоронить себя, что и произошло после его смерти в Париже 9 января 1870 года. Позднее могила русского мыслителя стала своеобразным местом «паломничества» для последующих поколений русских революционеров и философов (В.И. Ленина, Г.В. Плеханова и др.) [6, с. 57-59], а в самой Ницце было основано Общество имени А.И. Герцена, первое учредительное собрание которого состоялось 16 июля 1912 года. В Уставе Общества в качестве приоритетных задач обозначены «устройство и содержание библиотеки и читальни имени А.И. Герцена; устройство при них Герценского музея <...> устройство торжественных собраний, чтений и т.п. в ознаменование памяти А.И. Герцена» [8, с. 1]. Читальня-библиотека имени А.И. Герцена стала невероятно популярной среди представителей русского зарубежья, проживающих на французской Ривьере, чему во многом способствовал основополагающий принцип работы Общества - внепартийность. В состав фонда библиотеки входили книги и периодические издания различных политических направлений («С.-Петербургские Ведомости», «Киевская Мысль», «Парижский Вестник», «Знамя Труда», «Женское Дело» и др.), что позволяло общаться людям совершенно противоположных взглядов. А этот факт особенно символичен, поскольку А.И. Герцен признавал свободную мысль и открытую вольную речь самой большой ценностью человека.

Таким образом, пребывание в Ницце стало для писателя своеобразным переломным моментом, который способствовал значительной трансформации идеологии мыслителя. В этом городе соединились его разочарования от устройства общественно-политической жизни в Европе и драма личной жизни, в результате которых он окончательно потерял веру в западного человека, но обратил внимание на неповторимый путь русского народа. Наиболее емко Ниццкий период Герцен охарактеризовал в «Былом и думах»: «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье» [3, с.25]. Однако подойдя к такому рубежу, Герцен смог начать все заново и продолжить свою политическую деятельность в Лондоне, где его «открытая вольная речь», обращенная к русскому образованному обществу, достигла широчайшего масштаба.

Библиографический список

1. Володин А.И. Герцен. - М.: Мысль, 1970. 215 с. _

2. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. / Т. 5: Письма из Франции и Италии. 1847-1852. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. 512 с.

3. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. / Т. 10: Былое и думы. 1852-1868. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. 536 с.

4. Герцен А.И. Избранные труды. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 774 с.

5. Желвакова И.А. Герцен. - М.: Молодая гвардия, 2010. 546 с.

6. Носик Б.М. Прогулки по Французской Ривьере. Сокровища и тайны Лазурного берега. - СПб.: Золотой век, 2002. 591 с.

7. Общество им. А.И. Герцена (Ницца). Краткий очерк возникновения и развития Общества имени А.И. Герцена в Ницце. Paris : impr. russe, 1914. 6 с.

8. Общество им. А.И. Герцена (Ницца). Устав общества имени А.И. Герцена в Ницце. Paris : impr. russe, [19]. 8 с.

9. Семенов В.С. Александр Герцен. - М.: Современник, 1989. 383 с.

References

1. Volodin A.I. Herzen. - M.: Mysl, 1970. 215 p.

2. Herzen A.I. Collected works: In 30 volumes / Volume 5: Letters from France and Italy. 1847-1852. - M.: Publishing house Acad. Sciences of the USSR, 1955. 512 p.

3. Herzen A.I. Collected works: In 30 volumes / Volume 10: Past and thoughts. 1852-1868. -M.: Publishing house Acad. Sciences of the USSR, 1956. 536 p.

4. Herzen A.I. Selected works. - M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2010. 774 p.

5. Zhelvakova I.A. Herzen. - M.: Young Guard, 2010. 546 p.

6. Nosik B.M. Walks along the French Riviera. Treasures and secrets of the Cote d'Azur. -St. Petersburg: Golden Age, 2002. 591 p.

7. Society named after. A.I. Herzen (Nice). A brief outline of the emergence and development of the Society named after A.I. Herzen in Nice. Paris: impr. russe, 1914. 6 p.

8. Society named after. A.I. Herzen (Nice). Charter of the society named after A.I. Herzen in Nice. Paris: impr. russe, [19]. 8 p.

9. Semenov V.S. Alexander Herzen. - M.: Sovremennik, 1989. 383 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.