Научная статья на тему 'А. А. Новикова. Архетипические герои на ТВ'

А. А. Новикова. Архетипические герои на ТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
543
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. А. Новикова. Архетипические герои на ТВ»

А.А. Новикова

_ *

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ГЕРОИ НА ТВ

Личность, будучи растиражированной средствами массовой коммуникации, особенно в качестве телевизионного ведущего, теряет в глазах аудитории индивидуальные черты, превращаясь в транслятор определенных идей и моделей взаимоотношений с окружающим миром. Успех телевизионных ведущих в последние годы обусловлен более или менее точным их соответствием архети-пическим прообразам, которые в ХХ в. получили свое очередное воплощение в героях массового искусства - литературы и кинематографа, в первую очередь голливудского массового кино.

На отечественном телевидении путь архетипическим героям массовой культуры на телевизионный экран открыла перестройка. Традиционные жанры (приключение, любовная история, мелодрама, мистика), традиционные герои (ковбои, супермены, монстры, девицы легкого поведения и т.д.) давали зрителям, уставшим от постперестроечной неопределенности, и отдых, и успокоение, одновременно выступая в качестве пособия по практической психологии, помогающего человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

На экранах замелькали новые лица, названия программ, которые адаптировали к отечественной специфике западные образцы. Наиболее яркой телепрограммой явился «Взгляд», предлагавший к обсуждению новые темы и новые формы их подачи. Ведущие

* Новикова А.А. Архетипические герои на ТВ // Обсерватория культуры. -М., 2009. - № 5. - С. 53-59.

«Взгляда» представляли собой четыре типажа, которые оказались наиболее востребованными на протяжении двух последующих десятилетий и, несколько изменившись, остаются востребованными до сих пор.

Александр Политковский воплощал собой тип Репортера, образ которого чаще всего восходит к архетипу Воина/Героя, спасителя от бед. Нередко в нем присутствуют черты Бунтаря/Разрушителя, способного освободить общество от устаревшего и ненужного во имя зарождения новой жизни, или Искателя/Странника, скитающегося по свету в поисках «земли обетованной». Наряду с Ковбоями и Полицейскими Репортеры борются за справедливость, за торжество закона и порядка. Вера в торжество закона и порядка - одна из ведущих национальных ценностей американцев - в 1990-х годах стала для нового российского телевидения фундаментом строящегося демократического общества.

Архетипы универсальны, однако отличаются в зависимости от культурного базиса истории. В США абсолютная ценность индивидуализма усиливает архетип Искателя с акцентом на раскрытие и выражение собственной уникальности человека. В России конца 1980-х образ Искателя/Ковбоя/Репортера был усилен энергией Разрушителя - традиционного персонажа любого русского бунта.

Маски, подобные созданной Политковским, были вытеснены из телеэфира за ненадобностью, когда советское государство и рожденная им система были окончательно разрушены. Тем, кто хотел оставаться в эфире, сохраняя очарование этих архетипов, пришлось пойти на некоторые трансформации. Например Алексей Пиманов, в течение многих лет формировавший образ человека, бескомпромиссного по отношению к злу, используя обаяние архетипа Героя, добавляет к нему не черты Бунтаря, а глубину Мудреца. Свое право на статус Мудреца Пиманов доказывает не только работой ведущего программы «Человек и закон», но и созданием исторических программ.

Следующим образом перестроечного телевидения был интеллектуал, за которым признавалось соответствие архетипу Мудреца, ищущего истины и который позволяет зрителю объективно увидеть себя и мир. Таких было немало: Д. Захаров из «Взгляда», В. Молчанов, А. Троицкий, К. Эрнст и др. привлекали возможностью приобщиться к западной культуре. Со временем большая

А.А. Новикова

часть Мудрецов покинула эфир, а у тех, кто остался, внешние черты «заумности» стали более утрированными, сатирическими. По пути гротескового изображения на телевидении пошли такие яркие ведущие, как П. Любимцев («Путешествия натуралиста», «Городское путешествие») и А. Беляев («Прогноз погоды»). Они стали современным воплощением героев приключенческой литературы конца XIX в., таких, как, например, Паганель. В век потребительских идеалов ученые-чудаки, которые не гонятся за признанием и социальным статусом, оказываются одновременно и живым укором современности, и приятным воспоминанием о прошлом.

Большое влияние на перестроечное телевидение оказал голливудский миф об обычных офисных клерках, способных в экстремальных ситуациях принимать судьбоносные решения. Многочисленные яппи американского кино, проповедующие консервативные традиции, социальную иерархию по материальному признаку, профессиональный успех и культ тела, демонстрируют жизнь по законам, диктуемым важнейшими американскими ценностями. Это - активное отношение к жизни, дух состязательности, индивидуализм и личная свобода, практичность, потребительство. В качестве архетипической базы для яппи выступает образ Правителя, берущего на себя руководящую роль. К образу яппи среди журналистов «Взгляда» ближе всех оказался А. Любимов. Позже этот образ развили ведущие канала НТВ.

Бренд этого канала строился на акцентировании своей независимости от государственной власти. Ведущий аналитической программы «Итоги» Е. Киселев и сама компания НТВ явно тяготела к архетипу Правителя, стремящегося к созданию процветающей компании или сообщества.

В сознании советских телезрителей, желающих как можно скорее освободиться от советского прошлого, ценности американской демократии и гражданского общества сплетались воедино с потребительскими ценностями и образами западной массовой культуры. Для популяризации западного образа жизни на НТВ в 1990-х годах был создан ряд передач о стиле жизни. Наиболее удачными были «Растительная жизнь» П. Лобкова и «Квартирный вопрос» Н. Мальцевой.

П. Лобков не был похож на элитарного, политизированного яппи-Правителя Киселева. В Лобкове явственно ощущались черты

любимого американцами архетипа Славного Малого, т.е. среднего человека, реалиста, работяги, добропорядочного гражданина.

Л. Парфёнов в программах «Намедни», «Наша эра», «Российская империя» и др. тоже создавал образ яппи, хотя под значительным влиянием архетипа Шута. Он смаковал подробности новостей, призывая зрителей наслаждаться жизнью, даже если в повестке дня не слишком радостные события. Легкий налет шутовства - традиционная краска для современного человека, выросшего в ироничной культуре постмодернизма. Архетип Шута в социальной маске Парфёнова органично дополняется архетипом Любовника. Желание Любовника быть привлекательным ничуть не противоречит идеологии яппи. Но для классического яппи внутренняя и внешняя привлекательность - только части образа. Для яппи НТВ, в силу неблагоприятных обстоятельств потерявших амбиции архетипа Правителя, внимание к форме подменило собой традиционную для яппи высокую требовательность к содержанию. Яппи превратились в один из видов гламурных персонажей. Они больше не были амбициозными молодыми людьми, собирающимися переустроить реальный мир по своим канонам, они стали профессионалами, для которых главное - превращение любого телесюжета в захватывающее зрелище.

Предтечей сегодняшнего телевизионного гламура явно был В. Листьев. В основу его образа был положен архетип Любовника, отвечающий не только за физиологическую любовь, но и за любовь дружескую, семейную, духовную.

Телевизионная программа, в которой действие развивается по моделям сюжетных коллизий формульных жанров, с ведущими, чья социальная маска выстроена на базе традиционного архетипа, обречена на успех, потому что она обращается к подсознанию зрителей, задевая самые сокровенные, архаические струны души.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.