РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ у^ИМОЙИНфдРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.7
МОСКВА 1999
мироздания", развивали идеи мистического мифологического 0скусства, ориентированного на неохристианский идеал.
Д.Н. Ващенко
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНОЙ
КРИТИКИ
99.04.014. БУРЯТСКИЙ ВОСТОКОВЕД Д.БАНЗАРОВ И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ И В НАШИ ДНИ: (Обзор)
1. Банзаровские чтения - 97, посвященные 175-летию со дня рождения Дорджи Банзарова: Мат. междунар. науч.-теорет. конференции. - Улан-Удэ, 1997. -¿58 с.
2. Банзаров Д. Собрание сочинений. - 3-е изд., доп. - Отв.ред. Улымыслев Д.Б. - Улан-Удэ, 1997. - 239 с.
3. Банзаров Дорджи. (Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX - начала XX в. / Сост. и автор примеч. Раднаев В.Э. - Улан-Удэ, 1997. - 104 с.)
4. Санжиев Б. Дорджи Банзаров. Изучение научного наследия. (К 175-летию со дня рождения). 2-е изд. доп. - Иркутск; Улан-Удэ, 1998. - 131 с.
Дорджи Банзаров (1822-1855) и его научные труды высоко ценятся в тибетско-монгольском мире.
В "Энциклопедическом словаре", изданном Р.А.Брокгаузом и И.А.Ефроном в конце прошлого века, читаем: "Банзаров Дорджи (по мнению академика В.П.Васильева, надо писать Дордже), ориенталист, сын забайкальского бурята Банзара, буддист, принадлежал к древнему роду Урянхай. В 1834 г. его определили на казенном содержании вместе с другими бурятскими мальчиками в первую Казанскую гимназию, в которой в том году усилено было преподавание восточных языков. В гимназии Банзаров учился отлично наряду с лучшими учениками из русских и по окончании ее переведен был в университет, где ревностно продолжал заниматься восточными языками и в 1846 г. получил ученую степень кандидата, написав диссертацию "О черной вере, или шаманстве у монголов"1.В
1 Энциклопедический словарь, изданный Брокгаузом и Ефроном 1891, Т 2" (N»4), С 881-882
конце 1847 г. Банзаров прибыл в Петербург. По поручению Петербургской АН работал в Азиатском музее. "Своими учеными трудами и знанием многих восточных и европейских языков он обратил на себя внимание ученых и пользовался большим авторитетом среди ориенталистов, которые многого ожидали от его исследований в области монгольского языка"1.
Во второй половине XIX в. и начале нашего столетия Восточно-Сибирский отдел русского географического общества (ВСОРГО) отмечал юбилей Банзарова. К 70-летию со дня рождения ученого известный путешественник, этнограф, фольклорист и член "Общества независимости Сибири" Г.Н.Потанин (1835-1920) впервые собрал статьи Банзарова, увидевшие свет в разных научных изданиях и журналах, газетах Петербурга и Казани, составил сборник и издал его на средства частных пожертвователей в пользу ВСОРГО Составитель сборника трудов ученого видел главную цель в том, чтобы напомнить бурятам об их замечательном соплеменнике и рассказать русской публике об этом случае, оставшемся в продолжение тридцати лет без повторения. Крупный археолог, востоковед Н.И.Веселовский (1848-1918), бывший ученик историка-востоковеда В.В.Григорьева (1816-1881), в рецензии на книгу Банзарова отмечал, что "...бурят выдающихся способностей... - это действительно необыкновенное явление"2.
В 1924 г. было создано бурят-монгольское научное общество имени Д.Банзарова, первенец академического научного учреждения, в 60-х годах НИИ культуры был преобразован в БКНИИ -предшественник современного БНЦ СО РАН. С послевоенных лет научные конференции, посвященные Д.Банзарову, становятся традиционными. 25 марта 1947 г. отмечалось 125-летие со дня рождения ученого. Совет министров БМАССР постановлением от 22 марта 1947 г. присвоил имя Д.Банзарова Бурятскому педагогическому институту. Научные сессии, посвященные памяти ученого3,
1 Энциклопедический словарь, изданный Брокгаузом и Ефроном 1891, Л 2' (№ 4), С 882
2 Веселовский Н И [Реценция] // Ист вестн 1892 (февраль) С 580 - РеН на кн Черная вера, или шаманство у монголов и другие статьи Дорджи Банзарова Спб 1891
3 К столетию со дня смерти Дорджи Банзарова Мат науч сессии и статьи -улан \'дэ Бурмонгиз, 1955, 217 с
проводились в Москве, ИВ АН СССР с участием представителей Института культуры Бурятии и в Улан-Удэ совместно с московскими монголоведами в 1955 г. По решению Ученого Совета НИИ культуры (Улан-Удэ) было издано "Собрание сочинений" Д.Банзарова под редакцией профессора Г.Д.Санжеева. Материалы научных сессий и статьи о Банзарове и его трудах были изданы отдельным сборником1. В 1972 г. ИОН БНЦ и Бурятский пединститут имени Д.Банзарова организовали и провели совместно научную конференцию, посвященную 150-летию со дня рождения бурятского востоковеда с участием ученых Иркутска.
В конце июня 1992 г. состоялись "Банзаровские чтения", посвященные 170-летию со дня рождения Дорджи Банзарова, организованные Институтом общественных наук Бурятского научного центра (ИОН БНЦ) Сибирского Отделения РАН и Союзом писателей Республики Бурятия с участием доцентов и профессоров Бурятского педагогического института им. Д.Банзарова, приглашенных филологов и историков из Монголии и гостей-ученых Восточной Сибири. Группа ученых принимала участие в юбилейных торжествах на родине Д. Банзарова.
"Банзаровские чтения-92" открылись совместным докладом директора ИОН БНЦ СО РАН В.Ц.Найдакова (1928-1997) и председателя правления Союза писателей, народного поэта Бурятии, автора поэмы и исторической драмы об ученом Н.Г.Дамдинова (оба -Улан-Удэ) о жизни и деятельности Дорджи Банзарова на основе новых фактов и данных, в котором был показан облик ученого, раскрыто творческое значение его трудов для развития русского монголоведения XIX в. и в наши дни. На "Банзаровских чтениях-92" работало три секции по темам: 1) материалы о Д.Банзарове и его трудах; 2) история и культура народов Центральной Азии; 3) язык и литература монгольских и тюркских народов и народов Сибири.
В июне 1997 г. в Улан-Удэ были организованы "Банзаровские чтения-97", посвященные 175-летию со дня ролздения Дорджи Банзарова, в которых участвовали не только местные ученые, но и гости из Иркутска, Улан-Батора и Москвы. Чтения были названы международной научно-теоретической конференцией,
1 Первый бурятский ученый (к 150-летию со дня рождения Дорджи Банзарова). сб ст. / Отв. ред. ИА.Батудаев. - Улан-Удэ: 1973, 113 с
охватывающей большой круг проблем культуры Восточной Сибири, сопредельных ей стран Центральной Азии.
На пленарном заседании "чтений" были заслушаны доклады ведущих гуманитариев ИОН БНЦ СО РАН, Бурятского государственного университета (БГУ). Д.Б.Улымжиев (БГУ) в докладе "Дорджи Банзаров в опенке деятелей науки и литературы" раскрыл личность ученого в контексте русской персонологии и персонализма XIX в. на фоне общественно-философского движения России того времени, особо отметив теоретическое значение диссертации "Черная вера, или шаманство у монголов". Докладчик подкреплял свои доводы высказываниями и критическими оценками крупных ученых: академика В.П.Васильева, П.С.Савельева,
A.Н.Пыпина и других, а также известных писателей Н.А.Некрасова, П.И.Мельникова-Печерского. Профессор Берлинского университета
B.Шотт (1807-1899) хорошо знал труды ученого, пропагандировал их в научных кругах Германии.
Ш.Б.Чимитдоржиев (ИОН БНЦ) в докладе "Об исторических 'исследованиях Дорджи Банзарова" охарактеризовал ученого как историка на основе его "Черной веры" и историко-филологических этюдов, написанных для "Библиотеки восточных историков", издававшейся профессором Казанского университета Н.И.Березина (1818-1896), и работ по этнографии, палеографии и эпиграфике монгольских народов.
Т.М.Михайлов (ИОН БНЦ) в докладе "Черная вера, или шаманство у монголов" Д. Банзарова и современные проблемы тюрко-монгольского шаманизма" отметил эту работу как феномен казанской школы монголоведов, показал ошибочность некоторых трактовок ученого, связанных с культом огня у монголов; непоследовательность в объяснении связей шаманских идеологом с социально-политическими и экономическими условиями средневековых монголов. Автор отмстил актуальность основного труда Д.Банзарова в контексте "второго рождения" шаманизма в сознании и духовной сфере новейшей жизни бурят.
На конференции работали пять секций: по проблемам истории Бурятии; развития языка и литературы; религии, традиций, философии и психологии общества в байкальском регионе; востоковедения в Бурятии, а также современного политического и экономического состояния бурятского общества.
Один из ведущих бурятских историков Г.Л.Санжиев (Институт общественных наук (ИОН) Сибирского отделения (СО) РАН) в докладе "Проблел1ы современной историографии истории Бурятии" рассмотрел процессы становления и развития исторической науки в Бурятии, которые прошли несколько этапов. Период зарождения исторической науки связан с именем и деятельностью Дорджи Банзарова, заложившего основы ос вместе с русскими и бурятскими учеными, среди которых' Г.Гомбоев, Р Номтоев, М.Хансалов, М Н Богддров, Г.Цыбиков и др.
В.Э.Раднаев (Москва) в докладе "Историко-филологические люды Д Банзарова в научной эксклюзивной критике его современников" рассмотрел взгляды русских ориенталистов по поводу актуальных в ту пору статей "О происхождении имени "монгол", "О происхождении слова "Чингис", "О названии "Эргже-хон", "Об оиратах и уйгурах" бурятского ученого. Современники Д Банзарова в опенке его статей разделились на два разных лагеря.
И.С Урбанаева (ИОН БНЦ) в докладе "Бурятский миф о первом шамане как часть центрально-азиатского учения о тэнгри" на основе богатого материала шаманской мифологии и фольклора рассказывает о первом шамане, сыне неба, названным Хара Мэргзном (Черный Мудрый) или Бухэли Хара бээ (полный Черный шаман) в сравнении со многими шаманскими богами и мифическими образами бурятского героического эпоса "Абай Бэсэр" Автор считает, что шаманизм как феномен духовной жизни монгольского культурного мира следует исследовать в едином контексте выражения тэнгрианства, или центрально-азиатского космизма
Б Б.Дашибалов (Москва, МГУ) в докладе "Черная вера..." Д Банзарова и шаманизм у средневекового населения Байкальской Сибири" раскрыл сходства и различия шаманистических воззрений курыкан, протомонголов и монголов эпохи Чингис-хана, а также его преемников, по данным археологии.
В докладе М.Ц.Цыреновой (БГУ) о поэтике дилогии бурятского писателя Ч.Цыдендамбаева (1818-1977) "Дорджи, сын Банзара" вопросы литературной мифологемы решены по-новому, °ни удачно рассмотрены в плане этнолингвистики и культурогенеза. Русский перевод его романа, сделанный М.Степановым, стал Достоянием русскоязычной читательской аудитории и по праву
признан сейчас наиболее удачным и аутентичным. Название первой книги дилогии заимствовано у ориенталиста О.Н.Бетлинкта, с которым Банзаров работал в Азиатском музее Петербургской АН. Ч.Цыдсндамбасв, рисуя детство своего героя, вполне логично обратился к богатому бурятскому фольклору. Докладчик констатирует, что в первой книге дилогии писатель показал картину мировидения бурятской жизни через восприятие и мир юного героя. Автор считает: судьба героя уже задана, он будет человеком науки -ученым, однако история его жизни трагична.
В.Э.Раднаев (Москва) в докладе "Об актуальных проблемах банзарововедения на современном этапе" изложил комплекс научных аспектов бурятоведения и сравнительного монголоведения. Сюда входят блок вопросов персонализма Д.Банзарова как первого европейски образованного ученого, человека науки по призванию. На трудных и решающих этапах истории Д.Банзаров в персонологии родного ему народа имел и имеет особый исторический оптимистический смысл.
К 175-летию ученого ИОН БНЦ переиздал "Собрание сочинений" Д.Банзарова, вышедшее в 1955 г., с некоторыми дополнениями: это три письма Д.Банзарова к В.В.Григорьеву и одно к П.С.Савельеву, написанные им в 1848, 1849, 1850 годах. Они были найдены и опубликованы казахским историком В.З.Галиевым впервые. В новое издание трудов Д.Банзарова включена иступительная статья профессора Бурятского государственного университета (БГУ), доктора исторических наук Д.Б.Улымжиева "Научный подвиг Дорджи Банзарова". Комментарии к текстам составлены известным монголоведом Г.Н.Румянцевым (с. 175-238).
Вышла в свет книга "Дорджи Банзаров (Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX - начала XX вв.)", составленная и комментируемая филологом-монголистом В.Э.Раднаевым. Сюда включены около 50 разных по объему и по содержанию научных, популярных, историко-литературных источников о Д.Банзарове, написанных его современниками, давно ставших библиографическими редкостями.
Рассказы, очерки и характеристики о Д.Банзарове доносят дыхание того времени, обогащают новыми штрихами облик ученого. Среди источников важное место занимают некролог о Д.Банзарове (1855), написанный П.С.Савельевым и очерк о нем Г.Н.Потанина,
упоминания В.П.Васильева, П.И.Мельникова-Печерского, ^метки о Д.Банзарове, написанные поэтом Н.А.Некрасовым, учителем В.Н.Виноградским, учеными В.В.Григорьевым, 0 И.Сенковским и др. Д.Банзарова знали и в Германии, о чем свидетельствует опубликованная короткая заметка востоковеда З.Щотта. Книга снабжена приложением основных дат жизни и деятельности Д.Банзарова.
Профессор Иркутского университета историк Б.С.Санжиев издал книгу: "Дорджи Банзаров. Изучение наследия. К 175-летию со дня рождения", рассчитанную на широкий крут читателей, адресованную к молодежи.
В.Э.Раднаев