Научная статья на тему '99. 03. 031. Медведко С. В. Материалы опросов общественного мнения, проведенных центром &quotрелигия в современном обществе&quot РНИСиНП в 1997-1998 годах 1. (Статья)'

99. 03. 031. Медведко С. В. Материалы опросов общественного мнения, проведенных центром &quotрелигия в современном обществе&quot РНИСиНП в 1997-1998 годах 1. (Статья) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 031. Медведко С. В. Материалы опросов общественного мнения, проведенных центром &quotрелигия в современном обществе&quot РНИСиНП в 1997-1998 годах 1. (Статья)»

99.03.031. МЕДВЕДКО С.В. МАТЕРИАЛЫ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ПРОВЕДЕННЫХ ЦЕНТРОМ «РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» РНИСиНП В 1997-1998 ГОДАХ 1 . (Статья).

На протяжении ряда лет Центр «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем проводит социологические исследования, целью которых является изучение религиозной ситуации в России. В сферу научных интересов Центра входят исследования социальных и политических ориентаций верующих и неверующих, наиболее характерные особенности мировоззрения и ценностных установок представителей различных конфессий (религий), тенденции влияния религии на общество.

Характеризуя современное состояние религии в России, а также степень ее влияния на социальные и политические процессы, необходимо учитывать отношение общества к проблемам религии. Поэтому рассмотрим в свете материалов опросов общественного мнения следующие проблемы:

- насколько сильны различные религиозные идеи в обществе;

- чем отличается отношение к религии в различных социальных группах;

- какова степень вовлеченности религиозных организаций в политический процесс и их роль в нем;

- каковы взгляды россиян на позицию государства в отношении к религии.

Религия и общество. Последние данные социологических исследований показывают, что уровень доверия религиозным организациям в обществе падает: на сегодняшний день число недоверяющих превысило число доверяющих (сходная тенденция наблюдается и среди группы верующих). Так, если по данным РНИСиНП в октябре 1997 г. соотношение доверяющих и недоверяющих было 27,7/36,0%, то в ноябре 1998 г. оно составило 26,0/41,1%. Рост интереса к религии, ознаменовавший начало 90-х годов, прекратился, что могло быть вызвано целым рядом причин, в том числе - выработкой социального пласта потенциальных верующих. С другой стороны,

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 98-03-04123.

существование такой тенденции может объясняться разочарованием определенной части общества в действиях религиозных лидеров.

Проблемы духовности в обществе отошли на второй план, уступив место экономическим и практическим заботам: на сегодняшний день лишь 1,9% россиян оценивают ситуацию в России как нормальную, 45 - как кризисную, 50,7 - как катастрофическую. При этом среди молодежи только 2,5% опрошенных назвали духовного наставника в качестве идеала, которому хотели бы подражать. Отвечая на вопрос, «с кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями?», лишь 3,4 % опрошенных молодых людей назвали духовного наставника. Небезынтересно и то, что среди верующих в сверхъестественные силы этот показатель составил 6,9 %, т.е. в два раза больше, чем в среднем.

Тем не менее влияние отдельных конфессий на общественную жизнь Российской Федерации достаточно велико: прежде всего это Русская Православная Церковь (РПЦ), к которой себя относит около половины населения России. Однако необходимо учитывать, что реальное положение РПЦ в обществе значительно ниже: лишь около 4% назвавших себя православными являются стабильной группой (регулярно посещают службы, причащаются и исповедуются), среди большинства остальных православие выступает в роли культурной самоидентификации. Так, среди молодежи 32,7% отнесших себя к православию колеблются между верой и неверием, 6,5% отнесших себя к православию определились как верующие в сверхъестественные силы и магию, 2,6% - как безразлично относящиеся к религии. Подобное положение вызвано не только недостатком информации об основных идеях православия, но и довольно высоким уровнем индифферентности в обществе к проблемам религии. Например, события, связанные с конфликтом Московской Патриархии и телекомпании НТВ (по поводу показа фильма «Последнее искушение Христа»), показали, что в массовом сознании россиян идеи православия как части русской культуры и конкретная религиозная организация сильно дистанцированы.

Важно отметить, что среди молодежи на вопрос, «чем Вы занимаетесь в свободное время?», лишь 3,2% опрошенных ответили: «Посещаю церковь». При этом среди отнесших себя к той или иной конфессии выделяются только мусульмане (13,3% посещают церковь) и протестанты (57,1% посещают церковь). Менее популярным у молодежи в плане проведения досуга, чем посещение церкви является только посещение политических организаций (0,4%). Несмотря на то что к

православным себя относят 46,3% молодых людей, лишь около 4% из них посещают церковь. На вопрос, «каков Ваш обычный круг неформального общения?», только 4,4 % ответили: «Единомышленники, разделяющие религиозные и политические взгляды».

В целом социологические исследования фиксируют следующую религиозную картину современной России: 50,3% опрошенных относят себя к православным, 4,6% - к мусульманам, 2,1% исповедовают иные религии (буддизм, иудаизм, католицизм и т. д.), 43% опрошенных не являются верующими. При этом среди молодежи 11,6% опрошенных сказали, что являются верующими, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежат, в то время, как среди взрослого населения доля «неконфессиональных верующих» составила 5,7%.

Влияние религиозных организаций на духовно-нравственную атмосферу в обществе по мнению молодежи можно выразить в виде следующей таблицы.

Таблица 1

Верующие в Бога Колеблющиеся Веру-ющие в магию Безразличные Неверующие Общее

Их роль должна быть активной в общ.-полит. жизни страны 10,9 3,0 3,7 2,2 2,5 5,4

Только удовлетворение религ. потребностей 22,6 29,3 20,8 35,4 38,1 28,2

Служить укреплению духовности 56,1 52,4 58,4 35,0 34,2 49,2

Затруднились 10,4 15,0 17,1 26,6 24,6 16,7

Среди представителей конфессий особо выделяется позиция православных (8%) и мусульман (10%), считающих, что роль религиозных организаций должна быть активной в общественно-политической жизни страны, это заметно выше, чем в среднем (5,4%).

Новые религиозные организации в современной России. В свете нового законодательства о свободе совести особую актуальность и значимость приобретает проблема новых религиозных объединений, нетрадиционных для России, получивших распространение в последнее

время (особенно среди молодежи). В значительной мере на этот процесс влияет высокий уровень мистицизма в обществе (оккультные практики, магия, целительство и ясновидение и т. д.). Так, среди молодежи 12,4% опрошенных отнесли себя к верующим в сверхъестественные силы и магию, среди взрослого населения к этой группе себя причислили 9,3% опрошенных.

Отношение общества к новым религиозным объединениям неоднозначно - от ортодоксальных требований «запретить и изгнать» до либеральной «вседозволенности». При этом в центре рассмотрения оказываются проблемы «зомбирования» и принуждения, причинения вреда здоровью, разрушению семей и т. д., что зачастую не имеет под собой оснований, а является грубой пропагандой конкурентов и нарушением конституционных принципов. Практика показывает, что новые религиозные объединения ведут более активную деятельность по привлечению людей в свои ряды, чем, например, РПЦ, поэтому центральной, но, зачастую, неартикулируемой проблемой является прозелитизм «на канонической территории». Неумение и нежелание лидеров традиционных религий мыслить по-новому подталкивает к решению проблемы административным, авторитарным путем.

В то же время среди рядовых верующих межконфессиональные противоречия не имеют такой глубины, в чем можно убедиться из следующей таблицы.

Таблица 2

Православ- Мусуль- Като- Протес- Неконф. Общее

ные мане лики танты верующие

Православие 18,4 - - - 4.4 11,5

должно стать

гос. религиеи

Все религии 37,0 80,0 31,3 57,1 48,2 40,0

должны быть

равны перед

законом

Гос-во должно 24,2 20,0 37,5 14,3 16,7 23,2

отдавать

предпочтение традиционным религиям

Другое мнение 1,4 - - - 1,3 1,5

Затруднились 18,8 - 31,3 28,6 29,4 23,3

Значительный интерес вызывает мнение представителей различных мировоззренческих групп по вопросу взаимоотношения между государством и религиозными организациями, которые можно выразить в виде следующей таблицы.

Таблица 3

Верующ. в Бога Колеблющиеся Верующ. в магию Безразличные Неверующие Общее

Православие должно стать гос. религией 17,4 11,8 5,7 6,6 7,8 11,5

Все религии должны быть равны перед законом 40,3 43,4 40,0 33,9 38,4 40,0

Гос-во должно отдавать предпочтение трад. религиям 22,0 22,9 26,9 28,1 18,5 23,2

Другое мнение 2,1 0,8 2,9 0,7 1,1 1,5

Затруднились 18,2 20,9 24,5 29,9 32,7 23,3

Существенным элементом современных межконфессиональных отношений является мнение верующих о праве на свободу проповеди для новых религиозных движений (отношение к прозелитизму). Согласно социологическим данным, 60 % православных и мусульман, 30 % католиков и протестантов - против права на свободу проповеди для новых религиозных движений, 30 % православных и мусульман, 60 % католиков и протестантов - за свободу проповеди для всех религий.

Религия и политика. Практика выборов в 90-х годах в России показала, что, стараясь привлечь верующий электорат на свою сторону, большинство политических партий и движений уделили внимание религиозному вопросу. Основная часть партий в своих программных документах зафиксировала резко негативную оценку новых религиозных

движений и высказалась за поддержку традиционных для России конфессий - такая позиция была призвана заинтересовать прежде всего руководство РПЦ. Однако втягивание религиозных организаций в политику имело и обратную сторону: косвенное и непосредственное участие церквей в политическом противостоянии привело общество к разочарованию в них как объединяющей силе: лишь 6,3% россиян считают, что религия (в основном православие) может выступить в качестве национальной идеи.

Необходимо отметить тот факт, что мнение клира практически не влияет на политические пристрастия прихожан. Социологические исследования показывают, что соотношение в политических взглядах верующих и неверующих (как по политическим направлениям, так и по конкретным персоналиям) в среднем одинаковое, однако есть и некоторые отличия. Так, среди молодежи соотношение различных мировоззренческих в отношении религии групп и политических предпочтений выглядит следующим образом.

Таблица 4

Верующ. Колеблю- Верующие Безраз- Неверую- Общее

в Бога щиеся в магию личные щие

Сторонники 11,2 14,1 12,2 15,7 13,2 13,1

радикальных

рыночных реформ

Сторонники 15,0 15,2 15,5 11,7 18,5 15,2

самостоятель-

ного русского

пути

Сторонники 3,3 3,6 5,7 3,6 8,5 4,5

социализма

Сочетание 25,0 26,3 30,2 32,1 20,3 26,2

различных идеи

(центристы)

Политикой не 45,2 40,4 36,3 35,0 39,5 40,6

интересуюсь

Не меньший интерес вызывает отношение верующих и неверующих к отдельным политикам. Так, среди молодежи по вопросу, «кого бы Вы хотели видеть будущим Президентом России?», различные мировоззренческие в отношении религии группы определились следующим образом.

Таблица 5

Верующ. в Колеблю- Верующие Безраз- Неверую- Общее

Бога щиеся в магию личные щие

Ельцин 3,8 4,7 2,0 1,8 2,5 3,3

Жириновский 4,6 3,0 4,5 2,9 6,0 4,1

Зюганов 4,3 4,7 2,4 2,6 7,5 4,4

Лебедь 9,0 7,7 7,3 9,1 9,3 8,5

Лужков 9,8 9,6 11,0 15,0 7,8 10,4

Немцов 15,3 17,5 14,7 10,6 7,8 14,1

Черномырдин 3,5 2,6 2,0 1,8 0,4 2,4

Явлинский 7,3 7,9 10,2 11,7 10,7 8,9

Никого 38,1 38,9 36,7 39,4 39,9 38,5

Определенный интерес вызывает общая динамика изменения политических предпочтений россиян. В целом для России необходимо отметить, что количество сторонников радикальных рыночных реформ (начиная с 1993 г.) неуклонно падает, в то время как количество сторонников социалистических преобразований имеет тенденцию роста. В качестве иллюстрации рассмотрим следующую таблицу.

Таблица 6

Сторонники радикальных рыночных реформ Сторонники самостоятельного русского пути Сторонники сочетания различных идей Сторонники социализма

Осень 1997 г. 9,2 19,3 19,5 16,2

Весна 1998 г. 7,7 18,6 22,4 17,2

Осень 1998 г. 5,9 19,3 18,9 18,2

Для наиболее полного представления о социально-политической обстановке в современной России следует рассмотреть идеологические пристрастия представителей различных конфессий.

Таблица 7

Сторонники Сторонники Сторонники Сторонники

радикальных самостоятельного сочетания социализма

рыночных русского пути различных

реформ идей

Православные 7,9 21,6 18,4 17,7

Мусульмане 9,2 9,2 32,3 29,2

Иное исповедание 4,0 28,0 12,0 20,0

Неверующие 7,4 15,8 26,5 15,4

Определенный интерес вызывает оценка населением проводимых в России с 1991 г. реформ. Необходимо отметить, что среди мировоззренческих групп не наблюдается серьезных отклонений от средних показателей, в то время как среди конфессиональных групп выделяются позиции мусульман и протестантов. Из приведенных ниже таблиц видно, как оценивают свой выигрыш от реформ разные социальные группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8

Верующ. в Бога Колеблющиеся Верующ. в магию Безразличные Неверующие Общее

Скорее выиграл 13,6 15,4 17,1 15,7 12,5 14,7

Не выиграл и не проиграл 46,8 44,2 44,5 33,9 33,8 42,1

Скорее проиграл 20,4 22,4 20,4 31,8 33,8 24,3

Затрудняюсь ответить 18,8 17,3 16,7 17,5 19,9 18,2

Таблица 9

Православные Мусульмане Католики Протестанты Неконф. верующие Общее

Скорее выиграл 12,6 23,3 - 35,7 16,7 14,7

Не выиграл и не проиграл 46,3 56,7 56,3 21,4 41,7 42,1

Скорее проиграл 22,9 10,0 18,8 - 18,9 24,3

Затрудняюсь ответить 17,4 10,0 25,0 42,9 22,4 18,2

Социологические исследования фиксируют и ряд других интересных особенностей в политической ориентации верующих и неверующих. Так, среди молодежи группа неверующих политически более активна, чем группа верующих - среди них в 1,5 раза больше «внимательно следящих за политической информацией в стране» (18,9% против 13,7%), в два раза больше «лично участвовавших в политической деятельности» (1,8% против 0,8%).

Интересно отметить, что прослеживается взаимосвязь между мировоззрением различных социальных групп и тем, считают ли опрашиваемые обладающих большой властью в стране счастливыми.

Таблица 10

Верующие Неверующие

Это по-настоящему счастливые люди 7,3 3,9

Считаю их несчастливыми людьми 13,7 22,1

Вызывает интерес и тот факт, что при рассмотрении отношения опрошенных к Закону прослеживается определенная связь: для групп верующих - большая ориентация на справедливость, для неверующих и безразличных - на букву закона.

Таблица 11

Верующие Верующие Безразличные Неверующие

в Бога в магию

Всегда следует 7,9 8,2 13,9 11,0

соблюдать букву

закона

Законы надо 38,5 39,2 36,5 47,7

соблюдать,

если это делают

представители

власти

Неважно, 36,5 42,4 28,1 28,8

соответствует ли

что-либо закону,

главное, чтобы это

было справедливо_____

При рассмотрении современного массового сознания россиян необходимо отдельно отметить общую оценку различными социальными группами власти и тех, в чьих руках она находится. Ниже приводится сравнительная таблица для верующих и неверующих.

Таблица 12

Согласен Не согласен Затрудняюсь

Сегодня управляет в основном старая номенклатура 47,6\52,0 16,6\17,4 35,9\30,6

Сегодня у власти в основном новая номенклатура 38,7\38,4 25,1\27,4 36,2\34,2

России нужна сильная личность, которая наведет порядок 54,2\55,2 17,7\18,5 28,1\26,3

России нужна опора на демократические институты 51,2\36,7 13,6\18,9 35,2\44,5

Религия и мораль. Как уже отмечалось выше, 49,2% россиян считают, что деятельность религиозных организаций должна служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Однако исследования показывают, что на практике религиозные взгляды не влияют на асоциальное или аморальное поведение опрошенных.

Таблица 13

Часто Редко (только пробовал) Сам этого не делал, но не осуждаю Нет, я противник Не хочу отвечать

Курить 46,0/47,6 25,1/27,3 10,7/10,8 16,3/12,7 1,9/1,6

Пить крепкие спиртные напитки 34,8/39,6 45,7/44,7 3,2/4,4 11,2/7,0 5,2/4,3

Обманывать для достижения своих целей 11,8/12,6 36,0/33,3 13,7/12,0 30,0/34,2 8,4/7,9

Употреблять наркотики 1,7/1,9 7,3/8,0 8,2/8,2 79,8/79,1 3,0/2,8

Давать взятки 6,6/6,3 17,2/16,3 26,4/26,2 44,4/45,6 5,4/5,6

Уклоняться от налогов 7,3/6,0 6,6/6,3 32,2/32,6 43,1/45,1 10,7/10,0

Половые свя-зи до брака 36,0/36,0 14,1/16,1 17,1/15,4 10,6/10,5 22,3/22,0

Использовать секс в корыс-тных целях 3,6/3,1 5,8/5,1 26,5/30,2 50,1/49,1 13,9/12,5

Вступать в гомосексуальные связи 0,8/0,5 1,7/1,9 19,7/21,5 69,2/68,5 8,5/7,6

Приведенная выше сравнительная таблица для верующих и общей выборки среди молодежи показывает, что принципиальной разницы в этих позициях нет, более того - очевидно, что отношение к религии, восприятие ее норм и правил в системе ценностей молодежи занимает далеко не ведущее место.

Религия и национальный вопрос. Рассматривая проблему религии в современном массовом сознании россиян, нельзя не остановиться на проблеме межэтнических отношений. Разгоревшийся в 1998 г. скандал по поводу выступления генерала Макашова довольно остро поставил вопрос о этнической терпимости в России. И здесь необходимо отметить, что социологические исследования дают серьезные основания для беспокойства. В ходе исследований выяснилось, что около 40% (!) опрошенных испытывают антипатию к исламским народам бывшего СССР, в то время как к евреям - 7,4%. Этот безусловно огромный показатель - не только результат реакции на преобладающее положение «кавказцев» на рынках, это очень серьезный символ нового времени, когда национальной политике не уделяется сколько-нибудь достойного внимания со стороны государства. И результаты этих процессов (где война в Чечне лишь звено в цепи) могут оказать пагубное влияние на развитие России. Ниже приведены таблицы ответов различных мировоззренческих и конфессиональных групп на вопрос «К людям какой национальности вы испытываете антипатию?».

Таблица 14

Верующие в Бога Колеблющиеся Верующие в магию Безразличные Неверующие Общее

Украинцы 3,2 1,5 1,6 0,7 1,4 1,9

Чеченцы 11,7 14,1 8,6 11,3 15,3 12,4

Евреи 8,4 6,6 6,9 6,6 8,2 7,4

Азербайджанцы 4,1 4,9 6,1 4,4 7,1 5,1

«Кавказцы» 10,4 18,4 13,5 16,8 11,4 14,0

Цыгане 3,5 1,9 1,6 1,5 0,4 2,1

Американцы 1,4 1,5 3,3 2,9 3,2 2,1

Армяне 4,3 6,0 1,6 2,2 3,6 4,0

Китайцы 3,5 2,1 8,2 5,1 3,6 3,9

Грузины 4,9 3,0 3,7 2,9 2,5 3,6

«Мусульмане» 3,6 3,8 7,3 7,3 2,1 4,4

«Прибалты» 1,9 2,1 2,0 0,7 0,4 1,6

Негры 4,3 2,1 1,6 4,4 1,8 3,0

Таблица 15

Православные Мусульмане Католики Протестанты Неконф. верующие Общее

Украинцы 2,3 - - - 2,2 1,9

Чеченцы 12,8 10,0 18,8 - 9,2 12,4

Евреи 7,8 16,7 12,5 14,3 7,9 7,4

Азербайджанцы 4,9 3,3 - - 2,2 5,1

«Кавказцы» 15,4 - 12,5 - 11,4 14,0

Цыгане 3,0 - - - 2,6 2,1

Американцы 2,2 3,3 - - 0,4 2,1

Армяне 4,8 13,3 - - 3,9 4,0

Китайцы 2,8 - - - 6,1 3,9

«Мусульмане» 4,1 6,7 12,5 - 5,3 4,4

«Прибалты» 2,1 - 12,5 - 0,9 1,6

Негры 3,3 - 25,0 - 2,6 3,0

При рассмотрении отношения представителей различных религиозных ориентаций к национальным проблемам существенное место занимает отношение к межэтническим бракам. На вопрос, «если

бы Ваши близкие родственники решили вступить в брак с представителем другой национальности, как бы Вы отнеслись к их решению?», мнение представителей различных конфессий распределилось следующим образом.

Таблица 16

Православные Мусульмане Католики Протестанты Буддисты Неконфессиональные верующие Общее

Негативно 8,2 30,0 - - - 9,2 9,8

Не возражаю 78,0 50,0 68,8 100,0 77,8 75,4 74,6

Затрудняюсь 13,6 20,0 31,3 - 22,2 15,4 15,1

В целом необходимо отметить, что социологические исследования фиксируют довольно опасное положение, сложившееся в межэтнических отношениях в современной России. И, возможно, не экономический и социальный кризисы, а этническое противостояние приведет Россию к краху. Тем более, что 30,9% опрошенных считают, что Россия стоит на пороге гражданской войны.

Религия и социальные проблемы. Рассматривая отношение верующих и неверующих к общественным проблемам, необходимо отметить, что современная социально-экономическая ситуация в России по-разному отразилась в массовом сознании россиян. Процесс атомизации общества проник глубоко даже в относительно устойчивые социальные группы. Так, на вопрос, «если говорить в целом, сегодняшняя жизнь в России Вам нравится или нет?», мнение опрошенных распределилось следующим образом.

Таблица 17

Верую- Колеблю- Верующие Безраз- Неверую- Общее

щие щиеся в магию личные щие

в Бога

Да 9,2 5,5 6,1 5,8 6,8 7,0

Скорее да, 36,3 44,4 37,1 38,7 34,5 38,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чем нет

Скорее нет, 27,3 28,2 30,6 37,2 39,1 31,1

чем да

Нет 16,1 11,1 16,3 11,3 14,2 13,8

Затрудняюсь 11,1 10,3 9,8 6,2 5,3 9,2

Таблица 18

Право-славные Мусульмане Католики Протестанты Буддисты Некон-фессио-нальные верующие Общее

Да 7,8 20,0 12,5 - 11,1 4,4 7,0

Скорее да, чем нет 39,8 43,3 37,5 64,3 5,6 35,5 38,7

Скорее нет, чем да 26,8 6,7 43,8 21,4 33,3 38,6 31,1

Нет 15,0 16,7 6,3 38,9 10,5 13,8

Затрудняюсь 10,6 13,3 - 14,3 11,1 10,5 9,2

Важно отметить, что оценка опрошенными жизни в современной России выше, чем средние показатели благосостояния населения: лишь 11,3% считают свое материальное положение благополучным, при этом за 1997 г. оно ухудшилось у 20,9% опрошенных, за 1998 г. - у 58,6%.

Хотелось бы отдельно рассмотреть и такое социальное явление, как взяточничество. На вопрос, «приходилось ли Вам давать взятки?», опрошенные, определившие себя как «мусульмане», отвечали: «Да, часто» в два раза чаще, чем в среднем, а определившие себя как «атеисты» - в два раза реже, чем в среднем. Более полную картину по данному вопросу можно увидеть из следующей таблицы.

Таблица 19

Православ- Мусуль- Иного Неверу- Атеисты Общее

ные мане исповедания ющие

Да, часто 7,9 16,3 13,9 8,6 4,4 8,4

Практически 27,8 30,0 30,6 26,2 16,2 26,5

нет

Никогда 64,3 53,8 55,6 65,3 79,4 65,1

В то же время необходимо отметить, что у опрошенного населения (особенно среди молодежи) еще достаточно высоки показатели оценки возможности добиться желаемых результатов в различных сферах общественной жизни. Ниже приведена сравнительная таблица сфер достижения для верующих и неверующих среди молодежи.

Таблица 20

Уже добился Пока не добился Вряд ли смогу В моих планах этого нет

Получить хорошее образование 28,9\40,2 51,3\39,5 14,5\9,3 4,9\10,3

Получить престижную работу 16,0\17,4 60,5\56,9 18,2\18,5 4,4\6,0

Создать прочную семью 26,5\37,4 61,9\52,0 6,0\8,2 5,1\1,4

Создать собственный бизнес 5,5\6,8 33,0\26,7 24,6\27,8 36,3\37,4

Стать богатым человеком 2,1\ 2,8 45,2\36,3 35,2\38,1 17,1\21,4

Заниматься любимым делом 22,9\35,6 60,3\49,5 12,0\12,8 4,1\1,4

Стать знаменитым 2,4\1,8 14,4\10,3 11,5\11,7 71,1\75,4

Побывать в разных странах мира 8,2\7,1 51,5\49,1 33,3\33,5 6,5\9,6

Подводя итоги всему выше сказанному, хочется отметить, что на сегодняшний день Россия преодолевает трудный путь реформ, и поэтому в обществе неизбежно будут возникать проблемные ситуации, однако у нашего государства есть огромный потенциал, разумное использование которого позволит нам прийти к гражданскому согласию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.