Научная статья на тему '99. 02. 034. Имеет смысл не дать погибнуть сокровищу. Es gilt, einen Schatz zu heben // Spiegel. - Hamburg, 1998. - n 35. -S. 46-51'

99. 02. 034. Имеет смысл не дать погибнуть сокровищу. Es gilt, einen Schatz zu heben // Spiegel. - Hamburg, 1998. - n 35. -S. 46-51 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ / СТУДЕНТЫ {{-}} ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 034. Имеет смысл не дать погибнуть сокровищу. Es gilt, einen Schatz zu heben // Spiegel. - Hamburg, 1998. - n 35. -S. 46-51»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

шв.крон в 1999 г. Это без учета государственной поддержки, объем которой определяется числом студентов, а также средств Балтийского фонда, направляемых на особые исследовательские и учебные проекты (033, с.6).

Среди студентов, принятых в 1996 г., 68% составляли женщины и 25% - иммигранты. Все студенты располагают собственной электронной почтой с выходом на внутреннюю и внешнюю компьютерную сеть высшей школы. Предполагается, что к 2003 г. школе будет предоставлено право присуждения степени доктора наук по целому ряду научных дисциплин, а также присвоен статус университета (033, с.1).

Л.Г.Можаева

99.02.034. ИМЕЕТ СМЫСЛ НЕ ДАТЬ ПОГИБНУТЬ СОКРОВИЩУ. Es gilt, einen Schatz zu heben // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N 35. -S.46-51.

В редакционной статье журнала "Шпигель" обсуждается вопрос о том, способна ли образовательная система Германии и ее национальные ИР вновь занять лидирующие позиции в мире.

В вузах страны, говорится в статье, в настоящее время разработаны 1550 различных программ подготовки, позволяющих одаренным молодым людям изучать широкий спектр научных дисциплин. Научные исследования и образование стали в Германии индустрией, приносящей огромные доходы, между тем в этом "храме науки" регистрируется небольшое число открытий и изобретений, способных принести реальную пользу. "Отчасти такое положение вызвано тем, что далеко не все идеи, выдвигаемые сегодня немецкими учеными, являются оригинальными и каждая третья марка, таким образом, выделенная на исследования, расходуется на вещи, которые давно уже изобретены" (с.46). По словам министра научных исследований Ю.Рюттгерса (Ruttgers), Германии не удалось совершить прорыв в области высоких технологий: практически все комплектующие компоненты для электроники поступают из Японии, информационную технику поставляет в основном США, а единственная

немецкая фирма "Сименс", разрабатывающая компьютеры, "является по международным масштабам просто карликом" (с.46).

Студенты, обучающиеся в университетах, недовольны профессорами, так как они не учитывают динамики развития современного общества.

Ю.Рюттгерс признал также, что "немецкая система высшего образования стремительно близится к своему концу, а про университет Гумбольдта можно сказать, что он уже вообще мертв". При этом "Шпигель" добавляет: "Вероятно, у Г.Коля были достаточно веские основания, чтобы послать своих сыновей для прохождения курса в Гарвард, а не в Гайдельберг (Heidelberg)" (с.46). К многочисленным манифестациям германских студентов стали присоединяться и профессора. Основное требование манифестантов - "Больше денег!", поскольку начиная с 1990 г. государственные ассигнования на образование и ИР сократились более чем на одну пятую. Германия находится только на седьмом месте (после Южной Кореи) по объему инвестиций в научные исследования.

Еще в 1964 г. эксперт Г.Пихт (Picht), занимающийся проблемами образования Германии, предсказывал надвигающийся кризис в этой сфере. Реакция правительства была незамедлительной и германские вузы в течение двух десятилетий щедро снабжались деньгами и персоналом. Число студентов в те годы возрастало в соответствии с потребностями экономики, и социальное развитие шло ускоренными темпами. Однако оно сопровождалось и негативными тенденциями: многочисленные комиссии сводили на нет попытки произвести какие-либо реформы, а профессура, чувствуя себя полновластным хозяином, единолично решала когда, как и чему учить. Различные германские партии, начиная от Христианско-демократической и кончая "Зелеными", пытались вмешаться в ситуацию в институтах и университетах, однако существенной пользы их деятельность не принесла.

Самым острым на сегодняшний день остается вопрос о плате за обучение. Очень многие студенты не могут получить высшего образования из-за того, что родители не в состоянии оплатить их учебу.

"Когда во главе правительства стоял Г.Коль, число студентов из малообеспеченных семей упало с 23 до 13%" (с.48).

Боннская коалиция намерена опираться на уже сложившуюся систему оплаты за обучение, а Социал-демократическая партия Германии и "Зеленые" делают ставку на новую модель. Независимо от благосостояния родителей государство должно оплачивать учебу студентов в течение определенного срока, однако одновременно с этим должны быть упразднены пособия на детей и налоговые льготы для родителей. Но не все согласны с такой моделью.

Угроза конкуренции вынуждает многие университеты самостоятельно вводить различные новшества в образовательный процесс. Так, в Гейдельбергском университете за деятельностью учебных подразделений следят независимые эксперты. В Институте фармакологии, например, они оценили обучение и исследовательскую работу как "качественно неудовлетворительные", вследствие чего было принято решение о расформировании целого факультета. Технический университет Мюнхена намерен в скором времени выполнять функции предпринимателя.

В Техническом университете Гамбурга специализация стала осуществляться после двухлетней базовой общетехнической подготовки. В результате студенты могут выбрать специальность в соответствии со своими интересами, а также рыночным спросом. Кроме того, они могут сменить направление учебы и приступить к изучению менеджмента или основ промышленной политики.

Университет Саарбрюкен (БаагЬшскеп) предлагает семинары на тему "Создание фирм". В так называемом стартовом центре студенты и ученые в будущем планируют основать свое дело, могут за низкую плату арендовать помещения, где их будут консультировать по вопросам патентов и венчурного капитала (с.48).

Одновременно университеты подобного типа смогут помочь экономике преодолеть отставание в области нововведений. Например, в США уже давно существует практика, когда профессора из высшей школы на время переходят в промышленность, а затем возвращаются на кафедры, принося с собой новые знания, навыки менеджмента и умение заключать выгодные сделки.

Чтобы вывести систему образования и ИР в Германии на мировой уровень, авторы считают, что инвесторы и промышленность должны вкладывать больше средств в коммерческие проекты; повысить заинтересованность профессуры в результатах своего труда и усилить конкуренцию вузов за субсидии и студентов. Только в этом случае можно, будет добиться каких-либо существенных сдвигов, заключает журнал.

Е.Рачкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.