Научная статья на тему '99. 01. 005. Станг Х. Именование России. Stang H. The naming of Russia. Oslo: Meddelelser, 1996. 323 S. bibliogr. : P. 300-323'

99. 01. 005. Станг Х. Именование России. Stang H. The naming of Russia. Oslo: Meddelelser, 1996. 323 S. bibliogr. : P. 300-323 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 01. 005. Станг Х. Именование России. Stang H. The naming of Russia. Oslo: Meddelelser, 1996. 323 S. bibliogr. : P. 300-323»

ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР

99.01.005. СТАНГ Х.ИМЕНОВАНИЕ РОССИИ.

STANG H. THE NAMING OF RUSSIA. - Oslo: Meddelelser, 1996. - 323 s. - Bibliogr.: p.300-323.

В книге Хокона Станга, изданной славяно-балтийским отделением университета Осло в серии трудов «Meddelelser, исследуется происхождение названия «Русь»: история возникновения этого термина и начало его применения по отношению к русским и России. Монография, состоящая из введения, двадцати глав и библиографии, опирается на широкий круг источников, как античных (Геродот, Тацит, Юлий Цезарь, Сидоний Аполлинарий, Страбон, Марциал, Плиний Старший, Тертуллиан, Катон Старший), так и средневековых (труды византийских историков, франкские хроники, исландские саги, древнерусские летописи и арабские источники), а также археологические материалы и данные лингвистики.

В течение почти трехсот лет, пишет автор, проблема происхождения имени «Русь» была предметом ожесточенного спора историков. Согласно концепции «норманистов», термин «Русь» применялся для обозначения шведов, название которых на финском языке звучит как «ruotsi». Этой позиции противостояли «антинорманисты», утверждавшие, что термин «Русь» имеет славянское происхождение и применялся к племени, жившему в окрестностях реки Рось, притока Днепра (с.9).

В настоящей монографии предложен иной, более широкий и открытый подход, основой для которого явилась концепция «центра-периферии». Автор полагает, что методически верным было бы рассматривать процессы, происходившие более тысячи лет назад в Северной и Восточной Европе, не изолированными, а широко интегрированными в современный им общемировой контекст. Как скандинавы, так и славяне сознавали то, что они находились на периферии по отношению к центру мира, к «сверхдержавам» того времени, - Византии и Арабскому халифату. Именно этот центр определял периферию и ее самоидентификацию - включая также имена и названия, поэтому наиболее естественным представляется автору именно здесь искать происхождение термина «Русь» (с.9-12).

Отправными точками исследования Х.Станга стали статья 852 г. Повести временных лет (ПВЛ) и статья 839 г. Бертинских анналов. В ПВЛ летописец говорит о том, что «в лето 6360 индикта 15 день, наченшю Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руска земля. О сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша Русь на Царьгород, яко же

пишется в летописаньи греческом» (ПВЛ, I, 213-214, М.-Л., 1950). В Бертинских анналах речь идет о приходе в 839 г. в Ингельхейм посольства из Византии. В составе посольства были пришедшие незадолго до этого в Константинополь люди, называемые «Rhos», в которых франкский хронист усмотрел шведов. Исследуя различные толкования ошибочной даты в статье 852 г. ПВЛ, автор приходит к заключению, что император Михаил начал править в 839 г., и, следовательно, именно в этом году в Константинополь пришли воины неизвестного доселе грекам народа (с.17).

Столкнувшись с появлением неизвестных пришельцев с далекого Севера, византийцы тщательно расспросили их о том, где они живут и как называются. Скорее всего, пишет автор, они услышали несколько вариантов названий, поскольку северяне пришли из региона, населенного многими племенами. Тем не менее, один из вариантов показался грекам уже знакомым и средствами греческого алфавита был записан как «Рос».

Согласно традициям той эпохи, для того, чтобы признать что-либо существующим, нужно было найти подтверждение этому в «старых» книгах, и оно было найдено в избытке. Греки обнаружили свидетельства о северных племенах, беспокоивших Византию раньше - в III-VI вв., в эпоху Великого переселения, когда готы и соседствовавшие с ними эрулы часто контактировали с Римской империей.

Автор рассматривает многочисленные свидетельства об эрулах и племенах, имеющих с ними общие черты. Он приходит к выводу, что эрулы, как и все германские племена, отличались высоким ростом, часто о них говорится как о светловолосом народе (иногда упоминаются и голубые глаза). Эрулы оказываются тесно связанными с красным цветом, который использовался как для окраски волос перед боем, так и для одежды. Это породило в среде римских легионеров, воевавших с варварами, термины с корнем russ-, обозначавшие красный цвет. В источниках упоминается и о том, что эрулы совершали морские набеги. Все это дало Х.Стангу возможность идентифицировать их с «протовикингами» (с.54-55). Этот вывод подтверждается и рунической надписью на римском шлеме из Стейермарка, а также свидетельствами арабских источников (среди них аль-Хасан аль-Басри, аль-Масуди, Ибн Фадлан, аль-Фирдоуси, Низами Гянджеви, аль-Марвази и др.).

Таким образом, в распоряжении греков оказались два схожих названия, одинаково использовавшихся по отношению к северным народам - латинское «russ-» и греческое «Рос». К тому же, эти термины перекликались с Библией, где в книге пророка Иезекииля фигурирует Гог в земле Магог, князь Роша (prince of Ros), Мешеха и Фувала. В настоящее время доказано, что это просто ошибка древнего переводчика

и древнееврейское «гобЬ» означало всего лишь «вождь, глава, лидер», но в Средние века князь Роша представлялся весьма реальной фигурой. Впрочем, как указывает автор, параллели с этим библейским персонажем стали проводиться только в более поздний период, в 1Х-Х вв.

Арабские источники многократно упоминают о набегах, которые ат-Яи производила на Испанию в УТ-УШ вв. По мнению автора, это название относилось к германским племенам, занимавшимся морским разбоем, и именно арабы напомнили византийцам о них.

Итак, после почти 300 лет забвения имя «Русь» было воскрешено и приложено к пришедшему с Севера отряду викингов, которые, в глазах византийцев, полностью соответствовали описаниям, данным им «старыми» книгами.

Для уточнения места, откуда пришел отряд викингов, автор анализирует данные арабских источников, в которых наряду со Славией и Куявией упоминалась и так называемая «третья Русь», Артания. Х.Станг локализует ее в треугольнике Ростов Великий - Белоозеро -Старая Ладога, в местах, населенных вепсами (они же «самоеды» и «сыроядцы» в русской традиции). Это, по его мнению, подтверждается также топонимикой и лексикологией вепсов: само название Артания, возможно, происходит от вепсского «еМ» и однокоренных ему и означает «отдаленное место». Скандинавское название Старой Ладоги АШе1диЪо^ происходит от вепсского а1исУо^ - медленно текущая река, река в болотистых берегах. По археологическим данным УШ-Х вв., Старая Ладога, центр ремесла и торговли региона, первоначально была скандинавским поселением, позже ее население ассимилировалось местными финскими племенами вепсов, которые к Х в., в свою очередь, были славянизированы (с.203).

В историографии существует мнение, что в Старой Ладоге какое-то время находился Рёрик, викинг из Ютландии. Автор полагает, что пришедших в Константинополь в 839 г. неизвестных воинов следует идентифицировать со староладожской дружиной Рёрика, которая и получила от византийцев имя «Рос». В соответствии с представлениями того времени, это имя несло на себе отпечаток византийского блеска, власти и богатства и приобрело оттенок «успешности». Вернувшиеся в Старую Ладогу воины носили его с гордостью, и вскоре оно стало применяться к преуспевающим жителям Ладоги (называемым «чудь»), скандинавам и славянам. Через какое-то время название «Русь» стало обозначать аппарат нового государства с центром в Киеве, а население Старой Ладоги, утратившей свое былое значение, сохранило имя «чудь».

Лингвистический анализ подтверждает выводы автора о том, что на северной сцене выступали не две партии, как считалось в

историографии (т.е., славяне и скандинавы), а три. Коренное финно-балтийское население, а точнее, вепсы, сыграли важную роль в истории именования России. Данные фонетического анализа дают основания полагать, что в 839 г. в Византию пришли не западные финны, т.к. «гцйб!» было бы по-другому передано средствами греческого алфавита. Это были восточные финны, и именно вепсское «госЬ» из уст вепса или северного славяноговорящего переводчика могло выглядеть в записи греческого писца как «Рос».

«Приняв эстафету от Византии, «Второго Рима» европейской и средиземноморской истории, «Третий Рим», известный всем как Россия, получил свое имя в 839 г.», - заключает автор (с.299).

В.М.Большакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.