РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФиНМАЦИУ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.04.001 -98.04.043
МОСКВА 1998
98.04.025
138
полномочия рассматривать иск гражданина к любому органу управления, вплоть до правительства.
Предложенная концепция может быть реализована с учетом принятия Административно-процессуального кодекса, так как административно-правовые споры должны регулироваться нормами не только материального, но и процессуального права.
В административном судопроизводстве на правах сторон выступают лица, чьи права затрагивает его исход, а также может участвовать прокурор.
По мнению автора следовало бы предусмотреть, что решения, принимаемые судом первой инстанции, могут быть обжалованы в вышестоящий судебный орган, вплоть до Высшего административного суда РФ. Постановление, принятое Высшим административным судом, является окончательным и обязательным для административного органа. Оно может быть опротестовано в Верховный Суд РФ Генеральным прокурором, министром юстиции и Уполномоченным по правам человека. Это позволило бы Верховному Суду РФ следить за законностью применения норм административного права.
В существующей зарубежной практике далеко не каждый административный спор оказывается в сфере административной юстиции. Существуют и другие возможности — чисто ведомственные, с использованием института омбудсмена, прокурорского надзора и т.д. Однако тенденция состоит в том, что в отношениях "гражданин-исполнительная власть", когда они принимают конфликтную форму, все возрастающую роль играет рассмотрение такого рода отношений судебными структурами.
Автор подробно анализирует контроль омбудсмена в сфере исполнительной власти, сферу его компетенции, проблемы законодательного регулирования его деятельности.
А.И.Моргунова
98.04.025. РОСТОВЩИКОВ И.В. ПРАВА ЛИЧНОСТИ В РОССИИ: ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / Волгоград, юрид. ин-т; Науч. ред. Витрук Н.В. — Волгоград, 1997. — 190 с.
В монографии рассмотрены вопросы реализации системы гарантий прав и свобод человека и гражданина в России,.
проанализирована деятельность органов внутренних дел по обеспечению и защите прав и свобод.
Теория и практика обеспечения и охраны прав личности со стороны органов внутренних дел на нынешнем этапе требуют повышенного внимания, переосмысления, коррективов. Это диктуется рядом причин; глубокими социально-экономическими, политическими реформами, существенными новациями в законодательстве и, что весьма важно, необходимостью приведения функций органов внутренних дел России в соответствии с международно-правовыми стандартами в области прав человека. Используемые данными органами правоохранительные методы и средства (санкции, меры пресечения, оружие, специальные средства и др.) должны быть адекватны реальным потребностям защиты прав человека, а любое применение силы строго соразмерно демократическим нормативным установлениям, тем более что это нередко связано с известным ограничением прав граждан. По-прежнему актуальна проблема применения органами внутренних дел юридических норм в процессе реализации прав и свобод личности. Особенно это касается ситуаций, когда вынесение правоприменительного акта законодательно предусмотрено в указанном процессе и реализация их тем самым зависит от решения названных органов (например, право выбора места жительства — от регистрации).
Выделяется остротой вопрос законности в деятельности органов внутренних дел в связи с их функциональными обязанностями по защите, обеспечению и соблюдению прав человека и гражданина. Несмотря на значительные позитивные перемены в стравнении с откровенным произволом времен тоталитаризма, остается немало проблем и поныне. К сожалению, еще встречаются случаи, когда милиция сама становится источником причинения гражданину вреда, нарушает его права и свободы. Сотрудники часто не понимают сути и значения прав человека, уповая лишь на силу как главное средство решения своих профессиональных задач. Соблюдение законности предполагает не только строгое следование в своей профессиональной деятельности Конституции и иным законам страны, но и соблюдение соответствующих общепризнанных международных стандартов правоохранительной практики, зафиксированных в документах ООН и др.
98.04.025
140
Механизм реализации прав и свобод личности, их гарантии, в том числе и международные, связаны с деятельностью таких специализированных структур ООН, занимающихся вопросами соблюдения прав человека, как Верховный комиссар, Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека и др. Возрастает роль соответствующих региональных международных образований, в частности для России — Европейского суда по правам человека и взаимосвязанных с ним других организаций.
В механизме реализации прав и свобод личности теми или иными государственными органами, в данном случае органами внутренних дел, издаются различные правоприменительные акты. Классификация актов правоприменения способствует выявлению эффективности конкретной разновидности правоприменительных действий. Наиболее общая классификация предусматривает деление их на две большие группы: акты, выносимые в порядке решения юридических споров и охраны правопорядка, включая защиту прав и свобод личности, и акты, которые принимаются в рамках оперативно-исполнительной деятельности государственных органов.
В обеих основных группах правоприменительных актов сложились и их разновидности. Каждый вид актов хотя и неоднозначно, но выделяется спецификой своей функциональной направленности. В правоприменительной деятельности охранительного характера относительно прав и свобод человека и гражданина сложились и при необходимости используются государственными органами следующие основные виды актов: 1) вердиктно-штрафные; 2) восстанавливающие; 3) пресекающие; 4) процедурно-охранительные.
В процессе правомерно ориентированной реализации прав и свобод для их предусмотренного законом обеспечения выносятся: 1) регламентирующие; 2) разрешительные; 3) регистрационные; 4) удостоверяющие (акты о признании); 5) констатирующие (оценивающие); 6) предписывающие (директивные); 7) запрещающие; 8) аннулирующие (отменяющие).
Рассматривая вопросы соблюдения и упрочения законности в деятельности органов внутренних дел и проблемы их взаимоотношений с гражданами, автор отмечает, что надлежащее осуществление органами внутренних дел своих полномочий и обязанностей по гарантированное™ прав и свобод человека является.
важнейшим показателем соблюдения законности в стране и фактором удовлетворенности ею со стороны граждан-налогоплательщиков.
Соблюдение или несоблюдение сотрудниками требований законности существенно влияет (позитивно или негативно) на реализацию и защиту человеком прав и свобод. Именно здесь во многом формируется отношение и уровень доверия к ним населения. В современной России проблема на данный счет стоит довольно остро, требуя самых серьезных мер по всестороннему обеспечению и упрочению законности в работе этих органов.
А.И.Моргунова
98.04.026. КИЛЯСХАНОВ И.Ш. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ: Монография / Ом.юрид. ин-т. — Омск, 1997,- 140 с.
Работа содержит детальный анализ действующего административного законодательства, обоснована необходимость приоритетного развития и кодификации административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок реализации права в этой сфере, необходимость принятия Административно-процессуального кодекса Российской Федерации, дан его авторский проект.
Автор исследует проблему обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административно-юрисдикционных отношений, где одним из участников выступает милиция.
Административная юрисдикция представляет собой вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и других компетентных органов, охватывающий рассмотрение дел об административных правонарушениях (отдельных видах преступлений) и принятие по ним решений в установленных законом формах и порядке.
Наличие протокола либо постановления прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении является обязательным условием рассмотрения дела субъектами, обладающими юрисдикционными полномочиями. Наличие протокола об административном правонарушении само по себе является своего рода гарантией того, что разбирательство в связи