Научная статья на тему '98. 04. 004. Шмит Ж. -К. Культура imago. Schmitt J. -С. La culturelle de l'imago // Annales HSS. - P. , 1996 -n L. - P. 5-36'

98. 04. 004. Шмит Ж. -К. Культура imago. Schmitt J. -С. La culturelle de l'imago // Annales HSS. - P. , 1996 -n L. - P. 5-36 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
236
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ И ЗНАК / ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НГ / СНОВИДЕНИЯ / СИМВОЛ В КУЛЬТУРЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ -СРЕДНЕВЕКОВОЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шуб О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 004. Шмит Ж. -К. Культура imago. Schmitt J. -С. La culturelle de l'imago // Annales HSS. - P. , 1996 -n L. - P. 5-36»

россиашмсьАКАДЗДиянАУк

институт научной информации

по общественным наукам

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

реферативный журнал серия 5

ИСТОРИЯ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.04.001 -98.04.033

москва 1998

СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

98 04 004 ШМИТ Ж.-К. КУЛЬТУРА LMAGO

SCHMITT J -С La culturelle de l'imago // Annales HSS. - P., 1996 -

N 1 - P 5-36.

В статье Жана-Клода Шмита "Культура imago" исторические реалии, их значение в жизни Средневекового Запада рассматриваются в одном клкЭче с эволюцией общества и развитием христианской концепции о субъективном начале на длительном отрезке времени с IV по XV вв.

Стоит рассмотреть подробнее тс, что вкладывает автор в понятие imago. Слово это с некоторым приближением можно перевести на русский язык как "образ". Во-первых, это теолого-антропологическое познание, оно фундаментально, так как базируется на всей иудео-христианской традиции. В начале Бытия Бог творит человека: "Наш образ есть наше подобие". Слово imago в этом смысле трактуется как воплощение человека в виде первого и основного носителя образа Бога. Для верующих обещание жить во Христе, Воскрешение сына Божьего, счастливое спасение человечества знаменуется как поворот в истории В христианской традиции это связано с образами, поскольку образ Бога - форма, заимствованная у человека, постольку и Сын принял земной облик (облик Отца) Он искупил грех человечества, и это естественно для христиан, закрепивших в своем сознании образ Бога, как внешний облик человека '

Во-вторых, понятие imago включает в себя все символические образы, которые порождает человеческое сознание, именно: образы метафорические, существующие и в речи людей, и в предметах материальной культуры, напримф, произведения искусства, создаваемые людьми. Ведь создание произведения искусства, по мнению средневековых авторов, - не дерзание собственно человека, а жест божественного созидания

И наконец, imago включает в себя образы ментальные, образы воображаемого мира видений, снов - те образы, которые в

наше время стали предметом изучения психологии и психоанализа

Шмит указывает, что imago в каждом из своих значений представляет относительную автономию, которая оправдывает отдельные исследования

Соотношение понятий, из которых состоит культура Средневековья, автор представляет в виде треугольника, на вершине которого imago, на другой - общество с различными его группами, которые производят образы, такие как литургические, политические и духовные На третьей - сам человек, в том понимании, как он представляет себя внутренне Таковы компоненты культуры средневекового imago, которое и образует различные формы субъективности

В своих рассуждениях о природе imago Шмит большое значение отводит роли сновидений - важнейшей части средневековой культуры Многое в жизни средневекового общества происходило под влиянием сновидений, пересказанных сновидцами

Видение снов В комментарии к книге Бытия Августин Блаженный дает упорядоченную иерархию трех типов "видения". Первое и основное - "видение телесное", возможность видеть, воспринимать материальные образы Более возвышенное - "видение мысленное", то есть созерцание Бога И, наконец, "видение духовное", внушенное воображением, фантазиями, незыблемо сохраняющимися в памяти человека нематериальными образами Это как раз те видения, которые овладевают сознанием во время сна

Культура Средних веков полна этой необъятной сферой "видения духовного", которое можно, по мнению Шмита, считать промежуточным между телом и разумом Повествования о таком видении можно увидеть и в Апокалипсисе св Иоанна и в "Божественной комедии" Данте Оно играет фундаментальную роль в религии и письменности Запада

Рассказы о сновидениях получают особенное распространение в X1-XLI в в Подобные рассказы обычно автобиографичны и довольно кратки Известны рассказы Хильдегарда из Бингена, Св

Бернарда, Бригиты Шведской Сон чаще всего рассматривается как предсказание судьбы. Увлечение общества рассказами сновидцев отражается и в иконографии В иллюминированных рукописях очень часто встречаются такие сюжеты как, например, Сон Иакова Эти изображения обычно подчинены единой структуре сновидец, лежащий с закрытыми глазами, и объекты его сновидения (лестница Иакова). Миниатюры полны узнаваемых условностей. Художник в данном случае не изображает свои собственные видения, опыт сновидения отводится лишь божественному избраннику Но есть ли в этих изображениях нечто субъективное, что принадлежит именно художнику? Только ХП в. начал давать новые ответы на поставленный вопрос.Шмит полагает, что история традиционно изучает рождение индивидуума с позиций Ренессанса То есть сама история рассматривается как непрерывный прогресс индивидуализма Но это гораздо более сложный процесс Автор считает необходимым в данном случае различать три понятия

1 Понятие личности. Это понятие означает человека как сочетание тела и души, последнее превращает человека в образ и подобие Бога.

2 Понятие индивидуума - то место, которое человек стремится занять в своей социальной группе (Рыцарь, стремящийся отличиться своей исключительностью, ставит себя как индивидуум среди других)

3 Понятие субъекта - обращение к самому себе, склонность к рефлексии и ретроспекции.

Расцвет монастырских автобиографий, в том числе и описание сновидений - аспект, сыгравший важнейшую роль в эволюции средневековой культуры и субъективного восприятия.

Основное место в своей статье Шмит отводит изучению отношения людей к образам во всем многообразии их восприятия Он говорит о том, что в снах люди видят не образы, но их прототипы И здесь очень важным становится материальное воплощение образов (иконы, статуи-реликварии и тому подобное). Очень рано это проявилось в Византии, уже в У-У1 вв иконы порождали яв-

ления, вызывающие чудеса Подобное усердие в культе икон привело к возникновению противоположного течения - иконоборчества В восточном христианстве его влияние было довольно сильным В то же время на Западе известно лишь небольшое количество столкновений на эту тему В 600 году папа Григорий Великий опровергает идеи епископа иконоборца Серена Марсельского, говоря, что образы носят функцию воспоминания, воспроизводят историю Христа и святых, делая доступным Священное Писание для неграмотных, то есть тех, кто не имеет к нему иного доступа, но при этом не являются предметом культа, подобного языческим

В соответствии с хронологией Шмит выделяет три наиболее важных периода в развитии отношения к образам. Раннее средневековье 1У-Х] вв - поклонение знакам Высокое средневековье - X-ХШ вв - расцвет культа образов. И наконец, в период позднего средневековья - ХШ-ХУ вв - любовь к образам.

Поклонение знаком ГУ-Х1 вв Во время всего первого тысячелетия на Западе образы материальные не являлись объектами сновидений Эта роль отводилась видам евхаристии, религиозности, святых и креста Знак креста - один из самых важных в, этот период Именно он, явившись с небес накануне победы при Понт Мильвиусе, заставил обратиться в христианство императора Константина.

Мастера начинают в это время очень богато украшать распятия, хотя кровь Христа пролилась на деревянном кресте Большой крест составляет основу религиозности и королевской власти По мнению каролингов, крест и реликвии достойны самого глубокого почтения Отсюда в каролингских миниатюрах очень часты образы простертого перед распятием молящегося

Движение иконоборчества на востоке Римской империи обратило внимание крупнейших деятелей каролингской культуры на изобразительное искусство Отношение к живописи в "1лЬп СагойпГ было определено очень четко Искусство не может быть ни объектом поклонения, потому что оно не имеет ничего общего с божественной моделью, являясь просто изображением реальности,

но не самой реальностью; ни объектом уничтожения, поскольку оно имеет и воспитательную ценность Следовательно, произведение искусства не носит священный характер, а создается с целью украшения или просвещения Во время царствования Карломана "Ь|Ьп СагоЬш" должны были изгнать опасность идолопоклонничества, исходящую от греков. В "Библии Карла Лысого", уникальном манускрипте, где объединены книги Ветхого и Нового заветов, образы Христа и святых лишь поддерживают духовное содержание книги

Культ образов Х-Х111 вв. В этот период особенное распространение получают трехмерные образы, популярностью пользуются распятия и статуи-реликварии. Множество статуй и распятий становятся знаменитыми творимыми ими чудесами. Из рассказа аббата Робера де Моза стало известно о существовании статуи мадонны, созданной для нового собора. Сохранилась она до Французской революции, в ней хранились реликвии Богородицы. Она описана как святая всех святых нового небесного Иерусалима. Согласно рассказу аббата Робера, она была закончена не ювелиром, а самой Богородицей, которая с помощью роя девственных пчел изгнала дьявольских мух, мешавших ювелирам закончить произведение. И это не единственный рассказ о нерукотворных образах, возникающих в данный период

Именно статуи-реликварии представляли в период высокого Средневековья одну из основных форм набожности и поклонения образам Период, когда происходит эволюция политической и социальной структуры Запада, можно считать и "революцией образов", которая имела место в Х- XI вв. В эту эпоху с ее культом распятия и статуй-реликвариев не отмечена надобность в сновидцах с их рассказами о чудесах в сновидениях В подтверждение теории, которая превалировала в XI] в., может быть проведено довольно важное различие. Состоит оно в том, что в это время происходит обновление теологической мистики, как традиции неоплатонизма, идущей от Псевдо-Диониссия, сочинения которого Иоанн Скот Эриугена перевел в Сэн-Дени в ЕХ в. Доктрина обра-

зов для Латинской церкви в XI в изменяется Здесь воплощается григорианская традиция В образах начинают видеть так называемое ratio Эта рациональная традиция делит на части теологию, как общественную дисциплину Образы отдельно, а их использование - отдельно Здесь проявляется и религиозная, и светская сущность Но это разделение не было принято однозначно всеми представителями западной Церкви Цистерцианский орден во главе с Бернаром Клервосским настаивает только на духовной сущности образа

Несмотря на все противоречия, возникавшие между представителями различных орденов к ХШ в во всех проявлениях -иконографическом, литургическом, каноническом - христианская культура образов окончательно установилась на Западе На первом месте оказалось рациональное использование образов, как украшения или орнаментики Церкви

Любовь к образам XIII-XV вв Григорий Великий определенно называет два цикла восприятия религиозных образов - аффективное (эмоциональное) и субъективное Образы имеют несколько сторон использования публичная, дидактическая и культурная В ХП в субъективное отношение к образам приняло новые формы поклонения и созерцания, которые возникли в бенедиктинских и цистерцианских монастырях Часто в ХП в распятие является объектом экстатического состояния Эта модель восприятия очень широко распространяется Парадоксально, но именно в проповедях Бернара Клервосского, наперекор очень сдержанно выраженному у цистерцианцев вниманию к образам материальным, она имеет наибольший успех

В ХШ в экстатические состояния чаще стали связывать с женщинами Первый подобный пример описан в Силезии Экстаз испытала основательница цистерцианского монастыря в Требнице святая Едвига Меранская Когда она молилась перед распятием, Христос оторван руку от креста и сам дал благословение молящейся Сюжет этот впоследствии получит широкое распространение во многих иллюминированных рукописях Во второй половине

XIII в происходит чрезвычайно широкое распространение подобных явлений в нищенствующих орденах Образы эти в великом множестве распространены в книжной миниатюре Масса легенд касается видений, приходящих человеку в экстазе

В XIV в множество свидетельств молящихся описывают образы в их мистических видениях, касающихся распятия, образа Богоматери с Младенцем, оплакивания Христа и образа младенца Ис>са Особенно преуспевают в этом женские монастыри В Италии известны такие женщины-ясновидицы как Катерина Сиенская и Анжела из Фолино, в Германии - Гертруда из Хельфта и многие другие Очень важной была роль указаний, даваемых во время видений, они могли коренным образом изменить биографию ясновидящего Выражение сюжета в этот период имеет два компонента - образ видимый и образ нравственный

В Северной Европе распространено было несколько иное направление, так называемое "новое благочестие" Индивидуальное благочестие, совместимое с деятельностью в миру Своеобразный компромисс между Церковью и обычными верующими Его, по мнению Шмита прекрасно иллюстрирует Магдебургский алтарь, оформленный в 1450 г Рогиром ван дер Вейденом Алтарь полностью посвящен теме видения Его части представляют собой различные моменты откровения В одной части - рождение Христа, другая - поклонение волхвов и звезда, ведущая к яслям с младенцем Исусом Центральная часть алтаря сложена из цикла мистических видений Святой Бригиты Шведской Изображается откровение, пришедшее к ней во время паломничества в Вифлеем Святое семейство новорожденный младенец, незапятнанная белизна одеяния Девы Марии, свечи зажженные перед Иосифом - все это в деталях явилось в откровении святой Бригиты

Шмит считает, что на рубеже XV и XVI вв именно кисть и резец Альбрехта Дюрера собирают в единое целое три вершины треугольника, о котором говорилось в начале статьи Одна вершина занята imago, которое состоит из трех важнейших компонентов

9-5910

сновидения, материальные образы (акварели, автопортреты, гравюры), а так же сам человек "Сотворенный по образу Бога"

Вторая вершина треугольника занята обществом Здесь после 1500 г происходят значительные изменения В 1525 г протестантская реформа празднует победу в Нюрнберге В это же время Дюрер без всякого заказа пишет своих четырех апостолов для магистрата города Тем самым возлагая в дальнейшем всю ответственность на самих приверженцев веры, так как Церковь и священники бывшие ранее мощным оплотом благочестия изгнаны из города

И наконец, третья вершина, как уже отмечалось, занята самим субъектом В это время художник сам начинает утверждать автономность субъекта, осознает овладение своими способностями, вплоть до слияния собственного образа с образом Создателя Именно Дюрер, по мнению Шмита, совершает символический шаг, который можно понимать как акт рождения художника-творца в западной культуре В известном "христоморфном" автопортрете 1500 года Дюрер стремится воплотить образ Бога в человеке, образными средствами он дает ответ на центральный вопрос христианской антропологии, который никогда не переставал волновать сознание средневекового человека

ОФ. Шуб

98 04 005 ОБЕРМАН X А КОЛЛИЗИЯ РЕФОРМАЦИИ

OBERMAN Н A The Impact of the Reforinamon - Edinburgh T & T Clark,

1994 - 262 p

В книге Хейко А Обермана собраны эссе, написанные им в 1984-1994 г г и посвященные Реформации Как указывает сам автор в предисловии, сборник во многом является итоговым, ибо он представляет результаты работы не только этого последнего десятилетия, но и гораздо более ранних научных поисков Обратившись в конце 50-х годов к изучению Реформации, Хейко А Оберман в первых своих исследованиях пользовался методологией истории идей Такой подход хотя и был достаточно продуктив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.