Научная статья на тему '98. 04. 002. Хондрих К. О. Мировое общество против нишевых обществ. Парадоксы однонаправленной эволюции. Honrdich К. О. World society versus niche societies: paradoxes of unidirectional evolution of modernity // social change and modernity / ed. By Haferkamp H. and Smelser N. - Berkeley et al. : Univ.. Of California Press, 1992. - P. 350-368'

98. 04. 002. Хондрих К. О. Мировое общество против нишевых обществ. Парадоксы однонаправленной эволюции. Honrdich К. О. World society versus niche societies: paradoxes of unidirectional evolution of modernity // social change and modernity / ed. By Haferkamp H. and Smelser N. - Berkeley et al. : Univ.. Of California Press, 1992. - P. 350-368 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 002. Хондрих К. О. Мировое общество против нишевых обществ. Парадоксы однонаправленной эволюции. Honrdich К. О. World society versus niche societies: paradoxes of unidirectional evolution of modernity // social change and modernity / ed. By Haferkamp H. and Smelser N. - Berkeley et al. : Univ.. Of California Press, 1992. - P. 350-368»

российская акалемпягвауг

институт научной информации по общественным наукам

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

реферативный журнал серия 11

СОЦИОЛОГИЯ

4

издается с 1991 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.11

рефераты 98.04.001 -98.04.024

москва 1998

98.04.002. ХОНДРИХ К.О. МИРОВОЕ ОБЩЕСТВО ПРОТИВ НИШЕВЫХ ОБЩЕСТВ. ПАРАДОКСЫ ОДНОНАПРАВЛЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

HONRDICH К.О. World society versus niche societies: Paradoxes of unidirectional evolution of modernity // Social change and modernity / Ed. by Haferkamp H. and Smelser N. — Berkeley et al.: Univ. of California press, 1992. - P.350-368.

Автор рассматривает некоторые процессы, связанные с глобализацией социальной жизни. Целый ряд таких процессов, находящих выражение в соответствующих "глобальных образцах", создают впечатление, что все общества в нынешнем мире становятся все более похожими друг на друга. С одной стороны, такие процессы, как повсеместное утверждение норм взаимопонимания и неагрессивности в рамках мирового порядка могут служить источником надежды для человечества. Но, с другой стороны, по мнению автора, "опасности", связанные с преобладающими тенденциями к единству мира, социокультурной гомогенности и утановки на эффективность во всех сферах, перевешивают преимущества. Чем большую силу набирают подобные тенденции, тем более парадоксальный характер приобретают их последствия" (с.35).

Возникает вопрос о том, а существуют ли другие возможные пути развития, или наличные образцы являются единственными и неизбежными. По мнению автора, классики социологии не дают ответа на этот вопрос. Спенсер и Дюркгейм рассматривают социальную эволюцию как однонаправленный процесс функциональной дифференциации. А теории Маркса, Вебера и А.Смита представляют собой различные версии такого же подхода.

Социологическая традиция использует простую и убедительную парадигму социации или социальной эволюции: две или более небольшие относительно самодостаточные орды смешиваются и образуют новое и более крепкое социальное объединение. Это новое образование членится в собтветствии с функциями и функциональными подгруппами. Если мы взглянем на сегодняшнее мировое общество, то увидим, что могущество функционально специализированных экономической, научной и культурной подсистем размывает национальные государства. Это позволяет

сделать вывод о том, что процесс функциональной дифференциации продолжается.

Целесообразно переформулировать такую "трансформационную модель" в терминах теории систем, что позволит представить ее как определенный идеальный тип, свободный от исторических коннотаций.

1) Одна или более социальных систем смешиваются в одну систему. Такая трансформация ведет к увеличению мощи и размера нового образования. 2) Совокупность разнообразных сегментов или систем замещается разнообразием функций и функциональных подсистем в рамках единой мощной системы. 3) Устраняется дублирование функций в системах и подсистемах. Для каждой функции должна остаться лишь одна структура или подсистема. Это ведет к усилению эффективности системы.

Указав основные моменты идеального типа модернизации, как она предстает через призму функциональной дифференциации, автор переходит к рассмотрению, рисков, связанных с каждым из этих моментов. Риски, связанные с крупными размерами и мощью социального образования, проистекают в основном из того обстоятельства, что крупные социальные образования способны "научаться" в гораздо меньшей степени, чем мелкие. Кроме того, они в меньшей степени способны "знать" о присущих им противоречиях. Суперсистема, оставшаяся »одиночестве, теряет возможность ставить перед собой какие-либо цели, соответственно теряет возможность направлять себя. Все сказанное верно и относительно мирового государства, которое поглотит все национальные государства.

Риски, или "парадоксы развития ", связанные с эволюцией, заключаются в том, что функциональная дифференциация ведет к гомогенизации, т.е. разрушению своеобразия внутренних компонентов системы.

Риск, или "парадокс эффективности", состоит в том, что устранение дублирующих функций, реализация принципа "одна функция — одна система" влечет за собой риск ликвидации системы, если дает сбой какая-либо функция. "Одинокая система" утрачивает способность к самоорганизации и обрекает себя на смерть. Такой вывод можно подтвердить и ссылками на биологию и кибернетику.

Вслед за риском, или "парадоксом крупного масштаба и мощи", рассматривается "парадокс эволюции". Применительно к

"виду национальных государств" он может быть особенно опасным в силу малочисленности данного вида. Этот парадокс заключается в тенденции к разрушению внутреннего разнообразия в рамках того или иного вида.

"Парадокс эффективности" является результатом конкуренции между несколькими системами или подсистемами, выполняющими одну и ту же функцию. Наиболее эффективная из них сохраняется и будет делать то, что делали другие. Такой процесс унификации влечет за собой повышение "рискобезопасности", поскольку сбой в одной единственной системе, выполняющей определенную функцию, поведет к сбою большей системы, частью которой является давшая сбой система. Кроме того, унификация будет означать и исчезновение конкуренции, что ослабит способность к открытости и самоорганизации большей системы.

К счастью, эволюция систем, и социальных систем в частности, не следует по тому рискованному пути, который предполагается идеал-типической теорией функциональной дифференциации. Эволюция, напротив, использует "сегментирующую дифференциацию" в качестве противовеса опасностям функциональной дифференциации.

Сегментация 1) разбивает крупные системы на мелкие и ослабляет силу подсистем; 2) сохраняет и увеличивает разнообразие функционально эквивалентных структур с различными социокультурными образцами вопреки тенденции к гомогенизации; 3) создает излишества в форме сходства как противовес устремлению к единственности всякой функциональной структуры. "Для всех функциональных подсистем существует пригодное (если не оптимальное) сочетание двух принципов — дифференциации и сегментации" (с.357).

Функциональная диференциация представляет динамичные, инновативные и рискованные аспекты эволюции. Сегментация обеспечивает сохранение, стабильность и уменьшение рисков. Следует отказаться от классической модели социальной эволюции, предполагающей прогрессирующее движение от сегментации к функциональной дифференциации. Имеет смысл поставить под вопрос и аналогичную модель модернизации.

Все это будет означать пересмотр трансформационной модели эволюции в пользу понимания эволюции как процесса,

осуществляемого посредством образования и изоляции "Ниши. — это набор условий, благодаря которым часть популяции какого-либо вида живет как относительно специализированная в относительной изоляции от остальных (с.358). Обретение ниши означает установление границ, препятствующих бесконечным контактам с остальной частью популяций. Ниша образует сегмент, в рамках которого одна или несколько систем развиваются специфическим образом независимо от других систем.

Сегодня в мировом обществе можно наблюдать мощную тенденцию к технокультурной и социокультурной гомогенизации. Последним шагом в гомогенизации мирового общества было бы исчезновение государственных границ. И действительно, эти границы размываются.

Появление наднационального мирового государства означало бы упразднение существующих альтернативных политических и юридических культур. "Только многообразие национальных государств или союзов национальных государств способно гарантировать эволюцию политических и правовых структур посредством комбинирования и отбора альтернатив" (с.364). Вообще эффективное супергосударство несет с собой все те риски и парадоксы эволюции, о которых шла речь.

Преобладающие сегодня в мировом обществе тенденции как к образованию суперобщества, так и к уменьшению разнообразия технокультурных и социокультурных образцов ставят вопрос о возможности существования нишевых обществ, способных избежать парадоксы эволюции.

Сегодня основная проблема, стоящая перед нишевыми обществами, заключается в том, что чрезвычайно трудно разрабатывать альтернативные технокультурные и социокультурные образцы, противостоящие господствующей тенденции к гомогенизации, носителем которой являются общества-лидеры современного мира. Нишевым обществам не следует конкурировать с лидерами в сфере технокультурных образцов. Они должны выбирать иные сферы конкуренции, конкретно — иные социокультурные образцы решения насущных проблем.

Несмотря на все трудности, "понятие нишевой эволюции является необходимым теоретическим и политическим дополнением к господствующему понятию функциональной дифференциации,

2-6393

которая находит завершение в видении некоего суперобщества" (с.366).

Ю.А.Кимелев

98.04.003. ТУРЕН А. КРИТИКА МОДЕРНА.

TOURAINE A.Critique de la modernite. -P.: Fayard, 1992. - 463 p.

Работа членится на три части. Две первые части посвящены "классической" концепции модерна, отождествляющей модерн с рационализацией, посвящены истории триумфа и падения модерна соответственно. Автор считает основной третью часть, где представляет свои взглады на модерн как на "напряженное отношение между Разумом и Субъектом".

"Идея модерна в своей наиболее амбициозной форме заключается в утверждении о том, что человек есть то, что он из себя делает; в утвер>Кдении о существовании тесной связи между производстом, становящимся все более эффективным благодаря использованию науки, технологии управления; организацией общества, опирающейся на закон; и жизнью ивдивида, руководствующегося интересом и желанием освободиться от всяких ограничений. А такое соответствие между научной культурой, упорядоченным обществом и свободными индивидами должно базироваться на разуме" (с, 11). Человечество, действующее согласно законам разума, продвигается к благосостоянию, свободе и счастью. Таково основополагающее представление о природе модерна, которое оспаривается или отвергается критиками модерна.

Часть первая "Торжествующий модерн"

Нельзя назвать модерновым общество, которое стремится организоваться и жить в соответствии с божественным откровением или с некоей "национальной сущностью". Секуляризация и расколдование мира, о которых говорил М.Вебер, означает необходимый разрыв с финализмом религиозного толка, всегда соотносящегося с каким-то концом истории, полной реализацией определенного божественного "* проекта или исчезновением человечества, оказавшегося не соответствующем своей миссии. Идея модерна не исключает представления о конце истории (как это было у Канта, Гегеля и Маркса), но речь идет при этом о конце предыстории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.