РООСММЖАЯ АКАДЕМИЯНАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.02.001 -98.02.031
МОСКВА 1998
экологический аспект, то их материальная культура свидетельствует не только о возможности этнографических различий, но фиксирует по набору орудий труда различия в способе ведения хозяйства (с 130)
В заключительной главе - "Место кобанской культуры в рамках процесса культурогенеза Кавказа и Европы" - рассматриваются традиционные направления, характер и формы межзональных коммуникаций носителей кобанской культуры в конце П -первой половине I тыс до н э , а также этапы внешнего воздействия на кобанскую культуру со стороны степей и его отражение на характере культуры
Основные направления контактов кобанской культуры выявляются путем картографирования изделий кобанского облика за пределами ее ареала в разные периоды ее развития При этом, как видно из публикуемых карт-схем, на всех этапах существования культуры преобладающим было западное направление, на котором предметы кобанского типа достигают Среднего Подунавья Не столь интенсивно маркируются контакты в восточном и северовосточном направлениях Но и здесь в периоды Кобан Ш и IV отмечены находки бронзовых кобанских топоров, кинжалов кабар-дино-пятигорского типа, фрагментов поясов, наверший булав, отдельных форм и типов бронзовых украшений (Старший Ахмы-ловский могильник, Новомордовский могильник и др Хс 139)
А Е.Медовичев
98 02 019 ИТИНА МА, ЯБЛОНСКИЙ ЛТ САКИ НИЖНЕЙ СЫРДАРЬИ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОГИЛЬНИКА ЮЖНЫЙ ТАГИСКЕН) /РАН Ин-т археологии, ин-т этнологии и антропологии - М "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1997 - 187 с - Библиогр с 176-183
Монография посвящена публикации и анализу материалов раскопок всемирно известного раннесакского курганного могильника Южный Тагискен, расположенного на территории древней
дельты Сырдарьи Рассматриваются вопросы этногенеза и культурных связей саков Восточного Приаралья
Исследования памятника проводились Хорезмской археоло-го-этнографической экспедицией Института этнографии АН СССР в 1961-1963 гг В это же время в 30 км к востоку от него был открыт и раскопан курганный могильник Уйгарак, в культурно-типологическом плане также относящийся к сакскому кругу памятников Ритуал захоронений и характер погребального инвентаря позволяют считать оба могильника практически синхронными и рассматривать их материалы в едином комплексе Не менее важно и то обстоятельство, что раннесакский могильник Южный Та-гискен расположен рядом с некрополем эпохи поздней бронзы Северный Тагискен (Х-УШ вв до н э ) Черты определенной преемственности между ними, обнаруживаемые в некоторых деталях погребальных конструкций и погребального ритуала, дают основание предполагать наличие культурно-генетической связи саков Восточного Приаралья с предшествующим населением позднего бронзового века (с 5)
В главе 1 приводятся общие сведения о курганах плато Тагискен, топографически разделенных на три группы северную (могильник Северный Тагискен), а также центральную и южную (вместе составляющие могильник Южный Тагискен) Из общего числа 50 курганов сакского времени 29 приходится на южную группу, 12 - на центральную и 9 - на северную Всего было раскопано 38 насыпей Большинство могил оказались ограбленными, причем явно современниками погребенных в них людей, о чем говорит точное направление грабительских ходов к местам, где, согласно ритуалу, располагались наиболее ценные вещи Масштаб проведенных при этом работ свидетельствует не о действиях грабителей-одиночек, а об организованной (возможно, не без санкции высших властей) акции, которая, не исключено, могла быть, как показывают этнологические исследования, частью ритуала, свойственного некоторым традиционным обществам (с 10)
В главе 2 рассматриваются конструктивные особенности погребальных сооружений, дается классификация археологически фиксируемых признаков погребального обряда Абсолютное большинство захоронений в могильнике Южный Тагискен (около 85%) совершено с использованием ингумации, чаще всего в широких прямоугольных ямах, реже - на уровне древнего горизонта Подавляющее большинство ям имело деревянные перекрытия, которые в нескольких случаях были сожжены Особую группу составляют заглубленные в материк погребальные камеры с длинными дромосами Таким образом, при значительном разнообразии признаков погребений, в некрополе Южный Тагискен можно выделить две группы захоронений, отличающихся определенной устойчивостью комбинации некоторых таких признаков (с 30-31)
В целом, отмечают авторы, типологические характеристики погребальных камер изучаемого могильника имеют прямые аналогии в других погребальных комплексах Приаралья, датируемых раннесакским временем Вместе с тем, некоторые конструктивные особенности, а также частота встречаемости отдельных признаков погребений со всей очевидностью указывают на определенные различия в погребальном обряде саков Южного Тагискена и При-сарыкамышья Более того, некоторые различия наблюдаются и между захоронениями Южного Тагискена и Уйгарака (с 37)
В главе 3 - "Материальная культура" - анализируется погребальный инвентарь, который, несмотря на почти сплошное ограбление захоронений, оказался достаточно многочисленным и разнообразным по составу В мужских погребениях он включает прежде всего оружие бронзовые наконечники стрел (иногда - в колчане, иногда - в виде пучка), бронзовые и железные кинжалы, часто сопровождаемые каменным оселком, железные длинные мечи В захоронениях женщин представлены дисковидные бронзовые зеркала с бортиком и петлевидной ручкой в центре, каменные алтари-ки, предметы быта (зернотерки, пряслица) Бронзовые и железные однолезвийные ножи, конская сбруя, имитировавшая, видимо, захоронение коня, а также керамика (один или два, редко - три,
лепных горшка) встречаются как в мужских, так и в женских погребениях, но далеко не во всех (с 38)
Предметы декоративно-прикладного искусства могильника Южный Тагискен, разнообразные в сюжетном и стилистическом отношении (главным образом бронзовые и золотые нашивные бляшки), типологически делятся на две группы Первая из них включает вещи, украшенные геометрическим орнаментом или выполненные в виде сильно стилизованной композиции с элементами растительного орнамента Вторую группу составляют предметы, которые являются образцами классических традиций скифо-сибирского звериного стиля (с 61) Распространение этого стиля искусства авторы не склонны связывать с каким-то единым центром Соответственно, ни переднеазиатская, ни центральноазиат-ская концепции его происхождения, с их точки зрения, не отражают существа дела "Скорее, - отмечают они, - можно предположить, что на определенном этапе исторического развития у населения со сходным хозяйственно-культурным типом (полукочевое или кочевое скотоводство), сходными формами общественной организации и уровнем производительных сил, на базе их общей ираноязычной основы, существовали сходные идеологические представления, одним из выражений которых и стал звериный стиль в искусстве" (с 63-64) Все это, однако, не исключает наличия культурных связей и взаимовлияний внутри обширного региона Евразии, в том числе и переднеазиатского влияния, которое, тем не менее, "следует рассматривать не только и не столько как явление синхронное времени распространения звериного стиля, но как процесс, уходящий своими корнями в глубокую древность, в эпоху бронзы " (с 64)
Несмотря на высокую степень единства звериного стиля на значительной территории, выявляются отдельные культурные провинции его распространения Так, Тува, Алтай, Южная Сибирь к большая часть Казахстана образуют особую провинцию, отличную от скифо-савроматской "В этом отношении, - пишут М А Итина и Л Т Яблонский, - предметы в зверином стиле из Южного Тагиске-
25 4314
на, в целом, занимают как бы промежуточное положение между этими двумя регионами. Причем, хронологический анализ погребений, из которых они происходят, с достаточной убедительностью показывает, что более ранняя группа курганов содержит вещи, стилистически тяготеющие к азиатскому миру степей, а более поздняя - к европейскому" (с.66). Первая группа по комплексу признаков погребального обряда несомненно принадлежит к кругу памятников раннесакского типа. Специфика второй группы, наряду с вещами, выполненными в зверином стиле и отличающимися от классических раннесакских, заключается в наличии в составе инвентаря таких предметов (в частности, длинных железных мечей, трехлопастных наконечников стрел), которые характерны для европейских памятников скифо-савроматской эпохи На основании типологического состава наконечников стрел первая группа погребений ("раннесакский" комплекс) датируется концом УШ -первой половиной VI, а вторая - второй половиной VI - началом V в до н э (см. гл. 4, с.67-69).
Таким образом, материалы наиболее ранних захоронений Южного Тагискена, а также Уйгарака и могильников древней Присарыкамышской дельты Амударьи, не позволяют отнести возникновение культуры сакского типа в Приаралье ко времени ранее конца УШ или рубежа УШ-УП вв. до н.э. Ее развитие прерывается в доахеменидский период, т.е. не позже середины VI в. до н.э., в результате формирования архаического государства Хорезм, археологически представленного памятниками юозелигырской культуры. Однако если в Присарыкамышье происходит резкая культурная переориентация скотоводов, сопровождавшаяся значительными изменениями в погребальном обряде и инвентаре захоронений, то на Нижней Сырдарье черты классической сакской культуры продолжают развиваться, хотя и в трансформированном виде, по меньшей мере до рубежа VI-V или начала V в до н.э. (с.72)
В главе 5 рассматриваются палеоантропологические (краниологические) материалы из могильника Южный Тагискен,
195
98.02.019
для сопоставления с которыми привлекаются результаты изучения краниологических серий из захоронений Уйгарака и могильников Присарыкамышской дельты Амударьи. Отмечается их антропологическая неоднородность. Так, в женской серии из Южного Таги-скена присутствуют, с одной стороны, исключительно массивные и резко долихокранные черепа, а с другой - относительно грациль-ные и брахикранные. Мужская серия, при наличии долихокранно-го и субдолихокранного черепа, представлена, в основном, брахи-кранными и относительно менее массивными, по сравнению с женской серией, черепами. Причем, в черепах обоих серий наблюдается известная уплощенносгь лицевого скелета, свидетельствующая о наличии монголоидной примеси (с.76-77).
В целом, как отмечают авторы, все региональные выборки сакских черепов из Приаралья в равной степени характеризуются значительной гетерогенностью. Однако, как было установлено внутригрупповым анализом, европеоидный компонент является преобладающим, хотя и сам он также не отличается гомогенностью Его основу составили массивные долихокранные гипер-морфные черепа с высоким сводом мозговой коробки. Этот комплекс краниологических признаков имеет ближайшие аналогии в могильниках срубного типа эпохи поздней бронзы Приуралья. Не ясны пока истоки монголоидного компонента сакских популяций. Из числа ближайших к Приаралью регионов монголоидная примесь фиксируется у населения Минусинской котловины позднего бронзового века. Однако, с точки зрения археологии, нет достаточных оснований говорить "о непосредственной формообразующей роли карасукского компонента в сложении сакских культур Приаралья" (с.78).
В заключение рассматриваются вопросы этногенеза саков Нижней Сырдарьи, истоков их культуры и ее места в системе кочевых культур скифо-савроматского времени. Погребальный обряд саков Южного Тагискена, пишут М.АИтина и Л.Т.Яблонский, косвенно, но достаточно отчетливо отражает специфические традиции индоиранцев, что согласуется с мнением большинства ис-
следователей о населении Евразийских степей скифского времени как о носителях различных восточноиранских диалектов При этом, и в археологических, и в краниологических материалах из Южного Тагискена явно прослеживается генетическая связь сак-ского населения региона с предшествующим по времени населением эпохи бронзы. Одним из основных компонентов в этногенезе саков низовий Сырдарьи являлись носители андроновской куль-турно-исторической общности (в ее позднем, федоровском проявлении) и отчасти - срубной. Именно этим обстоятельством, с точки зрения авторов, объясняются черты культурного сходства между савроматами Приуралья и саками Восточного Приаралья (т.е. общей их генетической основой, а не сакскими истоками культуры приуральских кочевников, как считают некоторые исследователи). Впрочем, это сходство проявлялось в течение сравнительно короткого периода, в пределах второй половины VI - начала V в. до н.э. "В дальнейшем,- пишут М.А.Итина и Л.Т.Яблонский,- скотоводы Южного Приуралья остаются на пути развития классической культуры номадов, в то время как на Нижней Сырдарье формируются весьма специфические чирикрабатская и джетыасарская археологические, культуры с их монументальными крепостными и культовыми сооружениями. При этом есть основания полагать, что складывались они на сакской основе" (с.83).
А.ЕМедовичев
ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
98.02 020. СТАВЕНХАГЕН Р. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО.
STAVENHAGEN R. Ethnic conflicts and nation-state. -L.etc.:Macmillan, etc.,1996 - ХП,324 p. - Bibliogr.: p 311-317.
Публикация подводит некоторые итоги исследовательского проекта "Этнический конфликт и развитие", выполненного Исследовательским институтом социального развития ООН (United Nation Reserch Institute of Social Development (UNRISD).