Научная статья на тему '98. 01. 060. Жиру А. Экология и переходный период в России: предварительные итоги. Giroux A. Ecologie et transition en Russie: un bilan recent// Courrier des pays de l'Est. P. , 1996. № 415. P. 3-19'

98. 01. 060. Жиру А. Экология и переходный период в России: предварительные итоги. Giroux A. Ecologie et transition en Russie: un bilan recent// Courrier des pays de l'Est. P. , 1996. № 415. P. 3-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ / РОССИЙСКАЯ ФЕД. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ФИНАНСЫ- - РФ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 060. Жиру А. Экология и переходный период в России: предварительные итоги. Giroux A. Ecologie et transition en Russie: un bilan recent// Courrier des pays de l'Est. P. , 1996. № 415. P. 3-19»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

сожалению, идеям А.Л.Чижевского в нашей стране не уделяли достаточного внимания.

В последнее время интерес к ним возродился в связи с возросшим интересом к экономическим работам Н.Д.Кондратьева, который, проанализировав статистический материал за 150 лет, определил цикличность изменений в мировой экономике (концепция "длинных волн"). Цикл "длинной волны" составляет 45-56 лет, что хорошо коррелирует с природными циклами Чижевского в 11,5 лет.

В заключение автор отмечает, что "сознательные" общественные преобразования часто приводят к результатам, обратным ожидаемым, что можно объяснить пренебрежением природными ритмами. Без долгосрочного прогноза в сфере природопользования невозможно перспективное планирование развития экономики.

В 80-е годы в нашей стране имелся опыт составления экологических прогнозов (ожидаемые изменения плотности, разнообразия биомассы в зависимости от предполагаемой вырубки леса, распашки, гидростроительства и других антропогенных воздействий) для отдельных территорий Сибири и Дальнего Востока. Предлагались варианты предотвращения возможных экологических стрессов и компенсации части экологических потерь.

Без экологических прогнозов, определяющих размещение производства, его специализацию и кооперирование, не может развиваться экономика. На экологических прогнозах базируется и банковская система, являющаяся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором формирования инвестиционного климата. Точность же экологических прогнозов во многом зависит от учета природных ритмов, сказывающихся на любой деятельности человека в его взаимоотношениях с природой.

Н.Н.Иванова

98.01.060. ЖИРУ А. ЭКОЛОГИЯ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РОССИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ.

GIROUX A. Ecologie et transition en Russie: un bilan récent// Courrier des pays de l'Est. - P., 1996. - № 415. - P. 3-19.

Анализируя экологические проблемы России в переходный период, французский специалист отмечает, что в России

экологический кризис приобрел, возможно, большие масштабы, чем в других странах. Некоторые специалисты характеризуют ситуацию в стране как "экоспид" (с. 5).

Как свидетельствуют многочисленные исследования, советская система приносила окружающую среду (ОС) в жертву развитию производства. В настоящее время 17% российской территории, на которой проживает более половины населения страны, в той или иной степени загрязнена. В то же время в России находится едва ли не самая большая в мире природная экосистема (8 млн. кв. км), являющаяся незаменимым источником стабильности биосферы (с. 6). Несмотря на падение объема промышленного производства, сократившегося в 1989-1994 гг. на 50%, снижение загрязнение воздуха и воды происходило более медленными темпами (на 27% в 1990-1993 гг.) (с. 6). Таким образом, в результате прекращения контроля за загрязнением на промышленных предприятиях; многочисленных аварий, вызванных износом оборудования и пренебрежением мерами безопасности; увеличения объема бытовых отходов с ростом потребления интенсивность загрязнения ОС усилилась. За счет ускоренного роста пригородов в последние годы происходит определенное перераспределение загрязнения: если раньше его источником были крупные промышленные центры, то теперь оно распространяется и на мелкие населенные пункты.

Рассматривая состояние элементов ОС, автор указывает, что, хотя Россия занимает второе место в мире по запасам воды, она неравномерно распределена по территории страны (90% приходится на крупные сибирские реки). С 1989 г. качество воды постоянно ухудшалось. Только 12% протестированной воды было признано чистой, 32 - слабо загрязненной, у 56% загрязненность превышает установленные нормы. В 1995 г. более 25% сточных вод не очищалось. Крупнейшим потребителем воды остается промышленность, потребляющая 62% воды, 18% используется в домашних хозяйствах, остальное - в сельском хозяйстве. Согласно некоторым данным, 50% питьевой воды, поставлявшейся населению в начале 90-х годов, не отвечало санитарным нормам. Перерасход воды усиливает проблему загрязнения. Среднее потребление воды на душу населения составляет 330 л в день, но -при этом 30-40% воды теряется в водопроводной сети из-за ее плохого состояния (с. 7). Вызывает:

опасение и состояние окружающих Россию морей. По расчетам, проводившимся в 1989 г., для создания систем очистки воды необходимы десятки миллиардов долларов. Только очистка Волги обойдется примерно в 300 млрд. долл. (с. 8).

По данным на 1995 г. концентрация в воздухе некоторых токсичных веществ снизилась на 12-25% вследствие падения объема производства (с. 9). В то же время значительно возросли концентрации в атмосфере фенола, некоторых соединений углерода и т.д. Наиболее серьезная ситуация сложилась на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Основными загрязнителями являются предприятия нефтегазовой отрасли и ТЭЦ, на которые приходится 20% выбросов. Автотранспорт выбрасывает в атмосферу около 22 млн. т вредных веществ ежегодно (с. 9). Хотя загрязнение атмосферы носит локализованный характер, оно вносит свою "лепту" в усиление парникового эффекта и истончение озонового слоя.

Общий объем складируемых твердых отходов достигает 80 млрд. т, в том числе, 1,6 млрд. т - высокотоксичных. Ежегодно производится 7 млрд. т отходов, из которых перерабатывается только 28,6%. Из 130 млн. т ежегодно производимых бытовых отходов лишь 4,6% перерабатываются или сжигаются. Остальное хранится на контролируемых или "диких" свалках, площади которых ежегодно увеличиваются на 10 тыс. га В свою очередь предприятия ядерного комплекса производят 1,5 млн. т радиоктивных отходов в год, из которых перерабатывается или нейтрализуется 22,4% , 46,6 -складируется и 31,2% - передается вдругие отрасли (с. 10).

Символ России — леса, покрывающие более 45% территории страны, также подвергаются многочисленным агрессивным воздействиям. Ежегодно 25-30 тыс. пожаров превращают в пепел около 2 млн. га лесов. Загрязнение атмосферы и кислотные дожди практически уничтожили каждое десятое дерево на площади в 1,2 млн. га в основном вокруг крупных промышленных центров в Сибири и на Кольском полуострове (с. 11).

В последние годы промышленность ослабила внимание к мерам безопасности, что увеличивает вероятность сбоев в производственных процессах во многих отраслях российской экономики. Из-за нехватки контрольного оборудования, низкой квалификации и слабой мотивации ответственных за противопожарную безопасность не соблюдаются ее нормы. Кроме

того, растет число аварий на нефте- и газопроводах, в химической промышленности, металлургии, где затраты на защиту ОС практически сведены к нулю, тогда как в советское время на них приходилось 2-7% общих расходов отрасли. По оценкам экспертов, на усиление мер безопасности в промышленности необходимо направлять 2-3% ВВП (с. 12).

Экономические реформы, навязываемая регионами децентрализация, почти полный отказ от бюджетного финансирования природоохранных мероприятий, но особенно продолжающий господствовать во всех сферах власти и общества менталитет, унаследованный от советской эпохи, не способствуют улучшению экологического положения России. Теоретически экономическая и экологическая реформы должны представлять собой одно целое, однако на практике они во многих случаях выступают антагонистами. Несмотря на реформы, продолжается сверхэксплуатация предприятиями различных форм собственности природных ресурсов, являющихся важным источником экспортных поступлений. В результате производится и экспортируется максимум газа, нефти или леса несмотря на вред, наносимый ОС.

Большинство предприятий, испытывая финансовые трудности, сокращают до минимума или вообще отказываются от расходов на защиту ОС. Кроме того, влияние нескольких мощных монополий энергетического сектора и ВПК на исполнительную власть позволяют им не учитывать в своей деятельности экологические императивы. Многие предприятия скрывают данные о реальных размерах загрязняющих выбросов, чтобы избежать штрафов, предусмотренных законодательством. По данным проверки, проведенной на 4000 предприятий в 1994-1995 гг., их выбросы увеличились на 50% (с. 13).

Автор подчеркивает, что многие экологические проблемы России обусловлены недостатком финансовых средств для их решения. В настоящее время источниками ресурсов, предназначенных на мероприятия по защите ОС, являются: бюджет, средства предприятий, природоохранные фонды, займы и дары международных организаций. В 1994 г. общий объем средств, направленных на защиту ОС, составил 1,6 млрд. долл., из которых 600 млн. долл. были вложены предприятиями различных форм собственности. Доля расходов на ОС в бюджете составила в том же

году 0,5%. В 1997 г. она сократится до 0,4%. Расходы на ОС в России составляют 0,08% ВВП, тогда в США - 1,5-2% (с. 13).

В России, как и в других странах с переходной экономикой природоохранные фонды служат инструментом сглаживания слабости рынка. Они пополняются за счет платы предприятий за загрязнение, превышающее установленные нормы; штрафов за загрязняющие выбросы; платы за пользование природными ресурсами и т.д. Плата за загрязнение составляет около 80% средств фондов. В 1992 г. они аккумулировали 25 млн. долл., в 1994 г. — 120 млн. долл., что составляет всего 1,5 долл. на душу населения (с. 14).

Хотя еще в советское время было принято множество законодательных актов, касающихся ОС, большинство из них не исполнялось. Не избежали этой участи и российские законы, хотя многие из них содержат положения, направленные на защиту ОС. Кроме того, правительство приняло ряд мер, направленных на регулирование некоторых видов деятельности, оказывающих влияние на ОС, а также законы конкретизирующие использование природных ресурсов.

В заключение автор отмечает, что несмотря на тяжелое экологическое положение России существенные улучшения могут быть достигнуты при имеющихся средствах при более ответственном отношении промышленности к ОС. В условиях переходного периода начинает действовать и принцип "загрязнитель платит". Однако, констатирует автор, "советское" отношение к ОС сохраняется. Расплывчатость действующего законодательства, стремление к немедленному получению прибыли способствуют развитию менталитета типа "Клондайк". Большинство экономических агентов не осознает экологических императивов, не говоря уже о "планетарной солидарности". По мнению автора, именно это является основным препятствием для улучшения состояния ОС в России.

И.Ю.Жилина

14-4350

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.