РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИДУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.01.001 -98.01.026
МОСКВА 1998
метно эта тенденция прослеживается на примере сотрудничества электронных фирм с отечественными вузами: если в Японии на протяжении всего рассматриваемого периода этот показатель оставался стабильным (на уровне 12%), то в Европе он увеличился с 6 до 22% (с.375). Из данного факта авторы делают вывод, что " в течение 80-х годов европейские компании были более активны в реализации задач повышения эффективности ИР и технических возможностей, опираясь на сотрудничество с отечественными университетами" (с.377).
Т.В.Горбунова
98.01.016. МЭНСФИЛД Э„ ЛИ Ж-Е. СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ИНВЕСТОР В ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИННОВАЦИИ И ПОЛУЧАТЕЛЬ ПОМОЩИ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК.
MANSFIELD E.,LEE J.-Y. The modern university: contributor to industrial innovation and recipient of industrial R&D support // Research policy.- Amsterdam, 1996. - Vol. 25, N 7. - P. 1047-1058.
Один из авторов реферируемой статьи, известный американский экономист Эдвин Мэнсфилд работает в Центре экономики и технологии при Пенсильванском университете (г. Филадельфия, шт. Пенсильвания, США), второй - сотрудник Корейского института международной экономической политики (г. Сеул, Южная Корея).
Предлагаемую тему авторы рассматривают в нескольких аспектах, посвящая каждому из них соответствующий раздел реферируемой статьи.
Роль университетов в стимулировании промышленных нововведений. Данная проблема рассматривается авторами на примере 70 крупных американских фирм в семи наиболее наукоемких отраслях ( электронной, вычислительной техники, химической, нефтеперерабатывающей, фармацевтической, приборостроительной и металлообрабатывающей). Руководителям подразделений ИР компаний-респондентов предложили назвать пять университетских исследователей, работы которых в 70-е и 80-е гг. внесли наиболее важный
вклад в разработку новых продуктов и процессов, внедренных в данной компании в течение 1980-х годов. Пригодные для последующей обработки данные получены от^бб фирм. Авторы отмечают, что поскольку на указанные компании приходится не менее одной трети ИР затрат в соответствующих отраслях, выборку можно считать достаточно представительной. В полученных ответах упоминались имена свыше 300 университетских специалистов. Подробная информация об университетах, в которых работали эти исследователи, представлена авторами в трех таблицах на с. 1049 и 1050 реферируемой статьи.
Анализируя собранную информацию , авторы отмечают, что, как и следовало ожидать, наибольшее число упоминаний пришлось на исследователей из пяти ведущих университетов страны: Массачу-сетский технологический институт, Калифорнийский университет в г. Беркли, Иллинойский и Стенфордский университеты, университет Карнеги-Меллона. На долю названных вузов пришлось почти 44% всех упоминаний (ссылок) (с. 1049). Лидирующая роль "перворазрядных" университетов, подчеркивают авторы, не означает, однако, что вузы "второго эшелона" не играют никакой роли в продвижении промышленных инноваций. Опрос свидетельствует: до 40% ссылок приходится как раз на эту категорию университетов (с. 1048).
В ходе опроса выяснилось, что немаловажное значение для фирм имеют территориальные факторы. Так, хотя число ссылок на иностранных специалистов, сделанное представителями фирм в фармацевтической, химической и металлообрабатывающей промышленности составляет до 20% в общем числе имен, основной объем приходится на исследователей из американских университетов. В целом, по всем отраслям прослеживается прямая связь между числом ссылок и размещением университета в том же штате, что и исследовательские подразделения опрошенных фирм: для фирм электронной и компьютерной промышленности такого рода показатель составил около 40%, для химических, фармацевтических и приборостроительных компаний - около 25% (с. 1049).
Промышленная поддержка университетских исследований. На число упоминаний тех или иных университетов, определивших ин-
новационные достижения компаний, влияет, как подчеркивают авторы, и то, насколько значительную поддержку вузы получают от промышленности. История последнего десятилетия в США дает примеры ощутимого роста промышленной поддержки университетских подразделений iff. По данным за 1993 год промышленность профинансировала ИР в вузах в сумме 1,5 млрд. долл., это втрое превышает соответствующий показатель 1984 г. Пока доля промышленных компаний в исследовательском бюджете сектора вузов не превышает 7%, однако в промышленных и вузовских кругах, подчеркивают авторы, высказывается мнение о возможном увеличении названного показателя (с. 1051).
При анализе данных о промышленном финансировании вузов авторы постарались выяснить, какие моменты влияют на интенсивность подобной помощи. Изучение материалов по первым 100 американским университетам ( ранжированным с точки зрения их исследовательских бюджетов) дало авторам повод утверждать, что ни регион размещения, ни качество факультета в целом не являются факторами, определяющими масштабы промышленной поддержки. Если для университетов "первой сотни" средняя доля исследовательских затрат, покрываемых из промышленных фондов, не превысила 10%, то для "второразрядных" вузов и факультетов указанный показатель был в 2 раза больше. В этой связи авторы ссылаются на данные ННФ США, согласно которым главным фактором заинтересованности фирм в том или ином вузе является проведение последним ИР, профильных для местной промышленности (с. 1052).
Удаленность университета, качество факультета и масштабы поддержки соответствующего вуза. Связь таких факторов^как географическое размещение, качество факультета, доля промышленной поддержки ИР в конкретном вузе, авторы предлагают представить в виде следующей формулы:
Пч = fj (Dj, QIJ,...),
где Пц _ доля расходов фирмы на университетские ИР типа i, полученные j вузом; Dj - расстояние в милях данного университета от соответствующей фирмы, a Qy - качество университетского под-
разделения, осуществляющего соответствующие ИР (с. 1052). При прочих равных условиях вероятность того, что фирма поддержит ИР в данном университете, будет обратно пропорциональна величине О,, ибо чем меньше расстояние от университета до фирмы, тем легче и дешевле будет взаимодействие специалистов из сотрудничающих подразделений вуза и компании. Так, например, если фирму учреждают бывшие сотрудники университета, то она естественно будет поддерживать ИР в ближайшем вузе, сыгравшем определяющую роль при ее возникновении.
Считается, что из двух, одинаково близко расположенных вузов, компания выберет тот, где проводятся более качественные исследования. Опрос, проведенный авторами, показал, однако, что такой принцип срабатывает не 'всегда. Услуги высококлассных специалистов могут обходиться гораздо дороже и такого рода эксперты не обязательно необходимы для различного рода ИР. Поэтому, фирма может предпочесть воспользоваться помощью рядового научного сотрудника или обычного инженера. Значительное распространение получила практика привлечения к ИР в фирмах студентов старшекурсников, которые в этом случае рассматриваются в качестве потенциальных будущих работников.
Пытаясь проверить взаимосвязь факторов, представленных в приведенной выше формуле, авторы опросили руководителей ИР в девяти крупных фирмах химической, компьютерной, нефтеперерабатывающей и фармацевтической промышленности. Респондентам предложили выбрать произвольно два-три типа университетских ИР, которые они поддерживали в течение 80-х и в начале 90-х годов, а также оценить долю своих затрат на указанный тип ИР с учетом расстояния до соответствующего вузовского подразделения ( менее 100 миль, от 100 до 1000 миль, свыше 1000 миль). В целом собрана информация для 20 типов ИР. Оказалось, что фактор расстояния имеет наибольшее значение. Средняя доля подразделений, отстоящих от фирмы менее чем на 100 миль, в 2 раза превысила соответствующий показатель для второй категории (до 1000 миль) и в 3 раза - для третьей (свыше 1000 миль) (с. 1053).
13-378
Фактор расстояния, подчеркивают авторы, особенно важен для средних по качеству университетов. При равной удаленности от соответствующей компании шансы на получение промышленной поддержки для своих ИР имеют более высококачественные вузы и факультеты, причем это обстоятельство наиболее заметно в сфере фундаментальных исследований. По данным проведенного авторами опроса, среди университетов, размещенных не далее 100 миль от фирмы, средняя доля поддержки фундаментальных работ в высококачественных подразделениях оказалась в 5 раз выше, чем в вузах второй категории (с. 1055).
В целом, поскольку вузов обычного качества (второй категории) в США значительно больше, чем первоклассных университетов, около половины поступлений на ИР от промышленных компаний, опрошенных авторами, приходилось именно на эту категорию. Если пользоваться показателями для промышленности в целом, отмечают авторы, то цифры будут еще выше: в 1991 г. около 62% промышленных фондов, направленных в 200 университетов, предназначалось для упомянутых "средних" вузов (с. 1055).
Характеризуя значимость фактора расстояния, авторы обращают внимание на следующую зависимость: чем более фундаментальными являются проводимые в вузе работы, тем меньшее значение для фирмы имеет удаленность вузовского подразделения от ее лаборатории. В этом случае на первый план выступают не столько прямые контакты исполнителей, сколько качество предлагаемой вузом экспертизы.
В заключение авторы подчеркивают, что проведенное ими обследование позволило выявить недооцениваемую многими роль университетов "второго эшелона" в проведении ИР, представляющих интерес для промышленности. Не случайно, до 40% финансовых фондов, предоставляемых промышленностью на университетские ИР, получают вузы именно этой категории. В этой связи, отмечают авторы, разнородность американских университетов выступает как положительное качество системы. Существует, правда, опасение, что, расширение поддержки второстепенных вузов со стороны промышленности может привести к свертыванию такого рода поступле-
ний для высококлассных университетов. Признавая наличие некоторого перераспределения средств, авторы тем не менее не разделяют подобной тревоги.
Пока валовая поддержка вузовских ИР со стороны промышленных компаний составляет незначительную долю в бюджете университетов. Однако авторы считают, что возможное сокращение государственного финансирования заставит вузы активно искать помощи у промышленности. В этом случае решающее значение может иметь "фактор расстояния".
Т. В. Горбунова
98.01.017. МАК БРАЙД ДЖ. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ, РАЗРАБОТАННОЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРИМЕР ИЗ ОБЛАСТИ РОБОТОТЕХНИКИ.
MAC BRYDE J. Commercialisation of university technology: a case in robotics // Technovation. - Amsterdam, 1997. - Vol. 17, N 1. - P. 39-46.
Автор - преподаватель Стретклайдского университета (University of Strathclyde) в г. Глазго (Великобритания). Она отмечает, что проблему коммерциализации университетской технологии обычно принято рассматривать "со стороны". В реферируемой статье' предпринимается попытка осветить данный вопрос "изнутри", с точки зрения самих университетских исполнителей, которым приходится решать такого рода задачи. Внимание автора сосредоточено на двух моментах: какие технологические инновации вуза имеют шансы на коммерческий успех; какие шаги должен предпринять университетский разработчик для успешной промышленной реализации своего нововведения. Автор полагает, что опыт ее университета в деле коммерциализации конкретной разработки может оказаться полезным для вузовских исследователей, столкнувшихся с аналогичной проблемой.
Один из разделов реферируемой статьи посвящен обзору нынешнего состояния в сфере коммерциализации университетских технологий в целом. Автор отмечает, что на протяжении последнего десятилетия правительства различных стран разрабатывают полити-