РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЛАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.01.001 -97.01.097
МОСКВА 1997
97.01.082
220
проведения макрополитики для самых обездоленных. Например, можно поощрять малоквалифицированных работников, занимающих низкооплачиваемые рабочие места, посредством выплаты специальных надбавок для обеспечения приемлемого жизненного уровня. Однако следует соблюдать чувство меры, чтобы у низкооплачиваемых работников сохранялись стимулы к улучшению своего положения самостоятельно. Равным образом нельзя допустить, чтобы гарантированная защита лиц, имеющих рабочие места, и стимулирование длительного найма не привели к полному прекращению найма безработных. Все это, по мнению авторов, требует выработки взвешенной стратегии создания рабочих мест на уровне всех стран - членов ОЭСР (3).
В.Г.Былов
97.01.082. ДЖИЛОТ Р. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАБОЧИЕ МЕСТА. ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 90-е ГОДЫ. GILOTH R. Social investment in jobs. Foundation perspectives on targeted economic development during the 1990s//Econ. development quart. — Thousand Oaks, 1995. - Vol.9, N 3. - P.279-289.
Специалист по проблемам городского развития (США) отмечает, что значительные изменения на рынке рабочей силы американских городов привели к необходимости разработки новых программ социально-экономического развития, предусматривающих меры по борьбе с бедностью и обеспечению экономического роста. Программы расширения занятости в условиях значительной безработицы предполагают в качестве срочных мер обеспечение временной занятости, мероприятия программы целенаправленного экономического развития (ЦЭР), расширение профессиональной подготовки и оказание социальной помощи.
Необходимость разработки программы ЦЭР обусловлена структурной перестройкой в течение десятилетий экономики СЦ1А, деиндустриализацией, сокращением численности и роли профсоюзов, сокращением заработной платы и реальных доходов простых американцев, снижением производительности труда и т.д. Фактическое отсутствие вмешательства федеральных властей в макроэкономические процессы и реальной политики занятости
221
97.01.082
также вызывает необходимость программы ЦЭР. Эта программа призвана нейтрализовать очевидные негативные процессы, развивающиеся на местных рынках рабочей силы, компенсировать отсутствие координации действий государственных органов, предотвращать дискриминацию по признаку расы, класса и пола.
80-е годы, отмечает автор, явились периодом экспериментирования в сфере социальной политики. Как известно, свертывание обрабатывающей промышленности и перевод предприятий за границу, обусловленные процессом глобализации мировой экономики и перестройкой экономических структур, привели к сокращению занятости, распространению бедности, снижению доходов работающих и ухудшению условий жизни миллионов детей в малообеспеченных семьях. Бедность приобрела устойчивый и гиперсегрегированный характер. Потребовались переоценка социальной политики, реформы образования и социального обеспечения, развитие "человеческого капитала", углубление сотрудничества на уровне общин.
Программы местного развития обычно предусматривают многоцелевые стратегии и направлены , на стимулирование предпринимательства. Они ориентированы на рыночные отношения, их задачи системно увязаны, целенаправлены и интегрированы. Однако, отмечает автор, многие программы осуществляются изолированно в рамках отдельных общин. В то же время без опоры на ресурсы всего общества невозможно достижение целей ЦЭР.
Программа ЦЭР призвана помогать нуждающимся в работе и малоимущим, что может быть достигнуто за счет соединения воедино нескольких стратегий. Среди них: обеспечение тесной привязки нуждающихся в работе к рабочим местам и создание соответствующего инструментария; активное вмешательство в деятельность отдельных секторов экономики; содействие пространственной мобильности капитала и рабочей силы; расширение социальных услуг как фактора создания рабочих мест и обеспечения занятости. Такой курс будет способствовать повышению доходов и занятости, созданию дополнительных возможностей занятости, распространению безвозмездной помощи, расширению общественных работ и т.д.
97.01.082
222
Для устранения устойчивой бедности программа ЦЭР концентрирует усилия на создании рабочих мест и расширении контактов безработных с работодателями. Поставлена также задача создавать хорошо оплачиваемые рабочие места, обеспечивать приемлемые доходы для наиболее нуждающихся, превратить "плохие" рабочие места в хорошо оплачиваемые и поддерживать впервые выходящих на рынок рабочей силы. В этом отношении программа ЦЭР может рассматриваться как продолжение и развитие программ общинного развития, стратегии рационального использования рабочей силы.
Экономическое развитие не означает преимущественно долгосрочную адаптацию к экономическим условиям на уровне регионов. Хотя это направление и важно, но ЦЭР означает прежде всего соединение политики в области профессиональной подготовки, развития "человеческого капитала", социальных услуг и предпринимательства с задачей сделать рабочие места более доступными, а деловую карьеру более стабильной и гарантированной для малоимущих. ЦЭР является отходом от традиционной экономической политики, осуществляемой правительствами штатов и местными органами власти, с упором на общинное развитие. Она приближается к политике корпораций.
В заключение автор указывает, что ЦЭР получает распространение по всей стране и является результатом совместных действий предпринимателей, государственных, неприбыльных и филантропических организаций, отдельных лиц. ЦЭР способствует созданию благоприятного экономического климата. Элементы стратегии ЦЭР начали реализовываться в большинстве американских городов. Однако долгосрочные возможности ЦЭР ограничены из-за отсутствия достаточной местной и общенациональной поддержки. Необходимо организовать общенациональную кампанию в поддержку стратегии ЦЭР.
В.Г.Былов