РОССИЙСКАЯ АКАИЕМИЯ НАУК
институт научной информации по общественным наукам
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА 1
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.01.001 -97.01.097
москва 1997
97.01.063. ПЕТРЕЛЛА Р. НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ В ИНТЕРЕСАХ ВОСЬМИ МИЛЛИАРДОВ ЛЮДЕЙ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО? PETRELLA R. Science and technology in the interest of eight billion people: Is it possible? // Science, technology a. innovation. - L., 1995. -Vol. 8, N 1. - P. 21-28.
Руководитель службы научно-технического прогнозирования и оценки Комиссии Европейского союза (Брюссель) отмечает как характерную черту современного индустриального общества разрыв между тем, что прогресс науки и техники может дать и тем что, реально дает обществу. В развитых странах развитие и использование науки и технологии в решающей мере определяются экономическими (конкуренция, эффективность,
производительность) и оборонными факторами. В результате революционный скачок, произошедший в науке и технологии (HT) за последние 35 лет, привел к росту богатства богатых, но оказался неспособным предотвратить рост нищеты, экологический кризис, рост преступности, ограничение свобод и растущую концентрацию власти в руках немногих транснациональных финансовых, промышленных и бюрократических структур. Указывая на многочисленные нынешние и будущие проблемы, стоящие перед мировым сообществом в области уровня и продолжительности жизни, здравоохранения, образования, политической стабильности и т.д., автор утверждает, что, "в целом HT планируются, развиваются и используются преимущественно в интересах наиболее могущественных и богатых социальных групп и стран" (с.22).
Рассматривая факторы, воздействующие на социальную значимость HT, автор выделяет следующие: 1) укоренившееся в культуру и идеологию научного сообщества представление о науке как о нейтральной деятельности, подчиняющейся только "научным" этическим принципам самой науки; 2) доминирование национальных целей государственной политики в условиях быстрорастущей интернационализации (в Европе - европеизации) HT, свойственное государственной власти отношение к HT как средству укрепления национальной безопасности, обороны и экономического благосостояния, лишь в малой степени признающее общегуманитарную значимость HT и их роль в развитии кооперации между людьми, странами и культурами; 3) неготовность и неспособность предприятий, как крупных ТНК, так и мелких и
143
97.01.063
средних, в современных рыночных условиях использовать свой научно-технический потенциал для решения общесоциальных задач в области занятости, экологически безопасного развития и т.д., не говоря об интересах мировой бедноты; 4) технологизация общества, растущее влияние НТ на общество (а не общества на НТ), все аспекты его социальной жизни, отношение к растущему потенциалу НТ как индикатору социального прогресса; 5) господство однобокой идеологии конкуренции, убежденность бизнесменов и политиков в том, что в мире происходит беспощадная экономическая борьба, в которой необходимо победить конкурентов, при этом конечная цель конкурентоспособности видится в превосходстве и гегемонии, но не человеческом благосостоянии.
Автор выдвигает три принципа, на основе которых, по его мнению, могут быть переориентированы приоритеты развития НТ в ближайшие годы:
1) принцип сосуществования, означающий, что 8 млрд. людей должны иметь возможность существовать в определенных материальных, социальных, политических и культурных условиях, пользуясь соответствующей материальной и социальной инфраструктурой, социально-экономическими механизмами, различными формами культурного общения и государственного управления на различных уровнях;
2) принцип соразвития, означающий, что различные социальные группы и территориальные образования разделяют общие цели развития, отвечающие их интересам, разрабатывают и принимают соответствующие правила, институты, механизмы и ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
3) принцип соучастия, означающий участие людей в выборе приоритетов и распределении ресурсов развития, а также в оценке результатов той или иной политики и мероприятий.
Приводится обширный перечень приоритетных областей НТ, развитие которых может привести к решению поставленной задачи. Однако, по мнению автора, проблема заключается не в выборе направлений, которые достаточно ясны, а в преодолении экономических, политических, социальных, институциональных, культурных и технологических барьеров. Положительным примером может служить то, что уже происходит в области защиты окружающей среды. Новое поколение экологически направленных
исследований и технологий охватывает налоговое регулирование энергетики и загрязнения среды, методы рециклирования, восстановление лесов, глобальный мониторинг климата.
Важнейшей проблемой автор считает сложившиеся формы передачи технологии. Передача знаний и компетенций весьма затруднительна, в этом не заинтересованы ни развитые страны, ни ТНК. Большинство передаваемых технологий рассчитаны на крупномасштабное производство, не соответствующее рыночному потенциалу менее развитых стран, а продукция зачастую не отвечает потребностям местного населения. Кроме того, повышение качества продукции и производительности, связанное с передаваемыми технологиями, нередко разрушительно воздействует на местную промышленность. Наконец, новые технологии не соответствуют структуре местной рабочей силы и занятости; учитывая существующий уровень безработицы и необходимость создания новых рабочих мест эти технологии должны быть трудоемкими.
Преодолению недостатков технологического трансферта может послужить создание различного рода объединений, определяемых как сети, объединяющие различные ресурсы, опыт и т.д., способствующие совместному решению проблем, постоянному общению и взаимному обучению, ускорению и удешевлению процесса распространения нововведений.
Автор указывает на необходимость для стран - членов Европейского союза вместе с заинтересованными странами Северной и Южной Америки, Африки, Азии и бывшего Советского Союза взять на себя инициативу постановки основных целей: 1) достижения большего взаимопонимания; 2) расширение использования НТ в целях решения важнейших глобальных задач; 3) установление новых глобальных институциональных механизмов и функций. Конкретным воплощением этой политики может послужить организация серии совместных региональных экспериментов по применению технологий транспорта, телекоммуникаций, туризма, созданию материальной и социальной инфраструктуры, способствующей взаимному обмену людьми, идеями, товарами и услугами (с.28).
И.Г.Минервин