РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТААУЧНОИ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 19734 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.4 рефераты 97.01.001-97.01.055
МОСКВА 1997
права изучить вопрос о возможности создания в исправительно-трудовых учреждениях специфических условий содержания таких лиц, исключающих их негативное воздействие на осужденных; 4) внести в МВД России предложение о необходимости расширения в рамках оперативного учета специальных компьютеризированных картотек, включающих информацию о лицах, соблюдающих преступные традиции и обычаи, с указанием из неформального статуса, характера преступной деятельности, связей в уголовной среде и др.; 5) включить в программы курсов по криминологии и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел высших и средних специальных учебных заведений МВД России соответствующих тем, посвященных рассматриваемой проблеме.
Процессы преемственности социального опыта, пишет автор, оказывают непосредственное влияние на формирование криминологической теории и практики предупреждения преступности. Следовательно, указывает он, решать задачу возрождения криминологической мысли в России можно, лишь опираясь на огромное криминологическое наследие, а также объективный анализ идеологических и научных традиций и обычаев, присущих как самой криминологии, так и другим отраслям знания.
Можно утверждать, заключает автор, что криминологическое традициеведение способно реально стать самостоятельным научным направлением в области проблем, изучаемых криминологией. Кроме того, криминологическое традициеведение может быть одновременно инструментом, с помощью которого удастся более глубоко проникнуть в тайны криминогенного и законопослушного поведения, а также познать процессы научной преемственности, характерные для самой криминологической теории и практики предупреждения преступности.
Л.Л.Ананиан
97.01.051. БАЗАРОВ Р.А. ПРЕСТУПНОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: КРИМИНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ,
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / М-во внутр. дел Рос. Федерации. Екатеринбург, высш. шк. - Екатеринбург, 1995. - 282 с.
Монография посвящена теоретическим и прикладным проблемам предупреждения насильственной преступности
несовершеннолетних как специальной функции уголовно-правового комплекса. В книге рассматриваются вопросы истории, основные понятия, методика и опыт социологического анализа,
международный опыт удерживающего воздействия, а также
возможности построения оптимальной модели предупреждения криминальных насильственных посягательств несовершеннолетних Современное общество, пишет автор, остро нуждается в надежном обеспечении безопасности граждан. Особую
обеспокоенность населения и правоохранительных органов вызывают тяжкие насильственные преступления, являющиеся наиболее опасными видами криминального посягательства на основную ценность общества - неловка. Самостоятельную важную проблему в борьбе с насильственной преступностью представляет предупреждение уголовно-правовыми средствами тяжких
насильственных преступлений, совершаемых
несовершеннолетними В последние годы наблюдается определенное "омоложение" контингента насильственных преступников. Именно несовершеннолетние чаще наносят телесные повреждения, совершают изнасилования, разбои, хулиганство, сопряженное с насилием, и т.п Сегодня этой категорией лиц совершается каждое шестое тяжкое преступление в стране. Для несовершеннолетних характерны повышенная импульсивность, несформированность сдерживающих навыков, что в сочетании со слабым контролем за их поведением, негативными последствиями резких перемен,
происходящих в последние годы в нашем обществе и порождающих деструктивные тенденции в молодежно-подростковой среде, социально-психологическую напряженность, дезадаптацию, внутренний дискомфорт, обнажение противоречий между тем, чему учили в раннем возрасте, и действительностью, рассогласованность реакции на уровне несовершеннопетних (конкретных подростков), с одной стороны, и социальных институтов - с другой, резкое усиление социальной дифференциации, повышение внутренней готовности выити за границы правомерного поведения, иногда обусловливают совершение подростками тяжких насильственных преступлении Так, например, за период с 1988-1994 гг в России число умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними, увеличилось более чем в 4 раза, а умышленных тяжких телесных повреждении- более чем на 40%
Актуальность проблем уголовно-правового и криминологического предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних определяется рядом обстоятельств Насильственная преступность несовершеннолетних характеризуется как количественными, так и качественными неблагоприятными тенденциями. Отмечается в последние годы рост числа тяжких насильственных посягательств несовершеннолетних, повышение степени общественной опасности насильственных преступлений подростков, возрастание тяжести причиняемых ими последствий, снижение "порога" мотивации, выражающееся в явном несоответствии повода и содеянного Насильственные посягательства в среде подростков выступают существенным препятствием для нормального формирования личности несовершеннолетних, способствуют падению нравственности, распространению "власти кулака", формированию культа насилия, жестокости, агрессивности, стереотипов насильственного
поведения. Насильственная преступность несовершеннолетних является одним из важных факторов сохранения и воспроизводства преступности в целом и наиболее опасной ее части насильственной Исследования показывают, что около 2/3 взрослых рецидивистов первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому предупреждение насильственных преступлений несовершеннолетних оказывает
существенное влияние на сужение базы, ограничение объема, смягчение характера общей преступности.
В книге предпринята попытка конструктивного анализа и теоретического исследования феномена насилия Во взглядах на этиологию насилия, пишет автор, с давнего времени существуют два основных подхода - социальный и биологическии Односторонние позиции социологов, юристов, философов и биологов легли в основу противоречивых теоретических школ, противоположных концепций Отказ от комплексного анализа совокупности социальных и физиологических факторов насилия препятствует выработке эффективных мер профилактики насильственных форм поведения Если в отечественной литературе, указывает автор, отстаивался, как правило, социально-классовыи подход при анализе и оценке проявления насилия, то в ряде зарубежных работ обосновывается теория о врожденной, биогенетическои природе феномена насилия
Насильственное поведение является, по мнению автора, одной из многообразных форм поведения, обусловленной прежде всего социальным воспитанием и окружением Психофизиологические же особенности человека лишь способствуют выбору поведенческой реакции, не предопределяя ее Поэтому автор не считает возможным согласиться со специалистами, утверждающими, что роль биологического и социального в поведении человека одинаковы Проведенное им изучение уголовных дел в трех регионах России в течение более пяти лет (1989-1995) по фактам тяжких насильственных преступлений, совершенных
несовершеннолетними, с достаточной убедительностью, по его утверждению, свидетельствуют о том, что абсолютное большинство этих преступлений было связано с побудительными мотивами реализации социальных потребностей, принимавших явно искаженный характер
В книге проводится ретроспективный анализ мер борьбы с насильственной преступностью несовершеннолетних,
рассматриваются основные тенденции и генезис насильственной преступности несовершеннолетних, а также некоторые вопросы общей и специальной превенции названной категории преступлений В системе специального предупредительного воздействия на преступность особое место отводится уголовноправовой профилактике Под уголовно-правовой профилактикой, или превенцией, понимается предупредительное воздействие уголовной ответственности и наказания и иных уголовно-правовых средств на криминогенные факторы с целью стабилизации и сокращения преступности
В работе освещаются также профилактические функции норм уголовного законодательства и их роль в противодействии насильственной преступности несовершеннолетних
Для повышения эффективности оказания
общепредупредительного воздействия в отношении неопределенно большого числа несовершеннолетних, пишет автор, крайне важно создание принципиально новой системы правового воспитания и обучения в общеобразовательных школах Выявленные в результате исследования существенные деформации уголовно-правового сознания несовершеннолетних позволяют заключить следующее ] У значительной части учащихся старших классов отсутствует
минимально необходимый для правильного формирования социально-правовой установки уровень уголовно-правовых знаний 2 У большинства несовершеннолетних имеется склонность к преувеличению представлений о льготах, предоставляемых уголовным законом в случае совершения подростками насильственных преступлений, как в плане уголовной ответственности и наказания, так и в смысле пресечения насильственных посягательств подростков в рамках необходимой обороны 3 Существующее состояние уголовно-правового сознания несовершеннолетних, усугубляющееся в последние годы низким общественным правосознанием и низкой общей правовой культурой, обусловливает необходимость разработки принципиально нового подхода к уголовно-правовому обучению и воспитанию учащихся Пробелы в уголовно-правовом сознании несовершеннолетних чреваты перерастанием в правовой нигилизм, в противоправную позицию личности, в общественно-опасные криминальные насильственные посягательства Автору представляется целесообразным введение правового обучения в школах с седьмого класса Программа правового обучения школьников, указывает он, должна быть рассчитана на длительное время, включающее три учебных года - седьмой, восьмой и девятый классы На учебный правовой курс "Основы Российского государства и права" целесообразно выделить 102 часа учебного времени, что предполагает проведение юридических занятий по одному часу в неделю На протяжении седьмого класса в пределах 34 учебных часов следовало бы рассмотреть основные вопросы о государстве и праве, конституционного права, гражданского, трудового, административного и брачно-семейного отраслей права В восьмом и девятом классах (всего 68 учебных часов) предполагается изучать наиболее важные для несовершеннолетних вопросы уголовного права Выделение 2/3 времени на уголовное право представляется целесообразным по ряду причин Во-первых, именно уголовное законодательство призвано охранять от общественно-опасных посягательств наиболее значимые для человека ценности - жизнь, здоровье, собственность, и поэтому несовершеннолетние должны знать, какие действия (или бездействия) запрещены уголовным законом, т е признаются преступлениями Во-вторых, уголовный закон по сравнению с
29-1739
другими видами законодательства различных отраслей права предусматривает наиболее строгие правовые последствия для несовершеннолетних, нарушивших :его запрет, вплоть до длительного лишения свободы. В-третьих, уголовное законодательство регламентирует важные для несовершеннолетних вопросы о возрасте уголовной ответственности, о поощрительных юридически значимых с точки зрения уголовного права поступках, о необходимой обороне, о добровольном отказе от преступления и т.п. Знание несовершеннолетними вышеизложенного является необходимым условием повышения действенности общего предупреждения тяжких насильственных преступлений. Подобная программа курса "Основы Российского государства и права" для школьников, заключает автор, могла бы стать составной частью единой государственной программы непрерывного и последовательного правового образования и воспитания несовершеннолетних и молодых взрослых, создание которой крайне необходимо для закрепления научно обоснованной политики в рассматриваемой сфере на федеральном уровне.
Л.Л.Ананиан