РОССИЙСКАЯ дюздешій ш&к
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 97.01.001 -97.01.017
МОСКВА 1997
цивилизованное общество останется под тем правлением, которое было создано его предками-варварами (с. 225).
В.Ю.Топчеев
97.01.002. КОСМОС: ВЫЗОВ ДЛЯ ЕВРОПЫ.
Space: a challenge for Europe // Space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, N4. - P. 227-232.
Исследователи из группы "Евроспейс" - так называется Европейская организация космической индустрии, члены которой являются представителями крупнейших космических компаний континента, - в этой статье выражают официальное мнение этой организации по космической политике. Это мнение основано на необходимости широкой кооперации европейских стран в области мирного и военного использования космического пространства.
Космические исследования, пишут авторы, подошли ко времени переоценки своей роли и большим изменениям, а определяющим фактором этого, по мнению авторов, стало исчезновение противостояния Востока и Запада, вызванное "холодной войной” и требовавшее прежде огромных денег. В этот период изменений европейским политическим программам нужна переориентация для того, чтобы стать автономными в мире с развивающимися технологиями до 2000 г. и далее. Космос, отмечают авторы, остается стратегическим элементом для Европы в политической, экономической и военной областях, и прорыв туда позволит решить сложнейшие научные и социальные проблемы.
Космическая деятельность, по мнению организации, должна вестись по взаимосвязанным направлениям: космическая наука; создание космической инфраструктуры, включая пилотируемые полеты; коммерческое применение; решение чисто военных задач.
Еще одно направление, хотя и общее для всех, но самое важное - создание тяжелых ракет-носителей.
Космическая наука, по мнению авторов, должна быть стержнем европейских программ для изучения Вселенной и для введения новых технологий, а амбициозные программы пилотируемых полетов уже теперь экономически необходимы. Европа разработала широкую программу использования беспилотных и пилотируемых систем.
3-1870
В области создания ракет-носителей Европа стала одной из лидирующих сил, используя ракету "Ариан-4” для коммерческих запусков, а ракета "Ариан-5" сможет, наряду с решением чисто коммерческих задач, обеспечить основу системы вывода в космос человека. Теперь, пишут авторы, главные европейские космические задачи решаются в двух областях - гражданской и военной - и нацелены на создание спутников для навигации, коммуникации и наблюдения над земной поверхностью, а впоследствии европейскому космосу предстоит выдержать жесткую конкурентную борьбу за огромный всемирный космический рынок, чтЬ, по мнению авторов, возможно только при всеобщей координации усилий стран Европы в этой области.
Главным инструментом, как считают авторы, значительного развития европейского космоса стало Европейское космическое агентство, а также и такие организации, как "Арианспейс"
(Апапеврасе), "Евметсет" (Еите^а!) и "Евтелсет" (ЕшекаО. Вся космическая европейская индустрия имеет годовой оборот в 6 млрд. экю, и в ней заняты 31 тыс. человек (с. 228), а все европейские космические проблемы, как в частном, так и общественном секторах, включая телекоммуникацию и спутниковое ТВ,
оцениваются теперь в 18 млрд. экю, а так как европейский космос -самая быстро развивающаяся отрасль в Западной Европе, то эта цифра будет расти (с. 228).
Для более широкого развития этой отрасли к концу нашего века, к началу 80-х годов оценив работы дублирующих друг друга организаций, европейские правительства поняли необходимость создания общей структуры европейского космоса с учетом международного рынка, замечают авторы.
Успех программы "Ариан" показал, что коммерческие
достижения европейского космоса возможны только при сильной государственной поддержке в создании как собственно летательных аппаратов, так и наземной инфраструктуры, тем более, что при значительной конкуренции со стороны России и Японии главным конкурентом остается космическая индустрия США, имеющая традиционно мощную государственную поддержку, которая сейчас доминирует на рынке космических услуг и затраты на космос которой в шесть раз превышают объединенные европейские затраты (с. 228).
Мощнейшая американская экономика позволила освоить 2/3 рынка коммерческих спутников, и в период между 1991 и 1992 гг. только две из двадцати семи спутниковых систем были заказаны в Европе (с. 228).
Понимая это, крупнейшие европейские компании борются с разобщением космической индустрии Европы. По сравнению с 1993 г. суммарный оборот таких компаний, как "Аэроспасьяль" (Aerospatiale) и ДАСА (DASA), достигает 2 млрд. долл., тогда как оборот крупнейшей аэрокосмической американской корпорации "Локхид-Мартин" (Lockheed-Martin) достигал к этому времени 6,7 млрд. долл. (с. 229). Авторы полагают, что по достижении некоей "критической массы” капиталов в европейском космосе появится возможность качественно нового рывка вперед.
Международная кооперация в Европе поставлена хорошо, пишут авторы, имея в виду связи с США, Россией и другими космическими странами, и она сохранит свое значение, особенно в области пилотируемых полетов, но, по их мнению, Европа должна иметь свою собственную интеграционную систему по ключевым вопросам, если она хочет лидировать в мире.
Все космические исследования в мире на 75% финансируются правительствами, а в некоторых странах эта цифра достигает 100% (с. 229), поэтому "правительства (Европы) должны осознать, что европейский космос находится под их контролем, и они несут главную ответственность за сохранение независимости европейского космоса" (с. 229).
Важнейшим элементом усиления Европы как космической державы является промышленность, руководители которой, по мнению автора, осознают свою роль в области конкуренции на мировой арене, причем наиболее серьезная переоценка произошла в последние несколько лет, и процесс наращивания мощностей идет. Строгий контроль государств даст, по мнению автора, европейской индустрии возможность вкладывать деньги в наиболее эффективные с точки зрения бизнеса отрасли, и будущее космической
промышленности зависит от того, как она будет учитывать
кооперацию.
Пока главной, координирующей космические программы организацией является Европейское космическое агентство, которое к настоящему времени, по мнению авторов, работает хорошо и
успешно выполняет поставленные перед ним задачи, но если агентство останется единственной, координирующей организацией в области космоса, ему следует усйлить свою активность в области конкуренции.
Другой организацией, способной координировать европейские космические инициативы, по мнению авторов, является собственно Европейский союз, который уже играет важную роль как спонсор космических технологий и научно-исследовательских работ.
Авторы, анализируя в своей статье перспективы развития европейского космоса, более детально рассматривают приведенные выше главные направления европейских космических программ.
Наблюдение за Землей, по мнению авторов, необходимо прежде всего с точки зрения систематического контроля за состоянием окружающей среды и самой поверхности планеты. Работы, связанные с этими задачами, особенно с задачей обследования земной поверхности, должны, по мнению автора, принести с коммерческой точки зрения большие дивиденды, если Европейский союз правильно оценит возникающие в этой области перспективы.
Спутниковые коммуникации, считают авторы, имеют также большие перспективы, так как этот рынок далеко не заполнен, и министерство торговли США открыто выражает желание своей страны стать лидером в этой области. Если, пишут авторы, эта наиболее прибыльная отрасль перейдет полностью в руки американцев, то развитие ракет-носителей "Ариан" будет под вопросом, а это, в свою очередь, поставит под вопрос автономность Европы в космосе, и поэтому решение этой задачи "должно быть первостепенной целью европейской космической политики" (с. 231).
Одной из наиболее перспективных задач, решаемых европейскими организациями, является спутниковая навигация, работы над которой должны вестись в двух направлениях: европейской стратегии и в области коммерции. Американская система ГПС (GPS) сейчас доминирует в этой области, но, отмечают авторы, правительства различных стран мира не хотят зависеть от одной военной системы, контролируемой длительное время лишь одной державой, и, исходя из этого, появляется уникальная возможность для Европы продолжать работы над своей глобальной
навигационной спутниковой системой (GNSS-1), а учитывая работы Европейского космического агентства по программе АРТЕС-9 (APTES-9), можно будет осуществить полномасштабное создание системы ГНСС-2 (GNSS-2) в следующем столетии.
Война в Персидском заливе, отмечают авторы, продемонстрировала прежде всего огромные возможности космоса для ведения войн без помощи ядерного оружия. Спутники, обеспечивавшие связь, разведку и навигацию, сильно сократили сроки ведения войны и спасли немало жизней. Кроме того, эта война показала Европе необходимость иметь системы противоракетной обороны. Недавний доклад Западноевропейского союза показал, пишут авторы, что в ближайшие десять лет некоторые - и что самое важное - неясно, какие именно страны, смогут обладать баллистическими ракетами, имеющими химические или ядерные боеголовки и способными достигать территории Европы. Кроме того, указывают авторы, существует угроза, исходящая от нестабильного положения в государствах, образованных на развалинах СССР. Космос, по их мнению, дает уникальную возможность определять потенциальные источники опасности в будущих конфликтах, а в условиях, когда военные и гражданские космические исследования совпадают по методам работы, "существуют огромные возможности для совмещения военных и гражданских технологий, и поэтому европейские правительства должны поощрять координацию военного и гражданского строительства в космосе" (с. 231).
Создание космической инфраструктуры, пилотируемые и непилотируемые полеты на низких орбитах - жизненно важный элемент космических исследований, так как это позволит использовать космические лаборатории в качестве стартовых площадок для межпланетных кораблей.
Сложность таких задач, по мнению авторов, требует координации усилий европейских стран на международном уровне. Европа в последние годы осуществляла такую кооперацию в области проектирования космических станций "Эурека" (Eureca) и "Спейслаб" (Spacelab) и достигла определенных результатов, и сегодня страны - участницы Европейского космического агентства разработали проект амбициозной программы "Колумбус" (Columbus) как пример разделения труда, вкладываемого странами
участниками в создание и использование международных космических станций. Эта программа высвечивает экономические реалии и трудности, которые стоят на пути решения этой задачи, и показывает, что "Европа должна рассматривать себя как равного партнера в настоящем и будущем проектировании международной инфраструктуры и обеспечении пилотируемых полетов для того, чтобы защитить и использовать с выгодой уже вложенные инвестиции и оставаться в главном потоке развития космических программ" (с. 232).
Стоимость запуска ракеты-носителя часто превышает стоимость самого спутника, пишут авторы, и поэтому снижение затрат на достижение орбиты - ключевой момент соревнования различных космических систем. Кроме того, отмечают авторы, программа "Ариан" возникла в 1973 г. как результат тех трудностей, с которыми столкнулись Франция и ФРГ при попытках получить американский носитель для вывода в космос "Симфонии" (5утр11ше). Теперь же ракета "Ариан-4" (Апапе-4) выводит около 60% мировых космических коммерческих систем (с. 232), а ракета "Ариан-5" поможет, по мнению авторов, занять Европе лидирующее положение как в запусках больших космических станций, так и в выводе человека в космос. Поэтому страны - участницы Европейского космического агентства должны объединять свои усилия, чтобы добиться исключительного использования ракеты-носителя "Ариан" для программ, находящихся под их контролем, а также для модернизации ракеты "Ариан-5" на длительную перспективу для будущих европейских программ создания ракет-носителей (с. 232).
Авторы заключают статью следующими словами: "Политический механизм должен работать так, чтобы была определена истинно европейская космическая политика, а не просто сведение национальных интересов к общему знаменателю" (с.232).
В.Ю.Топчеев