РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
4
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 96.04.001-96.04.069
МОСКВА 1996
особенно в части научно-технических и инновационных программ; привлечение доходов как можно более широкого круга физических и юридических лиц, а также сбережений, концентрирующихся в различного рода социальных и пенсионных фондах, на цели финансирования инноваций; придание большей целенаправленности процессу формирования различного рода инвестиционных компаний; усиление региональных форм инвестирования и организации научно-технологического развития.
И.Ю. Жилина
96.04.021. БРЭНСКОМБ Л.М. НАЦИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА США.
BRANSCOMB L.M. The national technology policy debate // Emproving technology: Implementing a U.S. strategy. - Cambridge (Mass.); L.: MIT Press, 1933. - P. 1-35.
Определяя научно-техническую политику как средство государственного стимулирования развития научно-технического потенциала и его оптимального использования в целях достижения национальных целей и общественных интересов, автор отмечает отсутствие жестких границ между научно-технической, экономической и промышленной политикой. Макроэкономическое благополучие - необходимое, но не достаточное условие технического прогресса. Недостаточность рыночных механизмов вызывает необходимость государственного вмешательства. Государственная научно-техническая политика (ГНТП) должна охватывать все элементы инновационного процесса - от сферы научных исследований до производства, а также его инфраструктуру, организацию и человеческие ресурсы.
ГНТП включает три основных аспекта:
/
1) воздействие на сферу предложения: государственные
НИОКР, используемые как в государственном, так и в частном секторе;
2) воздействие на сферу спроса, направленное на передачу, освоение и применение технологии, в том числе в мелких и средних фирмах, стимулирование инвестиций в развитие технологии, включая образование и подготовку кадров;
3) деятельность, направленная на развитие технической и информационной инфраструктуры, в том числе развитие кооперации между предприятиями и секторами экономики.
По мнению автора, в фокусе политики предшествующих администраций США находилось преимущественно первое направление. В отличие от них администрация президента Клинтона уделяет в равной мере серьезное внимание всем этим аспектам (с. 4).
Автор выделяет целый ряд направлений изменений научно-технической политики правительства США, обозначившихся в последние годы. Среди них:
- переход от преимущественного внимания к НИОКР в области обороны, исследования космоса и атомной энергетики к политике научно-технического сотрудничества с частным сектором, направленной на поддержку конкурентоспособности;
- переход от почти исключительного внимания к разработке новой технологии к поддержке процессов освоения и использования технологии, включая инвестиции в информационную инфраструктуру, образование и подготовку рабочей силы, систему распространения передовых методов производства;
- ослабление антимонопольных ограничений, способствующее развитию "доконкурентной" научно-технической кооперации и других форм горизонтальной интеграции в частном секторе;
- более широкое привлечение частного сектора к участию в реализации различных программ гражданского назначения и принятию соответствующих решений на правительственном уровне;
96.04.02)
96
- расширение деятельности администраций штатов в области поддержки мелких и средних предприятий и более эффективное взаимодействие между органами штатов и федеральными ведомствами;
- потеря оборонными расходами (государственные закупки и финансирование НИОКР) роли доминирующего фактора развития технологии, в качестве которого они выступали на протяжении последних 45 лет;
- поиск новых сфер приложения потенциала государственных исследовательских институтов и лабораторий, в которых объем НИОКР за счет государственного финансирования в 1992 г. в 2 раза превысил финансирование из тех же источников университетских НИОКР (с. 6).
- возрастание роли международного сотрудничества.
Эти тенденции вызовут определенные трудности, связанные с перегруппировкой задач между государственным и частным секторами, а также с оценкой эффективности федеральных научно-технических программ. Необходимость политического доверия к действиям правительства потребует особой тщательности в разработке новых программ и определении функций государственных органов.
Повышается уровень интеграции технологической базы американской индустрии в мировую экономику,, что ведет к конвергенции ГТНП во всех трех ее областях: военной,
коммерческой и экологической. Оборонные ведомства все в большей мере будут инвестировать средства в технологии двойного назначения и закупать продукцию, производимую в сфере коммерческого производства. В то же время конкурентоспособность экономики не может быть отдана во власть экономической политики, основанной на свободной игре рыночных сил и невмешательстве государства. Правительство будет нести бремя затрат по разработке базовых технологий совместно с частным сектором. Инвестиции в передовые с экологической точки зрения
технологам, сегодня стимулируемые с помощью законодательного регулирующего воздействия, получат возрастающую прямую
государственную поддержку.
Структура исполнительных органов федерального правительства, являясь продуктом длительного периода господства крупных и оборонных программ, справлялась с прошлыми задачами, но, очевидно, не соответствует новым направлениям политики, требующим децентрализованного подхода и сотрудничества с промышленностью. Однако реорганизация структуры федеральных ведомств, считает автор, вряд ли возможна при любых
обстоятельствах. Можно ожидать лишь минимальных
организационных изменений, что безусловно затруднит реализацию новых направлений ГНТП.
И.Г.Минервин
I
96.04.022. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М.Ф. и др.; Под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т соц.-экон. пробл. - СПб., 1995. - 50 с. -(Теория и практика упр. науч.-инновац. сферой в регионе; Вып. 2).
Работа, посвященная исследованию процессов социально-экономических преобразований в научно-инновационной сфере региона, состоит из предисловия и шести глав.
Первая глава посвящена методам и принципам исследования научно-инновационной сферы региона в целом. Целью исследования является создание научных основ социально-экономического преобразования и развития теории управления научно-инновационной деятельностью в регионе. Объект исследования -научно-инновационная сфера региона. Предметом исследования выступают социально-экономические преобразования в этой сфере, определяющие изменения в управлении ею.
13-877