РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.04.001-96.04.038
МОСКВА 1996
конституционных доктрин к государственной практике; синтез идеологических и прагматических функций юридических категорий и конструкций; аксиологические аспекты прочтения тех или иных концепций в свете современности и истории.
Концептуально-легитимное направление конституционной охраны актуализируется там, где определенные представления о конституции или способах ее модификации трактуются их противниками как антиконституционные, а защита определенных представлений превращается в борьбу политических сил.
Е.ВЛлферова
96.04.016. ДМИТРИЕВ Ю.А., КОМАРОВА В.В. РЕФЕРЕНДУМ В СИСТЕМЕ НАРОДОВЛАСТИЯ. - М.: Манускрипт, 1995. - 323 с.
Институт референдума является одним из самых "молодых" в отечественной государственно-правовой науке, но его широкое распространение в России требует теоретического осмысления и сопоставления с мировым опытом, накопленным разными странами. Подробный анализ содержания отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих институт референдума, особенно в сравнении с зарубежным законодательством, позволяет авторам сделать вывод о несовершенстве большинства положений отечественных актов, нерешенности ими важнейших вопросов организации референдума: его предмета, механизма исполнения решений, ответственности за их неисполнение и др.
Референдум как форма непосредственной демократии -явление далеко не новое. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 год, а его "родиной" - Швейцарию, Основной закон которой 1874 г. закрепил институты непосредственной демократии на общегосударственном уровне. Он включал нормы о различных видах референдума (обязательном, факультативном, в форме "народного
Вето"), народной инициативы. С того времени названные институты активно используются.
Далее авторы раскрывают особенности данных институтов непосредственной демократии не только в Швейцарии, но и Италии, США, Франции, Германии, некоторых странах Африки и Южной Азии. Здесь же показано развитие института референдума в России, который имеет собственные корни. Референдум и сходные с ним по своему содержанию плебисциды проводились в России издревле. Всенародным голосованием принимались решения на' вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси. В истории советского периода институт референдума был закреплен Конституцией 1936 г. и характеризовался как всенародный опрос. Референдумы в СССР проводились как на местном уровне, так и в отношениях между Советским и иностранными государствами.
Конституция РФ 1993 г. в сг. 3 провозгласила формы осуществления народом принадлежащей ему власти: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Сама Конституция была принята на всероссийском референдуме. Далее для выявления роли и значения референдума как самой яркой формы непосредственного
V
волеизъявления народа авторы раскрывают понятие непосредственной демократии, ее формы, субъекты, прослеживают их развитие.
С точки зрения авторов, непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникшие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении (с. 28). Исходя из тезиса об исключительной связи прямого правления с осуществлением государственной власти, к формам прямого правления относятся: референдум, плебисцит, ю*
выборы, отзыв, общее собрание населения. Все они и и ституци ал и зи руют непосредственное властное волеизъявление обладателя государственной власти, выражают его суверенитет.
Под субъектом непосредственной демократии авторы понимают тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственно властного изъявления осуществляет государственную власть. К ним относятся: отдельная личность; различного рода собрания граждан; общественные организации; трудовые коллективы; избирательный корпус (граждане, обладающие правом голоса в масштабах от отдельного избирательного округа до всей РФ); весь народ.
Далее характеризуются отдельные формы прямого правления, такие как общее собрание, отзыв, выборы, плебисцит. Место референдума в системе непосредственной демократии рассматривается в отдельной главе. И прежде всего здесь речь идет о понятии и теоретических основах института референдума. Анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых-государствоведов на содержание понятия "референдум" позволяет авторам разделить их на три группы. Первую группу образуют сторонники определения референдума как "всенародного голосования по законопроекту". Такой позиции придерживаются В.Т.Кабышев, В.В.Маклаков, И.П.Трайнин, С.В.Троицкий. Несмотря на предельную простоту данной позиции, она не поддерживается авторами. Так как не раскрывает сущности референдума, внутренней динамики и механизма проведения. Вторая группа ученых, характерным представителем которой выступает В.Ф.Коток, сводит определение референдума к "утверждению того или иного проекта государственного решения, придающего ему окончательный характер". Третья группа ученых, представленная работами Г.В.Барабашева, Б.Спасова, К.Ф.Шеремета, рассматривает референдум не только в качестве средства принятия законопроектов, но и как способ решения конкретного государственного вопроса, различных вопросов общественной жизни (в том числе и на местном
уровне), способ выявления и выражения воли избирателей. Перечисленные позиции, по мнению авторов, объединяет один недостаток: в них нечетко разделяются такие формы демократии, как плебисцит, императивный и консультативный референдум.
В отечественной правовой науке существуют различные точки зрения относительно понятий "референдум" и "плебисцит". Например, В.Ф.Коток считает, что между референдумом и плебисцитом различие отсутствует. По мнению И.П.Трайнина, эти формы демократии почти не отличаются друг от друга. В.Т.Кабышев утверждает, что плебисцит - это институт международного права, в чем состоит его отличие от референдума. Иное мнение по этому вопросу у К.В.Цветанова, который полагает, что "если при референдуме содержание народного волеизъявления включает лишь вынесенный на голосование проект правового акта, то при плебисците сам проект как бы отодвигается на задний план, а содержание волеизъявления народа касается политической линии президента (правительства) в целом, выражая отношение суверена к проводимой им государственной политике" (цит. по: с. 59), Изложенное позволяет авторам утверждать, что референдум - это форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, имеющее высшую юридическую силу и обязательное для исполнения органами, организациями и гражданами, в отношении которых решение референдума имеет императивный характер (с. 59). Что касается содержания предмета референдума, то оно, пишут авторы, состоит в прямом указании в законе вопросов, решаемых исключительно в ходе референдума. Субъекты референдума подразделяются ими на субъекты права требования, назначения, участия, подготовки и проведения референдума. В зависимости от содержания, характеристики субъекта и объекта, правовой силы решений референдумы классифицируются по видам - консультативные и
императивные; по способу проведения - обязательные и факультативные; по содержанию - конституционные, законодательные, международно-правовые, административно-правовые, административно-территориальные, финансовые; по времени проведения - дозаконодательные и послезаконодательные; по месту проведения - общегосударственные (федеральные), местные и региональные; в зависимости от инициатора их проведения - по инициативе государственного органа (главы государства, правительства, парламента, органов местного самоуправления), по инициативе народа (петиционные, обычные, законодательные), ратифицирующие.
Далее авторы характеризуют правовое регулирование организации и проведения референдума. Содержание права граждан на участие в референдуме образует совокупность норм, регулирующих порядок его назначения, подготовки и проведения, закрепляющих круг вопросов, выносимых на всенародное голосование, виды референдума и его субъекты, составляет государственно-правовой инстититут референдума, который охватывает комплекс материальных и процессуальных норм. Соблюдение установленной законом о референдуме процедуры применения форм непосредственной демократии является условием правильного отражения в принимаемом нормативно-правовом акте властной воли народа. Чтобы данный процесс считался правотворческим, он необязательно должен заканчиваться принятием нормативно-правового акта. Существенно, считают авторы, здесь другое: этот процесс должен быть урегулирован законодателем как механизм нормативно-правового акта, а его участники должны осуществлять процессуальные действия, связанные с принятием правового акта. Процесс прямого правотворчества не всегда соответствует процессу представительного правотворчества и не должен ему соответствовать: он сложнее, в него включены элементы представительного правотворчества, но не они определяют его содержание. По мнению авторов, содержание референдума в
.79
96.04.017-022
широком смысле (в узком - голосование) должно охватывать следующие стадии и этапы: 1) подготовка референдума, включающая: народную инициативу, информирование граждан, агитацию, всенародное обсуждение; 2) проведение референдума, т.е. его назначение, организацию, голосование в ходе референдума, подведение итогов; 3) реализация решения референдума - это и исполнение решения референдума, и ответственность за неисполнение решения.
Далее авторы останавливаются на правовых последствиях референдума, правовом регулировании процедуры обжалования подготовки, назначения и проведения референдума, гарантиях права граждан на участие в референдуме. В приложении опубликованы действующие и утратившие силу законы о референдумах, их проекты.
Е.В-Алферова
06.04.017-022. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / отв. ред. Пиндт Х.М.: Нац. ассоц. мест, властей Дании: Союз рос. городов, 1995. - 439 с. (Сводный реферат).
Работа "Местное самоуправлние" подготовлена специалистами Дании. Ее цель - содействовать местным органам власти стран Центральной и Восточной Европы в укреплении и развитии демократии на местах, в проведении реформ путем сотрудничества между европейскими городами в различных областях деятельности.
С учетом специфики содержания материалы разделены на две книги.
В первой книге предпринята попытка дать целостное представление о системе местного самоуправления в Дании. Освещаются правовые, организационные, финансово-экономические основы ее деятельности. Специальный раздел посвящен такому важному вопросу, как взаимоотношения между органами местного самоуправления и институтами государственной власти провинциальными и национальными.