РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г. •ыходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.03.001-96.03.030
МОСКВА 1996
крыв своих способностей. И, наконец, последнее: предоставляя право выбора образования самой молодежи (или родителям), подобный подход освобождает от всякой ответственности за подготовку специалистов правительство.
В заключение авторы отмечают, что должны быть найдены такие пути распределения ответственности за подготовку кадров, которые позволили бы сохранить и качество, и гибкость в процессе обучения с учетом различий между странами. Инновации, внедряемые сегодня, должны учитывать дифференциацию в процессе обучения молодежи и взрослых при сохранении внутреннего единства национальных систем подготовки и повышения их способности соответствовать потребностям и возможностям рынка рабочей силы (с. 15).
Л. Г. Можаева
96.03.028. ВЕНСАН Ж. ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ И РЫНОК ТРУДА ВО ФРАНЦИИ.
VINCENS J. Graduates and the labour market in France // Europ. j. of éducation — Abingdon, 1995 .— Vol. 30, № 2 .— P. 133-156.
В реферируемой статье французского ученого рассматриваются вопросы подготовки высококвалифицированных кадров во Франции, изменения в структуре ее высшей школы, рынок труда для выпускников вузов в настоящее время и в ближайшие годы, а также даются рекомендации относительно расширения взаимодействия высшего образования с рынком труда.
Под "высшим образованием" в данной работе понимаются все виды послесреднего образования. Во Франции большинство молодежи, получившей после 12 лет обучения в средней школе степень бакалавра (baccalauréat), продолжают учебу в том или ином учебном заведении на следующей ступени образования. Численность выпускников средней школы в течение последних десятилетий резко возросла: с 60 тыс. человек в 1960 г. до 460 тыс. (что составляло 58% от данной возрастной группы) — в 1994 г. (с. 133).
Одновременно росло число поступающих в вузы сразу после окончания средней школы. В 1993 г. это число составило: 99% выпускников отделений общего профиля лицеев ■ 78% отделений технического профиля. Общее число студентов увеличилось с 1177 тыс. в 1980/81 уч. г. до 1878 тыс. в 1994/95 уч. г. Соответственно я дипломы об общей университетской подготовке (первые два года обучения) в 1987 г. получили 98,2 тыс. человек, а в 1991 г. — 122,6 тыс. С дипломом ляцендиата естественных и гуманитарных наук (три года обучения) в 1987 г. завершили свое образование 115,8 тыс., а в 1991 г. — 145,7 тыс. человек Предполагается, что эти показатели будут возрастать и в дальнейшем.
Во Франции ответственность за деятельность высшей школы и за основную часть ее финансирования возложена на государство. Общие расходы на образование увеличились с 58,4 млрд. фр. в 1989 г. до 65,7 млрд. фр. в 1991 г. (в ценах 1991 г.), доля ассигнований на высшее образование возросла с 61% до более чем 63% (с. 133).
Быстрый рост числа молодежи, оканчивающей среднюю школу, обусловлен в значительной степени политикой правительства, поставившего в 1985 г. цель довести показатель выпускников средней школы до 80% от данной возрастной группы. Поскольку степень бакалавра автоматически дает право поступления на соответствующие факультеты университетов, количество студентов будет продолжать увеличиваться и далее. Более того, студенты, так же как и их родители, вполне справедливо полагают, что в условиях безработицы высшее образование может дать им преимущества при трудоустройстве.
Политики, со своей стороны, рассматривают расширение высшего образования как фактор, способствующий экономическому развитию страны. Однако в последние годы как центральное правительство, так и другие органы власти, особенно региональные, озабочены тем, насколько высшее образование соответствует требованиям рынка труда. Студенты также осознают, что в жизни им придется держать реальный экзамен на возможность применения знаний, полученных в вузе. Острота ситуации с занятостью вызывает необходимость изменений в структуре высшего образования и направленности подготовки.
К высшим учебным заведениям во Франции относятся университеты, в которых учится подавляющее число студентов, и специализированные вузы, наиболее известными и престижными среди которых являются так называемые Большие школы.
Учебный процесс в университетах строится на цикличной основе. Диплом об общем университетском образовании — DEUG, diplôme d'études universitaires générales (первый цикл обучения) выдается студентам после двух лет подготовки и дает возможность продолжать образование на следующей ступени (второй цикл обучения), где студентам предоставляется право выбора: получить через один год учебы степень лиценциата (licence) или еще через один год после получения степени лиценциата степень магистра (martrise). Третий одногодичный цикл обучения завершается получением либо диплома углубленной подготовки (DEA, diplôme d'études approfondies, который является необходимым условием для начала-работы над докторской диссерта-
цией), либо Диплома о высшем специализированном образовании — DESS, diplôme d'études supérieures spécialisées.
Специальные требования предъявляются для поступления на отделения медицины, стоматологии и фармации.
Подготовка инженерных кадров стала осуществляться в так называемых университетских специализированных институтах — JUP instituts universitaires professionnalisés. В эти институты отбираются студенты из числа успешно окончивших первый университетский курс. Для получения степени магистра в области инженерии (ingénieur-maitre) в общей сложности требуется четыре года.
Если для поступления в университет необходим диплом бакалавра, то прием в специализированные вузы осуществляется на основе конкурсной системы по итогам вступительных экзаменов.
Большие школы — Grandes écoles — специфические учебные заведения, выпускники которых пополняют правящую элиту общества. Для поступления в Большие школы выпускники лицеев должны закончить двухгодичные специальные подготовительные классы — CPGE, classes préparatoires aux Grandes écoles. Большие школы в течение трех лет готовят специалистов различного профиля (инженеров, менеджеров, преподавателей и др.).
К университетам примыкают также университетские технологические институты — JUT, instituts universitaires de technologie, однако они обладают определенной степенью автономии. Каждый институт представляет собой специализированное отделение, готовящее в течение двух лет, а иногда и трех, инженеров, менеджеров, специалистов в области маркетинга, компьютерной технологии. Прием студентов, основывающийся на результатах обучения в средней школе, ограничен.
Секции по подготовке техников высшей квалификации — sections de techniciens supérueurs — создаются на старшей ступени средней школы или как частные институты. Прием студентов ограничен, при отборе учитываются школьные оценки. Программы рассчитаны на два года, выпускники получают сертификат высококвалифицированного техника — brevet de technicien supérieur.
Имеются также учебные заведения, готовящие специалистов в области здравоохранения и для социальной сферы. Прием студентов в эти учебные заведения также ограничен.
В табл. 1 приводятся данные о численности принятых в учебные заведения системы послесреднего образования Франции.
Таблица 1 (с. 135)
Число студентов, зачисленных в высшую школу Франции
Тип учебного заведения
1985 г.
1990 г.
1992 г.
Университеты
Университетские технологические институты
Секции по подготовке техников
Специальные подготовительные классы для поступления в Большие школы
Другие учебные заведения Общее число поступивших
134 753 195 044 212 221
23 397 47 840
24 748
25 500
29 684 85 634
34 497
25 700
34 490 91 073
34 899 25 700
256 238 370 559 398 383
Далее автор анализирует показатели, характеризующие вовлеченность выпускников высшей школы в экономику Франции.
Таблица 2 (с. 139)
Число выпускников высшей школы, занятых в экономике Франции (в тыс. чел.)
Год Общее число Число получивших Число получивших
занятых 2-х летнюю под- подготовку в те-
готовку чение 3-х и более
лет
1982 32549 122» 1204
1990 24332 1799 л 1761
Доля лиц, получивших подготовку в высшей школе Франции, приблизилась к середине 90-х годов к 20% от общей популяции молодежи (с. 137).
До кризиса 1992-1993 г. рывок труда Франции отдавал предпочтение при приеме на работу выпускникам высшей школы. Их квалификации продолжали оставаться престижными. Безработица, характеризующая развитие экономики в последние годы, коснулась всех категорий занятых. Отношение работодателей к претендентам стало в еще большей степени зависеть от их образовательного уровня. Согласно данным на март 1994 г., безработица среди лиц, имеющих образование в объеме начальной школы, составляла 17,8%; у обладателей степени бакалавра число безработных составило 11,6%; у получивших подготовку в высшей школе в течение двух лет — 7,9%, а при подготовке более двух лет — 6,4% (с. 139).
В статье автора рассматриваются также количественные изменения, коснувшиеся профессий, требующих наибольшее количество лиц с высшим образованием (менеджеры, инженеры, преподаватели, независимые профессии). Численность занятых в этих областях за 1982-1990 гг. возросла с 1621 тыс. человек до 2298 тыс. Доля лиц, имеющих двухлетнюю подготовку в высшей школе, среди указанных выше профессий увеличилась с 11,8 до 15,8%, а получивших трехлетнюю и более подготовку, — с 50,5 до 64,7%. Положительная динамика спроса на этих лиц непосредственно связана с расширением именно этих профессиональных секторов (с. 141).
Доля получивших трехлетнюю подготовку в вузах среди преподавателей средней школы уже весьма высока, так что возможности получения работы для этой группы будут зависеть от дальнейшего расширения сектора образования и, видимо, также от того, будут ли их принимать на должности, ранее занимаемые теми, кто получил двухлетнюю подготовку. В менеджменте и инженерии, где доля лиц с высшим образованием меньше, возможности занятости более ограничены.
Более сложная ситуация складывается для имеющих двухлетнюю подготовку. Увеличение количества вакансий для этой группы занятых происходит более медленными темпами. В то же. время возрастающая доля получивших двухлетнюю подготовку находит работу в качестве менеджеров в бизнесе и инженеров (20,1% в 1990т. по сравнению с 15,5% в 1982 г.) и все большее их число находит себе применение на административных должностях (с. 140).
Подведя некоторые итоги, автор пытается сформулировать ответ на вопрос, каково было воздействие "массификации" высшего образования на рынок труда, начавшейся в первой половине 70-х годов. Сейчас, 20 лет спустя, замечает автор, видно, что увеличение численности лиц с высшим образованием принесло незначительную пользу для их положения на рынке труда. Что касается зарплаты, то, согласно исследованию, дифференциация в зависимости от уровня квалификации за 1970-1985 г. несколько уменьшилась.
Для того чтобы более детально рассмотреть взаимоотношения между высшим образованием и рынком труда, автор обращается к работе Центра исследований и изучения квалификаций — CEREQ Centre d'études et de recherches sur les qualifications, посвященной переходу выпускников вузов от учебы к работе. Различия в вопросах занятости, зарплаты и дальнейшей карьеры, как отмечается в исследовании, являются производными от трех факторов: типа учебного заведения, уровня квалификации и области специализации.
Выпускники Больших школ и в меньшей степени окончившие краткосрочные курсы, как правило, идут в бизнес или в государственный сектор. Выпускники университетов, имеющие первые степени, вплоть до магистра, также предпочитают государственный сектор, в то время как обладатели более высоких степеней выбирают бизнес или свободные профессии.
Большое влияние на выбор карьеры оказывает полученная специализация. Например, 60% получивших первые степени в юриспруденции, экономике и менеджменте предпочитают работать на фирмах, в то время как такая же доля (60%) имеющих степени в гуманитарных и социальных науках поступает в государственный сектор, прежде всего на преподавательские должности. Выпускники факультетов естественных наук обычно идут в равной степени в государственный и частный сектор, но здесь начался процесс быстрых изменений и уже в 1991 г. около 60% предпочитают работать на фирмах. Ту же тенденцию можно проследить и для специалистов в области юриспруденции, экономики и бизнеса (с. 142).
Рассматривая зависимость уровня занимаемых должностей от квалификации и специальности, автор отмечает, что обладатели дипломов об окончании первого цикла получают обычно должности среднего уровня. Для обладателей степеней лиценциата и магистра имеет значение область полученных ими знаний. Как правило, выпускники факультетов естественных наук устраиваются более успешно по сравнению с выпускниками факультетов гуманитарных и социальных наук. Такая же тенденция отмечается для специалистов в этих областях с более высокими степенями. Самая благоприятная ситуация на рынке труда для инженеров и выпускников Больших школ, получивших квалификацию в области бизнеса и менеджмента.
Такое же соотношение уровня квалификации и специализации и в вопросе о зарплатах. ,
Касаясь методов регуляции спроса и предложения, а также механизмов поиска работы, автор разделяет государственный и частный сектор.
Стандартным методом приема на работу в государственном секторе являются конкурсные экзамены, проводимые нередко на националь-
ном уровне. Большинство выпускников, намеревающихся работать в государственном секторе, имеют степени в области естественных, социальных и гуманитарных наук. Статистика показывает, что для выпускников-гуманитариев главной сферой занятости является преподавание: 58% окончивших гуманитарные факультеты в 1988 г. в 1991 г. работали преподавателями, 8% занимали высокие посты на государственных службах, 16% — посты среднего уровня и 16% — на прочих службах. Выпускники, имеющие степени лиценциата или магистра в области естественных наук, также работали преподавателями, но их насчитывалось лишь 38%.
Хотя в частном секторе значительное число рабочих мест занято лицами без высшего образования, наличие степени становится привычным условием при приеме на работу. Среди лиц в возрасте 23-30 лет, занимающих менеджерские должности в коммерческой и административной областях, высшее образование имели 64,7% в 1982 г. и 78% — в 1990 г. Соответствующие цифры для инженеров были: 87,6 и 89,9%. Более того, 23-30-летние составляют все возрастающую долю в обеих этих категориях занятости в целом (с. 146).
Анализ спроса и предложения должностей с высшим уровнем образования в частном секторе показывает, что он удовлетворяет свои потребности только за счет выпускников Больших школ, которые имеют наиболее высокий уровень профессиональной подготовки и налаженные связи с фирмами. Большинство выпускников Больших школ принимаются в крупные компании: в 1991 г. 57,8% инженеров — выпускников 1988 г. работали на фирмах с более чем 500 работников (с. 147).
Автор констатирует, что расширение системы высшего образования во Франции происходило путем диверсификации предлагаемых курсов. Выпускники высшей школы стали составлять все увеличивающуюся часть от общей численности занятых. В 1990 г. 20% людей в возрасте 31-38 лет имели квалификацию на послесреднем уровне. Предполагается, что к 2000 г. такую квалификацию будет иметь каждый четвертый работник моложе 45 лет (с. 149).
Эти изменения порождают различного рода проблемы, три из которых автор рассматривает в своей работе: риск "перепроизводства" лиц с высшим образованием, связанные с этим изменения на рынке труда, потребности в новых навыках и квалификациях.
В 1986 г. министерство образования Франции создало комитет по вопросам образования и экономики в целях установления постоянных связей между системой образования, работодателями и профсоюзами. Для проведения перспективных исследований относительно потребностей в кадрах вплоть до 2000 г. в свою очередь, был образован специальный консультативный орган. Суд я по первым результатам и с-
15-1-2115
следования, экономика будет ощущать потребность в лицах с высшим образованием, особенно в области инженерии.
Некоторые авторы, исследующие кадровые проблемы, полагают, что получение 80% молодых людей среднего образования и повышение с 30 до 40% доли лиц с послесредним образованием чревато тем, что неимеющие среднего образования могут быть исключены из рынка труда. Для получивших подготовку на послесреднем уровне сокращаются возможности найти работу, на которую они рассчитывали.
Проблема переизбытка рабочей силы недостаточно серьезна для окончивших краткосрочные курсы, поскольку их занятость не слишком связана с определенным уровнем работы и статусом. Большие же школы, как полагает автор, должны будут регулировать число выпускников более жестко. Но проблемы могут возникнуть прежде всего у тех учебных заведений, студенты которых сами покрывают значительную часть расходов на обучение, а также для университетов, которые принимают всех, кто имеет степень бакалавра.
Важным средством регулирования масштабов подготовки кадров являются рыночные механизмы, замечает автор. Французские университеты нуждаются в перестройке: они должны получить право отбора студентов, изменить систему финансирования — либо путем введения платы за обучение, либо путем предоставления студентам займов, либо, путем предоставления университетам средств в зависимости от показателей занятости выпускников на рынке труда.
Как считает автор, в ближайшие несколько лет на рынке труда вполне могут произойти многочисленные изменения: во-первых, усилится диверсификация спроса, поскольку малые и средние предприятия будут все больше нанимать выпускников, имеющих квалификации менеджеров и инженеров. Во-вторых, выпускники университетов будут чаще обращаться в поисках работы к частному сектору. Университеты будут вынуждены во все большей степени содействовать профессионализации в подготовке специалистов, особенно в области естественных наук, права и экономики, а также по некоторым специальностям в области социальных и гуманитарных наук. В-третьих, институционализация связей между высшим образованием и работодателями продолжит свое развитие.
Описанная выше модель высшего образования во Франции, видимо, будет изменяться. Увеличивающееся количество более профессионализированных курсов в университетах и растущее число выпускников Больших школ приведут к сокращению разрыва между этими двумя видами образования. Выпускники университетов будут более активно занимать высшие посты в частном секторе. Усилится конкуренция между университетами и Большими школами в вопросе приема
студентов, что вызовет необходимость в регуляции деятельности этих учебных заведений.
Изменятся также правила приема на работу. Вследствие кризиса произойдет снижение первоначального заработка, увеличится доля работающих на временной основе. Однако более серьезные проблемы возникнут в связи с разработкой критериев отбора. Наиболее крайняя ситуация заключается в том, что чем больше выпускников вузов, тем меньше ценность степени и тем более важно иметь хоть какую-нибудь (с. 152).
Приступая к рассмотрению новых требований к навыкам и квалификациям специалистов, автор останавливается прежде всего на подготовке инженерных кадров. Комиссия по инженерным квалификациям предусматривает их разделение на конструкторов и производственников. Большие школы готовят, как правило, конструкторов. Широко распространено мнение о недостатке в стране инженеров-производственников. Новые инженерные степени, введенные после 90-х годов, отчасти направлены на то, чтобы заполнить эту нишу. Другим возможным решением представляется дифференциация уровней подготовки с тем, чтобы только инженеры-конструкторы, выпускники лучших Больших школ, могли бы непосредственно занимать менеджерские должности.
Инженеры-производственники должны будут проходить более короткую подготовку и получить менеджерскую должность позже, приобретя трудовой опыт и продолжив образование.
Каким же должен быть новый выпускник вуза? Зачастую работодатели утверждают, что технологические и организационные изменения повысили стандарт, требуемый от новых специалистов. Однако, как считает автор, это необязательно означает появление новых требований в отношении знаний или ноу-хау. Во все большей мере требуется иной стиль поведения — готовность учиться, развивать творческий потенциал и стремление к лидерству, умение работать в команде и взаимодействовать со специалистами в других областях.
Бели большая часть этих новых требований к поведению не прививается в процессе обучения, то для работодателя наличие степени перестает быть критерием при отборе, и он ищет другие методы для определения того, насколько перспективен сотрудник. В частности, вводится испытательный срок при приеме на работу.
Одним из действенных методов формирования новых качеств у специалистов автор считает вовлечение в процесс их подготовки самих фирм. В таком случае могут иметь место различные варианты: подключение фирм к учебному процессу на ранних его этапах (внутрифир-
15-1*
менная подготовка и т. д.), прием на работу после окончания краткосрочных курсов и предоставление возможностей для продолжения обучения и т. д.
Таким образом, вопрос об изменении качественных характеристик специалистов тесно связан с ключевой проблемой взаимоотношений системы высшего образования и занятости: как сделать различные элементы высшей школы Франции взаимодополняемыми при одновременном усилении конкуренции между ними? Как примирить попытки контроля над рынком труда путем ограничения предложений, как это делают Большие школы, с той открытостью, которая остается характерной чертой университетов? — заключает автор.
JI. Г. Можаева
96.03.029. МАРТИН-РОВЕ Д., КАРЛСОН Т. АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ ВО ФРАНЦИИ.
MARTIN-ROVET D., CARLSON Т. American scientists in France // Minerva .— L., 1995 .— Vol. 33, № 2 .— S. 171-191.
Реферируемый материал представляет собой отчет французских ученых о результатах исследования, проведенного французским Национальным центром научных исследований — Centre national de la recherche scientifique, CNRS — по вопросу мобильности американских ученых, работающих в лабораториях Франции. Исследование финансировалось ННФ США как часть программы по определению и поощрению новых тенденций в международном научном обмене.
Анкеты были разосланы двум категориям ученых, работающим во Франции на постоянной основе и на временной. Анкеты различались между собой, интервью проводилось сепаратно. Такое разделение объясняется существенными различиями в проблемах, с которыми сталкивались эти два типа ученых.
В результатах исследования содержатся три вопроса: масштабы мобильности и ее различные формы; положение американских ученых, работающих во Франции; выводы и рекомендации.
Согласно статистическим данным ОЭСР за 1986 г., в исследовательской работе во Франции было занято 104 954 ученых, 43% из которых работали в промышленности, 34% — в университетах и 23% — в национальных исследовательских организациях. Главной из последних является CNRS, которому выделялось 23% национальных ассигнований на проведение ИР и в котором было занято 11 тыс. ученых. Американские ученые — довольно редкое явление в частном секторе экономики Франции, за исключением мультинациональных фирм. Более часто они встречаются в университетских лабораториях, особенно в национальных исследовательских организациях, составляющих весьма важную часть научных ресурсов Франции.