Научная статья на тему '96. 03. 018. Юрьев М. Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990): учеб. Пособие. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1994. - 234 с'

96. 03. 018. Юрьев М. Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990): учеб. Пособие. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1994. - 234 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1040
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЙ АФРИКИ СТРАНЫ - ИСТОРИЯ - - 1945-1990 / АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ - ИСТОРИЯ - - 1945-1990
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 018. Юрьев М. Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990): учеб. Пособие. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1994. - 234 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,6 рефераты 96.03.001-96.03.045

МОСКВА 1996

в обеспечении стабильности и безопасности в этом геополитическом пространстве" (с.157).

И.Е.Эман

Страны Азии и Африки

96.03.018. ЮРЬЕВ М.Ф. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ. И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1990): Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 234 с.

Реферируемая книга - последняя работа М.Ф.Юрьева.

В учебном пособии рассматривается опыт стран Востока, ставших на путь социалистического развития (КНР, СРВ, МНР, КНДР), а также стран, избравших первоначально путь "социалистической ориентации" и "некапиталистического развития", но затем отошедших от этого курса (Египет, Сирия, Афганистан); рассматривается опыт стран, идущих по пути капитализма (Япония, "новые индустриальные" государства Азии).

В период второй мировой войны обострились противоречия между колониями и метрополиями, обозначился подъём национально-освободительного движения, нарастание

антиимпериалистической борьбы. Отличие состояло в том, что Япония не только лишилась колоний, но и утратила положение великой державы. Корея из японской колонии стала независимым, но разделённым надвое государством. Провозгласили свою политическую самостоятельность народы Индокитая и Индонезии. Китай проделал путь от полуколонии до признания за ним статуса великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН. На Дальнем Востоке добились признания своей самостоятельности Сирия и Ливан. Египет и Ирак продолжали оставаться в определённой зависимости от Великобритании, а Аравийские княжества - в колониальной зависимости. В Алжире, Тунисе, Марокко сохранилось господство Франции. Рассматривая конкретно-исторические явления периода второй мировой войны в этих

странах, автор подчёркивает, что они отразились на их послевоенном развитии.

Япония. В очерке дана краткая характеристика оккупационного режима, поворота в политике США на Дальнем Востоке и американо-японского политического союза, Сан-Франциского мирного договора (апрель 1952 г.), восстановления отношений с СССР - прекращения состояния войны между Советским Союзом и Японией и установления консульских отношений (октябрь 1956 г.), подъёма антивоенного движения, проблем общественной жизни, условий экономического роста и развития экономики к 90-м годам.

К 80-м годам Япония, наряду с США и ЕЭС, превратилась в один из трёх центров силы современного капитализма. Она занимала первое место по объёму запаса золота, валюты, положительному сальдо во внешней торговле. Активно развивался процесс перехода "от индустриального общества к информатизированному, в котором основными ценностями становятся знания" (с. 23).

Внешняя политика Японии ориентирована на обеспечение в мире роли великой державы, союза с США, наибольших выгод в Тихоокеанском регионе и Азии.

Корея. В книге прослеживается ход освобождения Кореи от полувекового японского колониального ига, образования двух корейских государств, развитие общетвенной жизни на Юге и Севере Кореи. Показывается, что КНДР в 1953-1990 гг., следуя курсу высоких темпов развития национализированной промышленности и кооперированного сельского хозяйства ("движение Чхоллиме"), при опоре на собственные силы (идеи чучхе), достигла того, что в республике построено "образцовое социалистическое общество" (с. 31). Южная Корея в те же годы провела земельную реформу, в результате которой кабальная аренда была ликвидирована. Немалое значение для развития экономики имел приток американских капиталов и новейших технологий, что в условиях высокой степени эксплуатации трудящихся привело в 70-80-х годах к росту

производства в среднем 8,5% ежегодно (с. 32). Усилилась концентрация капитала. Нарастала общественная активность населения. Возрастало стремление к объединению обоих корейских государств. Воссоединение Кореи остается важнейшей целью всего корейского народа. Глубокие различия в общественном строе Юга и Севера осложняют поиск взаимоприемлемого решения этой проблемы. Однако во второй половине 80-х годов наметились некоторые позитивные сдвиги: началась подготовка к встрече руководителей правительств обоих государств.

Китай. В книге освещается процесс национального освобождения Китая, создания Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.); содержится критический разбор политики "большого скачка" и "народных коммун", а также политики "культурной революции". Переход к экономическим реформам повёл не только к крупным народнохозяйственным успехам и дальнейшей политической стабилизации, но и к значительному росту материального благосостояния широких масс народа. "В промышленности центр реформ переносится на дальнейшее преобразование хозяйственной деятельности и управления предприятиями. А в сельском хозяйстве - на укрепление семейного подряда и поддержки тенденций к коллективному хозяйствованию" (с. 96).

Монголия внесла свой вклад в борьбу против фашистско-милитаристских агрессоров. Советско-монгольское сотрудничество и укрепление обороноспособности МНР дало возможность монгольскому народу сосредоточить усилия на развитии хозяйства и культуры, в чём были достигнуты занчительные успехи. "Ныне экономика Монголии переживает значительные трудности, во многом связанные с особенностями перехода Монголии к рынку" (с. 99). В стране утвердилась мнбгопартийная политическая система как элемент становления демократического государства. Диверсифицируются международные связи Монголии. Проведены встречи на высоком уровне в Москве и Пекине, где подтверждён курс 20-3297

на дружественные отношения. Налаживаются контакты с Японией, Англией, США, Австралией, Швейцарией. Установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, официальные отношения с ЕЭС. Монголия вступила в "группу 77", получив статус развивающейся страны.

Вьетнам после второй мировой войны прошёл трудный и сложный путь - через Августовскую революцию 1945 г., провозгласившую Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ), войну с Францией за утверждение независимости (1945-1954), первые социально-экономические преобразования и вновь вооружённую борьбу против американской агрессии в Южном Вьетнаме, завершившуюся объединением Вьетнама и провозглашением Социалистической республики Вьетнам (СРВ). Акцентируя внимание на особенностях развития СРВ, автор раскрывает содержание социально-экономических реформ, которые, основываясь на принципах рыночного хозяйства, подвигают трудящихся на пути строительства социализма.

Индонезия и другие страны АСЕАН. Провозглашение независимости Индонезии (август 1945г.), победа в антиколониальной войне против Голландии повели к устранению пережитков колониализма и созданию новых государственных структур в рамках политического курса "либеральной демократии". В стране шёл процесс национализации иностранной собственности, становление отечественной "направляемой экономики". Внешнеполитический курс до 1965 г. характеризовался антиимпериалистической направленностью. Государственный переворот 1965 г. привёл к преобладающему влиянию армии во внутренней и внешней политике. Нарастал процесс обогащения и сращивания военной верхушки с чиновничьей бюрократией. К 80-м годам на долю 3% населения приходилось 40% национального дохода, и менее 8% на 40% индонезийцев (с. 126).

В 1967 г. Индонезия выступила инициатором создания организации регионального сотрудничества (АСЕАН), в состав

которого вошли, помимо Индонезии, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, в 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней. АСЕАН, подчёркивается в книге, удалось "добиться заметного прогресса в развитии хозяйства и расширении экономических и культурных связей. Так, за 1960-1984 гг. среднегодовой прирост валового внутреннего продукта в странах АСЕАН составил 7%, а в обрабатывающей промышленности - 9,3%. Доля АСЕАН в экспорте развивающихся стран увеличилась с 1967 г. по 1985 г. с 9,3 до 16%, а доля взаимной торговли выросла до 24%" (с. 127).

Индия и другие страны Южной Азии. Историю Индии после второй мировой войны автор делит на несколько этапов: 1)завоевание политической независимости (вторая половина 40-х годов); 2)социально-экономические реформы в рамках "курса Неру" (50-е и первая половина 60-х годов); 3) нарастание внутренних противоречий (вторая половина 60-х и 70-е годы); 4)современный этап развития Индии (с начала 80-х годов). В книге содержится характеристика каждого из этих этапов, причем она не ограничивается лишь раскрытием их сущности. Показывается, что "за годы независимости Индия добилась крупных успехов в социально-экономическом развитии. Она вошла в первую десятку стран по объёму промышленного производства" (с. 150). Однако в этой стране остаются крупные нерешённые проблемы и прежде всего

- растущий внешний долг. Свыше трети индийцев живут ниже черты бедности. Помещики и богатые крестьяне владели в 80-х годах почти четвертью земельных площадей и столько же принадлежало 75% сельского населения (с. 151). Внешнюю политику Индии всегда отличал миролюбивый характер.

В книге раскрывается, что развитие других стран Южной Азии

- Пакистана, Бангладеж, Непала, Шри Ланки после ликвидации английского правления характеризуется политической нестабильностью, связанной с нерешённостью социально-экономических проблем, а также этноконфессиональными

конфликтами.

20*

Афганистан. История этой страны после второй мировой войны отмечена, с одной стороны, тенденцией к модернизации государства и преодоления экономической отсталости, а с другой -упорным сопротивлением, которым общество встречало любые перемены, поскольку они представляли собой угрозу давно сложившемуся порядку во взаимоотношениях различных этнических общин, социальных групп и племенных коллективов. Этот порядок предполагал, в частности, существование монархического режима, формально почти неограниченного представительными институтами, но на практике способного осуществлять свою власть лишь в пределах Кабула и некоторых других городов. Существенной чертой афганской действительности было сохранение племенного устройства среди значительной части населения. Ещё одной особенностью жизни страны было огромное влияние мусульманского духовенства, которое весьма настороженно встречало всякие перемены. Тем не менее, прослеживается в книге, в политической обстановке всё сильнее ощущалось влияние новых сил, связанных с нарождавшимися капиталистическими отношениями. На протяжении 10 лет правительство Мухаммада Дауда, двоюродного брата короля, осуществляло курс "руководимой экономики". По мере укрепления капиталистических начал в экономике возрастала объективная потребность в модернизации государственно-правовых институтов. Нарастал политический кризис, который разрешился 17 июля 1973 г. утверждением республиканского строя, а 27 апреля 1978г. власть перешла в руки Революционного совета, состоящего из членов Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), который провозгласил страну Демократической республикой Афганистан (ДРА). Подмена со стороны Революционного совета важных социальных преобразований псевдореволюционной фразой, распри среди руководства страны повели к утрате властями доверия со стороны различных слоев населения, к вооружённым выступлениям против Кабула. Попытки властей достичь национального примирения ни к чему позитивному не привели.

Участие советских войск в боевых операциях в Афганистане, продолжавшееся 10 лет, завершилось их выводом, при этом погибло 14 тыс. человек, ранено - 50 тыс. (с. 169), а авторитету СССР на международной арене был нанесён значительный ущерб..

Иран. В книге освещаются проблемы послевоенного Ирана, ход борьбы за национализацию нефтяной промышленности, дана оценка реформам 60-х годов, революции 1978-1979, гг., рождению Исламской Республики Иран (1 апреля 1979 г.). Иранский опыт "исламского развития" свидетельствует о том, что реализация идей Хомейни относительно исламской республики привела не только к складыванию, теократического режима, но и к утверждению господства наиболее консервативных элементов в шиитском духовенстве (с. 182). От власти были отстранены умеренные либералы, поборники интересов торгово-предпринимательских кругов. Попытки осуществления основного постулата "исламской" (таухидной) экономики "от каждого по способностям - каждому по благочестию" не привели к сколько-нибудь существенному улучшению положения низов, смягчению социального неравенства. Во внешнеполитическом плане имелись далеко идущие намерения -создание "всемирного исламского государства" путём экспорта "исламской революции". Особое место в этом направлении приобрёл Ирак, где перекрещивались также взаимные территориальные притязания, что и привело к ирано-иракской войне. После смерти Хомейни существенно понизилось значение института высшего духовного руководителя, возросла роль президента республики.

Турция. В ряду других особенностей развития страны в послевоенные голы автор акцентирует внимание на правлении демократической партии (1950-1960 гг.), на социально-политических переменах в годы второй республики (1961-1980 гг.), на процессе экономической либерализации и укреплении рыночных отношений. Включение Турции в "общий рынок" по мнению премьер-министра Озала должно было способствовать поощрению крупного предпринимательства, ориентированного на экспорт

высококачественной продукции, внедрение современной технологии и ЭВМ. Успешное в целом осуществление планов Озала позволило достичь самых высоких в современной истории Турции темпов роста ВВП (до 8% в год) (с. 193). В 80-е годы фактически завершился процесс превращения Турции в современное индустриальное государство, что потребовало реорганизации всей системы связей органов власти с хозяйственным механизмом, отказа от устаревших форм контроля и бюрократического вмешательства в экономические процессы. Успех курса Озала был во многом достигнут за счет усиления эксплуатации трудящихся, ограничения роста их реальных доходов и возможностей влияния на политику предпринимателей (с. 194).

Арабские страны. При всей несхожести процессов общественной жизни отдельных стран этого региона за первые послевоенные годы, им были, пишет автор, присущи и некоторые общие черты: прежде всего, высокая степень зависимости от западных держав: Судан, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания - в Африке, а в Азии Йемен, Кувейт, Бахрейн, Катар, Маскат и другие эмираты Персидского залива оставались колониальными владениями различного типа; основные показатели уровня развития "человеческого фактора" (ВНП в расчёте на душу населения, средняя продолжительность жизни, грамотность и т.п.) были очень низкими. Общим являлось и заметное оживление общественной жизни, на волне которой широкую популярность приобретают идеи арабского национализма, ставшие основой развития национально-освободительного движения и усиления тенденции преодоления разобщённости в арабском мире. Автор прослеживает ход национально-освободительной борьбы народов Египта, Сирии, Йемена и др., приведшей к распаду колониальной системы на Дальнем Востоке и в Северной Африке и вынудившей правящие круги западных держав к поиску иных выражений своего присутствия в арабском мире, в том числе и посредством создания военно-политических блоков (СЕНТО). Арабские государства формировали

свои союзы в целях ослабления процесса дезинтеграции: Союз Арабского Магриба (САМ), Союз Арабского Сотрудничества (САС). В 1969-1990 гт. каждая арабская страна искала свой путь развития, решала свои проблемы, что и освещается в книге. "Опираясь в значительной мере на помощь СССР, государства Арабского Востока осуществили коренную модернизацию своих вооружённых сил, что позволило добиться заметной стабилизации правящих режимов" (с.208). В книге даны краткие очерки развития Египта, Ирака, Сирии, Алжира, Ливии, каждый из которых идёт своим путём. То же самое относится и к арабским государствам Персидского залива, которые с конца 60-х - начала 70-х годов "стали играть заметную роль в мировой политике и мировой экономике" (с. 223), при опоре на свои нефтяные богатства. Весной 1981 г. была создана региональная организация - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), объединивший все шесть монархий Этого региона в целях "содействия укреплению самостоятельности и независимости вошедших' в него государств, осознавших свою значимость в системе международных отношений" (с. 226).

Н.Н.Месщев.

96.03.019. ДЕ ВАЛЛЕ Н. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В АФРИКЕ. DE WALLE N. Political liberalization and economic policy reform in Africa // World development. - Oxford, 1994. - Vol.22, N 4. - P.483-500.

В статье сотрудника Мичиганского университета Никол оса Ван де Балле рассматривается влияние политической либерализации на процесс экономических реформ в странах Тропической Африки. Автор подчеркивает, что рост сил протеста в большинстве авторитарных стран африканского континента был настолько велик в последние годы, что положение с "гражданскими свободами, по данным американской организации Фридом Хауз, улучшилось хотя бы и не намного в 37 из 52 стран континента за период с 1988 по 1992г." (с.483). В период с 1980 по 1991 г. 34 из вышеупомянутых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.