РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
96.02.051
128
96.02.051. ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ВОЗРАСТУ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ. Age descrimination: Jobs bias against young and old // Labour research — L., 1995. 9 Vol. 84, № 1 .— P. 15-16.
Автор статьи анализирует имеющую место в Великобритании дискриминацию работников со стороны частных предпринимателей при найме на работу. По его мнению, совершенно неоправданы возрастные ограничения для занятия вакантных рабочих мест типа секретаря, координатора программ, помощника менеджера и т. п. В этом случае опускаются более важные требования в отношении профессионального мастерства и опыта и стажа работы. Дискриминация по возрасту сохраняется вопреки решительному ее осуждению со стороны профсоюзов, работников, подвергшихся дискриминации, и даже официальных представителей английского правительства.
Традиционно большее внимание привлекают факты отказа в приеме на работу пожилым работникам. Однако специальное обследование состояния дел на рынке труда показало, что дискриминация по возрасту практикуется и в отношении молодых соискателей рабочих мест. Для выявления дискриминации были проанализированы рекламные объявления о вакансиях, помещенные в наиболее популярных газетах в 11 английских городах в один из дней недели в ноябре 1994 г. Всего было рассмотрено 5368 подобных объявлений.
Результаты анализа показали значительное распространение дискриминации по возрасту. Примерно 46% всех объяснений содержат возрастные ограничения для претендентов — преимущественно не моложе 25 и не старше 40 лет. Почти 37% объявлений исключают молодежь из числа претендентов по причине возраста или отсутствия необходимого опыта. 87% объявлений исключают из числа претендентов лиц старше 40 лет. Предприниматели в своем большинстве предпочитают нанимать работников в возрасте от 25 до 35 лет: 60% объявлений, ограничивающих возраст соискателей, называют именно эту возрастную группу. 250 объявлений указывают на строго определенный возраст, а в еще большей степени работодатели не склонны брать на работу лиц старше 45 лет (с. 15).
Лица в возрасте от 25 до 34 лет втрое чаще рассматриваются как реальные кандидаты на рабочее место в сравнении с 16-24-летними и вшестеро чаще в сравнении с 45-54-летними. Хотя молодежь реже сталкивается со специфическими возрастными ограничениями, последние маскируются требованиями в отношении опыта и стажа работы (например, более двух лет).
Среди городов с наименьшей степенью дискриминации молодежи выделяется Брайтон (лишь 28% объявлений ограничивают наем молодежи), а среди городов, где она встречается наиболее часто, — Глазго (69%). Наем пожилых допускается очень редко (только 1% объявле-
129
96.02.052
ний). Приведенные в статье данные опроса Гэллапа свидетельствуют о том, что 90% предпринимателей предпочитают не нанимать работников старше 35 лет, а с учетом происходящего в Великобритании и других странах Запада постарения населения возрастные рамки требований согласны расширить только 1/3 предпринимателей. 80% менеджеров по работе с кадрами учитывают при найме на работу возраст претендента, причем чем моложе подобный менеджер, тем более негативно он относится к найму пожилых работников. Почти 70% опрошенных отмечают дискриминацию пожилых работников в рамках ЕС.
Молодежь Великобритании подвергается дискриминации не только при найме, но и при оплате труда. Работники в возрасте 18-20 лет получают только половину среднего по стране заработка, а в возрасте 21-24 года — только 70% (с. 16).
В заключение автор отмечает, что для устранения всех видов дискриминации в Великобритании должны быть приняты соответствующие антидискриминационные законы, как это уже сделано в Новой Зеландии и канадской провинции Онтарио.
В. Г. Былов
96.02.052. ШАМБОВЕЙ Д. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ И КВОТИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ: ПРИМЕР ШВЕЙЦАРИИ.
CHAMBOVEY D. Politique à l'égard des étrangers et contingentement de l'immigration: l'exemple de la Suisse // Population.— P., 1995 .— № 2 .— P. 367-384.
В статье швейцарского экономиста указывается, что после окончания второй мировой войны Швейцария привлекала значительное количество иностранных рабочих (ИР) для обеспечения своего экономического роста. После эпизодического сокращения иммиграции в 70-е годы поток ИР вновь увеличился в 80-е годы, достигнув исторического рекорда в 1993 г. Интенсификация иммиграции сопровождалась увеличением притока рабочей силы из Португалии и Югославии. Автор оценивает эффективность механизма квотирования, используемого для количественного контроля притока ИР, и последствия его использования для рынка труда.
Начиная с 1976 г. политика в отношении ИР характеризовалась значительной гибкостью. Акцент был сделан на поддержание определенного соотношения между численностью коренного и некоренного населения; создании условий, благоприятных для интеграции ИР и ино странцев, и сохранении оптимального равновесия в области занятости. Основным инструментом политики государства стало установление максимального количества (квот) иностранцев, которые допускались
17-619