РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034
МОСКВА 1996
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМА ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
96.02.031. КИВИНЕН О., АХОЛА С., КАНКААНПЯЯ А. СОВРЕМЕННЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПРОС НА ЛИЦ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. KIVINEN О., AHOLA S., KANKAANPAA A. Current and future demand for graduates: problems of comparative analysis // European j. of education.— Abingdon, 1995 .— Vol. 30, № 2 .— P. 187-201.
В работе финских ученых рассматривается проблема спроса на лиц с высшим образованием, которая становится предметом пристального внимания в ЕС. В странах с относительно высоким уровнем образования населения, таких как Финляндия, эта проблема соотносится с проблемами развития массового высшего образования и изменениями в экономике, вызывающими потребность в более квалифицированной рабочей силе.
Как отмечают авторы, рынок труда для лиц с высшим образованием достаточно профессионализирован. Имеются профессии (адвокаты, врачи и т. д.), требующие академической квалификации. Особую категорию составляют преподаватели, для замещения должностей многих из которых также требуется высшее образование. Возможности для занятости лиц с высшим образованием предоставляют и государственная администрация, и менеджмент частного сектора.
Соответствие образования и занятости зависит как от образовательной структуры населения, так и от структуры имеющихся должностей. Таким образом, оценка перспективного спроса на выпускников вузов включает в себя рассмотрение как изменений в должностной структуре, так и изменений в системе образования, а также анализ самого процесса их соответствия.
Уровень образования населения в европейских странах существенно варьирует, что обусловлено различием в образовательных системах. Например, в Финляндии, где в 70-е годы развивалась система массового высшего образования, почти 1/5 часть взрослого населения
имеет диплом о послесреднем образовании1. В Португалии же этот показатель составляет лишь 4%. Эти различия отражают как разницу в уровне развития экономики, так и в функциях системы образования. Таблица 1 показывает образовательную структуру населения в некоторых европейских странах.
Таблица 1. (с. 189)
Распределение взрослого населения в возрасте 26-64 лет по уровням образования в некоторых европейских странах в 1091 г. (%)
Страна
Образовательный уровень
начальный средний послесредний
Австрия 33 61 7
Бельгия 57 24 20
Дания 39 43 18
Финляндия 40 42 18
Франция 49 35 15
Германия 18 60 23
Ирландия 60 24 16
Италия 72 22 6
Нидерланды 44 37 20
Норвегия 21 54 25
Португалия 93 3 4
Испания 78 12 10
Швеция 33 44 23
Швейцария 19 60 20
Великобритания 35 49 16
В четырех странах (Португалия, Италия, Австрия и Испания) отмечается низкий образовательный уровень населения. Можно предположить, отмечают авторы, что в этих странах проблемы занятости лиц с высшим образованием не столь остры, как в других. В зависимости от будущего экономического развития эти страны могут столкнуться с недостатком высокообразованных специалистов. Независимо от перспектив экономического развития системы образования
'Диплом о послесреднем образования — диплом об окончании учебного мм-дения, обучение в котором ведете* в течение одного года и более па базе среднего образованна (диплом о неполном высшем образования, о высшем образования, профессиональные дипломы). — Прям. реф.
этих стран по-видимому будут расширяться. Австрия отличается от остальных трех стран тем, что взрослые без среднего, как правило профессионального образования, составляют явное меньшинство. Следовательно в Австрии можно встретиться с вертикальной заменой ищущих работу лиц с послесредним и средним образованием.
Таблица 1 показывает, что в Германии, Швейцарии и Норвегии доля взрослых со средним образованием также весьма велика, а это указывает на возможность вертикальной замены лиц со средним и высшим образованием на рынке труда. (Сеть средних профессиональных учебных заведений в этих трех странах развита сильно. — Реф.).
В историческом плане основным источником занятости лиц с высшим образованием был государственный сектор, но такое положение, как считают авторы, в недалеком будущем, вероятно, изменится. В последние десятилетия вузы развивались в основном с учетом спроса на академическую рабочую силу и в государственном секторе экономики, и в крупных фирмах. Соотношение между числом лиц с высшим образованием и занятостью в государственном секторе отражено на графике 1 (с. 190). График показывает, что чем больше занятость в государственном секторе в целом, тем выше в нем доля лиц с высшим образованием. Редкое исключение составляет Швейцария, где доля занятых в государственном секторе самая низкая, а доля лиц с высшим образованием среди них самая высокая (по сравнению с другими европейскими странами).
Далее авторы анализируют соответствие между высшим образованием и занятостью на крупных, как правило частных, фирмах, насчитывающих 500 или более работников. График 2 (с. 191) показывает, в какой мере частный сектор использует лиц с высшим образованием. Отмечается явная взаимосвязь между высшим образованием и занятостью на этих фирмах. Чем активней крупная фирма привлекает лиц к работе, тем выше среди них доля лиц с высшим образованием. Исключение из этого правила составляет Норвегия, сектор крупных фирм которой может принять лишь незначительное число выпускников вузов.
Доля занятости на крупных фирмах значительно различается между странами. В четырех странах — Финляндия, Германии, Бельгии, Британии — свыше одной трети рабочей силы заняты на крупных предприятиях. Доля занятости на крупных фирмах высока также во Франции. В Испании, Норвегии, Дании, Италии и Португалии доля занятости на крупных фирмах намного ниже. Перспектива занятости для лиц с высшим образованием в Испании и Финляндии в секторе крупных фирм должна быть, вероятно, весьма различной.
В целом, профессиональная специализация расширяется пропорционально размеру фирмы. Поскольку у лиц с высшим образованием
обычно имеются специализированные знания и навыки, они получают свою первую работу чаще всего в крупных фирмах. В то же время авторы замечают, что им не удалось провести сравнительные исследования относительно занятости лиц с высшим образованием в зависимости от размера фирм, которое могло бы стать информативным в этом контексте.
В связи со снижением занятости в государственном секторе экономики и особенно сокращением рабочих мест в крупных фирмах обрабатывающей промышленности, а также изменением их организационной структуры радикально изменяются перспективы занятости лиц с высшим образованием, как в государственном, так и в частном секторах.
Фирмы меньшего размера принимают нечасто на работу лиц с высшим образованием. В тех странах, где преобладают малые фирмы, анализ будущего спроса на лиц с высшим образованием более проблематичен. Во-первых, должен быть проанализирован будущий спрос на выпускников вузов, намеревающихся открыть собственные фирмы. Во-вторых, некоторые малые и средние фирмы используют лиц с высшим образованием не в традиционном плане, а как служащих или нанимают их по субконтрактам. Это означает, что самостоятельная занятость (self-employment)1 может также стать важным направлением занятости для выпускников вузов, прежде всего в странах с преобладанием малых фирм.
Самостоятельная занятость выдвигает новые проблемы при определении будущего спроса на лиц с высшим образованием. В отдельных европейских странах, особенно в странах с высоким уровнем безработицы настойчиво проводится политика поощрения самостоятельной занятости в несельскохозяйственных отраслях экономики.
Например, правительство Финляндии четко обозначило возможности для самостоятельной занятости выпускников вузов и разработало разнообразные программы содействия ей. Более того, почти каждый университетский центр непрерывного образования создает специальные курсы предпринимательства для своих выпускников.
Масштабы самостоятельной занятости достаточно разнятся в зависимости от страны. В Греции, например, она стала общим явлением. В Ирландии и Испании ее уровень также высок. Самый низкий — в Швеции.
Среди самостоятельно занятых самые многочисленные — это par ботникн сельского хозяйства. Их £Оля в сельском хозяйстве Европы в среднем примерно 50%, во Франции — 82%. Степень самостоятельной
1К самостоятельно мятгам в международной статистике откосятся предприниматели (работающие собственники некорпоративного бизнеса), независимые работники, члены проазвовствеяиых кооперативов.— Прим. авторов (с. 192).
занятости в сельском хозяйстве отражает размер ферм и размер землевладений. Так, во Франции и Ирландии — фермы небольшие, преимущественно семейные. Бели же фермы крупные, а уровень механизации высок, то среди фермеров можно встретить лиц с университетским образованием.
Таблица (с. 192)
Доля самостоятельно занятых в крупных секторах экономики некоторых европейских стран (%)*'
Страна Сектор экономики % от общ. занятости Год
сельск. хоз. промышленность Сфера услуг
Австрия 54 4 в 10 1987
Бельгия 69 9 14 12 1987
Дания 47 7 7 9 1986
Финляндия 46 4 6 10 1985
Франция 82 9 11 14 1986
Германия 36 5 9 9 1987
Греция 61 26 29 36 1981
Ирландия 75 11 13 18 1987
Италия 49 15 25 21 1987
Люксембург 48 4 9 9 1981
Нидерланды 50 4 10 9 1987
Норвегия 47 6 6 9 1987
Испания 48 14 22 18 1987
Швеция 54 3 5 6 1987
Швейцария 44 6 0 10 1980
Великобритания 46 11 11 И 1987
*) Данные о доле самостоятельно занятых меняются незначительно, поэтому сведения за указанные годы авторы расценивают как корректные.
К профессиональным группам, включающим значительное число лиц с высшим образованием, относятся такие, как адвокаты, врачи, преподаватели, работники сферы'обслуживания. Доля самостоятельно занятых с высшим образованием в сфере бизнеса довольно высока в Люксембурге, Австрии и Нидерландах а очень низкая в Британии.
15-1005
Число лиц с высшим образованием среди академических профессий и им родственных достаточно велико в Нидерландах, Швейцарии, Германии и Франции, в Италии и Испании (с. 193).
В Британии работники в области администрации и менеджмента составляют 40% от всех самостоятельно занятых. В этой профессиональной группе специалистов насчитывается много лиц с высшим образованием. В Италии свыше 1/4 самостоятельно занятых составляет конторский и близкий ему по функциям персонал. В целом же картина самостоятельной занятости по профессиональным группам чрезвычайно пестра. Тенденция поощрения самостоятельной занятости отмечается в большинстве европейских стран.
Среди самостоятельно занятых в европейских странах насчитыва-ется мало женщин: среди самостоятельно занятых в несельскохозяйственных отраслях наивысший показатель в Швеции и Люксембурге (по 31%), Финляндии (30%), Португалии (29%), Австрии и Бельгии (по 28%). Наиболее низкие показатели — в Греции и Ирландии (по 17%), Швейцарии (18%). Как отмечают авторы, возможности женщин стать самостоятельно занятыми более ограничены, по сравнению с мужчинами (с. 195). Проблема занятости женщин особенно актуальна для стран, где женщины составляют значительное число лиц с высшим образованием.
Во всех европейских странах существенно возросла численность студентов в вузах. Таблица 3 (с. 196) показывает, что этот рост в европейских странах происходит по-разному. Наибольший показатель на Мальте, наименьший — в Швеции. В большинстве стран число студентов за 1980-1990 гг. возросло на 20-50%. Следовательно, на рынок труда поступают все больше лиц с высшим образованием.
Как следует из таблицы 3, в некоторых странах (Австрия, Дания, Германия, Италия, Мальта и Испания) больше развит университетский сектор, в других (Бельгия, Норвегия и Британия) — неуниверситетский. Страны, в которых наблюдается высокий процент занятых в государственном секторе, вкладывали больше инвестиций в неуниверситетский сектор, чем в университетский.
Из таблицы 3 также следует, что доля студентов-женщин выросла во-многих европейских странах. В 1980 г. женщины составляли уже около 50% студентов. В большинстве стран к 1990 г. эта доля еще более возросла.
Увеличение числа женщин с высшим образованием имеет явно далеко идущие последствия для национальных рынков труда. Цифры женской занятости значительно отличаются от мужской во многих странах. В отдельных странах участие женщин в рабочей силе значительно ниже, чем мужчин. В отдельных странах женщины в большей степени, чем мужчины заняты лишь частично. Так, участие женщин
в рабочей силе весьма распространено в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии. Однако количество рабочих часов, приходящихся на женский труд, значительно различается между этими странами. Швеция, Норвегия, Дания составляют группу, в которой свыше 40% женщин заняты частично. В Финляндии женщины, занятые неполный рабочий день, составляют лишь немного выше 10% от всей женской рабочей силы. Авторы обращают внимание на широкое распространение профессиональной дифференциации в оплате труда по половому признаку, (с. 197).
В перспективе спрос на лиц с высшим образованием в странах с массовыми системами высшего образования возрастет незначительно, считают авторы. Технологические инновации вызывают потребность
Таблица 3.
Рост числа студентов вузе» за 1980-1090 гг. в некоторых европейских странах (Я)*'
Страна Общий Рост чис- Рост чис- Рост чис- Рост числа
рост ла жеищ. ла мужч. ла жен- мужчин в
а уиив. в уиив. щин в кеуии- иеуииверс.
секторе сек. верс. секторе секторе
Австрия 50,4 49,4 43,9 3,5 3,2
Бельгия 38,2 16,8 0,9 27,3 40,9 41,4
Дания 34,в 67,3 -6,1 11,5
Финляндия 34,5 57,8 39,1 28,4 24,6 7,9
Франция нет сведений
Германия 47,1 39,3 34,7 55,6 -0.4 5,5
Греция 60,5 8,3 29,0 28,0
Исландия 43,8 нет сведений
Ирландия 64,9 24,2 17,4 29,8 28,6
Италия 29,9 63,4 35,8 47,6 0,8 0,0
Мальта 229,8 52,4 -
Нидерланды 23,0 39,6 9,9 27,4 33,9 23,1
Норвегия 80,1 25,6 10,2 30,3
Португалия 101,2 42,3 22,9 20,5 14,3
Испания 55,4 65,8 35,9 т2,1 -0,6
Швеция 13,4 нет сведений
Швейцария 61,5 25,7 21,2 16,1 37,0
Британия 53,2 15,2 ■ 6,8 56,2 21,8
*) Д&иные по заочному образованию в таблицу не включены.
в высокой специализации, но на короткий срок, что в основном удовлетворяется собственными образовательными усилиями работодателей и в рамках подготовки на рабочем месте. В странах с низким уровнем образования и относительно малой долей занятости в государственном секторе спрос на высшее образование тесно связан с ростом государственного сектора, в котором ведущую роль играют социальная политика и политика в области образования. Развивающиеся экономика и частный сектор повышают спрос на лиц с высшим образованием, но из-за существования общего типа необходимых квалификаций эти страны могут встретиться с возможным притоком специалистов из тех стран, где налицо их перепроизводство.
Современный структурный экономический кризис показал, что лица с более высоким уровнем образования становятся жертвами экономических колебаний почти так же, как и лица с более низким уровнем образования. Значение государственного сектора как работодателя для лиц с высшим образованием, с одной стороны, и сектора крупных фирм — с другой, придали обладателям дипломов о высшем образовании чувство уверенности в получении рабочего места на длительную перспективу. Однако на сегодняшний день занятость в государственном секторе значительно сократилась, сектор фирм наг циональных масштабов уменьшается, а организационные структуры функционируют нестабильно. Самостоятельная занятость и занятость на мелких и средних фирмах предлагаются как альтернатива работе в государственном секторе и на крупных фирмах. Но насколько жизненна эта альтернатива? — спрашивают авторы.
Уровень самостоятельной занятости, констатируют авторы, изменяется в зависимости от возраста: чем старше человек, тем ему легче стать самостоятельно занятым. Например, в Британии в 1987 г. самостоятельно занятыми были 6,6% в возрасте 20-24 лет. В Германии же эта цифра составляла 1,7%. В возрасте 25-34 лет соответствующие показатели составляли в Британии уже 12%, а в Германии — 6,7%. Другими слешами, весьма малое число людей способно стать самостоятельно занятыми сразу после окончания вуза. Например, среди финнов, окончивших вузы в 1985 г., лишь 4,8% стали предпринимателями в 1990 г. Очевидно, считают авторы, для того, чтобы основать свою собственную фирму, требуются зрелость и длительный труд и опыт (с. 199).
Если человек успешно создает свою фирму, он сразу же обречен на борьбу за ее выживание. Исследования в области мелкого бизнеса показывают, что наиболее сложными и важными становятся первые три года, через пять лет исчезает около 50% фирм: после пятилетнего срока продолжали действовать в Дании 45% фирм, в Финляндии — 47, в Британии — 48%. Наивысший уровень выживания в Швеции:
70% фирм в обрабатывающей промышленности и 74% в сфере бизнеса продолжали работать через пять лет после их создания.
В заключение авторы отмечают, что самостоятельная занятость и мелкое предпринимательство составляют более приемлемые альтернативы в тех странах, в которых они имеют давние традиции. Например, в Финляндии самозанятость составляет часть политики занятости. Стать самостоятельно занятым — это один из выборов, предлагаемых безработному. С другой стороны, самостоятельная занятость является частью национальной стратегии "выживания", в соответствии с которой страна "нуждается" в предпринимателях с более высоким уровнем образования для того, чтобы вводить инновации, учреждать малые предприятия и развивать национальную экономику.
Вузы уже ие могут далее планировать учебный процесс на основе дифференцированного разделения труда в соответствии с признанными профессиональными квалификациями. Задача высшей школы будет состоять в том, чтобы снабдить своих выпускников базовыми знаниями, которые составят основу для дальнейшего повышения и расширения трудовых навыков и знаний в процессе трудовой жизци.
Авторы указывают на необходимость проведения сравнительных исследований с целью изучения современного и перспективного спроса на лиц с высшим образованием, изучения различных национальных моделей создания рабочих мест. "Это чрезвычайно важно, поскольку никакого смысла не будет иметь Европа, обладающая самыми высокообразованными безработными в мире".
Л. Г. Можаева
96.02.032. ДЕБАККЕР К., РАППА М. А. УЧЕНЫЕ В КРУПНЫХ И МАЛЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ: МОБИЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ПРЕСТИЖА УНИВЕРСИТЕТА. DEBACKERE К., RAPPA М. A. Scientists at major and minor universities: mobility along the prestige continuum // Research policy.— Amsterdam, 1995 .— Vol. 24, HI .— P. 137-150.
В реферируемой работе бельгийского ученого Дебаккера (Гентский университет, школа менеджмента, Бельгия) и американского ученого Раппа (Массачусетский технологический институт, США), рассматриваются возможности карьеры ученых, занимающихся новыми передовыми направлениями науки в крупных и малых университетах. Авторы останавливаются на трех основных вопросах: 1) имеют ли ученые, вовлеченные в эти исследования на ранней стадии и продолжающие работать в этой области, больше шансов для продвижения по карьерной лестнице, если они окончили более престижные университеты; 2) какова карьера выпускников престижных университетов в новой на-