РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4
издается с 1974 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.04.001-95.04.034
МОСКВА 1995
95.04.022
84
при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя. Особую остроту эта проблема приобрела в условиях перехода к рынку в связи с массовой безработицей. Нынешнее законодательство и, в частности ст. 33 КЗоТ РСФСР, недостаточно эффективно. Особенно положения КЗоТ не устраивают работодателей, которым нередко трудно уволить непригодного работника. Чтобы решить эту проблему и защитить интересы обеих сторон, автор предлагает создать два механизма. Один должен регламентировать увольнение по основаниям, касающимся личности работника, другой — по основаниям экономического характера, касающимся предприятия и не относящимся к личности работника. Существующий перечень оснований увольнений далеко не полный, его необходимо совершенствовать, но не отменять. Его отмена не упростит, а усложнит решение вопроса об увольнениях, будет способствовать нередко встречающемуся в наши дни произволу предпринимателей. В подтверждение своей позиции автор рассматривает различные модели механизма увольнений по инициативе нанимателей, существующие в странах с рыночной экономикой. Отмечает общую тенденцию перехода от свободы увольнений к его ограничению.
Б. В. Клинова
95.04.022. ИВАНОВ С. А. ПРИМЕНЕНИЕ КОНВЕНЦИЙ МОТ В РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ // Государство и право.— М., 1994 .— № 8-9 .— С. 66-74.
Статья С. А. Иванова, известного юриста-трудовика, значительная часть научных работ которого посвящена исследованию деятельности МОТ, посвящена характеристике нормотворческой деятельности МОТ и влиянию международных норм о труде на национальное законодательство и, в частности, на трудовое право России.
Созданная в 1919 г. еще при Лиге Наций, в наши дни МОТ является специализированным учреждением ООН, членами которой являются 169 государств. Особенность МОТ, как межправительственной организации, состоит в том, что она является трехсторонней организацией, в которой представлены правительства, предприниматели и трудящиеся.
Нормотворческая деятельность МОТ в форме разрабатываемых и принимаемых на конференциях МОТ конвенций и рекомендаций оценивается автором как наиболее полезное направление ее деятельности.
Конвенции, в отличие от рекомендаций, являются главной формой нормотворческой деятельности МОТ и носят обязательный характер. Они подлежат ратификации со стороны государств и возлагают на последних (в случае ратификации) юридические обязательства по их практическому применению. Конвенции оказывают большое влияние
на совершенствование трудового законодательства в странах мирового сообщества. За последние три десятилетия зарегистрировано около 2 тыс. случаев, когда государства — члены МОТ приводили национальное законодательство в соответствие с требованиями ратифицированных конвенций.
По данным на 1 июня 1994 г., в МОТ были приняты 174 конвенции и 181 рекомендация, касающиеся различных аспектов труда.
В последние годы в МОТ предполагается подготовить "консолидированные акты", которые позволили бы избавиться от устаревших норм и поднять нормотворческую деятельность на более высокий уровень.
Законодательство в современной России по многим аспектам отстает от требований МОТ. Чтобы продвигаться по пути построения правового государства и привести наше национальное законодательство в соответствие с международными нормами о труде, необходимо прежде всего ратифицировать конвенции. При этом речь идет не только о тех конвенциях, которые содержат более высокий уровень гарантий по сравнению с действующим законодательством, но и о тех, которые уже отражены в национальном законодательстве. В последнем случае появится возможность закрепить содержащиеся в национальном законодательстве нормы о труде в ве допустить отказа от них.
Ратификация конвенций в современной России, в условиях экономической нестабильности, особых трудностей, связанных с переходом к рыночным отношениям, е тенденцией к отходу или даже отказу от имеющихся гарантий трудовых прав работников и их организаций, приобретает особо важное значение.
В настоящее время Россия ратифицировала 50 конвенций (США, например, 11). Автор выступает за продолжение ратификаций и прежде всего тех конвенций, которые относятся к основным правам человека. К числу последних относятся Конвенции № 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии" (1976), Конвенция № 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957), Конвенция № 151 "О трудовых отношениях на государственной службе" (1978) и др. Такого рода конвенции оказались бы полезны при пересмотре старого и разработке нового российского трудового законодательства. Так, положения Конвенции Jé 151 могли бы быть применены при разработке национальных норм, регулирующих права государственных служащих.
Следовало бы ратифицировать конвенция, касающиеся условий труда, но с учетом возможностей нашего государства.
Практика показала, что и нератифицированные конвенции, а также рекомендации МОТ могут оказать значительное влияние на национальное законодательство. Так, Рекомендация № 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982),
95.04.022
86
ограничивающая использование срочных трудовых договоров, была использована при подготовке Закона о внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25 сентября 1992 г.
Среди принятых в МОТ конвенций и рекомендаций необходимо использовать те, которые могут особенно оказаться полезными в переходный период. Так, к их числу, считает автор, следует отнести те, которые касаются положения профсоюзов и коллективных договоров. А это прежде всего — Конвенция JM 87 "О свободе ассоциаций и защите прав на организацию" (1948), Конвенция № 98 "О праве на организацию и коллективные переговоры" (1949). Несмотря на то что эти конвенции были ратифицированы почти 40 лет назад, применяться они стали лишь в последние годы. Так, Закон о профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности, принятый 10 декабря 1990 г., воспроизводит нормы этих конвенций. Впервые наше национальное законодательство предусматривает юридическое обеспечение свободы профсоюзов и в том числе свободу объединения, независимость профсоюзов от органов государственного управления и хозяйственных органов, от политических и других общественных организаций, невмешательство в профсоюзную деятельность, запрещение роспуска профсоюзов в административном порядке и др. И хотя закон был принят до распада СССР, но его влияние остается и закрепленное им положение профсоюзов все же сохраняется.
Далее автор обстоятельно рассматривает Закон о коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г., призванный осуществлять Конвенцию № 98, отмечает имеющиеся трудности с проведением закона в жизнь.
Ратифицировав в 1930 г. Конвенцию МОТ № 29 "О принудительном труде", провозгласив запрещение принудительного труда в Конституции, наше законодательство не расшифровывает это понятие. В этой связи автор более высоко оценивает Конвенцию Н 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957), которая содержит более объемное и конкретное определение принудительного труда и в целом носит общедемократический характер. Конвенция призвана обеспечить регулирование трудовых отношений на более высоком уровне, чем Конвенция № 29. Использование норм этой конвенции в российском законодательстве имело бы не только юридическое, но и идеологическое значение.
Значительное место в деятельности МОТ занимают проблемы занятости и безработицы. Они нашли отражение, в частности, в Декларации о целях и задачах МОТ (1944), в Конвенции № 122 "О политике в области занятости" (1964). Последняя обязывает государство осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие занятости.
Действующее российское законодательство, кроме Закона о занятости населения РСФСР, который провозглашает государственное обеспечение прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5), не содержит четкого положения о занятости. Его нет ни в Кодексе о труде, ни в новей Конституции РФ. Необходимо устранить этот недостаток и ори реформе законодательства понятие права на труд связать с политикой полной и продуктивной занятости, как это предусмотрено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН в 1966 г.
Одной из острых, трудно решаемых проблем является проблема фактического применения конвенций. И хотя в наши дни положение меняется в лучшую сторону, тем не менее Комитет экспертов, контрольный механизм МОТ, рассматривает немало жалоб, связанных с нарушением конвенций.
Что касается положения дел в России в наши дни, то запрещение задержки в выплате заработной платы, предусмотренное в Конвенции № 95 "Об охране заработной платы" (1949), постоянно нарушается. Автор считает недостаточным принятый соответствующий Указ Президента от 10 марта 1994 г. и возлагает ответственность на правительство.
Далее автор касается проблемы соотношения международных норм и национального законодательства. Он является сторонником приоритета международного права перед внутригосударственным законодательством и считает, что конвенциям МОТ как источнику российского трудового права принадлежит особая роль в практике правового регулирования. Они сделают более эффективным обеспечение и защиту трудовых прав работающих. Применение положений конвенции может быть проконтролировано не только судом, как это имеет место в отношении законодательства, во ■ самой МОТ через специальный механизм контроля — Комитет экспертов яо применению конвенций и рекомендаций.
Чтобы содействовать и ускорить процесс превращения конвенций в реальный источник права, необходимо сделать их доступными для широких масс и работников правоприменительных органов.
Приобретение конвенциями качества источника права не должно снимать потребность в применении конвенции через законодательство.
Е. В. Клинова
95.04.023. СОРОКИН Ю. Г. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА.— М.: Охрана труда и соц. страхование, 1994 .— 117 с. (Новые рос. законы).
Разработка и принятие Основ об охране труда (парламент РФ при-