Научная статья на тему '95. 03. 051 голдхэр Дж. , лей Д. Возможности организации и управления для максимального использования конкурентных преимуществ автоматизированных предприятий. Goldhar J. , Lei d organizing and managing the cim/fms firm for maximum competitive advantage // Intern. J. of technology management. - Exeter, 1994. - Vol. 9, № 5/6/7. - P. 709-732'

95. 03. 051 голдхэр Дж. , лей Д. Возможности организации и управления для максимального использования конкурентных преимуществ автоматизированных предприятий. Goldhar J. , Lei d organizing and managing the cim/fms firm for maximum competitive advantage // Intern. J. of technology management. - Exeter, 1994. - Vol. 9, № 5/6/7. - P. 709-732 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА -И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ -ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 051 голдхэр Дж. , лей Д. Возможности организации и управления для максимального использования конкурентных преимуществ автоматизированных предприятий. Goldhar J. , Lei d organizing and managing the cim/fms firm for maximum competitive advantage // Intern. J. of technology management. - Exeter, 1994. - Vol. 9, № 5/6/7. - P. 709-732»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102

МОСКВА 1995

95.03.051

88

автоматизации. Созданием роботов для ядерной энергетики занимаются фирмы "Тошиба", "Хитати", "Фудзицу", "Мицубиси", "Яскава" и др. Разработки робототехники для подводных работ ведутся фирмами "Оки электрик", "Кавасаки", "Коматсу", "Сумитомо" и "Мицубиси". Проектированием и освоением производства роботов для пожаротушения — фирмы "Исикавадзима-Харима хеви индастриз", "Кобе стил", "НЕК".

Важным направлением стратегии японских фирм стала кооперация с американскими и западноевропейскими фирмами. Она открыла широкие перспективы, во-первых, в сфере разработки технологий и производственного освоения принципиально новых видов изделий, а, во-вторых, в части выхода через своих заокеанских партнеров на их торговые сети и рынки.

Авторы приводят достаточно подробную схему производственных, технических и торговых взаимосвязей японских роботостроительных фирм с американскими и западноевропейскими. Показаны также основная специализация японских производителей по различным типам выпускаемых ими роботов, и наиболее важные сферы научно-технического сотрудничества фирм с ведущими университетами, исследовательскими центрами и лабораториями страны (с. 607).

Среди главных факторов, определяющих темпы и масштабы внедрения робототехники в Японии, исследователи выделяют три группы: рыночные, человеческие и стоимостные. В числе рыночных факторов на потребности в роботах влияют уровень цен, спрос на рынке, конкуренция своих и зарубежных фирм. В группе человеческих факторов наиболее активно на спрос воздействуют: уровень среднего образовательного уровня работников, удельный вес высококвалифицированных рабочих, средняя оплата труда. Из стоимостных факторов важнейшими являются цены на робототехнику, стоимость программного обеспечения, затраты на ремонт, переналадку и эксплуатацию.

В. П. Силаев

05 03.051 ГОЛДХЭР Дж., ЛЕЙ Д. ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

GOLDHAR J., LEI D Organizing and managing the CIM/FMS firm for maximum competitive advantage // Intern, j. of technology management — Exeter, 1994 Vol. 9, № 5/6/7 P. 709-732.

Американские ученые, профессор Дж. Голдхэр из Иллинойсского ■технологического института (Чикаго) и сотрудник школы бизнеса при Южном университете (Даллас, штат Техас) Д. Лей рассматривают

89

95 03.051

значение современных методов организации и управления для использования конкурентных преимуществ в условиях комплексно автоматизированных производственных систем. Главное внимание уделяется предприятиям с гибкой автоматизированной технологией и интегрированным автоматизированным производственным комплексом.

Гибкая производственная система (ГПС) и интегрированная автоматизированная система (ИАС) представляют собой комплексы разного уровня автоматизации. ГПС состоит, как правило, из группы станков с ЧПУ или обрабатывающих машинных центров, обслуживаемых роботами и автоматизированным внутрицеховым транспортом и управляемых с помощью ЭВМ. На базе ГПС обычно осуществляется автоматизация производства на уровне цеха.

Ведущие фирмы Запада широко внедряют комплексные средства автоматизации также в сферу управления на базе автоматизированных систем управления (АСУ) и в проектно-конструкторские работы на базе систем автоматизированного проектирования (САПР). В идеале интеграция комплексных автоматизированных систем производства, проектирования и управления на единой программной, технической и информационной основе и практически безлюдной технологии дает возможность создать предприятие будущего — "завод-автомат". Однако такой проект, во-первых, требует огромных затрат на разработку программного обеспечения (пойкольку все функции и операции, выполняемые рабочими, конструкторами, менеджерами предприятия необходимо прежде всего перевести на язык программы), подготовку информационного обеспечения (переход на "безбумажную" технологию или машинные носители всего документооборота, создание мощного банка данных), формирование технической базы (мощный вычислительный центр, прогрессивное технологическое оборудование, автоматизированный внутрицеховый транспорт, робототехника и т. п.).

Во-вторых, инвестиции в ИАС обычно окупаются (если вообще окупаются) через довольно длительные сроки. Поэтому далеко не каждое предприятие может решиться на такую долгосрочную инновационную программу.

В-третьих, программа внедрения ИАС и даже ГПС требует радикального изменения всей системы организации и управления производством. Прежде всего это касается графика поставок сырья, материалов, комплектующих изделий. Простои в условиях ИАС или ГПС чрезвычайно дорого обходятся фирме, которая, как правило, переходит на график точных поставок, получая при этом экономию за счет ликвидации складов и соответствующего расширения производственной площади. Брак также недопустим, поскольку лишних заготовок или комплектующих деталей нет, а линия не должна простаивать. На практике брак устраняется за счет внедрения системы тотального

12-1507

95 03.051

90

контроля качества изготовления продукции. Наконец, важным организационным условиям является заинтересованность немногочисленного персонала фирмы в освоении автоматизированной системы. Это достигается за счет внедрения "командных" или "бригадных" методов обсуживания оборудования, когда каждый член команды заинтересован в результатах труда, совершенствовании продукции, технологии и организации производства и имеет достаточную квалификацию, чтобы заменить товарища, устранить мелкие неполадки и т. д.

Отмеченные сложности, как показывают авторы, не позволяют внедрять НАС или ГПС не только без достаточных материально-финан-совых средств, но и без довольно длительной организационной и технологической подготовки. Многолетняя практика ведущих фирм Японии, США и стран Западной Европы доказала технико-экономические преимущества стратегии поэтапной автоматизации.

В соответствии с этой стратегией на ранних этапах автоматизации внедряются отдельные станки с ЧПУ или обрабатывающие центры, а также роботы-манипуляторы. На этой базе появляются затем так называемые "островки" автоматизации. Параллельно совершенствуются технология, методы организации и управления производством. Постепенно создаются предпосылки для перехода от локальной к комплексной автоматизации отдельных производственных участков, линий. На этой стадии накапливается опыт формирования банка данных, разработки программного обеспечения, наращивается мощность вычислительного центра. Создание вычислительного центра, достаточно надежного программного и информационного обеспечения в производственной сфере дает возможность эффективного внедрения средств автоматизации в управление и проектно-конструкторскую деятельность фирмы, где появляются прототипы АСУ и САПР. И, наконец, интеграция их на единой информационно-вычислительной и программной базе (естественно, при условии соответствующих радикальных усовершенствований технологии, организации и управления производством) создает реальные предпосылки для внедрения НАС.

Стратегия поэтапной автоматизации получала широкое распространение в развитых странах Запада благодаря следующим преимуществам:

— сравнительно невысокие затраты по отдельным этапам автоматизации;

— довольно быстрая отдача от инвестиций в отдельные элементы и локальные средства автоматизации;

— сравнительно небольшая степень риска и размер потерь при возможных просчетах и неудачах;

— возможности постепенного приобретения необходимого организационно-технического и управленческого опыта и проведения со-

91

95.03.051

ответствующих технологических, кадровых и других преобразований;

— более быстрое получение эффекта от интеграции различных функциональных автоматизированных систем (например, ГПС и САПР).

Авторы рассматривают особенности производственной и рыночной стратегии фирм, использующих ГПС и ИАС. У таких фирм должны быть более высокие темпы обновляемости продукции, более широкая номенклатура выпускаемых изделий, четкая ориентация на "рыночные ниши" и конкретные запросы потребителей.

Среди важных конкурентных преимуществ предприятий с ИАС авторы отмечают: 1) при широкой номенклатуре выпускаемых изделий в них могут вноситься конструктивные изменения (за счет оперативного взаимодействия САПР и ГПС); 2) быстрая адаптация технологических нововведений; 3) быстрое выполнение заказов и короткие производственные циклы; 4) увеличение производственной мощности за счет ликвидации складских площадей; 5) лучшие связи с потребителями; 6) гибкая политика цен и контрактных соглашений; 7) хорошее информационное обеспечение по связям с поставщиками и потребителями; 8) возможность установления долгосрочных и более эффективных отношений с потребителем; 9) интеграция деятельности в сферах производства и НИОКР; 10) участие потребителя в разработке новых изделий.

В. П. Силаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.