РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ьош I че
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ 3 -
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074
МОСКВА 1995
95.02.030
78
тратами, а отсутствием различных "патологических" изменений, таких, как загрязненность территории, снижение продуктивности и рлз-нообразия в биогеоценозах, ландшафтные нарушения и т. д. Все подобные нарушения можно зафиксировать путем соответствующих процедур сопоставления территориальной системы с какими-то эталонными объектами типа биосферных заповедников.
В пятой части автор разъясняет понятие экосоциальных отношений, которые определяются как общественные отношения, обусловливающие целенаправленное "производство" окружающей среды, формирование различных территориальных фрагментов ноосферы. Часшый, хотя и очень важный аспект этих отношений составляют экономические отношения. Потребуется совершенно новое представление об эффективности общественного производства, которое не будет сводиться лишь к его экономической эффективности, во имя которой сегодня приносится в жертву "здоровье" природы и человека. Соответственно изменится и сам подход к оценке природных факторов: речь будет идти не только и не столько об оценке природных ресурсов, сколько об оценке природной среды как совокупности условий жизнедеятельности населения на рассматриваемой территории с учетом всех сторон функционирования территориальных природных комплексов.
В заключение автор указывает на необходимость разработки социальных механизмов экоразвития, дейс твующих с той же силой принуждения, что и само материальное производство.
И. К) Жилина
95.02.030. МУНЬОС X. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ЭКОЛОГИЯ.
MUÑOZ Н. El debate comercio international vs. ecología // Estudios públicos.— Santiago, 1994 .—■ № 54 .— P. 63-82.
В статье бывшего председателя Комиссии по окружающей среде (ОС) Организации американских государств рассматриваются проблемы взаимосвязи международной торговли и ОС.
В последние годы на американском континенте расширяются процессы свободной торговли и экономической интеграции. Параллельно набирает силу движение в защиту ОС, участники которого видят в программах либерализации торговли источник ухудшения состояния ОС в регионе. По их мнению, "неупорядоченный и опирающийся на торговлю рост" (с. 66) ведет к сверхэксплуатации природных ресурсов, переводу устаревших и наносящих вред ОС производств в развивающиеся страны (PC), разрушению местных сообществ и обнищанию населения. При этом защитники ОС ставят под сомнение не только необходимость либерализации торговли, но и критикуют деятельность
79
95.02.030
ГАТТ, особенно в рамках Уругвайского раунда, который был нацелен 1я укрепление и расширение торговли. Так, ГАТТ обвиняют в одностороннем подходе к проблеме взаимосвязи внешней торговли и ОС: организация следит лишь за влиянием регламентации, касающихся ОС, на торговлю, оставляя без внимания влияние торговых режимов и торговых соглашений на ОС. В этой связи они выступают за реформу ГАТТ, созыв "Зеленого круглого стола", в рамках которого проблемам ОС и торговли уделялось бы равное внимание, а оба круга вопросов рассматривались бы в общем кон тексте экологически устойчивого развития и экономического роста.
Сторонники экологического движения считают, что проблемы ОС являются главным компонентом стабильной мировой экономики и устойчивого развития. По их мнению, включение в торговые соглашения положений, касающихся ОС, способствует повышению производительности в долгосрочном плане и, следовательно, является основой стратегии, обеспечивающей в будущем свободную торговлю.
Однако, согласно некоторым эмпирическим исследованиям, уровень добычи природных ресурсов в ряде латиноамериканских стран в первые годы долгового кризиса не превышал уровня 1975-1981 гг. Реальные темпы роста сельскохозяйственного производства, рыболовства и добывающей промышленности статистически никак не соотносятся с открытием экономики, скоростью изменения реального валютного курса или затратами на обслуживание внешнего долга. Внешнее давление на экономику, выражающееся в увеличении добычи природных ресурсов, является скорее результатом происходящей внутренней перестройки экономики, а не реакцией на проблемы внешней торговли и платежного баланса.
Автор считает сомнительным и тезис о том, что либерализация торговли способствует переводу вредных производств в РС. По мнению многих экспертов, издержки, связанные с защитой ОС, составляя 2 3% себестоимости продукции в странах ОЭСР, не являются ключевым фактором при принятии решений о переводе производства и не дают конкурентных преимуществ в производстве промышленной продукции (с. 67). Такие решения определяются скорее уровнем заработной платы, спросом, распределением природных ресурсов в планетарном масштабе и национальной стратегией индустриализации.
Подъем экологического движения как политической силы в системе международной торговли был встречен в РС одновременно с интересом, озабоченностью и некоторым цинизмом. Но когда к этому движению присоединились предприятия промышленно развитых стран (ПРС), требовавшие введения компенсационных пошлин и даже эмбарго на импорт продукции из стран с низкими затратами на ОС (что связано, в основном, с более низкими по сравнению с ПРС экологиче-
95.02.030
80
скими нормами), многие РС, ориентирующиеся на свободную торговлю, увидели в подъеме "зеленого" движения серьезную опасность.
Его сторонники, по сути, выступают за выравнивание уровня расходов на ОС в разных странах, что, в свою очередь, предполагает полную глобализацию мировой экономики и устранение основных диспропорций, касающихся ОС. Но поскольку глобальные проблемы ОС еще не решены, введение ограничений на торговлю на базе экологических требований носит, с точки зрения РС, протекционистский характер.
Кроме того, РС неоднократно подчеркивали неправомерность требований ПРС в плане ускоренного приведения экономических систем РС в соответствие с требованиями защиты ОС, поскольку п самих ПРС далеко не всегда эти требования учитываются.
Автор подробно анализирует соотношение экологических и торговых норм в основных международных, многосторонних и двухсторонних соглашениях, включающих статьи, ограничивающие в тех или иных случаях торговлю, нормы ГАТТ, позволяющие государствам вводить торговые ограничения для защиты ОС и своих природных ресурсов и сокращения ущерба, наносимого импортируемыми или произведенными внутри страны продуктами, а также национальное законодательство некоторых стран в этой области. Делается вывод, что наиболее приемлемым способом "примирения" противоречий между либерализацией торговли и требованиями защиты ОС является гармонизация национальных норм по ОС в международном масштабе. Ее осуществление связано с решением широкого круга задач — от определения общих экологических целей в отношении торговли, разработки норм и процедур решения торговых споров до эффективной гармонизации норм, относящихся к продуктам и производственным технологиям.
В качестве положительного примера разработки подобных норм приводится деятельность одной из совместных комиссий ФАО и ВОЗ, разработавшей около 200 норм для основных продуктов (с. 70).
Учитывая различия между странами и относительность восприятия ими рисков и выгод, при разработке международных норм необходимо руководствоваться научно обоснованными критериями и адекватным пониманием состояния ОС в конкретных странах. Большинство РС, несомненно, будут выступать за дифференциацию графика введения норм, недопущение дискриминации. Международная гармонизация норм по защите ОС на глобальном уровне, подчеркивает автор,— весьма сложный и трудоемкий процесс, несмотря на всю привлекательность этой идеи. Это связано, во-первых, с различной способностью территорий поглощать загрязнение, что делает экономически неэффективным введение одинаковых норм выбросов; во-вторых, с различиями в понимании экологически оптимального качества жизни национальными сообществами. В этой связи специалисты предлагают
81
95.02.031
правительствам договориться о некоторых минимальных экологических нормах, учитывающих указанные различия. Решение этой задачи могут взять на себя такие международные организации, как ФАО, ЮНКТАД и др., поскольку ГАТТ, являясь основным координатором международной торговли, явно уделяет больше внимания стимулированию торговли в ущерб защите ОС.
В заключение отмечается, что только параллельная либерализация торговли и реализация адекватной экологической политики могут обеспечить устойчивое развитие.
И.Ю.Жилина
95.02.031. АНДЕРСОН У. П. ЭНЕРГЕТИКА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: НОВЫЙ СТИМУЛ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ.
ANDERSON W. Р. Energy and environment: the new case for conservation // Rev. de l'energie — P., 1994 .— Vol. 44 № 458 .— P. 283-293.
Канадский специалист в области энергетических исследований рассматривает влияние экологических проблем на энергетическую политику.
В ответ на нефтяной кризис 70-х годов, отмечает автор, правительства нефтеимпортирующих стран разработали энергетические программы, направленные на сокращение зависимости от ввоза энергоресурсов за счет сохранения энергии. Однако и теперь проблема эффективности работы энергетических отраслей не утратила своей актуальности, хотя в настоящее время главным стимулом сохранения энергии являются экологические проблемы.
Для ослабления отрицательного влияния производства энергии на окружающую среду (ОС) используются: технологии, ослабляющие отрицательные последствия для ОС; структурная перестройка; замена источников энергии; сохранение энергии.
Ослабление отрицательного воздействия на ОС достигается устранением вредных примесей в отходах от процесса сгорания (например, путем использования катализаторов в автомобильных двигателях и газопромывателя в дымовых трубах). Применение подобных технологий значительно снижает поступление в атмосферу вредных веществ. При этом расходы на сокращение их выбросов равны примерно 30% стоимости использованного топлива. Однако применение этих технологий имеет свои пределы: с возрастанием степени очистки отходов сгорания увеличиваются расходы на сокращение их дальнейших выбросов. Кроме того, рассматриваемые технологии не ограничивают выбросы в атмосферу углекислого газа, являющегося не побочным продуктов, а результатом сгорания топлива. Между тем именно этот газ вызывает "парниковый эффект".
i 1 326