102 Высшее образование в России • № 8-9, 2016
60-ЛЕТИЕ АГНИ: ПО ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЯ
НУРГАЛИЕВ Роберт Загитович - и.о. ректора, Альметьевский государственный нефтяной институт. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье освещается деятельность Альметьевского государственного нефтяного института - многопрофильного технического вуза, внесшего большой вклад в развитие нефтяного образования в России благодаря традициям, заложенным Татарским вечерним факультетом МИНХ и ГП имени И.М. Губкина. Рассматриваются новые задачи, которые встают перед вузом в свете структурной модернизации высшего технического образования с акцентом на подготовке менеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики региона.
Ключевые слова: Альметьевский государственный нефтяной институт, нефтяное образование, система непрерывного профессионального образования, многоуровневая подготовка кадров для нефтегазовой отрасли, дуальная подготовка
Для цитирования:Нургалиев Р.З. 60-летие АГНИ: по пути модернизации и обновления // Высшее образование в России. 2016. №8-9 (204). С. 102-105.
Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ) - первый и единственный многопрофильный технический вуз в Татарстане, осуществляющий целенаправленную подготовку высококвалифицированных инженеров и экономистов для нефтегазовой отрасли. Свой 60-летний юбилей в октябре 2016 г. он будет отмечать как общепризнанный научно-образовательный центр многоуровневого профессионального образования, успешно сочетающий традиции и новации и уверенно шагающий в завтрашний день.
История вуза свидетельствует о том, что АГНИ внес значительный вклад в развитие регионального нефтяного образования. На протяжении десятков лет вуз выпускал высококлассных инженеров-практиков, которым не требовалась адаптация для работы на нефтяных предприятиях республики, поскольку в институте грамотно сочеталась теоретическая и практическая подготовка. Таковы были лучшие традиции Татарского вечернего факультета Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина (ТВФ МИНХ и ГП имени И.М. Губкина), на основе которых наш вуз
был создан и успешно развивается поныне. Для преподавания в институт всегда приглашались ведущие специалисты отрасли, поэтому обучение здесь никогда не отрывалось от нужд нефтегазовой промышленности.
За прошедшие годы АГНИ стал образовательным и культурным центром Альметьевска и юго-востока Республики Татарстан. Выпускники вуза работают в самых различных сферах народного хозяйства и зарекомендовали себя только с хорошей стороны. Не один год институт является «кузницей» кадров для ПАО «Татнефть », воспитав для него целую плеяду руководителей. Среди них - А.А. Род-кин, И.В. Пупынин, А.К. Мухаметзянов, М.Ш. Залятов, Ш.Ф. Тахаутдинов, Н.У. Маганов и многие другие. Однако не только институт воспитывал нефтегазовую элиту для объединения, но и сама нефтяная компания оказывала и оказывает всемерную поддержку вузу на всем протяжении его существования. Благодаря финансовой и кадровой поддержке со стороны «Татнефти» вуз не только выстоял в тяжелейшие годы рождения новой российской государственности, но и, сохранив высоко-
Юбилей
103
квалифицированный преподавательский состав, продолжил фундаментальные научные исследования.
Географическое положение АГНИ, а именно близость к нефтегазовым объектам, обусловило возможность обучения инженеров-нефтяников в теснейшем контакте с производством. А наличие крупной нефтяной компании, в центре внимания которой оказался вуз, сыграло в судьбе АГНИ ключевую роль. Необходимо учесть также наличие системы непрерывного профессионального образования, многопрофильность реализуемых образовательных программ, ежегодное трудоустройство выпускников института и их востребованность на предприятиях региона и за пределами республики. По данным мониторинга трудоустройства выпускников вузов, проведенного в 2016 г. Минобрнау-ки России, выпускники АГНИ 2014 г. трудоустроились в 33 регионах РФ. Средняя зарплата выпускников составила 41 тыс. рублей, а всего трудоустроились 90%.
Наряду с имеющимися достижениями и успехами последних лет есть ряд направлений, по которым институт отстает от лидеров отечественного высшего образования. В перспективные планы АГНИ включено развитие электронных и дистанционных форм обучения, повышение уровня эффективности НПР по научным показателям, формирование системы отбора мотивированных абитуриентов, увеличение количества магистерских образовательных программ.
Возрастающее внимание государства и общества к сфере высшей школы ставит перед образовательными организациями новые задачи. Шагая вперед по пути модернизации и обновления, высшее техническое образование обязано учитывать прежде всего интересы того региона, на рынке которого он является главным кадровым поставщиком. Сейчас долгосрочные интересы Республики Татарстан сосредоточены на создании современной экономики ин-
новационного типа, интегрированной в российское и мировое экономическое пространство. Поэтомуназрела необходимость в создании инфраструктуры, позволяющей представителям образования, бизнеса, ре-гиональныхи муниципальныхорганов власти заниматься совместным поиском и разрешением региональных проблем. Однако это требует радикальной структурной модернизации региональной системы высшего профессионального образования с акцентом на подготовке менеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики.
Одним из этапов модернизации станет создание опытных полигонов «Доманик» и «Битум» на территории республики. Первый - по доманиковым продуктивным отложениям, второй - по залежам сверхвязких нефтей и природныхбитумов пермского комплекса. Для внедрения этих полигонов на территории республики необходимо провести масштабные научно-ис-
104 Высшее образование в России • № 8-9, 2016
следовательские и опытно-методические работы, включающие разведку, разработку и введение их в эксплуатацию. АГНИ может стать базовым вузом по реализации подобного модернизационного процесса, поскольку имеет все условия как для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, так и для подготовки высококвалифицированных кадров. Данный инвестиционный проект может и должен рассматриваться в качестве важного элемента государственной и региональной политики и, возможно, потребует принятия ряда законодательных актов РТ. Итогом реализации данного проекта будет целостная система подготовки кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием для нефтегазовой промышленности России и Республики Татарстан.
В настоящее время на юго-востоке РТ сложились признанные в России научно-образовательные школы в области разработки нефтяных месторождений, которые сосредоточены в ПАО «Татнефть», институте «ТатНИПИнефть » и АГНИ. Приоритетными направлениями науки и техники, в разработке которых могут участвовать научно-педагогические работники АГНИ, являются:
• техника и технология эффективной разведки месторождений природных битумов;
• тепловые методы разработки месторождений высоковязких нефтей и битумов;
• моделирование разработки высоковязких нефтей и битумов;
• исследование оптических свойств нефти и природных битумов в геолого-промысловых целях;
• машины и агрегаты нефтяной и газовой промышленности и др.
Реализация этих планов позволит организовать условия наибольшего благоприятствования для адаптации студенческой молодежи к профессиональной деятельности. В рамках интеграционных учебных про-
грамм возможно развитие довузовского, вузовского и дополнительного образования, системы молодежных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий и т.п.
Проблемы, переживаемые нашим вузом, присущи региональному образованию в целом. Это и рост конкуренции на рынке образовательных услуг, и демографический спад, и снижение уровня финансовой устойчивости, и стремление абитуриентов поступать в столичные вузы. Преодолеть эти негативные тенденции возможно, если предложить новые перспективы развития, например, дуальную систему подготовки кадров. Подобная система позволит всем студентам дневного отделения получать рабочие профессии, востребованные на производстве. Для этого будут разработаны и апробированы технологии формирования профессиональных стандартов - перечня компетенций, составленного при непосредственном участии работодателей, главным из которых является ПАО «Татнефть». В учебном процессе студенты будут изучать современные технологии, применяемые на производстве. Обучение рабочим профессиям предполагает получение теоретических знаний в институте, а практических навыков - на предприятии под руководством наставника-производственника.
В истории нашего института прецедент такого рода уже был. В 1985 г. по стране прокатилась волна отказов от очно-заочного образования. Закрыли заочный факультет в Московском институте нефти и газа им. И.М. Губкина, Небит-Дагский вечерний факультет, Лениногорский общетехнический факультет. Угроза закрытия нависла и над Татарским вечерним факультетом Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина. Ситуация казалась безвыходной. Тогда и родилась идея создать на базе ТВФ МИНХ и ГП им. И.М. Губкина Альметьев-ский завод-втуз. Необходимо было только
Юбилей
105
найти предприятие, которое стало бы базовым для втуза. С этой просьбой руководство ТВФ МИНХ и ГП им. И.М. Губкина обратилось в производственное объединение «Татнефть», и его Правление не просто согласилось на это, а приложило все усилия, чтобы подобное преобразование произошло как можно быстрее. Весь процесс обучения в вузе был поделен на два периода: 2,5 года студентов обучали по дневной форме, что давало им определенную теоретическую базу, а далее их переводили на вечернее обучение, что позволяло расширить их практические навыки. Таким образом, учащиеся приобретали необходимый профессиональный опыт. Завод-втуз должен был дать более фундаментальную подготовку специалистам нового поколения, обладающим более гибким мышлением и способным решать хозяйственные задачи в новых экономических условиях. Учебные планы вуза должны были максимально учитывать особенности того производства, где будет работать студент.
К сожалению, эксперимент пришлось прервать в начале 1990-х. И вот спустя почти два десятка лет в стенах нашего вуза
вновь заговорили о необходимости внедрения дуальной системы подготовки кадров, которая позволит значительно упростить взаимоотношения работодателей, преподавателей и обучающихся, существенно повысить качество подготовки специалистов и обеспечить предприятия высококвалифицированными кадрами.
Обучение в новых условиях планируется строить в несколько этапов: фундаментальная подготовка, профессиональная подготовка, специальная подготовка. Формирование спектра программ дополнительного образования будет происходить с учетом экономической и социокультурной специфики региона. Наряду с программами по профилю института будут развиваться программы дополнительного образования студентов.
Таким видит свое будущее Альметьев-ский государственный нефтяной институт, который стремится стать ведущим центром формирования единого образовательного, информационного и социокультурного пространства в регионе.
Статья поступила в редакцию 08.07.16.
THE 60th ANNIVERSARY OF ALMETYEVSK STATE OIL INSTITUTE: ON THE WAY TO MODERNIZATION AND RENEWAL
NURGALIEVRobertZ. - Acting Rector, Almetyevsk State Oil Institute, Almetyevsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article highlights the activities of Almetyevsk State Petroleum Institute, its contribution to the development of professional oil education in Russia. The Institute cherishes and upholds the traditions of Tatar Evening Department of the State Academy of Oil and Gas named after I.M. Gubkin allowing it to keep the leading positions in the region. The article views the new tasks and challenges that arise from the structural modernization and renewal of higher technical education with an emphasis on training of managers and elite engineering personnel for innovative segments of the regional oil industry.
Keywords: Almetyevsk State Oil Institute, oil and gas education, continuing vocational training, multi-tier training system for oil industry, dual training
Cite as: Nurgaliev, R.Z. (2016). [The 60th Anniversary of Almetyevsk State Oil Institute: On the Way to Modernization and Renewal]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8-9 (204), pp. 102-105. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 08.07.16.