Научная статья на тему '60 лет со дня создания Московского финансового института'

60 лет со дня создания Московского финансового института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «60 лет со дня создания Московского финансового института»

К ЮБИЛЕЮ БУЗА

А-Г- Грязнова

Ректор (Финансовой академии при Правительстве Р(ф,

Заслуженный деятель науки Р<ф

60 ЛЕТ СО ДНЯ СОЗДАНИЯ МОСКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО ИНСТИТУТА

Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего.

А.И. ГЕРЦЕН

Дорогие друзья!

Как быстро бежит время! Кажется, только вчера мы отмечали 85 лет со дня основания первого в истории России специализированного финансовоэкономического вуза. Трогательные встречи выпускников разных поколений в Государственном Кремлевском дворце, собравшие свыше 6 тысяч человек, вечера встреч по факультетам в Киноконцертном зале Академии, в Бизнес-клубе «Финансист» и... оставшиеся нам на память об этой юбилейной дате знаменательные книги: «История Финансовой академии — 85», «Выпускники», «Финансовая академия в лицах». Но. уже «не за горами» новый юбилей — 90-летне! Ведь до этой даты осталось всего три года!!!

Юбилеи имеют важную особенность — они заставляют подвести итог прожитого, оценить сделанное, наметить пути будущего.

Юбилеи высвечивают все судьбоносные вехи в прожитой жизни.

Таким судьбоносным в истории Финансовой академии стал 1946 год — год создания Московского финансового института.

После окончания Великой Отечественной войны вернулись из эвакуации и оказались под одной крышей в учебном 5-этажном здании по улице Церковная горка, 30 (ныне ул. Кибальчича, 1) два учебных заведения: Московский финансово-экономический институт (основанный в 1919 г.) и Московский кредитноэкономический институт (1931 г.). Распоряжением Совета Министров СССР от 11 сентября 1946 г. и Приказом министра высшего образования СССР от 17 сентября того же года они были объединены в Московский финансовый инсти-

тут (МФИ). С тех послевоенных лет и ведет отсчет своей истории МФИ. За прошедшие шесть десятилетий из скромного камерного института он превратился в одно из крупнейших высших учебных заведений страны, получившее 25 января 1991 г. высокий статус Академии.

Перелистаем некоторые страницы сложной и интересной жизни МФИ.

Разрушенное войной народное хозяйство страны остро нуждалось в высокопрофессиональных специалистах финансово-экономического профиля. МФИ присвоена высшая — I категория и установлен контингент обучающихся: 2060 человек (из них до 2000 — студенты и до 60 — аспиранты). Подготовка специалистов осуществлялась преподавателями 17 кафедр на четырех факультетах: финансово-экономическом, кредитно-экономическом, учетно-экономическом и международных финансовых отношений. Среди студентов было немало взрослых людей, нередко 30-40 лет, — выпускники рабфака, бывшие фронтовики, некоторые — инвалиды войны.

Материальная база института была довольно скромной. Не хватало аудиторного фонда, мебели, по ряду дисциплин отсутствовали учебники, недоставало мест в общежитии, скудным было питание студентов по карточной системе. В плохо отапливаемом помещении порой замерзали чернила, а студенты сидели в верхней одежде. Сложно решалась проблема педагогических кадров. Однако трудности такого рода после тягот войны преодолевались стойко.

Огромная заслуга в решении множества проблем, с которыми столкнулся институт в первые послевоенные годы, принадлежит его первому директору Николаю Николаевичу Ровинскому. Выдающийся профессионал и педагог, он сумел не только успешно осуществить слияние двух вузов, но и сохранить все лучшее, заложив основы добрых традиций МФИ, которым оставались верны все последующие поколения студентов, преподавателей и сотрудников нашей Alma Mater.

На первый план всегда выдвигалась задача качества подготовки специалистов, а одно из важнейших условий, обеспечивающих высокий уровень формирования финансистов-экономистов, — глубокое изучение студентами фундаментальных наук.

В организации учебного процесса особое значение придавалось постоянной связи с практикой — работой министерств и ведомств, финансово-кредитных учреждений, промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Первое поколение заведующих кафедрами МФИ — крупные ученые и педагоги — как правило, сочетали преподавательскую деятельность с участием в практической работе органов советской власти, хозяйственных и финансовых учреждений. Такими специалистами были профессора, заведующие кафедрами: денежного обращения и кредита — З.В. Атлас, финансов СССР и иностранных государств — Н.Н. Плотников, государственного страхования — Г.И. Болдырев, международных финансовых расчетов — Н.Н. Любимов, народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик — А.В. Черных, политической экономии — Г.А. Козлов и другие.

Преподаватели и студенты также проводили в организациях значительную часть времени: изучали практический опыт, занимались его анализом, нередко выступали консультантами. Собранный материал активно использовался на лекциях, семинарских и практических занятиях. Важное значение придавалось привлечению к преподаванию высококвалифицированных практических работников, руководителей и новаторов производства. Выпускающие кафедры проводили экскурсии в банки, финансовые организации, на тематические выставки и т. д.

В финансистах высокой квалификации остро нуждались армия и флот. Несмотря на сложности становления, недостаток помещений, дефицит преподавательских кадров, руководство института дало согласие Министерству обороны СССР на создание в 1947 г. при МФИ Военного факультета для подготовки офицеров финансовой службы. Более половины дисциплин его слушателям читали преподаватели МФИ. Самостоятельным вузом военный факультет стал лишь в 1998 г.

С 1953 г. после ухода из жизни Н. Н. Ровинского директором МФИ был назначен Владимир Владимирович Щербаков — человек с большим организаторским талантом и титанической работоспособностью. Он внес огромный вклад в развитие вуза, комплектацию его крупными учеными и практиками, расширение материальной базы.

В 1955 г. в нашем вузе была введена защита дипломных работ. К руководству их подготовкой привлекались работники Министерства финансов, Правления Госбанка СССР, Внешторгбанка, Стройбанка и других учреждений. Дипломные работы выпускников нередко посвящались темам, в разработке которых были заинтересованы организации. С 1958 г. стала практиковаться защита дипломных работ на предприятиях и в учреждениях, по материалам которых они выполнялись. Предложения и рекомендации дипломников, как правило, имели практическое значение и вызывали интерес. В МФИ традиционно проводилась выставка лучших выпускных работ.

В подготовке специалистов особое место отводилось организации практики студентов. В разное время вузом использовалось более 100 баз практики: банковские, финансовые, страховые, налоговые учреждения, промышленные предприятия. Заметным событием в повышении качества прохождения практики стало создание в начале 70-х годов на базе кафедры анализа хозяйственной деятельности Студенческого бюро экономического анализа под руководством проф. С.Б. Барнгольц и доц. В.В. Дроздовой. Бюро оказывало помощь сту-дентам-практикантам в организации грамотной и рациональной работы на базах практики, а также в проведении научных исследований.

Тесное сотрудничество с министерствами, ведомствами, предприятиями, большая исследовательская работа преподавателей на их базе позволяли коллективу МФИ обеспечивать студентов собственными современными учебниками и учебными пособиями. Практически по всем специальным, а впоследствии и

общеобразовательным дисциплинам учебную литературу создавали наши преподаватели.

Связь с практикой давала возможность быть в курсе всего происходящего и, что называется, держать руку на пульсе. Не единожды менявшаяся ситуация в политической жизни страны и в экономике требовала существенной перестройки учебного процесса. Но никогда вуз не был застигнут врасплох.

Проблемы реструктуризации, подчинение и переподчинение МФИ в 50-е годы в связи с реформами Н.С. Хрущева, сложности корректировки учебных планов, перераспределения часов на изучение дисциплин, изменения их содержания были не только преодолены, но и послужили новым импульсом к расширению деятельности вуза. По заданию Министерства высшего образования СССР преподавателями МФИ были разработаны типовые программы по финансовым дисциплинам для вузов страны. Концентрируя усилия однопрофильных высших учебных заведений на совершенствовании методики преподавания, наш институт провел ряд научно-методических конференций. Активизировалась работа по контролю качества учебного процесса, планированию и организации самостоятельной работы студентов. Развивая взаимодействие с финансово-банковскими структурами и предприятиями, в 1956 г. МФИ открыл вечернее отделение для обучения работающей молодежи, а также подготовительные курсы. Принятие закона СССР «Об укреплении связи школы с жизнью» в 1958 г. лишь подтвердило правильность позиции коллектива.

Следствием перемен, связанных с экономической реформой 1965 г. и другими изменениями в жизни страны, явились переход с четырехлетнего на пятилетний срок обучения, восстановление закрытого в 1954 г. факультета международных экономических отношений (1969 г.), создание факультета повышения квалификации преподавателей (1970 г.), спецфакультета для подготовки высококвалифицированных специалистов по международным валютным, расчетным и кредитным операциям (1977 г.), докторантуры, образование новых кафедр и дальнейшее повышение качества подготовки кадров. Была выполнена масштабная и сложная задача по совершенствованию учебных планов, переработке программ 57 учебных дисциплин, подготовке новых учебно-методических пособий.

Последовательно осуществлялся целый комплекс мер, обеспечивающих высокий уровень обучения в МФИ: обобщение и применение передового опыта профильных отечественных и зарубежных вузов; устранение дублирования в преподавании смежных дисциплин; интенсификация учебного процесса за счет активного внедрения технических средств обучения и введения программированных методов обучения, чтения проблемных лекций; совершенствование изучения иностранных языков; увеличение времени, отводимого на самостоятельную ра-

боту студентов; выявление недостатков в подготовке кадров на местах работы выпускников и контроль за их устранением.

Существенно улучшилась и материальная база вуза: в 1978 г. был введен в строй новый 13-этажный учебный корпус, а в 1979 г. — 16-этажный корпус студенческого общежития.

Основательное изменение содержания подготовки специалистов в годы перестройки с 1985 г. потребовало новых колоссальных усилий коллектива. Наступал период перевода страны на рельсы рыночной экономики. Новые учебные планы и новые учебники, новые формы и методы обучения, постоянный поиск и творческий подход в работе — этими заботами жил весь институт*. В сравнительно короткое время были введены совершенно новые дисциплины, и среди них «Основы предпринимательской деятельности», «Теория конкуренции», «Математическое моделирование экономических процессов», «Основы маркетинга», «Этика бизнеса», «Экономика природопользования», «Экономика совместных предприятий», «История финансов и кредита», «История бухгалтерского учета» и другие. В связи с радикальными изменениями в банковской системе страны вводились новые и основательно перерабатывались ранее читавшиеся курсы по банковскому делу.

Все эти изменения в учебном процессе явились результатом огромной организационной работы, активных поисков, анализа, многократных обсуждений и т.д. Положение в значительной мере облегчалось демократизацией общественной жизни, расширением прав и полномочий вузов и их подразделений. Наступившие перемены стали главным условием развития инициативы и дальнейшего роста нашего института.

Социально-политические преобразования в стране дали импульс расширению участия студентов в жизни вузов, открыли новые возможности в совершенствовании организации, форм и методов обучения. Студенты стали избираться в состав Ученого совета и неформально участвовать в обновлении учебных планов и программ, решении принципиальных вопросов. Мнение студентов учитывалось при определении форм учебного процесса, составлении расписания занятий и др. Демократизация отношений в обществе заметно сказывалась на использовании активных форм обучения: «круглых столов», диспутов, пресс-конференций и т.д. Это с энтузиазмом воспринималось студентами, ибо способствовало подготовке будущих финансистов к самостоятельной работе.

Таким образом, период перестройки для МФИ стал не только серьезным испытанием, но и демонстрацией его сил и возможностей. Заслуги института в совершенствовании организации высшего финансово-экономического образования и обеспечении высокого качества подготовки специалистов были оценены по достоинству. Постановлением Кабинета министров СССР институт был преобразован в Государственную финансовую академию, а в 1992 г. — в Финансовую

* В 1985 г. МФИ возглавила А.Г. Грязнова.

академию при Правительстве Российской Федерации. В этот же период вузу был передан комплекс учебных зданий на Ленинградском проспекте в районе метро «Аэропорт».

Академия по-прежнему считала своим долгом держать руку на пульсе и старалась оперативно реагировать на потребности практики. Начавшиеся в стране преобразования показали, в частности, необходимость создания принципиально новой системы страхования, и в 1992 г. в Академии был создан Институт страхования. В следующем году открылся Институт налогов и налогообложения. К этому времени стало ясно, что в рыночных условиях развитие и укрепление государственных финансов, базирующихся на налоговых доходных источниках, требует подготовки специалистов, в совершенстве знающих экономику и финансы страны. Велением времени было продиктовано также создание в 1994 г. Института налоговой полиции (ныне Институт экономической безопасности), Магистратуры (ныне Институт магистерской подготовки), в 1996 г. — отделения второго высшего экономического образования на базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям, в 1997 г. — Института финансового менеджмента, в 1998 г. — Института государственной службы, в 1999 г. — отделения дистанционного (заочного) обучения и экстерната (ныне Институт открытого образования), а также Международного финансового института XXI века, который, в частности, стал готовить юристов по финансовому праву, в 2000 г. — Института математических методов в экономике и антикризисного управления, в 2003 г. — Института управления.

В 1999—2000 гг. началась подготовка по новым специальностям: «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Математические методы в экономике», «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция», а также по направлению «Экономика» (бакалавриат). Количество специальностей увеличилось более чем вдвое.

С 2002 г. к реализации программ «МВА — финансы» и целевой подготовки для Центрального банка приступил Институт делового администрирования и бизнеса.

Для успешной реализации образовательных программ в упомянутых выше и ранее открытых институтах были созданы новые кафедры: «Страховое дело» (1991 г.), «Ценные бумаги и биржевое дело» (1993 г.), «Налоги и налогообложение» (1994 г.), «Экономическая география и региональная экономика» (1994 г.), «Оценка собственности» (1996 г.), «Социология» (1996 г.), «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» (2002 г.), «Государственная служба», «Гражданское право и процесс», «Государственноправовые дисциплины», «Финансовое право» (2003 г.), «Экономика и антикризисное управление» (2005 г.). Было также открыто новое направление подготовки — «Менеджмент».

Значительные коррективы в структуру вуза внес 2005 г., когда произошло присоединение восьми финансово-экономических колледжей России, готовящих

специалистов со средним профессиональным образованием: Благовещенского, Бузулукского, Звенигородского Московской обл., Красноярского, Осташковского Тверской обл., Пермского, Ростовского-на-Дону, Уфимского. Они преобразованы в филиалы ФА. В 2004—2005 гг. был открыт ряд представительств Академии: в Калининграде, Таганроге, Туле, Черкесске.

Статус Финансовой академии при Правительстве РФ не только свидетельствует о признании заслуг нашего вуза, значимости подготовки финансистов-эко-номистов для становления рыночной экономики, но и обязывает к постоянному совершенствованию учебного процесса, научных исследований, воспитания студенчества. Академия прочно вошла в жизненное русло страны, стала частью судеб тысяч талантливых людей.

Сегодня Финансовая академия — это крупный учебный и научный центр России. Если в 1946/47 учебном году на четырех факультетах МФИ обучалось менее 1800 студентов, то сегодня в 19 институтах Академии и 8 филиалах обучается свыше 21 тысячи студентов и аспирантов и более 20 тысяч специалистов ежегодно проходят переподготовку, а также повышают свою квалификацию на различных краткосрочных курсах. За 60 лет в МФИ—ФА подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, кандидатов и докторов экономических наук для России и многих зарубежных стран. Наши выпускники работают на руководящих должностях в законодательных и исполнительных органах, министерствах и центральных ведомствах, банковских структурах, в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

На всех этапах развития жизнь МФИ—ФА отличалась многогранностью и насыщенностью. Она включала широкий спектр учебной, научной, общественной, международной и ряда других направлений деятельности. На рубеже XXI столетия, когда время потребовало пересмотра учебных планов, методик, открытия новых специальностей и специализаций, Академия живо откликнулась на вызов современности. Сегодня в Финансовой академии делается все возможное для организации качественного учебного процесса, ориентированного на требования практики и перспектив развития страны. Ведь именно нынешнему поколению студентов предстоит принять эстафету научных и профессиональных достижений, и от степени их компетентности и ответственности будет зависеть не только судьба финансово-экономической науки, но и будущее страны.

Сегодня Академия располагает всем необходимым для подготовки высококвалифицированных кадров. Ее филиалы и представительства раскинулись по территории всей страны. Учебный процесс обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав — академики и члены-корреспонденты, заслуженные деятели науки, заслуженные экономисты, крупные специалисты-практики. Все преподаватели, работающие на базовых и выпускающих кафедрах, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. Ученые Академии вносят весомый вклад в отечественную и мировую экономическую на-

уку, ими подготовлены учебники и монографии, получившие широкое признание научно-педагогической общественности в России и за рубежом, ряд из них удостоены премии Президента и Правительства РФ.

В корне изменилась материально-техническая база вуза. Вместо 4,5 тыс. кв. м учебных площадей, общежития барачного типа на 350 человек, с чего начинал свою жизнь Московский финансовый институт в 1946 г., вместо двух учебных корпусов площадью 9 тыс. кв. м и 16-этажного общежития на 800 человек, которыми располагал вуз к началу перестройки в 1985 г., Академия сегодня имеет учебные аудитории, оборудованные по последнему слову техники, компьютерные и медиаклассы общей площадью 75 тыс. кв. м, общежития площадью 34 тыс. кв. м, спортивно-оздоровительный комплекс, комбинат общественного питания, собственную поликлинику. Ведется реконструкция имеющихся зданий и строительство новых корпусов.

В последние годы в условиях формирования единого европейского и мирового образовательного и научного пространства особое значение приобрели международные связи Академии. Мы активно развиваем отношения с партнерами 50 зарубежных государств. В Академии обучаются иностранные учащиеся из 42 стран мира. Особенно тесные контакты сложились с вузами Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, Польши, США, Франции. С рядом вузов мы произвели корректировку учебных программ, что позволило нам выйти на уровень двойных дипломов.

Современная Финансовая академия — это еще и крупный учебно-методический центр. Многие годы Академия возглавляет Всероссийское учебно-методическое объединение по группе экономических специальностей, в которое входят свыше 700 российских государственных и негосударственных вузов. Здесь разрабатываются Государственные образовательные стандарты, создаются фундаментальные учебники, проводятся совместные исследования.

Главный итог многогранной деятельности коллектива Финансовой академии — высокий профессионализм ее воспитанников, и не случайно каждый четвертый выпускник ФА получает диплом с отличием.

Но в нашей Академии готовят не просто высококлассных профессионалов. Мы глубоко осознаем, что будущий финансист должен не только владеть профессиональными знаниями, но и быть всесторонне образованным, интеллигентным человеком. Поэтому много внимания уделяется культурно-массовой, спортивно-оздоровительной работе с молодежью, воспитанию будущих специалистов высоконравственными людьми, патриотами своей Родины. Активно работает Студенческий совет, Клуб политического диалога, Клуб отличников, Клуб любителей поэзии, Студенческий театр, вокальная и хореографическая студии. Большой популярностью пользуется литературно-музыкальный салон «В гостях у ректора». Неизменный успех сопутствует профессионально ориентированным конкурсам КВН, «Что? где? когда?», а также «Мисс и Мистер Академии».

Сегодня Академия, продолжая сформировавшиеся за предшествующие десятилетия добрые традиции и используя накопленный потенциал, активно участвует в экономических преобразованиях в стране; проводит фундаментальные и прикладные научные исследования; совершенствует свою структуру, методы подготовки научных экономических кадров, материально-техническую базу. Наш девиз: «Не останавливаться на достигнутом!», а доброй традицией стало самосовершенствование. И в этом мы черпаем свою силу и уверенность в завтрашнем дне.

Мы гордимся успехами, но достаточно ясно видим и свои проблемы. Используя все лучшее из накопленного опыта, нам предстоит найти принципиально новые решения и наполнить новым содержанием весь учебно-воспитательный и научный процесс.

Опираясь на имеющиеся достижения, 30 августа 2006 г. Ученый совет Академии утвердил Стратегический план развития вуза. В нем четко обозначена миссия Финансовой академии: обеспечить подготовку специалистов мирового уровня для финансово-банковской сферы, хозяйственных и управленческих структур в государственном и деловом секторах как в нашей стране, так и за рубежом, способных плодотворно трудиться на благо своих отечеств в условиях глобализации мирового хозяйства и становления «экономики знаний»; стать эффективным экспортером образовательных услуг в финансово-банковской сфере; проводя фундаментальные и прикладные научные исследования, обеспечить превращение Финансовой академии в мощный инновационный исследовательский центр, по уровню и качеству научных исследований и образовательных программ сопоставимый с ведущими университетами мира.

Уверена, что эти сложные и в хорошем смысле амбициозные задачи по плечу нашему дружному и работоспособному коллективу, а их успешное решение позволит внести весомый вклад в развитие и процветание России.

Отмечая юбилейную дату в самом начале нового века и нового тысячелетия, мы прекрасно осознаем, что достигнутые Академией успехи — это фундамент ее будущих побед, результат целеустремленной деятельности ректората ФА, работы наших преподавателей и сотрудников, талантливых студентов и аспирантов — всех тех, чьим трудом создавалась и преумножается слава Академии.

Мы всегда будем помнить наших учителей, наставников —

М.С. Атлас и З.В. Атласа, С.Б. Барнгольц, В.А. Белинского,

Р.Д. Винокур, В.С. Геращенко, И.Д. Злобина, Ф.В. Коньшина,

В.П. Копняева, А.Л. Лившица, В.И. Лисовского, Н.Н. Любимова,

П.П. Маслова, Д.С. Полякова, В.Е. Мотылева, Л.А. Мотылева,

А.П. Погребинского, Л.И. Рейтмана, А.Л. Реуэля, В.С. Рожнова,

Е.А. Симоняна, Г.П. Солюса, М.М. Усоскина, И.Д. Шера,

М.К. Шерменева, К.Ф. Штепу и многих других.

Отрадно сознавать, что в будущее мы идем рука об руку с такими талантливыми учеными и блестящими педагогами — ветеранами МФИ, как З.Д. Бабаева,

В.И. Валенцева, Н.В. Копылов, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, П.С. Никольский, Л.П. Павлова, В.М. Родионова, Т.Г. Семенкова, П.В. Тальмина...

По случаю юбилея МФИ хочется адресовать самые теплые поздравления всем ветеранам Академии, тем, кто закладывал первые кирпичики в ныне величественное здание ведущего финансово-экономического вуза страны. Вы — ее заслуженная гордость, честь и слава!!! Низкий вам земной поклон!!!

Особые слова благодарности Попечительскому совету во главе с Дмитрием Львовичем Орловым. Ваша помощь Академии бесценна!

Сердечно поздравляю ученых, преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов, выпускников разных поколений, наших многочисленных друзей с 60-летием создания МФИ ! Желаю всем новых свершений в труде, успешных творческих поисков и покорения новых высот, богатырского здоровья, личного счастья и финансового благополучия.

Хочется верить, что все, кому дорога наша Alma Mater, ее история и современность, кто верит в ее светлое будущее, будут идти по жизни не только с чувством благодарности за полученные знания, но и с чувством ответственности за дальнейшую судьбу вуза, внесут свой посильный вклад в рост авторитета и процветание Академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.