ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
50 ЛЕТ ПЕДИАТРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
50-YEARS ANNIVERSARY OF THE PEDIATRIC FACULTY OF THE SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
HISTORICAL REVIEW
В 2016 году исполнилось 50 лет с момента создания педиатрического факультета в Смоленском государственном медицинском университете.
Становление научной педиатрической школы тесно связано с именем заслуженного деятеля науки РСФСР д.м.н профессора Анны Тимофеевны Петряевой. Являясь прекрасным клиницистом, ученым, педагогом и организатором, она продолжила лучшие традиции отечественной педиатрической школы Н.Ф. Филатова. Более 50 лет Анна Тимофеевна посвятила развитию научной педиатрии, становлению педиатрической службы на Смоленщине, и подготовке врачей-педиатров.
Профессор А.Т. Петряева (1894-1991)
В середине ХХ века в стране отмечалась крайне неблагоприятная ситуация со здоровьем детей. В 50-60 годы младенческая смертность составляла более 230 случаев на 1000 родившихся живыми. Это обстоятельство определило необходимость подготовки новых профессиональных и квалифицированных медицинских кадров по всей нашей стране, которые могли бы своевременно выявлять заболевания у детей различного возраста, использовать прогрессивные диагностические методы, проводить лечебные и реабилитационные мероприятия, а также разработать систему профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Понимая всю важность проблемы, руководство Смоленского государственного медицинского института, возглавляемое в то время профессором Г.М. Стариковым, обратилось в Министерство здравоохранения РСФСР с ходатайством о возможности открытия педиатрического факультета на базе нашего Вуза.
В 1966 году приказом МЗ РСФСР №32 от 5 февраля был открыт педиатрический факультет. Первый набор составил 150 человек. В 1972 году состоялся выпуск врачей-педиатров: 136 студентов получили дипломы врачей, 13 из которых с отличием.
Большая работа по организации учебного процесса на факультете и формированию кафедр легла на плечи администрации вуза - ректора института проф. Г.М. Старикова, проректора по учебной работе проф. В.С. Яснецова, проректора по научной работе проф. Н.Б. Козлова и декана лечебного факультета доц. Н.Ф. Шеломанова. На протяжении первого учебного года Н.Ф. Шеломанов возглавлял также и педиатрический факультет.
В последующие годы в должности декана работали доц. В.М. Асмоловский, который руководил факультетом в течение 24-х лет (1966-1990), проф. В.Г. Плешков (1990-1994), проф. В.С. Забросаев (1994-1998), доц., Тарасов А.А. (1998-2015).
Приказ министра здравоохранения РСФСР об организации на базе СГМИ педиатрического факультета (1966 г.)
Заместителями декана в разные годы работали А.И. Слесарев, В.В Решедько, П.И. Прохоренков, А.А. Тарасов, А.С. Егоров, А.Н. Подгорный, доц. О.А. Вишневский, Д.В. Сосин.
При непосредственном участии администрации вуза и профессорско-преподавательского состава в учебный процесс стали внедряться современные активные методы обучения, использование компьютерной техники, симуляционного оборудования и др.
В настоящее время факультет возглавляет д.м.н., доц. Д.В. Сосин. В должности заместителя декана работает д.м.н., доц. Н.Ю. Крутикова. Секретарь деканата - специалист по учебно-методической работе Е.А. Киреева.
Учебный процесс
Со дня основания факультета подготовка будущих педиатров проводилась в соответствии с требованиями высшей школы и запросами практического здравоохранения. За прошедшие 50 лет очень многое претерпело изменения. Начиная с 1996 г., обучение студентов-педиатров осуществлялось в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Педиатрия», который пересматривался каждые 5-6 лет.
С ноября 2010 по 2015 год педиатрический факультет проводил подготовку студентов по Федеральному государственному образовательному стандарту Высшего профессионального образования. В настоящее время студенты педиатрического факультета обучаются по новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 31.05.02 «Педиатрия» с квалификацией «Врач-педиатр общей практики». Изменения коснулись и учебных планов, включающих перечень обязательных для изучения дисциплин и учебных программ по каждому предмету. Так, за прошедшее время увеличилось число изучаемых дисциплин с 30-ти при организации факультета до 46-ти на данный момент. За счет введения в образовательный процесс специализированного вариативного компонента у студентов появилась возможность формирования индивидуальной образовательной программы. За полувековую историю существования факультета значительно возросло количество часов, выделенных на освоение педиатрических дисциплин, что способствовало появлению таких кафедр, как инфекционные болезни у детей, поликлиническая и неотложная педиатрия, госпитальная педиатрия с курсом неонатологии факультета дополнительного профессионального образования. При этом значительно расширились виды профессиональной деятельности выпускника. Так, кроме основной медицинской деятельности, активно внедряется и научно-исследовательская работа. Изменения в учебном плане затронули и методику проведения итогового контроля знаний студентов. Поменялось не только число, но и организация проведения курсовых и государственных экзаменов. По завершению обучения студенты сдают междисциплинарный экзамен по специальности с обязательным участием своих будущих работодателей. После получения диплома врача-педиатра выпускники проходят обязательную аккредитацию специалистов.
В настоящее время на факультете обучается около 650 студентов. Учебный процесс подготовки врача-педиатра осуществляется на 46 кафедрах университета. Профильными педиатрическими кафедрами являются кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии, возглавляемая проф. Т.И. Легоньковой; кафедра детской хирургии под руководством заслуженного врача РФ, доц. А.А. Тарасова, кафедра инфекционных болезней у детей -заведующая кафедрой заслуженный врач РФ, доц. А.И Грекова; кафедра поликлинической педиатрии, возглавляемая заслуженным врачом РФ проф. Т.Г Авдеевой; кафедра госпитальной педиатрии с курсом неонатологии факультета дополнительного профессионального образования во главе с проф. И.Л. Алимовой.
Кафедры педиатрического факультета тесно связаны с практическим здравоохранением г. Смоленска и области. Базами педиатрического факультета являются крупные клинические больницы, родильные дома, амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры, женские консультации). Сотрудничество кафедральных коллективов с практическим здравоохранением сопровождается систематическим обсуждением и внедрением в практику научных достижений кафедр, единством подходов к диагностике, лечению и реабилитации больных, внедрением профилактических мероприятий. Преподаватели клинических кафедр принимают активное участие в лечебно-диагностическом процессе. Заведующие кафедрами, профессора и доценты проводят обходы с анализом лечения больных, ведут консультативные приемы. Преподаватели-клиницисты выезжают в Брянскую, Орловскую, Калужскую, Тульскую, Псковскую, Московскую и др. области для оказания консультативной лечебно-диагностической помощи детям. Результатом такой плодотворной работы с практическим здравоохранением является существенное улучшение показателей здоровья детей.
В процессе подготовки на педиатрическом факультете на первых двух курсах студент получает знания по гуманитарным, естественнонаучным, математическим и медико-биологическим дисциплинам, складывая из этого своё базовое образование, - информационный «фундамент» специалиста. Начиная с 3-го курса, на факультете, проводится профильная подготовка и обучение клиническим дисциплинам, которые приучают собрать и провести анализ информации о состоянии здоровья детей, профессиональному алгоритму решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, навыкам профессионального врачебного поведения, заполнению медицинской документации.
К настоящему времени педиатрический факультет СГМУ значительно обогатился высокоинтеллектуальным и творческим потенциалом, что позволяет уверенно смотреть в будущее. Удельный вес преподавателей с ученой степенью составляет 73%. В обучении врачей-педиатров участвует профессорско-преподавательский состав университета, насчитывающий более 600 человек, в числе которых 72 профессора, 92 доктора медицинских наук, 181 доцент и 392 кандидата наук. Среди них - заслуженные деятели науки, заслуженные врачи, заслуженные работники высшей школы, отличники здравоохранения. На 5-ти профильных кафедрах педиатрического факультета работают 10 докторов медицинских наук, 24 кандидата наук, большинство из которых - выпускники факультета, что обеспечивает не только высокий учебно-методический уровень преподавания, но и преемственность в процессе обучении будущих детских врачей.
По итогам работы медицинских вузов страны, Смоленский государственный медицинский университет уверенно входит в двадцатку лучших. За 50 лет работы при непосредственном участии сотрудников педиатрического факультета вуза подготовлены и защищены 19 докторских диссертаций, 112 кандидатских диссертаций. Многие сотрудники, ученые-педиатры удостоены почетных званий и наград. В частности, звание «Заслуженный деятель науки России» было присвоено д.м.н. проф. А.Т. Петряевой, д.м.н. проф. Л.В. Козловой, а В.А. Леонов - первый организатор педиатрической службы на Смоленщине, академик Белорусской ССР был удостоен звания «Заслуженный деятель науки Белорусской Академии наук». Высокого звания «Член-корреспондент РАМН» в 2004 году были удостоены выпускник факультета д.м.н. проф. Л.С. Страчунский, заместитель министра здравоохранения РФ д.м.н. проф. А.Г. Грачева, д.м.н. проф. В.Г. Плешков и др.
Ежегодно коллектив педиатрического факультета университета принимают активное участие в научных, научно-методических конференциях международного или всероссийского уровня, международных многоцентровых клинических исследованиях, публикуют монографии и статьи, как в России, так и в странах дальнего зарубежья. На всех кафедрах факультета активно функционируют студенческие научные кружки, что дает возможность кафедральным коллективам подобрать будущих ординаторов и аспирантов и подготовить новые молодые кадры.
Воспитательная работа на педиатрическом факультете, целью которой является формирование активной, жизнеспособной и социально востребованной личности будущего врача, занимает значительное место в учебно-воспитательном процессе. Её деятельность организуется и контролируется Управлением по воспитательной и социальной работе в тесном контакте с деканатом факультета и кураторами студенческих групп, профсоюзной организацией студентов, органами студенческого самоуправления и общественными организациями.
Сегодня цель коллектива педиатрического факультета - предоставить каждому молодому специалисту должный уровень знаний, умений и навыков для самостоятельной профессиональной деятельности, научить будущих врачей-педиатров использовать передовые медицинские технологии и достижения современной медицины.
В заключение хочется подчеркнуть, что педиатр - это не просто врачебная специальность, а особое состояние души! Педиатром становятся по призванию, и подготовить из молодого человека высококвалифицированного специалиста, в полной мере отвечающего требованиям современности, призваны сотрудники педиатрического факультета, которые успешно справляются со своим предназначением уже на протяжении 50-ти лет, выпуская из стен вуза не просто врачей, а волшебников, сохраняющих нашим детям здоровье и жизнь!
От имени администрации вуза желаю факультету дальнейшего процветания, новых творческих успехов в преподавательской и научной деятельности, а студентам-педиатрам - неустанного стремления в освоении благородной профессии детского врача.
Декан педиатрического факультета Д.В. Сосин