REV
УДК 37.01 ББК 74.03
400 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБУЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
Волохов Михаил Сергеевич,
старший преподаватель, Московский информационно-технологический университет Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ) ул. 3-я Кабельная, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 111024
Аннотация
Интенсивные и фундаментальные перемены, происходившие во всех сферах жизни в последние десять лет, изменил структуру человеческой деятельности. В этих условиях образование становится одним из факторов формировании нового качества жизни и основным условием поддержания динамики развития общества. Сегодня, отвечая на вызовы времени, Российское профессиональное образование обращаться к наиболее эффективным методам обучения, в числе которых метод проектов. Пройдя длительный путь развития, пережив годы кризиса и незаслуженного забвения, такой метод снова становится актуальным в новых социальных условиях.
Ключевые слова
Меняющаяся цивилизация, инновации в художественном образовании, метод проектов, демократия, практико-ориентированное образование.
Сегодня метод проектов — один из общепринятых методов обучения. Обычно он описывается, как система педагогических средств, с помощью которых учащиеся могут, во-первых, развить в себе независимость и ответственность, во-вторых, воспитаться в духе социального и демократического поведения. Методу успешно обеспечивает инновации в художественном образовании, дизайне и конструировании.
Сегодня мы связываем идею обучения проектированием, прежде всего с деятельностью, американского философа и педагога Джона Дьюи. Монография его ученика и последователя Уи -льяма Х. Килпатрика («Метод проектов» 1918), в которой метод был детально описан, снискала широкую известность в США (в русском пе-
реводе, «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925)1. Их книги, переведенные на десятки языков, сделали метод чрезвычайно популярным и оказали огромное влияние на процессы становления новой педагогики в XX в.
Однако метод проектов успешно применялся в педагогических системах задолго до его популяризации американскими учеными. Этот факт открывает новые перспективы для периодизации и возможности новых интерпретаций истории распространения метода. Так, история проектного метода в Европе и Америке может быть разделена на пять фаз:
1 Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925.
1. 1590-1765 — начало работ по проектированию и архитектурных школ в Европе.
2. 1765-1880 — проектирование как регулярный метод обучения, его перенос в Америку.
3. 1880-1915 — работа по проектированию, тренировка по учебнику и в общих общественных школах.
4. 1915-1965 — новое определение метода проектирования и его перенос из Америки — назад в Европу.
5. 1965 — до сего дня — вторичное открытие идеи проектирования и третья волна мирового распространения.
Благодаря современным исследованиям мы имеем представление об истоках, изменениях концепции и развитии идей обучения проектированием на протяжении продолжительного исторического отрезка. Ретроспективный анализ истории возникновения и развития метода проектов в зарубежной педагогике дал немецкий педагог М. Кнолль в статье «300 лет учимся на проекте»2.
Начало свое метод берет в XVI столетии, в передовой для своего времени практике архитектурной школы под кровом Академии Св. Луки в Риме (Academia di San Luca). Для обучения специалистов, способных принимать сложные, комплексные решения, действовать в неоднозначных ситуациях, была выработана особая форма академических задач, так называемых «проджетто», включавшая в себя разные типы теоретической и практической деятельности. Такого рода проектирование окончательно оформилось и получило свое развитие в Париже, где в 1763 году Королевская Академия Архитектуры (Academie Royale d»Architecture) вводит работу над проектами в качестве дополнения к обучению. В скором времени данная концепция обучения стала ведущей в подготовке архитекторов сначала во Франции, а затем и в остальных европейских странах3.
С самого своего появления метод проектов был связан с процессом профессионализации, т. е. прежде всего с практико-ориентированным профессиональным образованием. Появление феномена «проект» относится к XVI в. и связано с желанием итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность. В рим-
2 Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7-8. 1993. (Сайт: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/ Knoll.html (дата обращения: 16.12.17)).
3 Там же.
ской Высшей школе искусств (Academia di San Luca) с 1702 г. к лекциям по основным наукам был присовокуплен важный элемент — «конкурс». По своей структуре он полностью соответствовал конкурсу в действительности, однако в связи с тем, что реализация представленных работ не предполагалась, они были названы «progetti» т. е. «эскизы», «планы», «проекты».
В основанной в 1671 г. в Париже Королевской архитектурной академии (Academie Royale d»Architecture) расширили возможность учиться на проекте, учредив для лучших студентов конкурс с наградой «Prix de Rome» (римская награда) и конкурс для всех студентов с наградой «Prix d»Emulation» (поощрительный приз). Из проекта Римской и Парижской Академий были унаследованы три признака, не потерявшие своего значения уже более четырехсот лет:
1. Ориентация на учащихся, означающая получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного осуществления проекта.
2. Ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни.
3. Ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата.
В конце XVIII в. с появлением родственных инженерных профессий этот метод распространился в технических и промышленных высших школах сначала во Франции, затем в Германии, Австрии, Швейцарии и, наконец, в середине XIX столетия в США.
Перенос метода проектов из Европы в Америку, из архитектуры в инженерное дело повлиял на способ его обоснования и применения. Так, профессор машиностроения С. Робинсон требовал создания проектов не только на чертежной доске, но и в мастерских через осуществление всего процесса изготовления изделий. Высказывая мысль о ведущей роли проектной работы в подготовке практических инженеров, а также учитывая ее связь с опытом производительных классов, он первый назвал проектную работу демократической, дающей молодым людям шанс для социального роста4.
4 Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7-8. 1993. (Сайт: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/ Knoll.html (дата обращения: 16.12.17)).
Робинсон и его соратники утверждали, что работа над проектом способствует «воспитанию демократии» — аргумент, который через 50 лет возродил У. Х. Килпатрик. Инженеры демократической Америки рассматривали проект как инструмент «обучения через делание» и как специальный метод «практического решения проблем».
В 90-х гг. XIX в. в американском образовательном сообществе возникает концепция педагогического прагматизма. Идеологом реформаторского движения выступал философ Дж. Дьюи, который предложил строить обучение на активной основе, сообразуясь с личными интересами ученика в приобретении знаний. В книге «Демократия и образование» он доказывал, что ученик прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий. Ребенок не должен «набиваться, как гусь, знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие». Центральное понятие педагогики Дьюи — опыт, который он определяет как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах.
На основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э. Торндайка, педагог, философ и коллега Дьюи профессор У. Х. Килпатрик выстраивает свою концепцию проектного обучения. Отмечая, что метод проектов характеризуется со стороны учащегося целевым актом, достижением в процессе учения известной ближайшей цели, он считает, что свободное воспитание формирует самостоятельность, воображение, дееспособность — качества, необходимые для поддержки и развития демократии. Килпа-трик утверждает: «Если мы представим себе ряд поступков, помещенных на шкале по степеням их значения, начиная от деятельности, происходящей под влиянием прямого принуждения, и до такой, в которую человек вкладывает всю свою душу, то, согласно результату наблюдений, на высшей ступени шкалы должен стоять термин «проект», т. е. «целевой акт»»5.
В России идеи связанные с проектированием как методом деятельного познания, впервые рассматриваются в работах выдающегося русско-
5 Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925. С.43.
го философа Н. Ф. Федорова6. Большое значение в развитии новой школы в России имеют труды и деятельность (начиная с 1905 года) К. Н. Вент-целя7. Независимо от Федорова и Вентцеля, идея проектного обучения впервые была реализована на практике С. Т. Шацким и А. У. Зеленко, которые познакомились с идеями Дьюи во время путешествия по Америке в 1903 г. Начав эту длительную работу в 1905 г., они со своими товарищами организовали в 1907 г. Московское общество «Сет-лемент» (от англ. settlement — колония, поселение), а позднее — общество «Детский труд и отдых». После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 г. Широкое распространение он получил с 1925 г. после перевода на русский язык брошюры У. Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». Из множества модификаций метода на нашей почве наибольшее распространение получила бригадно-лабораторная система.
Во время своего посещения СССР в 1928 г. Дж. Дьюи подробно изучил опыт советских учебных заведений (тогда же он встречался с С. Т. Шацким). «Совершенно независимо от какой-либо экономической теории — коммунистической или индивидуалистической — результаты работы уже имеют значительную педагогическую ценность и обещают вооружить новым и плодотворным методом педагогического исследования», — пишет он в своих «Впечатлениях о Советской России»8.
В тот момент в стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. В первой педагогической энциклопедии под ред. А. Г. Калашникова9 отмечалось, что, несмотря на критические замечания, организация обучения методом проектов получила положительную оценку не только учителей, применявших его в своей практике, но и учителей, наблюдавших за их работой. Однако постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в началь-
6 Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982. C. 429
7 Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу. М., 1906.
8 Дьюи Д. Впечатления о Советской России. Сайт «Ситуация в России». http://www.situation.ru/app/j_art_502. htm (дата обращения: 16.12.17)).
9 Педагогическая энциклопедия/Под ред. Калашнико-
ва А. Г. М., 1927. Т.1.
ной и средней школе» данный метод был запрещен, так как «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов». Формально в СССР опыты в этом направлении надолго прекратились. Но и после этого проектные установки применялись А. С. Макаренко, разработавшем основы логики педагогического мышления.
Начиная с 70-х годов XX века, метод переживает возрождение, особенно активизируясь во второй половине 1990-х годов. Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г. П. Щедровиц-кий в 1968 г. в работе «Педагогика и логика» (полностью опубликована в 1993 г.). Опыт проектирования разрабатывался в рамках СМД-педагогики последователями и учениками Г. П. Щедровицко-го (Ю. В. Громыко, В. И. Слободчиков, Г. Л. Ильин и др.). В разное время применение проектной деятельности в сфере обучения и воспитания исследовали В. П. Беспалько, Н. Г. Алексеев, В. А. Никитин, В. В. Рубцов, В. Е. Радионов, В. В. Гузе-ев, М. В. Кларин, О. С. Круглова, Д. Г. Левитес, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, О. С. Газман и др. Движение в этом направлении особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг.
В 60-70-е гг. XX в. в образовательной среде Западной Европы и США проектная методика пережила свое второе рождение. Это нашло свое отражение в концепциях деятельностного и практико-ориентированного обучения. Современные педагоги в определении понятия «проектное обучение» ориентируются на три основные характеристики в контексте философских взглядов Дж. Дьюи:
4. Осмысление опыта как планомерное знакомство человека с окружающим миром.
5. Формирование образовательной цели развития человека с опорой на демократию в организации обучения.
6. Понятие образа ученика, ориентированного на самоактуализацию и самоорганизацию личности10.
Технико-технологический, информационный скачок, происходивший в мире на протяжении всего предыдущего XX столетия и продолжающийся сегодня, привел к существенному по-
10 Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7-8. 1993. (Сайт: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/ Knoll.html (дата обращения: 16.12.17)).
вышению качества жизни, вместе с тем во много раз увеличив ее интенсивность и изменив структуру человеческой деятельности. Постоянно появляется множество новых факторов, которые начинают активно влиять на жизнь человека. Эпохой без закономерностей, эпохой разрыва назвал наше время ведущий американский экономист и педагог П. Ф. Друкер11. В современном мире человек оказывается в ситуации перманентной неопределенности, в которой гибкость ума и способность применять на деле систематически приобретаемое и постоянно обновляемое знание становится признаком профессионализма. А основным критерием образованности становится способность «посредством знаний учиться тому, как нужно учиться»12.
«Материальные успехи цивилизации грозят обогнать наше социальное и моральное умение охватить выдвигаемые ими проблемы. <.. .> Мы должны, следовательно. изобрести такую относительную систему образования, которая считалась бы с фактом непрерывного роста перемен. Иначе опасность угрожает самой цивилизации», — писал американский педагог У. Х. Кил-патрик в первой четверти XX в.13 «Мы должны поставить себе целью. воспитать такой тип человека, который склонен и может самостоятельно мыслить и принимать решения, который думает свободно»14.
Как показывает исторически опыт идея проектирования всегда актуализируется в эпоху перемен. Сегодня проектная деятельность, обнаруживая универсальность и синтетический характер, привлекает соединением в себе технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал, что позволяет говорить о проектной культуре в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века15.
11 Друкер П. Ф. Эпоха разрыва. Ориентиры для нашего меняющегося общества (The Age of Discontinuity: Guidelines to Our Changing Society). СПб., 2007. С. 15-20.
12 Там же. С. 231-232.
13 Килпатрик В. Х. Воспитание и условиях меняющейся цивилизации. М., 1930. С. 38.
14 Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925. С.85.
15 Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2005. С. 3.
Список литературы:
1. Друкер П. Ф.. Эпоха разрыва. Ориентиры для нашего меняющегося общества (The Age of Discontinuity: Guidelines to Our Changing Society). СПб., 2007. С. 15-20, 231-232.
2. Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу. М., 1906.
3. Дьюи Д. Впечатления о Советской России. Сайт «Ситуация в России». http://www.situation.ru
4. Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000.
5. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925.
6. Килпатрик В. Х. Воспитание и условиях меняющейся цивилизации. М., 1930.
7. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2005.
8. Педагогическая энциклопедия/Под ред. Калашникова А. Г. М., 1927. Т.1.
9. Прокопьева Н. И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становле-
нии и развитии. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». 2004, №№ 2 (32). С. 38-41. (https://elibrary.ru/item.asp?id=29804786 (дата обращения: 16.12.17)).
10. Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982.
11. Шацкий С. Т. Работа для будущего. М., 1989.
12. Bastian J. Freie Arbeit und Projektunterricht/Eine didaktische «Wie-dervereinigung» // Padagogik. Heft 10. 1993.
13. Frey K. (1998): Die Projektmethode. Der Weg zum bildenden Tun. Unter Mitarbeit von Ulrich Schäfer, Michael Knoll, Angela Frey-Eiling, Ulrich Heimlich, Klaus Mie. 8., überarbeitete Auflage. Weinheim und Basel.
14. Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7-8. 1993. (Сайт: http://scholar.lib.vt.edu/ejo urnals/JITE/v34n3/Knoll.html (дата обращения: 16.12.17)).
15. Wilhelm H. Peterßen. Projektlernen im AWT-Unterricht. https://www.sowi-online.de/praxis/m ethode/projektlernen_awt_unterricht.html (дата обращения: 16.12.17)).
400 YEARS OF INNOVATION IN ARTISTIC EDUCATION: LEARNING IN PROJECTING
PROCESS
Volokhov Michael,
Senior Lecturer, Moscow Information Technology University Moscow Architectural and Construction Institute (MITU-MASI) St. 3-ya Cable, 1, p. 1, Moscow, Russia, 111024
Abstract
The intense and fundamental changes that have taken place in all spheres of life in the last ten years have changed the structure of human activity. In these conditions, education becomes one of the factors shaping a new quality of life and the main condition for maintaining the dynamics of the development of society. Today in the Russian vocational education the most effective teaching methods are considered, including the method of projects. Having gone through a long way of development, having survived the years of crisis and undeserved oblivion, the project method again becomes relevant in the new social conditions.
Keywords
Changing civilization, innovation in art education, project method, democracy, practice-oriented education.