Научная статья на тему '300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Предтечи Российской академической мысли'

300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Предтечи Российской академической мысли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Предтечи Российской академической мысли»

Знаменательные даты

300-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА -ПРЕДТЕЧИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

8 (19) ноября 1711 г. родился будущий великий русский естествоиспытатель, философ, историк, лингвист и поэт Михаил Васильевич Ломоносов.

Сын крестьянина-помора рано проявил рвение к знанию и наукам. В возрасте 19 лет Михаил Ломоносов покинул родные места и отправился

в Москву с целью получить такое образование, которое дало бы ему возможность заниматься наукой. Он был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянина из Холмо-гор. Вскоре, однако, признался в обмане, но был оставлен в академии, так как делал большие успехи в учебе.

Юноша серьезно изучил древние языки, в частности, латынь - универсальный научный язык того времени. Позже (в начале 1736 г.) продолжил образование в Петербургской Академии наук, получив право на стажировку в Германию. В ноябре 1736 г. прибыл в Марбургский университет, где занимался естественными науками и философией под руководством Христиана Вольфа - немецкого философа, представителя раннего Просвещения. М. В. Ломоносов мог остаться в Германии, но вернулся.

В 1741 г. Михаил Ломоносов возвратился в Россию и начал заниматься научной работой в Петербургской Академии наук. С 1745 г. - профессор и первый русский по происхождению академик в России. В 1755 г. Михаил Ломоносов основал Московский университет при поддержке влиятельного вельможи И. И. Шувалова.

М. В. Ломоносов - ученый-энциклопедист, совершивший ряд выдающихся открытий в различных отраслях знаний. В русской философии работы М. В. Ломоносова обозначили новое направление: он настаивал на том, что у науки свой объект изучения, она имеет собственное содержание.

Философ развивал мысль о том, что назначение природы есть процесс искания истины, в котором участвует ряд поколений людей. Он полагал, что серьезный тормоз в развитии науки - слепое преклонение перед авторитетами и отжившими теориями [Полн. собр. соч. в 10 т. Т. 1. С. 423].

На страницах нашего журнала мы приводим отрывки из работы М. В. Ломоносова «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года, сочиненная Михаилом Ломоносов - статским Советником, Профессором Химии и Членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской Академии наук» (1766 г.).

М. В. Ломоносов имел намерение сочинить пространственную Историю Российского народа, для чего собрал с великим прилежанием из иностранных сочинений все, что ему показалось полезным к познанию состояния России прежде Рюрика; он описал жития восьми первых Великих князей, сидевших на Российском престоле от 862 до 1054 г. В обращении к читателю издатель писал: «Полезный сей труд содержит в себе древние, темные и самые ко изъяснению трудные Российской Истории части». Обратимся к тексту «О старобытныхъ в Россш жителяхъ и о происхожде-нш Россшскаго народа вообще»:

«Старобытные въ Россш обитатели Славяне и Чудь по предашямъ достовЪрныхъ наших лЪтописателей известны. ДревнЪшше авторы Ски-фовъ и Сарматъ на разныя покол'Ьшя раздЪленныхъ, подъ разными именованиями въ ней полагаютъ. Обои народы одержали великое учаспе в обшир-номъ семъ земель пространстве. Славенское владЪше возросло съ течешем времени. Мнопя области, которыя во самодержавство первыхъ Князей Россшскихъ Чудскимъ народомъ обитаемы были, после Славянами наполнились. Чуди часть съ ними соединилась, часть уступивъ мЪсто, уклонилась далее къ северу и востоку. Показываютъ с!е некоторые остатки Чудской породы, которые по словеснымъ предашямъ отъ Славенского поколения отличаются, забывъ употреблеше своего языка. Отъ сего не токмо многихъ селъ, но рЪкъ и городовъ и целыхъ областей Чудскш имена въ Россш, особливо въ Восточныхъ и Северныхъ краях, поныне остались. Не малое число Чудскихъ словъ въ нашемъ языке обще употребляется.

Соединеше двухъ сихъ народовъ подтверждается согласемъ въ избранш на общее владение Князей Варяжскихъ, которые съроды своими и со мно-

жествомъ подданныхъ къ Славянамъ и Чуди преселились, и соединивъ ихъ, утвердили самодержавство. Въ составленш россшского народа преимущество Славянъ весьма явствуетъ. Ибо языкъ нашъ отъ Славянского происшедшш немного отъ него отменился, и по толь великому областей пространству малыя различш имЪет въ наречшхъ.

Сихъ народовъ, положившихъ по разной мЪрЪ участ!е свое въ составленш Россиянъ, должно прюбрЪсти обстоятельное по возможности знание: дабы увидать оныхЪ древность, и сколь много ихъ дЪла до нашихъ предковъ и до насъ касаются. Рассуждая о разныхъ племенахъ составив-шихъ Росс!ю, никто не может почестьей въ уничижение. Ибо ни о единомъ языкЪ утвердить не возможно, чтобы онъ съ начала стоялъ самъ собою, безъ всякого примЪшешя. Большую часть оныхъ видимъ военными неспо-койствами, преселешями и странствовашями въ таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дашь вящшее1 преимущество».

Сия древняя история Российского народа была продолжена М. В. Ломоносовым в описаниях: о величестве и поколениях славянского народа; о нравах, поведениях и о верах славянских; о переселениях и делах славянских; о Чуди; о Варягах вообще; о Варягах Россах; о происхождении и о древности Россов, о переселениях и делах их; о сообществе Варягов Россов с Новгородцами, также с южными славянскими народами, и о призыве Рюрика с братьями на княжение новгородское... И далее: от начала Княжения Рюрикова до кончины Ярослава первого.

В истории Российского народа Михаил Васильевич Ломоносов не только добросовестно описал события ушедших в лету хитросплетений взаимоотношений коренных народов, но он проявил свою глубокую душевную причастность к историческим предкам российского народа.

В другой своей работе, посвященной Российской грамматике, М. В. Ломоносов пропел гимн слову, способному передать мысли и чувства другому человеку.

Приведем это знаменательное творение Михаила Васильевича, посвященное повелителю многих языков языку Российскому.

(Валерия Мухина)

Вящшее - больший, величайший.

Михайло Ломоносов2

По влагородн^йшемъ даровании, которымъ челов^къ протчихъ животныхъ превосходитъ, то есть правителъ нашихъ д^йствУй разум^, первейшее есть слово, данное ему для соовщенУя съ другими своихъ мыслей. Польза его толь велика, коль далече нын^ простираются происшедшая отъ него въ овществъ челов^ческомъ знанУя; которыя весьма вы т^сно ограничены выли, есть ли вы каждой челов^къ воовраженныя сев^ спосовомъ чувствъ понятУя только въ совственномъ своемъ ум^ содержалъ сокровенны. Когда къ сооруженУю какой ливо махины приготовленныя части лежатъ осовливо, и ни которая

опред^леннаго сев^ д^йствУя другой взаимно не соовщаетъ; тогда все вытУе ихъ тщетно и везполезно.

Подовнымъ овразомъ естьли вы каждой членъ челов^ческаго рода не могъ изъяснить своихъ понятУй другому; то вы не токмо лишены мы выли сего согласнаго овщихъ д^лъ теченУя, которое соединенУемъ разныхъ мыслей управляется; но и едва вы не хуже ли выли мы дикихъ зверей разсыпанныхъ по л^самъ и по пустынямъ. Повелитель многихъ языковъ языкъ РоссУйскУй не токмо овширностУю м^стъ, гд^ онъ господствуетъ но купно и совственнымъ своимъ пространствомъ и довольствУемъ великъ передъ вс^ми въ бвроп^. Невероятно сУе покажется иностраннымъ, и некоторымъ природным РоссУянамъ, которые вольше къ чужимъ языкамъ, нежели к

своему трудовъ прилагали. Но кто не упрежденный великими о другихъ мн^нУями простретъ въ него рузумъ, и

съ прил^жанУем вникнетъ; со мною согласится. Карлъ пятый РимскУй Императоръ говаривалъ, что Ишпанскимъ

языкомъ съ Богомъ, Францусскимъ съ друзьями, Н^мецкимъ с непрУятелями, ИталУянскимъ съ женскимъ поломъ говорить прилично. Но естьли вы онъ Российскому языку выл искусенъ; то конечно къ тому присовокупилъ вы, что имъ со вс^ми оными говорить пристойно. Иво нашелъ вы въ немъ великол^пУе Ишпанскаго, живость Францусскаго, крепость Н^мецкаго, нежность ИталУянскаго, сверьхъ того вогатство и сильную въ изовраженУяхъ краткость Греческаго и Латинскаго языка.

2 Ломоносов М. В. Российская грамматика. Печатана в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук. 1755 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.