Научная статья на тему '3. 3. История изучения таможенного права в России'

3. 3. История изучения таможенного права в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2283
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СБОР НАЛОГОВ И ПОШЛИН / БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ / CUSTOMS POLICY / THE HISTORY OF THE CUSTOMS LAW / CUSTOMS AUTHORITIES / TAXES AND DUTIES / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC POLICY / THE SYSTEM OF TAXATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скоробогатова Людмила Анатольевна

Статья посвящена изучению становления и развития финансового контроля и соответствующих государственных институтов, в частности таможенных органов. Особое внимание уделено источниковой базе, которая определяла зарождение и дальнейшее развитие таможенного права и таможенных отношений в России. Также в статье раскрывается историография проблематики, которая разделена на три этапа: досоветские, советские и современные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF STUDYING OF THE CUSTOMS LAW IN RUSSIA

The article is devoted to studying of development and progress of the financial control and appropriating government institutions, in particular customs authorities. The special attention is given to those sources of law which defined origin and the further development of the customs law and customs affairs in Russia. The article develops the historiography of problematics (the range of problems) which is divided into three periods: presoviet, soviet and contemporary research.

Текст научной работы на тему «3. 3. История изучения таможенного права в России»

3.3. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА В РОССИИ

Скоробогатова Людмила Анатольевна, СевероКавказский научный центр Высшей школы ЮФУ, соискатель

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена изучению становления и развития финансового контроля и соответствующих государственных институтов, в частности таможенных органов. Особое внимание уделено источниковой базе, которая определяла зарождение и дальнейшее развитие таможенного права и таможенных отношений в России. Также в статье раскрывается историография проблематики, которая разделена на три этапа: досоветские, советские и современные исследования.

Ключевые слова: таможенная политика, история таможенного права, таможенные органы, сбор налогов и пошлин, безопасность страны, экономическая политика, система налогооблажения

THE HISTORY OF STUDYING OF THE CUSTOMS LAW IN RUSSIA

Skorobogatova Lyudmila Anatolyevna, the candidate for a degree of North-Caucasian Scientific Centre of Higher School of South Federal University

Annotation: The article is devoted to studying of development and progress of the financial control and appropriating government institutions, in particular customs authorities. The special attention is given to those sources of law which defined origin and the further development of the customs law and customs affairs in Russia. The article develops the historiography of problematics (the range of problems) which is divided into three periods: - presoviet, soviet and contemporary research.

Keywords: customs policy, the history of the customs law, customs authorities, taxes and duties, national security, economic policy, the system of taxation

Изучение многовековой истории, как отечественной, так и зарубежных стран, приводит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба - это один из базовых институтов любой экономики.

Во-первых, это функция регулирования внешнеторгового оборота, сбора пошлин и налогов, а значит пополнения государственной казны.

Во-вторых, она защищает государство от контрабанды товаров, оружия, наркотиков и т.п.

В-третьих, она тем самым обеспечивает безопасность страны.

Особенно высока роль таможенной службы в развитии отечественной промышленности при процессах реформирования экономики и других преобразований в обществе, поэтому неудивителен тот интерес, который проявляли к таможенному делу одни из лучших людей России.

Впервые в России исследования по организации таможенного и налогового дела появились еще в допетровской России. Ордин-Нащокина обрели реальные формы в законодательстве того времени. Так Ордин-Нащокин был одним из создателей Новоторгового Устава 1667г. в котором была сформулирована экономическая политика страны. Значение экономической доктрины трудно переоценить.

Государственный бюджет, в терминологии XVII в. «оклад», тогда формировался из прямых податей и косвенных сборов. Прямые подати составляли до 40 % всех поступивших в казну средств (пятинные деньги, оклады, данные, оброчные деньги, подать, тягло и др.). Кроме основных прямых налогов существовали и специальные прямые налоги, например, ямские, поло-няничные деньги, стрелецкая подать.

Понятно, что столь сложная система налогообложения требовала систематизации, следовательно, была проведена перепись населения, а сборы стали определяться не «с сохи», как было принято прежде, а «с дворового числа». Унифицировались и размеры налогов. Косвенные налоги, так называемые «неокладные доходы» давали около 60 % средств, поступивших в казну. «Неокладные доходы» складывались из различных государственных и судебных пошлин и во многом определяли экономическую политику страны. Новоторговый устав отменял множество мелких пошлин, взимавшихся как натурой, так и в денежном эквиваленте (подушное, мостовое, гостиное, свальное и др.). Некоторые из отменявшихся пошлин, существовали еще с периода Древнерусского государства. Вместо названных пошлин вводились единые сборы, четко фиксируемые в денежном выражении (10 денег с 1 рубля). Ставка налога для продавца оставалась прежней и учитывала, что при покупке товара купец уже заплатил 2,5 % от его стоимости. Указанная сумма засчитывалась в последующем при сборе пошлины с оптового покупателя. Далее, Новоторговый устав ставил отечественных купцов в более выгодное положение, так как всячески ограничивал проникновение на российский рынок иностранцев. Здесь предусматривались более высокие пошлины на конкурирующие иностранные товары, однако поощрялись ввоз в страну капитала («золотых монет») и организация в стране мануфактурного производства. При этом иностранные купцы могли получить соответствующие грамоты, дававшие право на закупку товаров для казны. Новоторговый устав 1667 г. регламентировал и детализировал осуществление торговых операций внутри страны. Купцы европейских торговых компаний не имели права торговать в розницу, а оптовую торговлю разрешалось вести только с московскими купцами или с купцами тех городов, где иностранные купцы имели свои представительства. Кроме того, правительство административно вводило жесткий «валютный курс» по которому осуществлялись торговые операции. При вводе в страну иностранные золотые монеты приравнивались к 1 русскому рублю, а менее полновесные монеты «ефимки» к полтине (50 коп.). Жесткий «валютный курс» вполне согласовывался с денежной реформой 1662-1663 гг., унифицировавшей денежную 1

систему страны.

Осуществление экономической политики, предложенной реформаторами XVII в. позитивно сказалось на последующей динамике социально-экономического развития России. Складывание всероссийского рынка и зарождение буржуазных элементов русской экономики было во многом связано с экономической доктриной России, предложенной А.Л. Ордин-Нащокиным и начавшей осуществляться при его непосредственном участии.

В изучении проблематики становления и эволюции финансового контроля и соответствующих государст-

1 Бушуев С.В. История государства Российского: Историкобиблиографические очерки. Кн. II. ХУМ-ХУШ в.в. - М., 1994.

венных институтов четко прослеживаются досоветские (до 1917 г.), советские исследования (1917-1991 гг.), и современные работы (с 1992 г.). Такая периодизация характерна и для общероссийской и для региональной историографии. Здесь же правомерно выделить общетеоретические исследования, обобщающие работы по теории и истории права, государствоведения, финансового права, А.Ф. Поворинского, «Систематического указателя русской литературы по гражданскому праву с 1758 по 1904 гг.», 2 А.И. Новицкого,3 словарь Брокгауза и Эфрона,4 А.Н. Хоткевича, С. Дворжицкого, Я. Гурлянда Д. Асоскова, Д. Векера и др.

После Октябрьской революции, в условиях жесткой государственной монополии в отношении внешней торговли, таможенные органы во многом утратили свою экономическую и регулятивную роль. В послевоенные годы значительно возрос уровень развития внешнеэкономических связей Советского Союза. Этот этап поставил новые задачи перед таможенными органами СССР, что в свою очередь, потребовало приведения в соответствие с новыми условиями таможенное законодательство СССР. Так, 28 июля 1961 г. Совет Министров СССР своим постановлением утвердил Таможенный тариф СССР. 5 мая 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Таможенный кодекс Союза ССР, введенный в действие с 1 июля 1964г. Кроме того, значительно расширились международные связи и укрепилось деловое сотрудничество таможенных органов СССР с таможенными управлениями других социалистических стран. Сложились определенные и весьма эффективные формы такого сотрудничества, осуществляемого на двусторонней и многосторонней основе. Это также потребовало проведения исследований международноправовых аспектов осуществления таможенного контроля, изучения возможностей дальнейшего совершенствования международно-правовых форм сотрудничества социалистических государств по таможенным вопросам.

Таким образом, вопросы таможенной политики и правовых форм ее осуществления выявили свое непосредственное отношение не только к внутренним, но и к внешним функциям государства, что, в свою очередь, предполагало как внутригосударственную, так и международно-правовую регламентацию таможенного контроля.

Под влиянием отмеченных выше моментов, отражающих реальные процессы правового регулирования таможенных отношений в СССР, наметился сдвиг в сторону более интенсивного научного исследования правовой природы таможенных органов СССР. На страницах юридических изданий чаще стали появляться публикации по проблемам таможенного права СССР и зарубежных стран.

2 Поворинский А.Ф. Систематический указатель русской литературы по гражданскому праву, 1758 по 1904 гг. / Исслед частн. права; Научн. ред. О.Ю. Шилохвост. - 3-е изд., перераб. и доп. -М., 2001.

3 Новицкий А.И. Историческое обозрение законодательства о крепостной пошлине в России. СПб., 1862.

4 Энциклопедический словарь, изд. Брокгаузом и Эфроном. СПб., 1898. Т. XXIV. Кн. 8. Стр. 825-828.

5 Гурлянд Я. О сборе в доход города с запродажной записи. // Судебный вестник. 1869. № 256; Дворжицкий С. О. взимании сборов в доход города. // Юридический вестник. 1884. Кн. 4; Асосков К. О городских сборах с актов. //Судебная газета. 1896, № 10. С. 10; Д. Векер. Вправе ли мировые судьи взыскивать в доход города сбор с векселей при предъявлению их к взысканию. // Судебная газета. 1898. № 26. С.4-54 С.К. Кузнецов. Сбор по месту совершения Актов. // Право. 1899. № 35. Стб. 1638-1639.

Непосредственной целью учебника К.К. Сандровско-го "Таможенное право", изданного в Киеве в 1974г. стала попытка комплексного рассмотрения вопросов таможенного права как учебной дисциплины. Такая попытка предпринималась в современной советской юридической литературе впервые, хотя преподавание курса таможенного права велось на протяжении ряда лет в некоторых вузах СССР. Эти же вопросы рассматривали в своих работах В.Г. Храбсков (Таможня и закон. М., 1979г.) и Н. Марков (Таможенное право СССР. Иркутск, 1978г.) и др.

В современный период таможенная служба стремительно возрождается, утверждается, наращивает свои усилия по укреплению Российского государства.

Таможенное дело появилось и существует потому, что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. Возрастание массы движимого имущества, обращающегося между разными странами, повышает объем и значение таможенного дела. Оно является составной частью государственного механизма, его внутренней и внешней политики. Необходимо подчеркнуть, что, как и оборона страны, государственная безопасность, эмиссия денег, таможенное дело входит в сферу монополии государства, им занимается только государственный аппарат. Таможенный механизм поэтому отражает все основные тенденции развития государства.

Выделение российской государственности в связи с распадом СССР, суверенизация бывших союзных республик, а в дальнейшем и полное их отделение, последовавшие затем процессы реформирования государственного аппарата, формирования собственной государственной границы, коренные преобразования системы отечественного законодательства, - все это создало принципиально новые условия для межгосударственного товарного обмена, вовлекая в орбиту внешнеэкономических связей все новые предприятия и организации.

Становление российского таможенного дела связано и с коренными экономическими преобразованиями в стране: демократизацией общественно-политической жизни Российской Федерации и переходом к рыночной экономике, признанием плюрализма форм собственности, созданием условий для развития частной собственности, резким сокращением использования в хозяйственной сфере административных (прямых) методов управления с более широким применением экономических (косвенных) методов государственного руководства экономическими процессами. Особое значение для таможенного дела имел отказ в 1989 г. от абсолютной государственной монополии во внешнеполитической деятельности, внешней торговли, в результате чего таможенной службе пришлось вести работу не с десятками государственных внешнеторговых объединений, а со многими тысячами участников внешнеторговой деятельности, представляющих разные организационно-правовые формы хозяйствования. Вместо командно-административных регламентации экспортно-импортных поставок товаров в новых условиях хозяйствования государство использует разнообразные экономико-правовые регуляторы, включая и систему таможенного контроля. Таможенное регулирование процесса товарного обмена во многом ново для отечественной экономической науки и хозяйственной практики. Вместе с освоением "правил игры" рынка приходится создавать и механизм таможенного регулирования рыночных отношений.

И третья основная тенденция, оказавшая серьезное

влияние на таможенное дело - это последовательно проводимый курс на развитие связей России с другими государствами, укрепление международного сотрудничества, постепенную экономическую интеграцию с развитыми странами. Органичной частью этого процесса является развитие внешнеэкономических связей, таможенное сотрудничество, создание таможенных союзов.

В последнее время появилась целая серия основополагающих правовых актов по таможенному делу -Таможенный кодекс РФ и Закон "О таможенном тарифе", другие законы, регулирующие таможенные отношения, а так же многочисленные текущие акты Президента, Правительства, ГТК и других государственных органов, имеющих важное значение для регулирования отношений в таможенной сфере.

Принципиально новое положение таможенной службы в структуре государственных органов современной России, усиление ее роли в защите национальных интересов, повышение вклада таможенников в формирование федерального бюджета вызывает закономерный интерес к организации таможенного дела, к его многовековой истории, к месту его в системе национального права, к соотношению с другими отраслями права, прежде всего с такими профилирующими как Конституционное и Административное право, к основным понятиям и категориям таможенного дела, к современным проблемам его становления и развития.

Значительное влияние по вопросам комплексного рассмотрения таможенного дела в современной юридической литературе уделялось такими авторами, как Д.Н. Бахрах, Д.В. Осинцева, С.В. Кивалова6, И.М. Че-макин7, Б.Н. Габричидзе, В.А. Максимцев, Ю.А. Воробьев8, А.Н. Козырин9, А.Ф., Ноздрачев10 и другими видными учеными-юристами.

Невозможно оценить роль и место таможенных органов в Российской Федерации в системе государственного аппарата без учета исторических корней развития таможенного дела в России на региональном примере.

В Ростовской области исследования истории института таможенной службы стало предметом диссертационной работы В.В. Петращука.11 Он представил добротный историографический обзор таможенной и налоговой служб на Юге России. Среди рассмотренных им работ советских авторов, затрагивающих историю после 1917 г. заслуживают внимания только те работы, которые как-либо освещают интересующую соискателя тематику.

Литература о советском периоде в истории советского строительства и формирования налоговой системы также достаточно разнообразна. Она представлена центральными и местными изданиями, опирается на публикациях законов и подзаконных актов советской власти, а также на комментариях к ним, инструкциях, разъяснениях.12 Партийные документы также не менее

6 Бахрах Д.Н., Осинцева Д.В., Кивалова СВ. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995.

7 Чемакин И.М. Практикум по таможенному праву России. М, 1995.

8 Габричидзе Б.Н., Максимцев В.А., Воробьев Ю.А. Таможенное право. М.,1997.

9 Козырин А.Н. Таможенное право России. М., 1995.

10 Ноздрачев А.Ф. Таможенное право. М., 1998.

11 Петращук В.В. История таможенной службы на Дону. - Ростов-на-Дону, 2006.

12 Сборник декретов и распоряжений по финансам. Т. IV. - Пг.,

1921. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энцик-

лопедия. Изд. второе. - М., 1987. С. 482; Дмитриев М. Налоговая

важны, поскольку для советского строя характерным является руководящая роль партии и контроль партии над государственными органами.13 Воспоминания, мемуары советских и партийных деятелей, их выступления и отчетные доклады являются, одновременно источниками и первыми в историографии аналитически-

14

ми материалами о советской налоговой системе.

В советское время в местных изданиях также рассматривалась история налоговой службы, стал приводиться сравнительный анализ.15 В 1920-е годы упоминалось о привлечении в финотделы дореволюционных специалистов, поэтому в отчетах того времени скупо сообщается о позитивном досоветском опыте, а налоговые участки периода НЭПа совпадали с теми, что были в Ростове до 1917 г.

Но уже после административных реформ, в 1930-х гг. содержание работ меняется, позитивный досоветский опыт отвергается, а старая налоговая система объявляется реакционной, фискальной.

В таком ракурсе вопрос рассмотрен в аналитических материалах 1930-1940-х гг. Такой же вывод предложен М. Дмитриевым, а также коллективным отчетом финотдела Ростова-на-Дону.16 Однако, если М. Дмитриев представил минимум информации о советских и современных налоговых институтах, то «Руководство» является по форме практикумом, рассмотревшим позитивный податной опыт до 1917г.17 Тематика истории налогов Ростова и области была продолжена и в 19301960-х гг., уже обосновывая преимущество советской финансовой системы над отечественной дореволюци-онной.18 По сути, они представляли собой серьезные

политика Советской власти // Юго-восток, 1922. № 2. С. 53-57; В учреждениях НКФ. Деятельность коллегии НКФ // Известия Народного комиссариата финансов. 1921. № 11. С. 19; Массалова М.Л. 2-й Донской областной съезд Советов (17-20 июня 1920 г.). По материалам партархива Ростовского обкома ВКП (б). // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 2. - Ростов-на-Дону, 1940; Голубев М.И. Проведение в жизнь аграрных законов советской власти на дону в 1920-1925 гг. Автореферат диссертации представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук.- Ростов-на-Дону, 1962; Беспалова А.Г. Борьба за хлеб на Дону в 1920 г. // Авторефераты научноисследовательских работ Рост. н/Д гос. ун-та за 1958 г. - Ростов на-Дону, 1959; Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура и социальные отношения. - Ростов-на-Дону, 1979.

13 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 1-2. - М., 1970.

14 Альский М. Наши финансы за время гражданской войны и НЭПа. - М, 1923. С. 25-39; Зверев А.Г. Записки министра. - М., 1973. С. 244. Финансовые вопросы на III Сессии ВЦИК IX созыва. Доклад члена Коллегии НКФ тов. Альского о налоговом законодательстве НКФ // Вопросы финансов. 1922. № 15. С. 2-6; Крестин-ский Н. Финансы и бюджет. Доклад на 9 - м Всероссийском съезде Советов. - М., 1922. С. 8, 39. Временное положение о местных финансах // III сессия ЦИК СССР. - М., 1923; Гроссман В. Наружный налоговый аппарат // Вестник финансов. 1923. №41-42. С. 111-12; Финансовые вопросы на III Сессии ВЦИК IX созыва. Доклад члена Коллегии НКФ тов. Альского о налоговом законодательстве НКФ // Вопросы финансов. 1922. № 15. С. 2-6; Крестин-ский Н. Финансы и бюджет. Доклад на 9 - м Всероссийском съезде Советов. - М., 1922. С. 8, 39.Временное положение о местных финансах // III сессия ЦИК СССР. - М., 1923.

15 Государственные и местные налоги и сборы за 1922-1923 бюджетный год. - Ростов-на-Дону, 1924; Бюджет г. Ростова и Нахичевани-на-Дону на 1925-1926 гг. - Ростов-на-Дону, 1926.

16 Дмитриев М. Налоговая политика Советской власти. // Юго-восток, 1922. № 2. С. 53-57; Донской округ. Финотдел. Цели и задачи самообложения населения. - Ростов-на-Дону, 1928.

17 Донской окружной финотдел. Руководство по взиманию сборов для финработников Донского органа. - Ростов-на-Дону, 1926.

18 О проведении общественного смотра работы налоговых инспекторов. - Ростов-на-Дону, 1939; Развитие финансовокредитного механизма в российской экономике. - Ростов-на-Дону,

аналитические отчеты, отчасти, находившие положительное в организации института финансовой службы досоветского Ростова.

Так историки Л. Берз, Е.И. Демешина и К.А. Хмелев-ский рассмотрели реализацию политики военного коммунизма на Дону. 9

В работе Л.Г. Воскобойникова и Д.К. Прилепского в ракурсе адаптации казачества к социализму кратко рассмотрена экономическая политика советской власти в казачьих регионах страны.20 Эмигрантский историк А.А. Гордеев разоблачил экономическую политику советской власти с ее системой экспроприаций и продразверстки, противоречащей самой сути налоговой системы.21

Советская налоговая система, ее становление и особенности на Дону отражены в нескольких специальных исследованиях. В кандидатской диссертации Н.В. Звездовой предложена краткая характеристика экономической политики и продразверстки в годы Гражданской войны.22 Экономическая политика и, кратко, реализация налогового гнета как расказачивания, рассмотрены в работе С.А. Кислицына.23 Аналогичная концепция, только относящаяся к несколько более позднему периоду коллективизации охарактеризована в работе Е.Н. Осколкова. Хлебозаготовки в 1932-1933 гг. можно рассматривать как переход от налогов к чрезвычайной налоговой политике - экспроприации излишков.24 Не менее значимы и работы К.А.Хмелевского, С.К. Хмелевского, П.Г. Чернопицкого, А.И. Козлова и других авторов, по которым также можно проследить формирование советской налоговой системы на Дону во временном промежутке от Гражданской войны и до коллективизации.25 В диссертации Р.Н. Марченко рассмотрена сельская община Юга России, в том числе и на Дону на протяжении 1920-х гг., следовательно и продналог, политика НЭПа.26

Обзор работ по истории государства и права В.В. Петращука показывает сложность формирования и развития проблемы истории налогового института, а также необходимость серьезного переосмысления названной проблематики в современной отечественной

1998; Ростовская область в цифрах. - Ростов-на-Дону, 1978; Ростовская область за 50 лет. - Ростов-на-Дону, 1967.

19 Берз Л., Хмелевский К. Героические годы. Октябрьская революция и гражданская война на Дону. Исторический очерк. - Ростов-на-Дону, 1964; см. также: Демешина Е.И., Хмелевский К.А. История донского края. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1983;Краткий очерк истории революции на юго-востоке (19171920). - Ростов-на-Дону, 1924.

20 Воскобойников Г.Л., Прилепский Д.К. Казачество и социализм. Исторические очерки. - Ростов-на-Дону, 1986.

21 Гордеев А.А. История казаков: Великая война 1914-1918 г.г. Отречение государя. Временное правительство и анархия. Гражданская война. - М., 1993.

22 Звездова Н.В. Местная власть в Области Войска Донского и ее реформирование 1917-1918 г.г. Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 1997.

23 Кислицын С.А. Советское государство и политика расказачивания. - Ростов-на-Дону, 1996.

24 Осколков Е.Н. Голод 1932-1933: Хлебозаготовки и голод 1932-1933 г. в Северо-Кавказском крае. - Ростов-на-Дону, 1991.

25 Хмелевский К.А., Хмелевский С.К. Буря над Тихим Доном. Исторический очерк о гражданской войне на Дону. - Ростов-на-Дону, 1984;Чернопицкий П.Г. Деревня Северо-Кавказского края в 1920-1929 г.г. - Ростов-на-Дону, 1987; Казачьи сообщества как пример самоорганизации внесословных и внеклассовых социальных слоев ХVI-ХVII веков. // Сословия и государственная власть в России. ХV - середина Х1Х в.в. Ч. II. - М., 1993; Козлов А.И. Казачья окраина России. - Ростов-на-Дону, 1992.

26 Марченко Р.Н.Сельская община на Юге России в 20-е гг. ХХ

в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канди-

дата исторических наук. (07.00.02.). - Новочеркасск., 2005.

историко-правовой науке. «Степень научной разработанности темы» подсказывает также, что диссертация может в какой-то степени восполнить пробел в отечественной историко-правовой науке. Проблематику формирования и последующего развития института налоговой службы на Дону можно назвать весьма актуальной и в научном плане неисследованной.27 Не менее интересны и современные диссертационные работы, где также исследуется юридическая литература, касающаяся и аспектов финансовой налоговой служб.28

Таким образом, историография генезиса и развития таможенного и финансового дела показывает, что данная проблематика в научном плане исследована, в том числе, в региональном аспекте, лишь отчасти. На общем фоне социально-экономического развития России, выявляются таможенная и налоговая политика страны, а также организационные формы осуществления этой политики в виде таможенной службы, податного института, финансовой инспекции и налоговых органов в Российской империи, СССР, а затем и в Российской Федерации.

РЕЦЕНЗИЯ

Изучение работы на тему «История изучения таможенного права в России» дает основание, прежде всего, заключить, что проблема статьи весьма актуальна и, более того, весьма перспективна в теоретическом и практическом отношении.

Изучение многовековой истории, как отечественной, так и зарубежных стран, приводит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба - это один из базовых институтов любой экономики. Во-первых, это функция регулирования внешнеторгового оборота, сбора пошлин и налогов, а значит пополнения государственной казны. Во-вторых, она защищает государство от контрабанды товаров, оружия, наркотиков и т.п. В-третьих, она тем самым обеспечивает безопасность страны.

Особенно высока роль таможенной службы в развитии отечественной промышленности при процессах реформирования экономики и других преобразований в обществе, поэтому неудивителен тот интерес, который проявляли к таможенному делу одни из лучших людей России.

Необходимо выделить историографию изучения происхождения и развития таможенного и финансового дела, которая показывала, что данная проблематика в научном плане исследована, в том числе, в региональном аспекте, лишь отчасти. На общем фоне социально-экономического развития России, выявляются таможенная и налоговая политика страны, а также организационные формы осуществления этой политики в виде таможенной службы, податного института, финансовой инспекции и налоговых органов в Российской империи, СССР, а затем и в Российской Федерации.

Итак, по своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности и достоверности выводов статья на тему «История изучения таможенного права в России» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного вида, поэтому статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

РЮИ РПА МЮ РФ, каф. государственно- правовых

дисциплин, профессор, д.ю.н. В.К. Цечоев

27 Петращук В.В. Организационно-правовые формы становления и развития института налоговой службы на Дону: историкоправовое исследование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. (12.00.01.). - Ростов-на-Дону, 2006.

28 Гринев В.А. Формирование историко-правовой науки России. - Ростов-на-Дону, 2008; Малихов А.В. Историография советской и зарубежной русской историко-правовой науки (1917-1990 - е гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Краснодар, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.