Донцов А.И., Ждан А.Н.
К 250-летнему юбилею Московского университета
25 января 1755 г. Указом императрицы Елизаветы Петровны был основан Московский университет. Проект об учреждении университета и двух гимназий был разработан великим русским ученым-энциклопедистом М.В. Ломоносовым и представлен в Сенат выдающимся государственным деятелем, фаворитом императрицы И.И. Шуваловым. Этот день - 25 января - стал днем основания университета. Торжественная церемония открытия - инаугурация -состоялась 26 апреля 1755 г. в «Аптекарском доме» у Воскресенских ворот на Красной площади (ныне на этом месте находится здание Исторического музея) одновременно с торжествами по случаю годовщины коронации императрицы Елизаветы.
Создание университета было подготовлено всем ходом развития России после преобразований Петра I и вызвано потребностями в высшем учебном заведении, «чтобы, - как говорилось в Указе об учреждении университета. - способом пристойных наук возрастало в пространственной нашей Империи всякое полезное знание». В год основания он состоял из 10 кафедр, объединенных в три факультета: юридический - кафедры всеобщей и российской юриспруденции и политики, т.е международного права и истории международных отношений; медицинский, охватывавший не только саму медицину, но и другие естественные науки, имел кафедры - «химии физической и особливо аптекарской», натуральной истории, анатомии с медицинской практикой; философский - кафедры философии (логика, математика и нравоучение), физики экспериментальной и теоретической, ораторского искусства и поэзии, всеобщей и российской истории с вспомогательными науками древностями и геральдикой.
В последующем структура университета неоднократно изменялась и в настоящее время включает двадцать девять факультетов, а также научно-исследовательские институты, межфакультетские кафедры, научно-исследовательский
вычислительный центр, Ботанический сад, музеи, фундаментальную научную библиотеку, издательство и типографию.
Университет никогда не оставался замурованным чертогом академической учености, высоко держал знамя истинной науки, которая не только не чуждается жизни, но и сама становится крупной социальной силой.
В обществе также росло понимание особой роли Московского университета в жизни России. Влиятельные и состоятельные
россияне оказывали университету существенную материальную поддержку. Известны пожертвования известных уральских горнопромышленников Демидовых, княгини Е.Р. Дашковой.
В XIX в. в университете создаются научные общества, приобретающие мировой авторитет: истории древностей российских (1804), Московское общество испытателей природы (1805), общество любителей российской словесности (1811), любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), московское археологическое (1864), московское психологическое (18850, педагогическое (1898.. Среди их почетных членов Ч. Дарвин, А. Гумбольдт, И. Гете, Т. Фарадей, Г. Гелъмголъц, В. Вундт, деятели отечественной науки и культуры - Н.Е. Жуковский, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, Л. Толстой, И.М. Сеченов. По инициативе и при содействии университета возникли известные московские музеи: Политехнический (1877), Исторический (1833), Зоологический (18630, Антропологический (1879). Профессором Московского университета И.В. Цветаевым в 1912 г. был основан Музей изящных искусств, ныне - Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Справедливо звучат слова историка А.А. Кизеветтера: «Московский университет - наша духовная отчизна».
Уже XIX в. Московский университет становится культурным центром не только Москвы, но всей России. В университете учились Фонвизин, Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Тютчев, Герцен, Островский, Тургенев, Чехов, Белый, Пастернак, Собинов, Вахтангов. Воспитанниками университета были композитор, основатель Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн, основатель русской научной физиологии И.М. Сеченов, хирург Н.И. Пирогов.
В XIX в. начинается формирование научных школ. Здесь сложились научные школы физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева, механиков и аэродинамиков Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина, геохимика, основоположника теории биосферы В.И. Вернадского, историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, психолога Г.И. Челпанова.
Московский университет всегда, и особенно в трудные периоды истории был вместе со своей страной, со своим народом. В тяжелые годы Великой отечественной войны многие преподаватели и сотрудники сражались на фронтах, около двух тысяч из них не вернулись. Своими достижениями ученые МГУ внесли значительный вклад в дело обороны страны и развитие ее экономики. Более трех тысяч научных разработок по стратегическим оборонным направлениям было выполнено в университете в военное время.
Среди ученых, составивших гордость науки XX в. -А.Н. Колмогоров, Н.Н. Боголюбов, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А.Н. Несмеянов, И.Е. Тамм, Н.Н. Семенов, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и многие другие. Сегодня Московский университет - крупнейший классический университет России. В университете работают более двух тысяч докторов и пяти тысяч кандидатов наук, около трехсот членов Российской академии наук и отраслевых академий. Из 18 российских Нобелевских лауреатов 11 являлись выпускниками или профессорами московского университета.
Главным достоянием и предметом гордости университета являются его выпускники. Ежегодно диплом МГУ получают более пяти тысяч высоко квалифицированных специалистов. Среди них -выдающиеся ученые, политические и государственные деятели, дипломаты, журналисты.
Свой 250-летний юбилей Московский университет встречает с новыми большими планами. На Воробьевых горах на территории, прилегающей к комплексу высотных зданий МГУ, построенных в 1953 г., возводится комплекс новых университетских зданий -фундаментальная библиотека, новые корпуса и университетский медицинский центр.
Важнейшие особенности университета своеобразно преломились в развитии университетской психологии, представленной в нем с самого начала. В XVIII-XIX вв. психологическая мысль развивалась в Московском университете в русле таких областей как философия, медицина, естественные и юридические науки. На юридическом факультете его выпускник историк и юрист К.Д. Кавелин выступил с проектом научной психологии, ориентированной на историю и культуру (1862).Ученые-естественники - биолог К.Ф.Рулье, физиологи Е.О.Мухин, Е.И.Дядьковский, А.М.Филомафитский давали естественно-научные объяснения психических явлений. Выпускник, а в период 1889-1901 гг. - профессор медицинского факультета И.М.Сеченов разработал программу естественнонаучной психологии, оказавшую огромное влияние на последующее развитие отечественной психологии. На кафедре зоологии физико-математического факультета работали известные биологи В.А.Вагнер, А.Н.Северцов, деятельностью которых в продолжение и на основе идей К.Ф.Рулье создавалась университетская научная школа сравнительной психологии. Мировую известность получили зоопсихологические исследования Н.Н.Ладыгиной-Котс, посвященные изучению познавательных способностей и поведения обезьян.
Значительный вклад в психологию внесли врачи-психиатры. В 1895 г. А.А.Токарский создал в структуре Психиатрической клиники медицинского факультета Психологическую лабораторию. Г.И.Россолимо организовал при Неврологическом институте медицинского факультета лабораторию экспериментальной психологии. Из этой работы вырос его метод количественной оценки психических процессов - «Психологические профили» (1909).
Свое наибольшее развитие психология получила в университетской философии. Философы - П.Д.Юркевич, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Л.М.Лопатин, Г.Г.Шпет внесли значительный вклад в разработку психологических проблем и в преподавание психологии. М.М.Троицкий выступил с идеей объединить всех действующих в университете специалистов, обращавшихся к психологическим вопросам.. Исполнение этой идеи воплотилось в создание при университете Психологического общества (1885). Таким образом, наше профессиональное сообщество впервые сложилось в Московском университете. Общество издавало свой журнал - «Вопросы философии и психологии» (1889-1918), первый в России психологический и философский журнал.
Новая эпоха в развитии психологии в Московском университете связана с деятельностью Г.И. Челпанова (в университете 1907-1923). Его выдающаяся роль заключается в создании при московском университете учебно-научного Психологического института (1912, официальное открытие 1914), и системы университетского профессионального психологического образования. Институт стал крупным центром теоретической и экспериментальной психологии. Здесь сложилась первая научно-образователъная университетская психологическая школа, из которой вышли многие известные психологии - Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, С.В. Кравков, и в том числе основатель и первый декан факультета психологии МГУ - А.Н. Леонтьев. В 20-х годах в Психологическом институте работал выпускник юридического факультета Л.С. Выготский, основавший культурно-историческую концепцию, в русле которой развивались возникшие в университете в последующем школы психологии деятельности.
В последующий период в университете сложились новые крупные научные школы. С.Л. Рубинштейн, заведующий кафедрой психологии, созданной в структуре философского факультета (1942), основал здесь научную психологическую школу, известную как субъектно-деятельностный подход. Эта школа подготовила многих крупных ученых, среди которых Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, А.М. Матюшкин,
И.С. Якиманская. Аспирантами созданного и руководимого Рубинштейном Сектора психологии Института философии АН СССР были Е.Н. Соколов, М.Г. Ярошевский. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга воссоздания созданной Г.И. Челпановым и прекратившей существование в 30-е годы системы подготовки психологических кадров. Под руководством С.Л. Рубинштейна она велась на двух отделениях: на психологическом отделении философского факультета (с 1943 г.) и на отделении русского языка, логики и психологии филологического факультета (1947-1957). К работе в университете Рубинштейн привлек крупных ученых Москвы - как сотрудников Психологического института (выведенного из структуры университета в 1944), так и из других научных институтов. На кафедре работали А.Н. Леонтьев (с 1942 г.), Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, А.А. Смирнов, П.М. Якобсон, П.Я. Гальперин (с 1943 г.), А.Р. Лурия (с 1945 г.) и другие известные ученые.
С открытием факультета психологии (1966) началась современная эпоха в развитии университетской психологии. Факультет стал крупным научным центром и центром по подготовке профессиональных кадров психологов. Сложились и развиваются крупные научные школы: психология деятельности А.Н. Леонтьева, школа П.Я. Гальперина, психофизиологическая школа Е.Н. Соколова, нейропсихологическая школа А.Р. Лурия, патопсихологическая школа Б.В. Зейгарник, социально-психологическое направление, созданное Г.М. Андреевой. На базе этих школ к настоящему времени выросли крупные научные направления, которые приобрели или приобретают статус самостоятельных школ, сохраняющих преемственную связь с классическими школами основателей университетской психологии.